Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 13:44, курсовая работа
Основная цель данной работы − предложить способы совершенствования методов оценки результатов труда персонала в ОАО «Сбербанк России».
Задачи:
- изучить теоретические аспекты мотивации трудовой деятельности;
- выявить формы и методы оценки персонала, применяемые на данном предприятии;
- проанализировать преимущества и недостатки существующих форм и методов оценки персонала;
- определить возможные направления работы по повышению мотивации труда.
Рисунок 1.1 - Циклы управления персоналом
Направления оценки персонала могут быть самыми различными и зависят от целей и задач, поставленных перед исследованием. В целом по предприятию следует проводить комплексную оценку. Она позволит как осуществить оценку работников, основываясь на объективных и субъективных показателях, так и оценить деловые характеристики работника, его потенциал, который организация должна использовать с максимальной отдачей.
Деловая оценка персонала - это процесс установления соответствия профессиональных и личностных характеристик работника требованиям должности, которую он занимает или на которую претендует. Для установления соответствия необходимо не только четко очертить круг исследуемых характеристик, но и установить критерии оценки.
Коллектив авторов под руководством А.Я. Кибанова выделяет три основные цели деловой оценки:
1) выбрать место в
2) разработать пути
3) определить соответствие заданным критериям оплаты труда и установить ее величину.
Деятельность работников предприятия всегда находится под пристальным вниманием руководства. Любой руководитель в течение рабочего дня неоднократно выносит суждения, дающие характеристику действиям подчиненного, основываясь на собственных наблюдениях и собирая информацию о том, как выполняется работа. По сути, это уже и есть оценка. Однако в рамках системы управления персоналом, являющейся частью менеджмента организации, оценке результатов труда и эффективности труда персонала отводится особая роль. Оценивание представляется в виде тщательно организованных процедур, проведение которых позволяет планомерно собирать и накапливать информацию о результатах работы, деловых характеристиках персонала, принимать обоснованные управленческие решения, выявлять резервы роста и развития. Причем в ходе оценочных процедур устанавливается не только соответствие профессиональных параметров исполнения требованиям работы, но и некоторые особенности индивидуального поведения, оказывающие влияние на результаты труда, например, следование принципам, нормам и правилам, установленным в организации.
Оценка результатов и эффективности труда - это процесс установления соответствия результатов труда и деловых характеристик работника требованиям работы и организации.
Субъектами оценки выступают руководители различных уровней управления, поскольку они осуществляют оценивание и принимают определенные решения в отношении работников, а также кадровая служба, как разработчик и координатор проведения оценочных процедур.
Выделим наиболее важные цели оценки:
•обзор прошлого исполнения работы;
•улучшение текущего исполнения;
•установление целей работы на будущее;
•выявление и оценка потребностей в профессиональном обучении и развитии;
•оценка будущего потенциала и возможностей продвижения;
•оценка возможностей изменения уровня оплаты труда.
Задачи оценки персонала:
•сбор и анализ информации о деятельности сотрудника, результаты которых используются в администрировании и в процессах управления персоналом;
•управление производственной деятельностью работника, поскольку оценка позволяет оперативно регулировать трудовой процесс и улучшать его результаты;
•рациональное использование сотрудника, поскольку оценка обязательна при занятии рабочего места, повышении по служебной лестнице, перемещении, принятии решения об оставлении рабочего места;
•развитие персонала, т.к обеспечивает выбор достойных поощрения и профессионального продвижения работников, выяснение целей дальнейшей профессиональной подготовки;
•трудовая мотивация, т.к оценка является импульсом к сознательной самооценке деятельности сотрудников, направленной на повышение достижений;
•определение размеров вознаграждения, т.к только при объективной оценке достижений сотрудника возможно справедливо оплатить его труд.
Оценка в том или ином виде проводится на каждом этапе работы с персоналом:
•подбор кандидата на вакантную должность: оценка необходима для установления соответствия умений и навыков кандидата (как профессиональных, так и личностных) должностным требованиям и корпоративной культуре компании;
•в ходе прохождения испытания (испытательного срока): целью является дополнительная оценка уровня соответствия сотрудника занимаемой должности и уровня его адаптации в компании;
•в ходе выполнения текущей деятельности: на данном этапе оценка направлена на уточнение плана профессионального и карьерного роста сотрудника, принятие решений о премировании, пересмотре заработной платы;
•обучение сотрудника (в соответствии с целями компании): необходимо определить текущие знания сотрудника и потребность в его обучении, желательно провести подобную процедуру и после прохождения обучения;
•перевод в другое структурное подразделение: следует определить возможности сотрудника для выполнения новых должностных обязанностей;
•формирование кадрового резерва: оценка профессионального и в первую очередь личностного потенциала сотрудника;
•увольнение: на данном этапе оценка требуется для выявления некомпетентности сотрудника, причем основанием увольнения в этом случае могут служить только результаты аттестации.
Предметами оценки могут быть:
•выполнение должностных обязанностей, которое оценивается при работе в условиях жесткой регламентации трудовой деятельности. Процедура оценки носит ярко выраженный дисциплинарный характер, направленный на устранение причин невыполнения должностной инструкции;
•эффективность деятельности, т.е. анализ персональных особенностей выполнения работы, результатов принятых сотрудником решений, используемых приемов и методов;
•уровень компетентности, оценивающийся путем сравнения идеального и реального профиля профессиональной компетентности работника. Целями являются обсуждение способов повышения квалификации, определение необходимости обучения, индивидуальное развитие;
•уровень достижения целей, который является предметом оценки руководителей и работников, осуществляющих свою деятельность самостоятельно в рамках управления по целям;
•особенности поведения, которые оцениваются для установления отклонений от стандартов поведения, определяющих регламент эффективной работы для персонала, имеющего непосредственный контакт с клиентами.
Система оценки персонала в условиях конкретного предприятия будет иметь ряд отличительных особенностей, поскольку она должна отражать и учитывать ряд факторов:
•цели организации;
•состояние внешней среды;
•организационную структуру;
•традиции и культуру организации;
•характеристики персонала.
Внедрение оценочных процедур возможно после того, как организация сформулировала стратегические цели; для каждого рабочего места созданы должностные инструкции, описывающие действия, которые должен совершать сотрудник, и стандарты их исполнения; в организации разработаны процедуры контроля за результатами труда. Так или иначе, организация должна быть подготовлена к формализации оценки. Руководители предприятия должны осознать оценку работников как необходимый и очень эффективный метод управления персоналом и рассматривать ее как инструмент оздоровления и реформирования деятельности организации.
Реализация формализованных процедур оценки позволяет организации получить исчерпывающую информацию о работнике и исполнении им его трудовых функций. Кроме того, оценка позволяет получить важнейший материал для анализа распределения трудовых функций и использования рабочего времени, рационализации трудового процесса, оптимизации численности персонала, соотнесения фактического объема работ с результатом труда, определения стандарта исполнения работы.
Польза от проведения оценки персонала для организации:
1) повышение имиджа организации. Проведение аттестации персонала - это признак развитой кадровой политики Компании. Именно такая политика характерна для устойчивых и солидных Компаний. Проведение аттестации соответствует общепринятой международной практике;
2) развитие корпоративного чувства (духа) у персонала;
3) позитивное влияние на
мотивацию сотрудников к
4) ревизия и развитие кадрового состава (человеческого ресурса Компании);
5) отработка критериев и оптимизация процесса перестановки (ротации) кадров;
6) оптимальное распределение
ответственности между
7) снятие гиперответственности с руководителя (облегчение эмоциональной нагрузки);
8) повышение организованности в работе с кадрами.
Вред от проведения оценки персонала:
Разрушение связей в коллективе (при плохой организации и неправильном проведении оценки).
Польза отказа от проведения оценки персонала:
1) сохранение сложившегося равновесия;
2) сохранение (хотя и подчас мнимого) спокойствия в коллективе.
Вред отказа от проведения оценки персонала:
1) сужение возможностей оценки
реального состояния
2) неверная оценка перспектив работы;
3) увеличение вероятности ошибок при стратегическом планировании из-за неправильной оценки ресурсов.
Польза от проведения оценки персонала для высшего руководства:
1) получение инструмента для принятия кадровых решений;
2) получение инструмента
для принятия решений по
3) получение инструмента
для обновления кадрового
4) получение ориентации в положении дел с кадрами;
5) выявление кадрового резерва для замещения должностей руководителей подразделений и резерва квалифицированных специалистов.
Вред от проведения оценки персонала:
1) повышение критической активности персонала: к условиям труда, технологиям, оборудованию, личностям непосредственных руководителей и высшего руководства ("не будите спящую собаку");
2) требование материальных затрат для ее проведения;
3) может привести к созданию или повышению напряженности в коллективе;
4) может привести к моральному
ущербу для некоторых
Польза отказа от проведения оценки персонала:
Экономия времени на выполнение функциональных обязанностей.
Вред отказа от проведения оценки персонала:
1) потеря возможности принимать грамотные кадровые решения;
2) потеря возможности выявлять и подготавливать кадровый резерв для выдвижения на руководящие должности.
Польза от проведения оценки персонала для непосредственного руководителя:
1) возможность обоснованно
активизировать кадровую
2) осознание и формулировка требований к персоналу для выполнения тех или иных задач (систематизация взгляда на подчиненного);
3) обоснованная возможность отвлечься от "текучки" и "увидеть" своих сотрудников;
4) возможность оценить
5) возможность начать процесс снижения напряженности в коллективе через вскрытие и снятие скрытых конфликтов;
6) возможность психологически
мотивировать сотрудников и
7) возможность найти нужный тон с теми сотрудниками, с которыми сложились неформальные отношения, или с теми, которые навязаны обстоятельствами;
8) возможность с меньшим
конфликтом избавиться от
9) возможность прояснить свои позиции, а также начать диалог и найти во взаимной субъективности зону согласия и консенсуса;
10) возможность обсудить
с сотрудниками результаты
11) возможность сформулировать
обоснованные пожелания
Вред от проведения оценки персонала:
1) возникновение и актуализация
конфликтов в коллективе (причины:
несовпадение оценок; неразрешенные,
скрытые конфликты; пути разрешения:
снизить конфликтогенные
2) потеря рабочего времени
(заметим, что в должностные обязанности
руководителя входит как
3) нежелание зафиксировать
и открыть руководству
4) у подчиненных может возрасти требовательность к способам их поощрения.
Польза отказа от проведения оценки персонала:
1) избежание увеличения бесполезной конфликтности в коллективе;
2) избежание возможных
Вред отказа от проведения оценки персонала:
Потеря дополнительной возможности объективной оценки сотрудников, которая нужна для устранения недостатков в работе.
Польза от проведения оценки персонала для сотрудника (аттестуемого):
1) возможность услышать мнение руководителя о себе (снизить неадекватную тревожность или неадекватную беспечность);
2) понимание, что именно руководитель принимает в нем за недостатки и что же именно нужно руководителю для того, чтобы относиться к подчиненному позитивно; понимание, что ему делать для того, чтобы его ценил руководитель, как корректировать в дальнейшем свое поведение;
3) понимание, чем руководитель может ему помочь;