Сущность власти. Управляемость как фактор власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 07:50, реферат

Описание работы

Информационное поле определяется коммуникативными структурами (сетями). Оно стимулирует активность субъектов организации изнутри. Внутренним фактором влияния выступают не угрозы санкций, экономическая выгода или угроза остракизма, а ценная, полезная информация, побуждающая к рациональным действиям. Разумеется, вес коммуникативного фактора возрастает в тех организациях, где у работников имеются ярко выраженные профессиональные интересы. Для них деловая и специальная информация имеет реальную ценность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Власть в организации …...…………..…………………………………………5
2. Виды власти…………………………………………………………………….8
3. Типология источников власти……………………………………………...10
4. Управляемость как фактор власти …………………………………………16
5. Факторы, влияющие на управляемость …………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….21
Литература……………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Реферат Менеджмент.docx

— 39.58 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

(национальный исследовательский  университет)

 

 

 

 

 

Сущность власти. Управляемость как фактор власти

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Менеджмент»

 

 

 

Выполнил:

студент группы ФЖ-209

Старкова Александра

 

Проверил:

преподаватель

Мошкина Любовь Дмитриевна

 

 

 

 
Челябинск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

1. Власть в организации …...…………..…………………………………………5

 

2. Виды власти…………………………………………………………………….8

 

3. Типология источников  власти……………………………………………...10

 

4. Управляемость как фактор  власти …………………………………………16

 

5. Факторы, влияющие на  управляемость …………………………………..18

 

Заключение……………………………………………………………………….21

 

Литература……………………………………………………………………….23

 

Введение

Обладать властью — значит уметь оказывать влияние на людей, изменять их поведение и отношение человека и группы. У одних людей власти много, а у других мало. Люди борются сначала за то, чтобы приобрести власть, а затем еще более яростно за то, чтобы ее удержать. Считаться с этим приходится и руководителям, и подчиненным. Многим кажется, что обладание властью — это прерогатива только руководителя, которая подразумевает возможность навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей подчиненного. Однако, сейчас признается, что влияние и власть в равной степени зависят от личности, на которую оказывается давление, от ситуации, способностей руководителя и от того, какие цели стремится достичь организация. 
         Власть и коммуникации принадлежат к такому универсальному роду отношений между людьми организации, которые действуют и воспроизводятся в организации повсеместно, и сами по себе представляют процессы, неизменно протекающие в любой организации. Они и взаимосвязаны и разделены одновременно. 
         Являясь двумя сторонами одной медали, эти процессы определяют динамику организационного поведения. Активность субъектов организации протекает под воздействием двух полей: силового и информационного. Силовое поле определяется властными структурами организации, властью и подчинением. Оно вызывает активность субъектов «механически», действуя по отношению к ним как бы извне. 
        Информационное поле определяется коммуникативными структурами (сетями). Оно стимулирует активность субъектов организации изнутри. Внутренним фактором влияния выступают не угрозы санкций, экономическая выгода или угроза остракизма, а ценная, полезная информация, побуждающая к рациональным действиям. Разумеется, вес коммуникативного фактора возрастает в тех организациях, где у работников имеются ярко выраженные профессиональные интересы. Для них деловая и специальная информация имеет реальную ценность.

 

  1. Власть в организации

Управление осуществляется через воздействие. Если рассматривать  возможности воздействия руководителя на подчиненных, то можно предположить следующие его варианты:

· воздействие через силу. То есть физическое принуждение, как, например, при использовании рабского труда;

· воздействие через положительное (отрицательное) подкрепление. То есть использование стимулов и мотивов  для побуждения человека к исполнению желаемых руководителю действий;

· воздействие на основе использования власти. То есть через  оказание психологического влияния.

        В менеджменте большинство воздействий осуществляется через оказание влияния на основе имеющейся власти. 
        Влияние — это психологическое (эмоциональное или рассудочное) воздействие, которое оказывается на подчинённых с целью изменения их поведения. Действительно, воздействие через силу и принуждение в современных организациях практически не используется. 
        Мотивирование и стимулирование используется, однако руководителю весьма затруднительно каждый раз при обращении к подчиненному предлагать ему что-либо в ответ на его действия. Например, руководитель ожидает от подчинённого выполнения рабочей операции, входящей в его должностные обязанности, - он не обдумывает, применительно к этой операции, способов его стимулирования. Предполагается, что работник должен выполнять свою работу. Поэтому, в нормальных условиях, руководителю достаточно лишь отдать ему указания, а подчиненный должен их выполнить. Это и есть влияние через имеющуюся у руководителя власть. 
        Таким образом, в практике управления организациями руководитель в большинстве случаев оказывает влияние на подчиненного путем использования своей должностной власти. Однако возможно использование и других источников власти, о которых мы будем говорить ниже.  
        Власть — это возможность и способность оказывать влияние на деятельность людей. Влияние руководителя на подчиненных представляет собой суть управленческой деятельности. Основные возможности влияния заложены в наличии власти. 
        Общий признак власти - влияние на поведение людей в нужном для источника власти направлении преодоление их сопротивления. В организации власть имеет три значения:

1. «власть-качество» — это то, чем располагают субъекты организации, т.е. средства, позволяющие целенаправленно воздействовать на других субъектов организации.

2. «власть-действие» — это направленное воздействие, т.е. совокупность специфических действий и процедур, составляющих процесс.

3. «власть-отношение» — это отношения между «верхними» и «нижними» субъектами организации. Упорядоченная совокупность таких отношений, закрепленных и поддерживаемых нормами и правилами, образует систему или структуру власти в организации.

         С методологической точки зрения, все три значения составляют содержание многомерного понятия «власть в организации» и образуют следующую смысловую конструкцию. Отношения и система власти появляются при наличии и на основе властных качеств и властных действий субъектов.

        Власть-качество. Для формальной власти, или власти «по должности» власть-качество зафиксирована в статусах субъекта в формальных структурах директивного управления. Например, для менеджера — это комплексы его формальных обязанностей и полномочий. 
        По аналогии, неформальная власть-качество субъекта определяется его статусами в неформальных образованиях организации. Это авторитет. Авторитет различается по силе: наивысший авторитет у лидера неформальной группы, низший у аутсайдера. Для завоевания авторитета необходимы определенные качества личности (воля, характер), которые определяют особые отношения лидера с другими участниками группы.

        Власть-действие. Формальные властные действия субъекта также определяются его формальными статусами, определяющими границы его компетенции в области санкций. Стандартные действия — это приказы, распоряжения, контролирующие процедуры. 
         Неформальная власть-действие включает в себя те акции, которые считаются допустимыми в группе, начиная от проявления уважения, поддержки, одобрения и кончая организацией группового давления, оскорблением и даже применением физического воздействия.

         Власть-отношение. Она включает в себя все множество отношения и власти и подчинения. В своей совокупности они образуют формальную и неформальную структуру власти (структуру директивного управления). Формальный вариант власти-отношения называется субординацией. Неформальный — отношения организационного согласия. 
         Представленные аспекты организационной власти помогают лучше понять суть целого ряда проблем организационного поведения и практического менеджмента, которые связаны с исполнением директив власти.

 

 

  1. Виды власти

Различают власть формальную и реальную. Обычно власть «вручается»  человеку с должностью, так как  руководящая должность предполагает наличие властных полномочий. Власть, которую дает должность, является формальной властью. 
         Формальной властью обладают все руководители. Однако на практике можно заметить, что два руководителя одинакового уровня в управленческой иерархии имеют разный уровень реальной власти. 
          Это может быть связано с тем, что один из руководителей имеет более высокий авторитет у подчиненных, является признанным экспертом по вопросам работы своего подразделения, обладает достойными уважения человеческими качествами. В то же время замечено, что подчиненные с большей готовностью подчиняются руководителю, которого уважают. В результате, при одинаковом уровне властных полномочий, реальной власти больше у того, кто обладает более высоким авторитетом. 
         Таким образом, формальная власть в сочетании с готовностью людей подчиняться носителю этой власти составляет власть реальную. 
         Власть является потенциалом влияния. Мы говорим, что власть это потенциал, потому, что она существует не только тогда, когда используется. Она может существовать, но не использоваться. 
         В каком случае власть существует, но не используется? 
         Например, когда работник хорошо работает, у руководителя нет необходимости постоянно направлять, контролировать и подгонять его. В этом случае управленческое воздействие все равно оказывается, но гораздо реже и касается оно в основном выдачи заданий. Власть как процесс оказания влияния характеризуется следующим:

1) целенаправленностью влияния.  Это означает, что влияние оказывается  в определенном направлении. При  этом направление может задавать  цель организации (или ее подразделения), задачи или функции подразделения;

2) опорой на ресурсы.  То есть власть опирается на  ресурсы, имеющиеся в распоряжении  у носителя власти. Это поддерживает  зависимость подчиненных;

3) наличием определенного  механизма, то есть средств  воздействия на подчиненных. Все  типы власти имеют свой механизм  воздействия, который формируется  исходя из того, что именно  определяет зависимость одного  человека от другого, какие  потребности человека удовлетворяются  путем подчинения лицу, оказывающему  влияние;

4) неоднозначностью последствий  применения власти. Власть может  характеризоваться некоторой непредсказуемостью  последствий оказания влияния.  Например, исполнитель не считает  правильным решение (указание, приказ) руководителя. В таком случае  он может оказывать явное или  скрытое сопротивление и не подчиняться власти. 
       Власть реализуется только в социальных системах, так как для восприятия влияния необходимы люди. Один индивид имеет власть в отношении другого, одна группа в отношении другой и т.п. Власть, пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Таким образом, власть можно назвать социальным отношением. Более того — это отношения в динамике.

Как социальное отношение власть характеризуется:

· асимметричностью, то есть один человек в чем-то превосходит  другого, что и создает зависимость, возможность оказания влияния;

· постоянно меняющимся соотношением сил, которое ведет к стремлению изменить или, напротив, восстановить баланс власти. 
          Никогда не существовало и не существует реальной абсолютной власти, так как субъекты, имеющие власть, зависят одновременно и от людей, и от обстоятельств, и объём власти определяется степенью этой зависимости.

  1. Типология источников власти

Власть, которую имеет руководитель, не обязательно является властью его должности, что могут быть и другие возможности влияния на людей. Действительно в менеджменте известны различные типологии власти. Рассмотрим типологию власти подробнее. 
         Сначала нужно понять, откуда проистекают различия во влиянии, на чем это влияние основывается. Власть всегда имеет источник, то есть один человек имеет нечто, что дает ему возможность влиять на поведение другого человека. 
         Это могут быть: должностное положение, ресурсы, которые находятся в распоряжении руководителя, знания, опыт, личностные качества человека. Все это может быть источником влияния, следовательно, источником власти. 
         Сначала выделялось пять базовых источников власти: принуждение, экспертиза, закон (право принятия решений), пример (харизма), вознаграждение. Позже стали рассматриваться и такие источники, как власть информации, власть связей, власть над ресурсами. 
         Все источники власти, используемые при управлении организациями, можно объединить в две большие группы. 
         К первой группе относятся те, которые имеют личностную основу. При этом власть основывается на знаниях, умениях, личностных качествах или должностных полномочиях человека, оказывающего влияние. 
         Ко второй группе относятся источники власти, имеющие организационную основу. Власть, имеющая организационную основу, базируется на ресурсах и возможностях организации. 
         Рассмотрим более подробно названные источники власти в организации.

Личностная основа власти 
        Экспертная власть — это способность руководителя влиять на подчиненных в силу своей подготовленности, уровня образования, опыта, таланта, умений и навыков. 
      Этот вид власти не связан напрямую с определенной должностью. Более того, экспертной властью могут обладать как руководители, так и исполнители при условии, что они в определенных вопросах разбираются лучше других работников. Рассмотрим подробнее: откуда происходит возможность оказывать «влияние влияния», то есть, почему у людей возникает желание подчиняться? 
        В основе экспертной власти находится вера исполнителя в то, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребности подчиняющегося. Это влияние через «разумную веру». В данном случае речь идет о таких потребностях подчиненного как, например:

· выполнить порученную работу (или выполнить ее хорошо!), для  чего может потребоваться консультация специалиста в данной области;

· получить в результате хорошо выполненной работы поощрение  в виде благодарности, признания, премии и т.п.;

· приобрести под руководством опытного специалиста профессиональные знания и умения и др. 
        Ярким примером экспертной власти является влияние врача на своего пациента. При этом больной верит, что врач разбирается в медицинских вопросах лучше него, поэтому его надо слушаться и выполнять все предписания. Таков же механизм влияния и в управлении организациями. 
        Какие примеры экспертной власти можно привести, если рассматривать управление организацией? Кто в ней может обладать экспертной властью? Например, опытный руководитель по отношению к молодым неопытным работникам, или наоборот, опытный работник по отношению к молодому руководителю. Специалист по персональным компьютерам и остальные работники организации, которые слушают этого специалиста почти как пациент своего врача.

Власть примера. Харизма — это власть, основанная на силе личных качеств и способностей руководителя. При этом способность влиять на поведение подчиненных основывается на привлекательности для них тех или иных черт характера руководителя. Такой руководитель является для подчиненных «эталоном», которому хочется подражать. Этот вид власти еще называют «эталонным». 
       Стремление быть похожим незаметно приводит под влияние того, кому подражают. 
       Можно сформулировать некоторые характеристики харизматических личностей:

1. Создается впечатление,  что эти люди излучают энергию и заражают ею других людей.

Информация о работе Сущность власти. Управляемость как фактор власти