Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 19:21, лекция
Сущности и содержание системы менеджмента в организации: цели, задачи, принципы и методы.
Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин "Менеджмент" по сути является аналогом термина " управление", его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами.
Организация обеспечения безопасности
туристов
Туристская поездка практически всегда
содержит элементы нового и существенно
отличающегося от привычной среды обитания,
в том числе и то, что может представлять
определенную опасность для путешествующего
лица. Практика международного туризма
показывает, что с увеличением количества
путешествующих и расширением географии
поездок резко возрастает необходимость
более полного учета специфики поездок
и соблюдения мер безопасности. Прежде
всего это касается регионов со сложной
социально-политической обстановкой.
Фактически речь идет о риске таких поездок,
вплоть до реальной угрозы жизни и здоровью
туристов.
Кроме того, к вопросам
безопасности относятся
и другие проблемы -
эпидемии, ВИЧ-инфекция,
криминогенные ситуации
и преступность, распространение
наркотиков, проституция,
вандализм и иные
формы насилия, пиратство,
военные осложнения
и перевороты, терроризм,
а также рассмотрение
всех возможных рисков,
связанных с туристами,
местными жителями,
турфирмами и индустрией
туризма в целом.
Безопасность туриста
напрямую зависит от
политики государства,
от мер, принимаемых
фирмами - турагентами
и туроператорами, а
также от действий самого
туриста.
Безопасность путешествий
декларировалась в Хартии
туризма и Кодексе туриста (VI
сессия Генеральной
ассамблеи ВТО, 1985 год),
Гаагской Межпарламентской
конференцией по туризму (1989
год).
При Исполнительном
Совете ВТО в 1994 г. был
создан Комитет по качеству
туристского обслуживания,
который непосредственно
ответственен за разработку
вопросов безопасности
туризма, уменьшения
рисков при путешествиях
и защиты туристов.
Международный опыт
по разработке мер
безопасности туризма
исследуется и
обобщается Всемирной
туристской организацией (ВТО).
Права и обязанности
туриста при подготовке
и совершении путешествия
в РФ определены ФЗ "Об
основах туристской
деятельности в РФ".
В РФ разработан и действует
ГОСТ "Туристско-экскурсионное
обслуживание. Требования
по обеспечению безопасности
туристов и экскурсантов",
который определяет,
что при оказании туристских
услуг должен быть обеспечен
приемлемый уровень
риска для жизни и здоровья
туристов как в обычных
условиях, так и в чрезвычайных
ситуациях (стихийных
бедствиях и т.п.).
Вредные факторы (факторы
риска) в туризме, согласно
ГОСТ, могут быть классифицированы
следующим образом:
- травмоопасность;
- воздействие окружающей
среды;
- пожароопасность;
- биологические воздействия;
- психофизиологические
нагрузки;
- опасность излучений;
- химические воздействия;
- повышенная запыленность
и загазованность;
- прочие факторы;
- специфические факторы
риска.
Травмоопасность может
возникнуть в результате
перемещения механизмов
и предметов, тел, сложного
рельефа местности,
перемещения горных
пород (камнепадов, селей,
лавин), неблагоприятных
эргономических характеристик
используемого туристского
снаряжения и инвентаря,
влекущих травмы (неудобная
обувь - потертости кожных
покровов у туристов
и т.п.), опасных атмосферных
явлений (атмосферное
электричество, молнии
и т.п.).
Снижение травмоопасности
обеспечивается:
- защитными устройствами
и ограждениями при
использовании подвижных
механизмов, предметов,
опасных участков территории (подъемников,
канатных дорог, участков
осыпей в горах, у водоемов,
горнолыжных трасс и
т.д.);
- использованием средств
индивидуальной защиты (страховочных
веревок, обвязок при
пересечении сложных
участков туристского
маршрута, головных
шлемов, ледорубов, крючьев
и прочего страховочного
снаряжения);
- соблюдением эргономических
требований к туристскому
снаряжению и инвентарю;
- соблюдению требований
СНиП к жилым и общественным
зданиям и требований
соответствующих нормативных
документов к техническому
состоянию транспортных
средств, используемых
для перевозок туристов (экскурсионных
автобусов, плавсредств
и пр.);
- соблюдением правил
эксплуатации используемого
инвентаря и оборудования (лифтов,
подъемников, тележек
и прочего), обеспечивая
его безопасную работу;
- упреждающим информированием
туристов о факторах
риска и мерах по предупреждению
травм. Туристы должны
быть информированы
о том, как избежать
возможные травмы и
какие экстренные меры
следует предпринять
в случае получения
травмы.
Воздействие окружающей
среды обусловлено повышенными
или пониженными температурами
окружающей среды, влажностью
и подвижностью воздуха
в зоне обслуживания
туристов, резкими перепадами
барометрического давления.
Показатели микроклимата
в помещениях обслуживания
туристов (спальных,
питания, клубных и других),
а также в транспортных
средствах должны соответствовать
установленным санитарно-гигиеническим
требованиям.
Предупреждение вредных
воздействий данного
фактора риска обеспечивается:
- выбором благоприятного
времени года, суток
для проведения туристского
мероприятия;
- рациональным проектированием
трассы туристского
маршрута;
- учетом погодных особенностей
района;
- сооружением на трассах
туристских маршрутов
укрытий от непогоды;
- оснащением помещений
и транспортных средств
устройствами кондиционирования,
дезодорации воздуха,
отопления, автоматического
контроля и сигнализации;
- обеспечением соответствующей
экипировки туристов,
включая средства индивидуальной
защиты;
- своевременным информированием
туристов о реальных
и прогнозируемых условиях
на маршруте (в том числе,
климатических условиях,
перепадах высот на
маршрутах).
Пожаробезопасность.
Эксплуатацию объектов
обслуживания необходимо
осуществлять в строгом
соответствии с требованиями
утвержденных нормативных
документов (Правил
пожарной безопасности).
Биологические факторы (патогенные
микроорганизмы и продукты
их жизнедеятельности,
микроорганизмы, а также
ядовитые растения,
пресмыкающиеся, насекомые
и животные, являющиеся
переносчиками инфекционных
заболеваний, вызывающие
ожоги, аллергические
и другие токсические
реакции).
Воздействие данных
факторов риска на туристов
предупреждается:
- соблюдением установленных
санитарных норм и правил
обслуживания;
- применением оборудования
и препаратов для дезинфекции,
дезинсекции, стерилизации,
дератизации, автоматизации
производственных процессов;
- использованием знаков
безопасности и необходимой
маркировки на предметах
оснащения и сооружениях,
используемых при обслуживании
туристов (посуды, кухонного
инвентаря, в т.ч. для
приготовления пищи
в походе, мест водозабора,
колодцев и пр.);
- проведением предварительных
и периодических медицинских
осмотров обслуживающего
персонала;
- упреждающим информированием
туристов об опасных
животных, рыбах, пресмыкающихся,
растениях, ареалы распространения
которых совпадают с
туристским маршрутом,
о том, как избежать
нежелательных контактов
и какие экстренные
меры следует предпринять
в случае получения
травмы (контакта).
Психофизиологические
факторы риска: физические
и нервно-психические
перегрузки.
Исключение или снижение
воздействия психофизиологических
факторов риска достигается:
- рациональным построением
программы обслуживания
туристов, графиков
перемещения по маршруту,
предусматривающих
достаточные условия
для нормальной жизнедеятельности
человека (сна, пищи,
удовлетворения санитарных
и бытовых потребностей);
- учетом психофизиологических
особенностей туристов
при формировании туристской
группы;
- соблюдением эргономических
требований к используемому
туристскому снаряжению
и инвентарю, транспортным
средствам, мебели.
Опасными излучениями
являются: повышенный
уровень ультрафиолетового
излучения, радиологического
излучения.
Предупреждение опасности
ультрафиолетовой радиации
на туристских маршрутах
обеспечивается:
- информированием туристов
о воздействии ультрафиолетового
излучения на человека;
- использованием средств
индивидуальной защиты (защитных
масок, кремов, одежды,
закрывающей тело, руки,
ноги туристов, солнцезащитных
очков).
Необходимо учитывать
действие данного фактора
риска при планировании
графика движения по
маршруту (по открытым,
незатененным участкам
маршрута в горных, водных,
лыжных и других походах).
Туристские маршруты
допускается прокладывать
и эксплуатировать только
в местностях с благоприятными
характеристиками радиологического
состояния.
Химические факторы
риска: токсические,
раздражающие, сенсибилизирующие.
Для предотвращения
действия данных факторов
риска в обслуживании
туристов необходимо:
- осуществлять регулярный
контроль за содержанием
вредных химических
веществ в воздухе, воде,
почве, продуктах питания
и других биологических
средах;
- осуществлять строительство
и размещение объектов
для обслуживания туристов
в благоприятной, с точки
действия химических
факторов риска, среде;
- применять препараты
для дезинфекции и дезинсекции
в строгом соответствии
с инструкцией по использованию,
исключая возможность
контактов туристов
с этими средствами.
Повышенная запыленность
и загазованность. Требования
к допустимому уровню
вредных веществ в воздухе
зон обслуживания туристов,
помещений, транспортных
средств должны быть
не ниже санитарно-гигиенических
норм. Безопасность
обеспечивается соблюдением
требований к оснащению
помещений, транспортных
средств вентиляцией
с очисткой воздуха.
Прочие факторы риска.
К ним относятся опасности,
связанные с отсутствием
информации об услуге
и ее номинальных (запроектированных)
характеристиках.
Необходимо предусматривать:
- предоставление туристам
достаточной информации
о реализуемых туристских
услугах - в соответствии
с требованиями, установленными
действующей нормативной
документацией (требованиями
к содержанию Информационного
листка к туристской
путевке, Технологической
карты путешествия,
Технологической карты
экскурсии - об основных
характеристиках этих
услуг, условиях обслуживания);
- проведение для туристов
необходимых инструктажей
по безопасности, учитывающих
специфику вида туристского
маршрута.
Специфические факторы
риска в туризме обусловлены:
- возможностью возникновения
природных и техногенных
катастроф в зоне размещения
туристского предприятия
или маршрута, а также
других чрезвычайных
ситуаций (в том числе
связанных с состоянием
общественного порядка
в районе обслуживания
туристов);
- техническим состоянием
используемых объектов
материально-технической
базы (туристских гостиниц,
баз, кемпингов, канатных
дорог и бугельных подъемников,
туристских трасс, в
том числе горно-пешеходных,
лыжных, горнолыжных,
водных, верховых и вьючных
животных, разнообразных
транспортных средств,
в том числе маломерных
и гребных судов, архитектурных,
природных достопримечательностей);
- сложным рельефом местности
(речными порогами, горными
склонами, моренными,
скальными, ледовыми
участками туристских
трасс и т.п.);
- уровнем профессиональной
подготовленности обслуживающего
персонала (инструкторов,
экскурсоводов и др.);
- подготовкой туристов
к передвижению по маршруту
определенного вида
и категории сложности
(инструктаж, экипировка
и т.п.);
- информационным обеспечением (гидрометеорологические
прогнозы, маркировка
трасс туристских маршрутов).
Туристское предприятие
должно иметь комплект
действующих нормативных
документов по обеспечению
безопасности туристов
и руководствоваться
ими в своей деятельности.
Безопасность проживания
в туристских гостиницах,
базах, кемпингах обеспечивается
соблюдением:
- требований строительных
норм и правил при проектировании
и строительстве объектов
обслуживания туристов;
- требований безопасности
технической эксплуатации
зданий, сооружений
и оборудования, установленных
нормативными документами;
- техническим оснащением,
соответствующим действующим
нормативам;
- мерами, гарантирующими
личную безопасность
туристов и сохранность
их имущества.
В целях обеспечения
безопасности жизни
и здоровья туристов
должны соблюдаться
установленные в нормативных
документах требования
по хранению, транспортированию
и приготовлению пищевых
продуктов.
Транспортные перевозки
туристов во время экскурсий,
походов и путешествий
осуществляются в соответствии
с требованиями действующих
Правил обслуживания
пассажиров на конкретных
видах транспорта (автомобильного,
железнодорожного, воздушного,
водного и т.д.).
Туристское снаряжение
и инвентарь, применяемые
при обслуживании туристов,
должны соответствовать
требованиям, установленным
действующей нормативной
документацией на эти
виды снаряжения.
В каждом туристском
предприятии должны
быть разработаны и
утверждены планы действий
персонала в чрезвычайных
ситуациях (стихийных
бедствиях, пожарах
и других), включающие
взаимодействие с местными
органами управления,
участвующими в спасательных
работах.
Руководитель туристского
предприятия несет ответственность
за подготовленность
персонала к действиям
в чрезвычайных ситуациях.
Обеспечению безопасности
туризма посвящена ст. 14
Федерального закона "Об
основах туристской
деятельности в РФ".
Изменения, внесенные
в закон о туристской
деятельности, значительно
расширили ее содержание.
Под безопасностью туризма
понимается не только
безопасность туристов,
сохранность их имущества
и ненанесение ущерба
при совершении путешествий
окружающей среде, но
и ненанесение ущерба
материальным и духовным
ценностям общества,
безопасности государства.
Туроператоры и турагенты
обязаны незамедлительно
информировать о чрезвычайных
происшествиях с туристами (экскурсантами)
во время прохождения
маршрутов, представляющих
повышенную опасность
для жизни и здоровья
туристов (экскурсантов),
по территории РФ. Информировать
нужно Федеральное агентство
по туризму, органы местного
самоуправления, специализированные
службы по обеспечению
безопасности туризма.
Федеральный закон не
содержит уточнения
о том, достаточно ли
уведомить о чрезвычайном
происшествии только
одного из перечисленных
субъектов, но на практике,
скорее всего, это будет
именно так.
Туроператоры и турагенты
обязаны предоставить
туристам исчерпывающие
сведения об особенностях
путешествий, а также
об опасностях, с которыми
они могут встретиться
при совершении путешествий.
Однако теперь указан
срок исполнения этой
обязанности - при заключении
договора о реализации
туристского продукта,
а также уточнено само
содержание информации,
которую необходимо
довести до сведения
туриста и (или) иного
заказчика. Это сведения
о:
- правилах въезда в
страну (место) временного
пребывания и выезда
из страны (места) временного
пребывания, включая
сведения о необходимости
наличия визы для въезда
в страну и (или) выезда
из страны временного
пребывания;
- основных документах,
необходимых для въезда
в страну (место) временного
пребывания и выезда
из страны (места) временного
пребывания;
- опасностях, с которыми
турист (экскурсант)
может встретиться при
совершении путешествия;
- таможенных, пограничных,
медицинских, санитарно-эпидемиологических
и иных правилах (в объеме,
необходимом для совершения
путешествия);
- месте нахождения,
почтовых адресах и
номерах контактных
телефонов органов государственной
власти РФ, дипломатических
представительств и
консульских учреждений
РФ, находящихся в стране (месте)
временного пребывания,
в которые турист (экскурсант)
может обратиться в
случае возникновения
в стране (месте) временного
пребывания чрезвычайных
ситуаций или иных обстоятельств,
угрожающих безопасности
его жизни и здоровья,
а также в случаях возникновения
опасности причинения
вреда имуществу туриста (экскурсанта);
- адресе (месте пребывания)
и номере контактного
телефона в стране (месте)
временного пребывания
руководителя группы
несовершеннолетних
туристов (экскурсантов)
в случае, если туристский
продукт включает в
себя организованный
выезд группы несовершеннолетних
туристов (экскурсантов)
без сопровождения родителей,
усыновителей, опекунов
или попечителей;
- национальных и религиозных
особенностях страны (места)
временного пребывания;
- иных особенностях
путешествия.
Договорное обязательство
туроператоров и турагентов
осуществить предупредительные
меры, направленные
на обеспечение безопасности
туристов, в новой редакции
ст. 14 отсутствует. Зато
теперь в новой редакции
этой статьи предусмотрено
право туриста (экскурсанта)
и (или) туроператора (турагента)
требовать в судебном
порядке расторжения
договора о реализации
туристского продукта
или его изменения. Но
при условии возникновения
обстоятельств, свидетельствующих
о возникновении в стране (месте)
временного пребывания
туристов (экскурсантов)
угрозы безопасности
их жизни и здоровья,
а также опасности причинения
вреда их имуществу.
При этом наличие указанных
обстоятельств должно
подтверждаться соответствующими
решениями федеральных
органов госвласти,
органов госвласти субъектов
РФ, органов местного
самоуправления, принимаемыми
в соответствии с федеральными
законами.
При расторжении договора
о реализации туристского
продукта до начала
путешествия туристу
и (или) иному заказчику
возвращается вся стоимость
туристского продукта,
а после начала путешествия -
только ее часть а размере,
пропорциональном стоимости
не оказанных туристу
услуг.
Новой обязанностью
туроператоров, турагентов
и организаций, осуществляющих
экскурсионное обслуживание,
стало пользование услугами
инструкторов-проводников,
если организуемые ими
путешествия связаны
с прохождением туристами (экскурсантами)
маршрутов, представляющих
повышенную опасность
для жизни и здоровья
туристов (экскурсантов) (горная
и труднопроходимая
местность, спелеологические
и водные объекты и другие).
Неизменной осталась
обязанность Федерального
органа исполнительной
власти (Федерального
агентства по туризму)
информировать участников
туристского рынка (туроператоров,
турагентов, туристов)
об угрозе безопасности
туристов в стране или
месте временного пребывания
в государственных средствах
массовой информации.
Туристы (экскурсанты),
предполагающие совершить
путешествие в страну (место)
временного пребывания,
в которой они могут
подвергнуться повышенному
риску инфекционных
заболеваний, обязаны
проходить профилактику
в соответствии с международными
медицинскими требованиями.
В случае, если законодательством
страны (места) временного
пребывания установлены
требования предоставления
гарантий оплаты медицинской
помощи лицам, временно
находящимся на ее территории,
туроператор (турагент)
обязан предоставить
такие гарантии. Страхование
туристов на случай
внезапного заболевания
и от несчастных случаев
является основной формой
предоставления таких
гарантий.
Страховым полисом должны
предусматриваться
оплата медицинской
помощи туристам и возмещение
их расходов при наступлении
страхового случая непосредственно
в стране (месте) временного
пребывания.
Страховой полис оформляется
на русском языке и государственном
языке страны временного
пребывания. По требованию
туриста туроператор (турагент)
оказывает содействие
в предоставлении услуг
по страхованию иных
рисков, связанных с
совершением путешествия.
Оказание необходимой
помощи туристам, терпящим
бедствие в пределах
территории РФ, осуществляется
специализированными
службами: МЧС России
и иными службами спасения,
действующими на территории
РФ. Туристы, путешествующие
в пределах России, могут
в добровольном порядке
оформить страховой
полис. Однако, как показывает
практика, делается
это достаточно редко.
В случаях возникновения
чрезвычайной ситуации
за пределами РФ государство
принимает меры по защите
интересов российских
туристов, оказавшихся
в зоне данной ЧС, в том
числе меры по их эвакуации
из страны временного
пребывания. Организацию
и осуществление эвакуации
осуществляют уполномоченные
министерства и ведомства:
МИД и МЧС России.
Контролирующие структуры
и юридическая ответственность
туристских фирм
Деятельность турфирм является объектом
пристального внимания со стороны различных
государственных структур, осуществляющих
контрольные и надзорные полномочия. Это
налоговые органы, органы государственного
пожарного надзора, правоохранительные
органы, Роспотребнадзор.
Роспотребнадзор действует на основании
Положения, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322. В
соответствии с ним Роспотребнадзор осуществляет
функции по контролю и надзору в сфере
защиты прав потребителей и потребительского
рынка, обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения. Внимание Роспотребнадзора
отнюдь не ограничивается контролем за
тем, как турфирмы соблюдают законодательство
о защите прав потребителей, а также положения
специальных актов, которыми регламентирована
туристская деятельность.
Отдельное направление
контрольно-надзорных
полномочий Роспотребнадзора -
это проверка соблюдения
законодательства о
санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения,
основу которого составляет
Федеральный закон от 30
марта 1999 г. № 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения".
Это обусловлено тем,
что Роспотребнадзор
был сформирован на
основе государственной
санитарно-эпидемиологической
службы, а его руководитель
одновременно является
Главным государственным
санитарным врачом РФ.
Основные правила, регламентирующие
порядок проведения
проверок Роспотребнадзора,
закреплены ФЗ от 26 декабря 2008
г. "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и
муниципального контроля".
Вместе с тем, если проверки
связаны с расследованием
причин возникновения
инфекционных и массовых
неинфекционных заболеваний
или отравлений, они
осуществляются в порядке,
предусмотренном законодательством
о санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения.
Проверки Роспотребнадзора
носят плановый и внеплановый
характер. В последнем
случае поводом для
проверки могут послужить,
к примеру, жалобы недовольных
туристов, факты заболеваний
или несчастных случаев
с путешественниками.
Кроме того, причиной
внеплановых проверок
может стать ухудшение
санитарно-эпидемиологической
обстановки, скажем
угроза распространения
опасных инфекционных
заболеваний. Так, факты
заболеваний вирусом
гриппа A (H1N1) российских
туристов, в частности
несовершеннолетних,
вернувшихся из зарубежных
поездок, обусловили
ряд внеплановых проверок
турфирм со стороны
Роспотребнадзора.
Помимо осуществления
контрольно-надзорных
мероприятий Роспотребнадзор
ведет активную информационную
работу, направленную
на разъяснение позиции
данного ведомства по
тем или иным вопросам.
Как правило, такая позиция
фиксируется в его письмах.
Несомненно, одна из
особенностей туристического
бизнеса - то, что во
многих случаях турфирма
является своеобразным "заложником"
своих контрагентов,
оказывающих услуги
туристам (это транспортные
компании, отели и санатории,
экскурсионные бюро).
Если контрагенты турфирмы
не исполняют или ненадлежащим
образом исполняют свои
обязательства, ответ
перед туристами и контролирующими
органами все равно
предстоит держать турфирме.
Вместе с тем возможности
воздействия турфирмы
на своих недобросовестных
партнеров зачастую
очень ограничены, особенно
если речь идет о выездном
туризме.
Роспотребнадзор обращает
внимание на то, что
договоры, заключаемые
турагентами от своего
имени, должны содержать
дополнительные положения,
отнесенные к существенным
условиям законом о
туризме и Правилами
оказания услуг по реализации
турпродукта. Отсутствие
хотя бы одного из существенных
условий договора, к
примеру реестрового
номера туроператора,
является нарушением
права потребителя на
получение необходимой
информации и является
административным правонарушением,
предусмотренным Кодексом
РФ об административных
правонарушениях. Штраф
за него составляет:
для руководителей - 500 - 1000
руб., для турфирмы - 5000 - 10 000
руб.
Заключая договор с
турфирмой, клиенту
обычно приходится подписывать
тот вариант договора,
который разработан
в фирме. Изменить или
дополнить этот шаблон
договора клиент не
может. Причем, как отмечает
Роспотребнадзор, довольно
часто турфирма включает
в договор условия, ущемляющие
права потребителей.
Типичный пример: в договоре
предусмотрено, что
в случае его расторжения
туроператор удерживает
с клиента фиксированную
сумму, в том числе в
процентном отношении
к цене услуги. Однако,
по мнению Роспотребнадзора,
такие условия договоров
следует рассматривать
как ущемляющие установленные
законом права потребителя
и соответственно подпадающие
под нарушения, предусмотренные
КоАП РФ. Штраф по данной
статье составит: для
руководителей - 1000 - 2000
руб., для турфирмы - 10 000 - 20 000
руб.
Если в договоре не указана
общая цена турпродукта,
это еще не является
нарушением. Ведь неотъемлемой
частью договора является
туристская путевка,
которая должна содержать
такую цену. А вот если
в договоре не указана
цена турпродукта и
при этом отсутствует
туристская путевка,
то это уже может быть
квалифицировано как
административное правонарушение.
Турпутевка является
неотъемлемой частью
договора, подтверждающей
факт оплаты турпродукта.
Поэтому реализация
турпродукта обязательно
должна оформляться
туристской путевкой.
По мнению Роспотребнадзора,
к административной
ответственности за
реализацию гражданам
турпродукта без оформления
туристской путевки
могут быть привлечены
только туроператоры,
которые обязаны обеспечить
надлежащее исполнение
всех составляющих комплексной
услуги по туробслуживанию,
в том числе реализацию
турпродукта. Турагенты
под данное наказание
не подпадают, поскольку
реализация турпродукта
не является для них
самостоятельной услугой,
оказываемой потребителям.
ФЗ о туризме и Правила
оказания услуг по реализации
турпродукта требуют,
чтобы потребителю предоставили
полную и достоверную
информацию о потребительских
свойствах турпродукта.
Это информация о программе
пребывания, маршруте
и условиях путешествия,
включая информацию
о средствах размещения,
условиях проживания (местонахождении
средства размещения,
его категории) и питания,
услугах по перевозке
туриста в стране (месте)
временного пребывания,
наличии экскурсовода (гида),
гида-переводчика, инструктора-проводника,
а также о дополнительных
услугах.
При этом, как указывает
Роспотребнадзор, в
определенных случаях
и с учетом последствий
заблуждения потребителя
непредоставление данной
информации или предоставление
недостоверной информации
об указанных потребительских
свойствах турпродукта
может повлечь привлечение
турфирмы к административной
ответственности. Штраф
составит: для руководителей - 1000 - 2000
руб., для турфирмы - 10 000 - 20 000
руб.
В соответствии с ФЗ "О
защите прав потребителей"
и Правилами оказания
услуг по реализации
турпродукта исполнитель
обязан своевременно
предоставить потребителю
необходимую и достоверную
информацию о турпродукте,
обеспечивающую возможность
его правильного выбора,
в том числе и о возможных
рисках и их последствиях
для жизни и здоровья
потребителя. Другими
словами, потребитель,
совершающий тур, связанный
с экстремальными видами
спорта и туризма, как
в России, так и за ее
пределами, если они
являются целью путешествия,
должен пройти соответствующий
инструктаж и обладать
полной информацией
о том, с какими трудностями
и опасностями ему предстоит
столкнуться. Данная
информация доводится
до сведения потребителя
в наглядной и доступной
форме путем ее размещения
в каталогах, справочниках,
описаниях турпродукта,
а также иными способами.
Если турист не был проинформирован,
турфирму могут привлечь
к административной
ответственности.
Туроператор обязан
проверять правильность
оформления выездных
документов, в том числе
срок действия общегражданских
заграничных паспортов,
правильность оформления
документов на ребенка
и т. п. Также туроператор
должен информировать
клиента об обстоятельствах,
которые могут снизить
качество турпродукта
или повлечь за собой
невозможность оказания
некоторых услуг. Нарушение
этого правила может
повлечь административную
ответственность виновного
лица.
В соответствии с Правилами
оказания услуг по реализации
турпродукта исполнитель
обязан иметь книгу
отзывов и предложений,
которая предоставляется
потребителю по требованию.
Отсутствие такой книги
или отказ в ее предоставлении
потребителю может рассматриваться
как нарушение права
потребителя на информацию
об исполнителе (туроператоре
или турагенте).
Одной из обязанностей
туроператоров и турагентов
является информирование
туристов (иных заказчиков)
об опасностях, с которыми
турист (экскурсант)
может столкнуться при
совершении путешествия.
Так, туристы (экскурсанты),
предполагающие совершить
путешествие в страну (место)
временного пребывания,
в которой они могут
подвергнуться повышенному
риску инфекционных
заболеваний, обязаны
проходить профилактику
в соответствии с международными
медицинскими требованиями.
Кроме того, в соответствии
с ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения"
юридические лица и
индивидуальные предприниматели
обязаны, в частности,
осуществлять гигиеническое
обучение работников.
Работники туристических
фирм, не обладающие
специальными познаниями (не
прошедшие специального
обучения), не могут
проинформировать туристов
надлежащим образом.
Иначе говоря, в штате
турагентов и туроператоров
должны быть работники,
специально подготовленные
и по вопросам профилактики
инфекционных и паразитарных
заболеваний. В противном
случае контролеры могут
оштрафовать турфирму
по статье КоАП РФ, предусматривающей
ответственность за
нарушение законодательства
в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения.
Штраф составляет: для
руководителей - 500 - 1000
руб., для турфирмы - 10 000 - 20 000
руб. (или приостановление
деятельности на срок
до 90 суток).
Роль и виды транспортных
услуг в составе туристского
продукта.
Транспортные услуги - один из основных
видов обслуживания в туризме. На них приходится
и основная доля цены тура: 40-60%. Различные
виды транспорта используются туристскими
учреждениями для организации путешествий.
Основная доля в общей массе транспортных
услуг принадлежит авиационному транспорту,
но используются и другие виды транспорта
- морской, водный, железнодорожный и практически
повсеместно автомобильный.
Перемещения человека в процессе путешествия
разделяются на активные, которые осуществляются
с помощью мускульной силы человека: пешеходные,
весельные, велосипедные и т.д., и пассивные
- с помощью различных видов транспорта,
приводимых в движение механическими
или электрическими устройствами.
Услуги перевозки
и иные транспортные
услуги присутствуют
в различных составляющих
туристского продукта.
Прежде всего это перевозка
с места отправления
в место назначения
и трансфер - перевозка
туристов к объекту
назначения, транспортные
услуги на месте (чаще
всего экскурсионные).
Предоставление транспортных
услуг и транспортных
средств может быть
включено в состав тура,
зарезервировано организатором
туризма и предоставлено
туристу за плату на
месте. Турист может
самостоятельно купить
такие услуги в месте
пребывания или пользоваться
ими, когда средства
перевозки выступают
товаром, объектом аренды,
объектом и средством
аттракции и т.д. Турист
может также участвовать
в генерации особенных
видов туристского продукта,
от-личных от собственно
перевозки.
Средства перевозки
также могут служить:
местом размещения (ночевки) -
круизные суда, туристские
поезда, спальные автобусы
и др.; объектом развлечения -
зрелищные мероприятия,
катание в целях развлечения,
спортивные соревнования,
шоу и выставки и др.;
объектом товарной покупки -
натурные образцы, модельные
экспонаты и др.; индивидуальным
транспортным средством -
прокат автомашин, фрахт
яхт, самолетов и т.д.
М.Б. Биржаков разделяет
услуги перевозки
по разновидностям следующим
образом.
1.Наземные виды перевозок:
- перемещение и перевозки
с помощью мускульной
силы человека - лыжные,
велосипедные, рикши,
пешеходные, весельные
и др.;
- перемещения с помощью
животных - вьючных,
тягловых, седловых;
- перемещения с помощью
механических средств;
- автомобильный транспорт
- колесный, гусеничный
и др.;
- использование рельсового
транспорта - железные
дороги, метро, трамваи,
фуникулеры, канатные
дороги и т.д.;
- использование средств
транспорта на воздушной
подушке.
2. Воздушные виды перевозок:
- воздушные шары и дирижабли,
планеры и дельтапланы,
парашюты;
- вертолеты;
- самолеты малой авиации,
гидросамолеты, широкофюзеляжные
самолеты, сверхзвуковые
лайнеры;
- космические аппараты.
3. Перевозки речным
и морским транспортом:
- плоты и гребные лодки;
- лодки и суда маломерного
флота с механическим
приводом;
- речные и морские суда;
- суда на воздушной
подушке;
- подводные суда.
Выбор транспортных
средств при туристских
путешествиях определяется
рейтингом их популярности,
степенью развития транспортной
системы, видом путешествий,
протяженностью маршрута,
благосостоянием населения,
тарифами, туристско-рекреационными
ресурсами, национальными
традициями, другими
факторами.
Спрос на транспортные
туристские услуги внутри
России за 2003-2005 гг. сократился
в среднем на 10%, в том
числе на авиационные
перевозки - на 12%, железнодорожные -
на 10%, речные и морские -
на 15%, автобусные - на 8%.
Исключение составляют
лишь сезонные железнодорожные
и авиационные перевозки
в приморские города
России и стран СНГ,
где спрос остается
стабильным.
Распределение потока
туристов России по
видам транспорта по
состоянию на 2005 г. выглядит
следующим образом:
автомобильный - 45%, железнодорожный - 25%,
воздушный - 20%, водный - 5%,
пешком - 5%. Распределение
въездного потока туристов
по видам транспорта:
автомобильный - 38%, железнодорожный - 34%,
воздушный - 17%, водный - 5%,
пешком - 6%. Распределение
выездного потока туристов:
автомобильный транспорт - 40%,
железнодорожный - 32%,
воздушный - 14%, водный - 5%,
пешком - 9%.
За счет постепенного
снижения удельного
веса автомобильного
транспорта при неизменных
показателях водного
увеличивается популярность
железнодорожного и
авиационного транспорта.
Такое смещение связано
с появлением в России
новых видов путешествий -
шоп-туров, бизнес-туров,
деловых поездок, где
определяющим фактором
являются комфорт и
скорость доставки до
цели поездки.
В Западной Европе популярность
транспортных средств
при реализации туристских
путешествий тяготеет
к высококомфортабельным
автомобильному и авиационному
транспорту. В последние
годы значительно выросла
популярность железнодорожного
транспорта, что связано
с открытием регулярных
сообщений под Ла-Маншем,
а также развитием высокоскоростных
железнодорожных маршрутов.
Транспортные путешествия -
это путешествия организованных
групп туристов при
наличии путевок (ваучеров)
по разработанным маршрутам
с использованием различных
транспортных средств.
Транспортные средства
являются основным элементом
туристской индустрии.
Туристское транспортное
путешествие, как правило,
реализуется несколькими
видами транспорта:
железнодорожным и автомобильным;
авиационным и автомобильным;
водным, железнодорожным
и автомобильным и т.д.
Наиболее мобильные
виды транспорта - автобус
и автомобиль - используются
как на самостоятельном
маршруте, так и в качестве
вспомогательного (трансферного)
транспорта по доставке
туристов из аэропорта
или вокзала в гостиницу
и обратно.
Транспортные путешествия
классифицируются по
ряду основных признаков:
типу маршрута, виду
используемого транспорта,
построению трассы маршрута,
продолжительности
путешествия, сезонности
и других факторов.
1. Тип маршрута: железнодорожный;
автобусный; авиационный;
морской; речной; комбинированный;
прочие виды.
2. Вид транспорта: поезда;
автобусы; самолеты
и вертолеты; теплоходы,
паромы, яхты, лодки
и другие плавсредства;
велосипеды и мотоциклы;
воздушные шары и дельтапланы.
3. Построение трассы
маршрута: линейная;
кольцевая; радиальная;
комбинированная.
4. Продолжительность
путешествия: кратковременные;
типа "уик-энд";
многодневные.
5. Сезонность действия:
круглогодичные; сезонные;
разовые.
В соответствии с рекомендациями
по статистике туризма,
разработанными UNWTO,
предлагается следующая
классификация средств
транспорта.
1. Воздушный транспорт:
рейсы, подчиняющиеся
расписанию; рейсы, не
подчиняющиеся расписанию;
прочие воздушные перевозки.
2. Водный транспорт:
пассажирские линии
и паромы; круизы; прочие
виды.
3. Сухопутный транспорт:
железнодорожный транспорт;
междугородные и городские
автобусы; прочий общественный
автодорожный транспорт;
частные автомашины
вместимостью до восьми
человек; прокат автотранспортных
средств; прочие сухопутные
транспортные средства.
Международная классификация
транспортных средств
представлена ниже.
Воздушный транспорт:
- регулярные рейсы национальных
и иностранных авиакомпаний;
- чартерные рейсы национальных
и иностранных авиакомпаний;
- другие рейсы: частные
самолеты, воздушные
такси, прочие летательные
аппараты.
Водный транспорт:
- коммерческие морские
и речные суда: пассажирские
линии, паромы, круизные
суда, прочие коммерческие
суда;
- прочие морские и речные
суда: яхты, военные
корабли с визитом вежливости
и т.д.
Наземный транспорт:
- железнодорожный транспорт:
регулярные рейсы, специальные
туристские составы
и пр.;
- автобусный транспорт:
регулярные рейсы, специальные
туристские автобусы
и пр.;
- частные автомобили:
такси и арендуемые
автомобили с водителями,
арендуемые автомобили,
собственные автомобили,
дома на колесах (караваны),
автостоп;
- прочие средства: мотоцикл,
велосипед и др.
Наибольшей популярностью
пользуются автобусные,
авиационные и железнодорожные
путешествия (около 90%
общего объёма транспортных
путешествий). При планировании
своего путешествия
турист учитывает такие
факторы, как скорость
доставки до цели поездки,
комфорт путешествия,
стоимость, возможность
перевозки багажа и
его вес, возможность
остановок в пути следования,
условия питания, уровень
шума, вибраций, условия
для сна и отдыха, возможность
широкого обзора во
время поездки, наличие
неблагоприятных экологических
факторов и безопасность.
По приоритетам эти
требования распределяются
в следующем порядке: 6езопасность
путешествия; стоимость
и наличие льгот; комфортабельность;
скорость доставки;
прочие факторы. Чем
больше набор положительных
факторов, тем выше стоимость
транспортного путешествия,
однако ни одно транспортное
средство не удовлетворяет
всему набору перечисленных
требований. Так, высокой
пассажировместимости
и комфорту путешествия
на морских и речных
судах противопоставляется
их невысокая мобильность
и скорость сообщения,
а также дороговизна
предоставляемых услуг.
Высокая скорость доставки
на самолетах при значительном
уровне сервиса связана
с высоким уровнем тарифов.
Мобильность автомобильного
транспорта противопоставляется
невысокой пассажировместимости
и низкому уровню
Организация и рынок
международных автобусных туристских
путешествий.
Международная автомобильная перевозка
- перевозка транспортным средством пассажиров
за пределы территории РФ, а также транзитом
через территорию РФ.
Перевозчик - отечественное или иностранное
юридическое или физическое лицо, использующее
принадлежащее ему транспортное средство
для перевозки пассажиров.
Регулярная пассажирская международная
автомобильная перевозка - перевозка пассажиров
автобусом по заранее согласованному
маршруту следования с указанием начального
и конечного пунктов перевозки, остановочных
пунктов и расписания движения автобуса.
Разрешение - документ,
предоставляющий
право на проезд транспортного
средства по территории
иностранного государства.
Разрешение может
быть разовым, многократным,
специальным, многосторонним.
Для осуществления регулярной
перевозки автотранспортному
предприятию необходимо
иметь разрешение на
перемещение транспортного
средства по территории
страны назначения и
транзитных государств.
Для получения такого
разрешения перевозчик
обязан подать в Департамент
автомобильного транспорта
Министерства транспорта
РФ заявление с просьбой
разрешить ему работать
на регулярной автобусной
линии. В заявлении должна
быть указана иностранная
партнерская фирма,
в сотрудничестве с
которой будут осуществляться
перевозки пассажиров.
К заявлению прилагаются
следующие документы:
договор о сотрудничестве
между перевозчиками;
расписание движения
с указанием пунктов
посадки и высадки пассажиров
на территории каждой
страны; тарифы на проезд
пассажиров; тарифы
на провоз багажа; копии
лицензий на осуществление
международных перевозок;
лицензионные карточки
автобусов российского
перевозчика. Разрешения
на регулярные перевозки
выдаются на три года.
Автобусные путешествия,
организуемые туристскими
фирмами, относятся
в большинстве случаев
к нерегулярным перевозкам.
Для упрощения международных
перевозок в 1973 г. в Женеве
была принята Конвенция
о договоре международной
автомобильной перевозки
пассажиров и багажа.
Дальнейшие упрощения
для ЕС закреплены Гаагской
декларацией по туризму (1989)
и Шенгенским соглашением,
вступившим в силу в 1995
г.
Для регулярных маршрутов
обязательными условиями
являются: точность
маршрута, расписание
движения, регулярность
движения, посадка и
высадка в строго определенных
пунктах. Открытие движения
на регулярных международных
маршрутах регламентируется
двусторонними правительственными
соглашениями, а транзит
через третьи страны
требует разрешения
комитета по транспорту
Европейской экономической
комиссии ООН.
К водителю, работающему
на международных маршрутах,
предъявляются следующие
требования: наличие
соответствующей лицензии,
удостоверения на право
вождения, специальной
стажировки; знание
иностранного языка
в необходимых пределах;
работа двух водителей
на маршруте; точное
знание маршрута; форменная
чистая одежда; наличие
полного пакета путевой
документации по установленному
перечню; наличие реквизитов,
адресов и телефонов
посоль-ства, консульств
и других уполномоченных
органов и др.
Для проезда по территории
других стран водитель
должен иметь международное
водительское удостоверение.
На международных рейсах
к водителям предъявляются
и некоторые другие
требования: возраст
не менее 21 года; стаж
работы и профессиональная
пригодность; правила
по соблюдению режимов
труда и отдыха. Согласно
Европейскому соглашению
о нерегулярных международных
перевозках пассажиров
автобусами, водитель
не должен управлять
транспортным средством
дольше 9 часов в сутки.
После 4-4,5 часа работы
у водителя должен быть
перерыв в 45-60 минут.
Время ежедневного отдыха
водителя должно составлять
не менее 11 часов. Если
на маршруте работают
два водителя, то каждый
из них должен иметь
период непрерывного
отдыха не менее 8 часов.
На всех автобусах для
проверки выполнения
данных правил устанавливаются
тахографы, которые
записывают пройденный
путь, скорость движения,
период управления транспортным
средством, продолжительность
отдыха водителей.
Одно из важнейших требований,
предъявляемых к водителям
автобусов на международных
рейсах, - наличие у них
страхового полиса,
подтверждающего факт
страхования ответственности
владельца автотранспортного
средства за ущерб, нанесенный
третьим лицам. За рубежом
такой международный
полис называется "зеленой
картой". Она дает
право водителю автобуса
или автомобиля въезжать
на территорию любой
страны, где такая карта
имеет хождение.
Договор на перевозку
пассажира подтверждается
выдачей билета, который
является в большинстве
случаев именным и не
может быть передан
другому лицу. Срок действия
билета составляет 6
месяцев с момента его
выписки.
Билеты на международные
перевозки бывают именные,
на предъявителя и групповые.
Билеты должны быть
напечатаны на языках
государств, в которых
находятся начальный
и конечный пункты поездки.
Основной обязанностью
перевозчика является
выполнение условий
договора на перевозки.
Если перевозка не состоялась
по причине, не зависящей
от перевозчика, он обязан
по возможности быстро
известить об этом пассажиров
и оплатить стоимость
билета и всех услуг (если
иное не предусмотрено
договором).
В случае задержки рейса
более чем на 1 час пассажиру
выплачивается определенная
компенсация (срабатывает
штрафная санкция к
перевозчику), но это
не касается форс-мажорных
обстоятельств. Если
пассажир потерял билет
по пути следования,
он обязан уплатить
стоимость проезда и
штраф. При несоблюдении
пассажиром условий
перевозки он может
быть высажен на ближайшей
по маршруту остановке
без возврата платежей.
Билет не дает права
приостановить поездку
пассажира и выйти в
каком-нибудь промежуточном
пункте.
Если по причине погранично-таможенного
или санитарного контроля
пассажир был снят с
автобуса, то он имеет
право продолжить поездку
с данным билетом в течение 30
суток при наличии свободных
мест в автобусе по тому
же маршруту.
Международные автобусные
туры отличаются продолжительностью,
содержанием экскурсионных
программ и условиями
обслуживания во время
поездки. С учетом этих
факторов все международные
автобусные туры можно
разделить на экономичные,
стандартные, фирменные
и эксклюзивные. В экономичных
турах путешествие включает
разнообразную экскурсионную
программу, размещение
в отелях 2-3 звезды, расположенных
на окраинах городов,
и ночные переезды. В
стандартных турах предполагается
один ночной переезд,
размещение в отелях 2-3
звезды вблизи станций
метро или линий городского
транспорта, разнообразная
экскурсионная программа
и свободное время в
крупных городах. В фирменных
турах отсутствуют ночные
переезды, проживание
организуется в отелях 3-5
звезд, расположенных
в центре города, предоставляется
богатая экскурсионная
программа и свободное
время в посещаемых
населенных пунктах.
Эксклюзивные туры формируются
на основе фирменных,
разрабатываются для
конкретного потребителя
с учетом его пожеланий.
Основными проблемами,
которые могут возникать
при организации международных
автобусных маршрутов,
являются:
- особенности аренды
транспортных средств
(особенно в летнее время
года);
- значительное количество
ночных переездов на
дешевых автобусных
турах;
- проблемы с функционированием
туалетов и прочих атрибутов
комфорта;
- проблемы с обеспечением
туристов в дороге продуктами
питания и их хранением;
- большие временные
затраты на прохождение
пограничного и таможенного
контроля;
- непредвиденные задержки (в
том числе и по вышеуказанной
причине), которые могут
привести к значительным
сбоям в реализации
экскурсионной программы
и необходимости ее
постоянной корректировки;
- организация комбинированных
автобусных туров: железнодорожно-автобусных,
паромно-автобусных,
авиационно-автобусных.
Современный рынок международных
автобусных перевозок
туристов.
Ведущие транспортные
фирмы стран Западной
Европы строят свою
коммерческую деятельность
в направлении одновременного
развития разных видов
международного пассажирского
транспорта. Так, Объединение
управлений железных
дорог 14 европейских
стран финансирует деятельность
автобусных перевозок
в Западной Европе, согласуя
расписание европейских
автобусных линий с
расписанием основных
железных дорог (примером
может служить немецкая
компания Deutsche Touring).
Существенным образом
отражаются на автобусном
международном туризме
сезонная неравномерность
и высокий удельный
вес поездок, связанных
с отдыхом. Сезонная
неравномерность международного
туризма имеет устойчивый
характер. Регулярные
автобусные линии международного
сообщения связывают
многие города и страны
Западной Европы и Америки.
Наиболее густой и разнообразной
является сеть регулярных
линий в странах Западной
Европы.
Жесткая конкуренция
железнодорожных и авиационных
регулярных пассажирских
линий, а также легкового
транспорта в туристском
бизнесе заставляет
участников Европейского
сообщества приспосабливаться
к быстро меняющейся
обстановке. В условиях
конкуренции преимуществами
регулярных автобусных
линий являются не только
быстрая и комфортная
перевозка пассажиров,
но и возможность осуществления
поездки в познавательных
целях. Автобусы на таких
линиях обслуживаются
квалифицированными
гидами, владеющими
минимум двумя иностранными
языками. Экспрессные
же линии преследуют
чисто перевозочные
цели.
Постоянное совершенствование
качественных параметров
автобусов в зарубежных
странах находит свое
проявление в последовательном
обновлении парка международных
автобусов, следствием
чего является увеличение
общего количества автобусов
моделей высшего класса.
Основными направлениями
совершенствования
транспортных средств
является повышение
их вместимости, надежности
в конструктивном исполнении,
экологичности и обеспечение
максимальных удобств
работы водителей. Одновременно
с ростом автомобильного
парка развивается сеть
автомобильных дорог.
В последние годы в экономически
развитых странах получили
преимущественное развитие
автомагистрали национального,
а также международного
и межконтинентального
значения.
В отличие от европейских
государств, где развитие
международных пассажирских
автобусных перевозок
наиболее четко прослеживается
в сфере нерегулярных
маршрутов, в России
наблюдается противоположная
тенденция. В сфере организации
нерегулярных международных
перевозок туристов
автобусами накоплен
серьезный опыт еще
со времен существования
СССР, а развитие перевозок
по регулярным линиям
ранее осуществлялось
только в приграничных
о6ластях. В последнее
время в нашей стране
происходит активное
развитие регулярных
автоперевозок, которое
объясняется несколькими
причинами: а) стремлением
турфирм к налаживанию
более тесных контактов
с зарубежными партнерами (а
их можно достичь только
при организации регулярных
перевозок); б) быстрым
раскручиванием брендовых
маршрутов; в) формированием
положительного имиджа
фирмы, занимающейся
организацией регулярных
перевозок; г) психологией
туристов, которые отдают
предпочтение устоявшимся
и постоянно организующимся
маршрутам и т.д.
Организация туристских
перевозок ж/д транспортом в
РФ. Технология разработки железнодорожных
туров.
Железнодорожный туризм - путешествие,
совершаемое по железной дороге на специализированном
ж/д транспортном средстве физическими
лицами с продолжительностью от 24 часов
до 1 года, либо меньше 24 часов, но с ночевкой,
в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых,
религиозных и других целях, не связанных
с оплачиваемой деятельностью.
В системе
пассажирских перевозок
рейсовые маршруты поездов (следующих
по строго установленному
маршруту, в строго
соблюдаемом временном
промежутке и графике
движения), значительно
превалируют над
чартерными. Рейсовые ж/д маршруты,
в свою очередь, подразделяются
на: пригородные, местные
и дальние.
Пригородные поезда
следуют по твердому
расписанию в пределах
области или края. Состав
обычно вмещает 1500 пассажиров,
причем сидячих мест
до 1000. Поезда совершают
частые остановки на
местных станциях.
Местные поезда следуют
между станциями одной
железной дороги в пределах
государства. Обычно
они курсируют на расстояние
в пределах 700 км и совершают
перевозки внутри крупного
района, региона или
небольшой страны - между
поселками и небольшими
городами.
Дальние поезда следуют
на расстояние свыше 700
км и разделяются по
скорости на: скорые
круглогодичного обращения,
скорые сезонные (летние)
пассажирские
дальние круглогодичного
и сезонного обращения.
Наиболее сложным
по организации и вместе
с тем наиболее насыщенным
и разнообразным по
предоставляемым услугам
является путешествие
на туристском экскурсионном
поезде дальнего следования.
Туристы размещаются
по 2-4 человека в купе.
Отдельные купе предоставляются:
директору маршрута,
штабу турпоезда, врачу (под
изолятор).
В каждом вагоне должна
быть программа обслуживания
туристов, ФИО директора
поезда, проводников,
инструкторов, врача
и т.д.
На каждый пассажирский
туристский вагон дальнего
следования назначаются
два проводника. Готовность
к отправлению туристского
поезда (за 6 часов до
отправления) проверяется
комиссией в составе
представителя пассажирской
службы отделения дороги,
санитарного врача,
представителя фирмы -
организатора путешествия
или арендатора поезда,
представителя службы
вагонов-ресторанов.
Готовность к приемке
поезда оформляется
актом.
Заявление на перевозку
группы детей школьного
возраста заверяет подписью
директор школы, в которой
обучаются дети, или
заведующий районным
отделом образования,
или руководитель предприятия-организатора
поездки.
Заявка подается в кассу
железнодорожного вокзала
для групповых заказов
и регистрируется у
старшего кассира.
Оплата за услуги по
резервированию мест
вносится наличными
деньгами в день заказа
за каждое заказанное
место независимо от
того, какое количество
мест будет фактически
выкуплено.
Заключение договоров
перевозок пассажиров
удостоверяется проездными
документами (билетами),
сдача пассажирами багажа,
грузоотправителями
грузобагажа - багажными,
грузобагажными квитанциями
соответственно.
Пассажиры обязаны иметь
проездные документы (билеты),
а железная дорога обязана
оформить их выдачу
при наличии свободных
мест в поездах до указанных
пассажирами ж/д станций
назначения согласно
установленному тарифу
с учетом предусмотренных
законодательством
льгот для граждан определенных
категорий.
Приобретение проездного
документа (билета),
кроме билетов на пригородные
поезда, производится
на основании сведений
о документе, удостоверяющем
личность пассажира (паспорт,
военный билет, удостоверение
или иной документ, а
для детей в возрасте
до 14 лет - свидетельство
о рождении).
При оформлении проездного
документа (билета) на
поезда дальнего и местного
следования указание
фамилии пассажира и
номера документа, удостоверяющего
личность, является
обязательным. Пассажир
обязан проверить правильность
указанных в проездном
документе (билете) фамилии
и номера документа,
удостоверяющего личность,
а также реквизиты поездки.
При несоответствии
фамилии пассажира или
номера документа, удостоверяющего
его личность, фамилии
или номеру, указанным
в предъявляемом проездном
документе (билете),
при отсутствии или
изменении (исправлении)
фамилии или номера
документа, удостоверяющего
личность, в проездном
документе (билете) пассажир
к посадке в поезд не
допускается.
Возврат денег по таким
проездным документам (билетам)
производится в случаях
и порядке, определяемых
правилами перевозок
пассажиров, багажа
и грузобагажа.
Утерянные, испорченные
пассажирами проездные
документы (билеты) не
возобновляются, если
их восстановление или
идентификация не может
быть осуществлена железной
дорогой, и уплаченные
за них деньги не возвращаются .
При наличии возможности
восстановить или идентифицировать
указанные проездные
документы (билеты) пассажиру
для совершения поездки
выдается новый проездной
документ (билет) без
взимания стоимости
проезда. Восстановленные
утерянные проездные
документы (билеты) возврату
и переоформлению не
подлежат.
Пассажир, предъявивший
в поезде проездной
документ (билет), срок
действия которого истек
или в котором указаны
фамилия или номер документа,
удостоверяющего личность,
не соответствующие
фамилии или номеру,
указанным в документе,
удостоверяющем личность
пассажира, считается
безбилетным.
Пассажиры имеют право
для проезда в поездах
дальнего и местного
следования:
- приобретать проездные
документы (билеты) в
любой поезд и любой
вагон до указанной
ими ж/д станции назначения,
открытой для осуществления
операций по перевозке
пассажиров;
- провозить с собой
бесплатно одного ребенка
в возрасте не старше 5
лет, если он не занимает
отдельное место, а также
детей в возрасте от 5
до 10 лет с оплатой в
соответствии с тарифом;
- провозить с собой
кроме мелких вещей
ручную кладь, размеры
и масса которой определяются
правилами оказания
услуг по перевозке
пассажиров, а также
грузов, багажа, грузобагажа
для личных (бытовых)
нужд на ж/д транспорте;
- сдавать для перевозок
багаж согласно перевозочным
документам за плату
в соответствии с тарифом;
- делать остановку в
пути следования с продлением
срока действия проездных
документов (билетов)
не более чем на 10 суток;
- продлевать срок действия
проездных документов (билетов)
в случае болезни в пути
следования на время
болезни, подтвержденной
документами лечебных
учреждений, в случае
непредоставления пассажирам
мест в поезде на время
до отправления следующего
поезда, в котором пассажирам
будут предоставлены
места;
- выезжать поездом,
отходящим ранее того
поезда, на который приобретены
проездные документы
(билеты), с необходимой
отметкой в ж/д билетной
кассе; возобновить
действие проездных
документов (билетов)
на другой поезд при
условии доплаты стоимости
плацкарты вследствие
опоздания на поезд
в течение 3 часов либо
вследствие болезни
или несчастного случая
в течение 3 суток с момента
отправления поезда,
на который приобретены
проездные документы
(билеты), а в случае
отказа от поездки получить
обратно стоимость проезда
за вычетом стоимости
плацкарты.
Пассажир имеет право
занять в пути следования
свободное место в вагоне
более высокой категории
в порядке, установленном
правилами оказания
услуг по перевозке
пассажиров, а также
грузов, багажа и грузобагажа
для личных (бытовых)
нужд на ж/д транспорте.
При возврате приобретенных
организациями по предварительным
заявкам проездных документов (билетов)
в ж/д билетные кассы
менее чем за 7 суток
до отправления поезда
и не позднее чем за 3
суток до отправления
поезда собственнику
билета возвращается
полностью стоимость
билета и плацкарты,
а при возврате таких
проездных документов
позже, чем за трое суток
до отправления поезда,
стоимость плацкарты
удерживается полностью.
А если менее трех суток,
но не позднее, чем за 3
часа после отправления
поезда, только стоимость
билета.
Каждый пассажир имеет
право бесплатного провоза
с собой на 1 проездной
документ (билет), кроме
мелких вещей, также
ручной клади весом
не более 36 килограммов,
размер которой по сумме
трех измерений не превышает 180
сантиметров. Указанная
ручная кладь независимо
от рода и вида упаковки
должна размещаться
в вагонах в специально
отведенных для этого
местах.
Каждый пассажир имеет
право перевозить в
поездах домашних животных
и птиц за плату. Порядок
перевозки животных
и птиц определяется
правилами перевозок
пассажиров, багажа
и грузобагажа.
При организации специальных
железнодорожных туров
между железной дорогой
и турфирмой заключается
договор на выделение
поездов и вагонов. Предметом
соглашения является
предоставление арендатору (турфирме)
специального поезда
на определенное количество
мест. В общее количество
мест включаются места
для дирекции турпоезда,
поездной бригады и
работников вагонов-ресторанов.
В договоре определяется
порядок сдачи-приема
поезда. Передача поезда
арендатору и его возвращение
осуществляется на основе
акта.
В договоре оговариваются
стоимость аренды и
порядок расчетов. При
оформлении перевозок
туристов в арендованных
вагонах взимается плата
за аренду по ставкам,
установленным администрацией
железной дороги; стоимость
проезда за фактическое
количество туристов,
но не менее количества
мест в вагоне по тарифам,
соответствующих классу
пассажирского поезда;
стоимость перевозки
багажа. В арендную плату
также входит оплата
постельного белья из
расчета одного комплекта
на туриста на 7 дней,
стоимость холостого (нулевого)
пробега, стоимость
отстоя поезда на специально
оборудованных путях,
стоимость 3-4 разового
питания и другие расходы.
К сумме чистой арендной
платы добавляется сумма
установленной (объявленной)
нормы прибыли.
В случае отказа арендатора
от аренды после подписания
договора за 20 дней до
его отправления он
уплачивает неустойку
в процентном отношении
от суммы аренды. Аналогичную
неустойку оплачивает
дорога при отказе в
услугах по договору.
К договору аренды специализированного
туристического поезда
прилагаются:
- маршрут поездки и
пункты остановок;
- сроки путешествия
с указанием дат и продолжительности
остановок в каждом
пункте маршрута;
- количество вагонов-ресторанов;
- услуги в поезде (напитки,
чайная продукция, завтраки
в купе и пр.)