Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 09:56, реферат
Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия — первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы SWOT-анализа в стратегическом анализе деятельности предприятия 5
1.1. История разработки технологии и возможности SWOT-анализа 5
1.2. Сущность и содержание SWOT-анализа деятельности предприятия 8
1.3. SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента 12
Глава 2. Направления SWOT-анализа организации, методика его проведения 19
2.1. Анализ внешней среды 19
2.2. Анализ внутренней среды 20
2.3. Количественный анализ 21
Глава 3. Роль SWOT-анализа в планировании деятельности предприятия 27
Заключение 32
Список используемой литературы 33
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы SWOT-анализа в стратегическом анализе деятельности предприятия 5
1.1. История разработки технологии и возможности SWOT-анализа 5
1.2. Сущность и содержание SWOT-анализа деятельности предприятия 8
1.3. SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента 12
Глава 2. Направления SWOT-анализа организации, методика его проведения 19
2.1. Анализ внешней среды 19
2.2. Анализ внутренней среды 20
2.3. Количественный анализ 21
Глава 3. Роль SWOT-анализа в планировании деятельности предприятия 27
Заключение 32
Список используемой литературы 33
Рыночные формы хозяйствования
в условиях жесткой конкуренции
приводят к несостоятельности отдельных
субъектов хозяйствования или их
временной
Поиск путей выхода из экономического
кризиса непосредственно связан
с устранением причин, способствующих
его возникновению. Проводится тщательный
анализ внешней и внутренней среды
бизнеса, выделяются те компоненты, которые
действительно имеют значение для
организации, проводится сбор и отслеживание
информации по каждому компоненту и
на основе оценки реального положения
предприятия выясняются причины
кризисного состояния. Точная, комплексная,
своевременная диагностика
Изучая внешнюю среду, менеджеры концентрируют свое внимание на выяснении, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. Довольно популярным способом, также применяемым для анализа внешней среды, является метод SWOT, подробно описанный в литературе по стратегическому управлению.
Самый удобный и опробированный способ оценки стратегического положения компании — SWOT-анализ. Сила — это то, в чем предприятие преуспело. Она может заключаться в навыках, опыте работы, ресурсах, достижениях (лучший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, узнаваемость товарной марки). 1Винокуров В.А. в своей работе сравнивает SWOT-анализ со стратегическим балансом, где сильные стороны — это активы предприятия в конкурентной борьбе, а слабые стороны — это пассивы.
Рассмотрим более подробно вопросы, связанные и понятием, историей возникновения и технологией SWOT-анализа положения фирмы.
В 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес политики профрофессор K. Андрюс (Andrews) впервые публично озвучил акроним SWOT2: Strengths (Cилы); Weaknesses (Слабости); Opportunities (Возможности); Threats (Угрозы).
С тех пор понятие SWOT-анализа стало известно в академических кругах и среди практиков.
С 60-х годов прошлого века и по сей день SWOT-анализ широко применяется в процессе стратегического планирования. В каждом бизнес-плане, в каждом плане маркетинга должен быть раздел «SWOT-анализ».
Первоначально SWOT-анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях. Позднее SWOT-анализ стал использоваться в более широком приложении — для конструирования стратегий.
С появлением SWOT-модели аналитики получили инструмент для своей интеллектуальной работы. Известные, но разрозненные и бессистемные представления о фирме и конкурентном окружении SWOT-анализ позволил сформулировать аналитикам в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз.
В результате выполнения классического
SWOT-анализа создается
В 1965 году было предложена разработка технология использования SWOT-модели для разработки стратегии поведения фирмы. Была предложена схема LCAG (по начальным буквам фамилий авторов), которая основана на последовательности шагов приводящих к выбору стратегии.
В ряде подходов структурированная информация по каждому из направлений — силы, слабости, возможности, угрозы — оценивается количественными мерами, на основе которых с помощью функций полезности вычисляется потенциал изучаемого объекта по каждому направлению (подход, развиваемый в рамках Conjoint-анализа).
3В 1982 году профессор Хайнц Вайхрих (Heinz Weihrich) опубликовал работу, в которой предложил новый вид SWOT-модели. Свою SWOT-модель он назвал как TOWS-матрицу и рассматривал ее как концептуальную основу систематического анализа, который облегчает сопоставление внешних угроз и возможностей с внутренними слабостями и силами организации. Ученый предложил строить стратегии поведения фирмы на основе систематического сопоставления заранее созданных списков внешних факторов с внутренними силами и слабостями. Он также указал на необходимость построения SWOT матриц с определенной периодичностью. Это должно было позволить отслеживать изменения конкурентной среды при построении стратегий.
В последующем, в работах других исследователей эта модель называется как расширенная SWOT-модель, или как интегрированная SWOT-модель. Однако в большинстве работ по стратегическому планирования по-прежнему можно встретить термин «SWOT-анализ», хотя они используют модель Вайхриха.
В этой модели процесс стратегического планирования с применением расширенной SWOT матрицы было предложено организовать как последовательность шагов:
Цель построения расширенной SWOT матрицы состоит в том, чтобы сфокусировать внимание аналитика на построении четырех групп, различных стратегий. Каждая группа стратегий использует определенную парную комбинацию внутренних и внешних обстоятельств. Совместному анализу подвергаются пары следующих показателей:
В результате анализа показателей из каждой пары формируется набор стратегий. Стратегии именуются по названию анализируемых внутренних и внешних обстоятельств. Так, при анализе пары факторов «Силы — возможности» формируется группа стратегий, которая относится к типу «стратегии SO». Для другой пары факторов «Силы — угрозы» создается группа «стратегии ST» и т.д.
1. Cтратегии WT слабости — угрозы (mini-mini). Цель любой из стратегий вида WT состоит в том, чтобы минимизировать слабости и угрозы.
2. Стратегии WO слабости — возможности (mini-maxi). Стратегии данной группы пытаются минимизировать слабости и одновременно максимизировать возможности.
3. Стратегии ST cилы — угрозы (maxi-mini).Цель данных стратегий состоит в том, чтобы максимально развить силы, и минимизировать угрозы.
4. Стратегии SO cилы — возможности (maxi-maxi). Любая компания должна стремиться к тому, чтобы максимизировать одновременно как силы, так и возможности.
SWOT-анализ во всех своих
Основные направления развития SWOT-анализа4:
Само понятие SWOT является аббревиатурой от четырех слов - силы, слабости, возможности и угрозы (strengths, weaknesses, opportunities, threats). Впервые она была предложена в 1963 году гарвардским профессором Кеннетом Эндрюсом. Он же выступил одним из разработчиков и теоретиков методики SWOT-анализа, которая с 1965 года стала применяться для разработки стратегии поведения фирмы.
Благодаря тому, что SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий (его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности) он нашел свое применение в различных областях. В том числе и в сфере инвестиционной оценки, что является одной из основных задач фундаментального анализа. Таким образом, SWOT-анализ стал применяться для инвестиционной оценки компаний, в первую очередь, эмитентов, то есть публичных компаний, чьи акции обращаются на фондовом рынке.
Схематически SWOT-анализ выглядит следующим образом:
Таблица 1. Стандартная матрица базового SWOT анализа
Бизнес изнутри | |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. 2. … |
1. 2. … |
Бизнес со стороны | |
Возможности |
Угрозы |
1. 2. … |
1. 2. … |
Путем соотнесения этих факторов (в тех или иных долях) можно оценить инвестиционный потенциал той или иной компании.
На основе анализа соотношения внутренних и внешних факторов можно определить примерную инвестиционную привлекательность компании. То есть выявить существует ли потенциал роста или снижения. Для определения потенциала роста/снижения акций компании используются другие методики фундаментального анализа.
Для успешного
бизнес-плана, когда необходимо описать
кратко перспективы развития предприятия,
можно воспользоваться
Strenghts – сильные стороны
Внутренние силы предприятия – это факторы, которые составляют сильные стороны вашего предприятия. Внутренние силы действующего и работающего или начинающего деятельность предприятия составляют нанятые им работники или приобретенная техника, либо наличие достаточных финансов, используя которые, вы сможете реализовать свой бизнес-план. Внутренними силами являются, например:
- длительное
сохранение лидирующих позиций
на рынке (кто является
- современная
технология и обученный
- очень хорошее финансовое положение (кто доминирует на рынке по уровню рентабельности?
- присутствует ли западный менеджмент?
- Присутствует
ли западный капитал в
Weaknesses – слабые стороны
Внутренние слабости фирмы – это факторы, которыми вы на своем предприятии недовольны или которые могут тормозить развитие. 5Внутренние слабости – это узкие места, наличие которых на предприятии вы осознаете, и которые, при необходимости, смогли бы сами устранить. Внутренними слабостями являются, например:
- неудовлетворительное управление качеством
- большие общие расходы
- низкая квалификация рабочей силы
- отсутствие
навыков в сфере сбыта,
- продукт морально устарел
- плохая
репутация продукции или
- низкая кредитоспособность и т. д.
Opportunities – возможности
Внешние возможности – это внешние факторы, которые могут способствовать быстрому развитию вашего предприятия. Внешние возможности – это факторы, возникновению которых вы сами способствовать не можете, но зато можете использовать с пользой для своего бизнеса. Внешними возможностями являются, например:
- исчезновение
двойного таможенного
- возникновение новых и дешевых транспортных возможностей (железнодорожный маршрут или линия морских перевозок)
- поддержка отрасли государством
- возникновение новой группы покупателей
- уход с рынка конкурентов
- возрастающий спрос на внешних рынках в связи с подъемом в мировой экономике и т.д.
Threats – угрозы
Внешние угрозы – внешние факторы, которые могут препятствовать развитию вашего предприятия. Внешние угрозы – это такие факторы, для предупреждения которых вы сами непосредственно ничего не можете сделать, но от которых вы можете тем или иным способом застраховаться (страхование, рассеивание экспортных рисков и т.д.). Внешними угрозами являются, например:
Информация о работе SWOT - анализ в планировании деятельности предприятия.