Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 09:56, реферат
Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия — первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы SWOT-анализа в стратегическом анализе деятельности предприятия 5
1.1. История разработки технологии и возможности SWOT-анализа 5
1.2. Сущность и содержание SWOT-анализа деятельности предприятия 8
1.3. SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента 12
Глава 2. Направления SWOT-анализа организации, методика его проведения 19
2.1. Анализ внешней среды 19
2.2. Анализ внутренней среды 20
2.3. Количественный анализ 21
Глава 3. Роль SWOT-анализа в планировании деятельности предприятия 27
Заключение 32
Список используемой литературы 33
Стратегическое
планирование является долгосрочным,
в то время как операционное планирование
- краткосрочным. Часто также выделяют
и тактическое, ежедневное планирование.
Тактика - это временное действие
корректирующего характера в
ответ на конкретное событие во внешней
среде, направленное на достижение краткосрочных
целей (для инструмента или функции).
В тактике детально расписано, каким
образом следует реализовать
стратегию в течение
11Стратегическая бизнес-единица - единица организации, которая функционирует как более или менее независимая суб-организация. В целом, стратегические бизнес-единицы должны отвечать следующим требованиям:
Топ-менеджмент имеет три функции:
1.Функция
координации. Составление
2. Функция
руководства. Организация
3. Функция контроля. Ответственность за контроль и оценку выполнения плана, а также и за его результаты.
Планирование может быть оборонительным или наступательным:
Оборонительное — ориентировано на существующие виды деятельности. "Управление бизнесом"
Наступательное - новые виды деятельности. "Создание своего будущего".
Методы планирования
Планирование сверху-вниз - руководство организации определяет задачи и цели, которые должны быть выполнены на более низких уровнях.
Планирование снизу-вверх - более низкие звенья менеджмента определяют цели и задачи, и затем представляют их высшему руководству для комментариев, корректировки и одобрения.
Планирование "цели вниз - планы наверх" -руководство определяет цели, после чего на более низком уровне разрабатываются операционные планы для достижения данных целей.
Иерархия целей
Организационная стратегия относится к организации в целом. Стратегия разрабатывается вокруг миссии и центральной проблемы (какую роль стремится и может выполнять организация, и на каких рынках). Во внимание принимаются интересы заинтересованных сторон, ключевая компетенция и способы реализации стратегии.
Организационные цели относятся к организации в целом. Цели могут быть количественными (прибыль, доля рынка, эффективность) или качественными (благополучие потребителей или общества, долгое существование организации).
Цели стратегической бизнес-единицы основываются на организационных целях и имеют отношение исключительно к данной стратегической бизнес-единице.
Цели товар/рынок относятся к специальным комбинациям товар/рынок (товар/рынок/технология или товар/рынок) и могут основываться как на целях организации, так и на целях стратегической бизнес-единицы.
Стратегическое планирование
Стратегическое планирование отражает сущность компании и ее вид деятельности: что мы собираемся делать (определение вида деятельности) и каким образом мы собираемся это делать (миссия/философия), каким образом мы это организуем.
SWOT в
процессе стратегического
Анализ настоящего стратегического профиля компании или стратегической бизнес-единицы:
Определение вида деятельности, миссии и цели
Миссия
Самая важная, конечная цель многих компаний, зачастую выражена в следующих терминах:
Корпоративная философия - достаточно широкое определение целей компании, которое применимо в различных областях.
Формулировка миссии отражает роль и амбиции организации в четко определенных областях деятельности. Миссия отражает организационную философию и культуру.
Определение бизнеса (рода деятельности) - определение области деятельности организации (или какой-либо ее части) в четырех ракурсах, а именно, функция товара (какая выгода может быть предложена потребителю), потребители, технология (каким образом выполняется функция товара) и уровень в торговой цепочке, в которой организация (или ее бизнес-единица) работает.
Для определения настоящей и будущей области деятельности используется модель Абелла.
Данная модель Абелла состоит из трех измерений:
Какие потребители или целевые группы можно выделить?
Технологии – как?
Какая технология поможет удовлетворить данные потребности?
Все возможные
потребности, группы потребителей и
технологии размещаются вдоль трех
осей с целью определения области
деятельности. Данные области деятельности
включают потребности, потребителей и
технологии, с которыми компания работает
в настоящий момент. Вдоль осей
размещают дополнительные элементы,
представляющие собой возможности
для развития; такие как новые
потребности, которые можно удовлетворить,
новые потенциальные
В современных условиях развития рынка компаниям, как занимающим нишу в ёмкости, так и только выходящим на рынок, приходится всё сложнее.
Для наиболее успешного развития предприятий необходимо чётко определять стратегию и тактику, а чтобы этого достичь требуется точно представлять окружающую среду и внутренний потенциал фирмы. Для этого важно время от времени проводить исследование внешней среды, т.е. конкурентов, поставщиков и потребителей; кроме того, необходим анализ существующей позиции и возможностей самого предприятия, его технических, технологических, финансовых, сырьевых и прочих ресурсов.
SWOT-анализ
— это наиболее простой и
доступный метод, позволяющий
проинтегрировать различные
Следует отметить, что SWOT-анализ – это лишь один из возможных подходов к формированию стратегии предприятия. Наиболее полной картина будет, если в сочетании со SWOT-анализом будут применяться иные методы стратегического планирования.
Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет чётко определить, какие шаги могут быть предприняты для развития компании и, на какие проблемы необходимо обратить особое внимание.
Данная
матрица предоставляет
1 Винокуров В.А. Организация стратегического планирования на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.
2
Разработчики технологии SWOT-анализа //
http://www.swot.ru/catalog2/
3 Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала: Опыт лучших фирм США, Японии, и стран Зап. Европы. – М.: Международный науч.-иссл. ин-т проблем упр., 2007.
4
Разработчики технологии SWOT-анализа //
http://www.swot.ru/catalog2/
5 Ансофф И. Стратегическое планирование. – М.: Экономика, 2009.
6 Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала: Опыт лучших фирм США, Японии, и стран Зап. Европы. – М.: Международный науч.-иссл. ин-т проблем упр., 2007.
7 Горохов Б. Стратегия и гибкость управления предприятием: трудный баланс // Проблемы теории и практики управления, 2010г., № 4.
8 Деминг, У.Э., Новая экономика / У. Эдвард Деминг — М.: Эксмо, 2006.
9 Деминг, У.Э., Новая экономика / У. Эдвард Деминг — М.: Эксмо, 2006.
10 Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. – СПб: 2007.
11 Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: МГУ, 2008.
Информация о работе SWOT - анализ в планировании деятельности предприятия.