Тарифное регулирование в ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Одной из наиболее острых и актуальных задач, стоящих перед современной Россией, является максимальное использование внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом для обеспечения выхода страны из экономического кризиса, осуществления структурной перестройки экономики, повышения ее эффективности за счет интегрирования экономики Российской Федерации в мировую экономику и ее подключения к системе международного Разделения труда.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….....3 1. Сущность тарифного регулирования внешней торговли РФ………………5 1.1 Экономическая сущность тарифного регулирования внешней торговли РФ…………………………………………………………………………………5 1.2 Принципы, особенности и задачи государственного регулирования внешней торговли РФ…………………………………………………………....7 1.3 Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования РФ.10 2. Анализ тарифного регулирования внешней торговли РФ…………………15 2.1 Анализ элементов тарифных методов регулирования внешней торговли РФ………………………………………………………………………..………..152.2 Анализ таможенных поступлений в бюджет России……………………...21 3. Перспективы тарифного регулирования внешней торговли РФ…………..24 3.1 Расчет прогнозной модели на перспективу на 5 лет………………………24 3.2 Перспективы развития тарифного регулирования внешней торговли РФ…………………………………………………………………………………34Выводы и предложения…………………………………………………………38 Список использованной литературы…………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Копия тариф регул в ВЭД РФ конечный вариант.doc

— 4.22 Мб (Скачать файл)

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….....3 1. Сущность тарифного регулирования внешней торговли РФ………………5 1.1 Экономическая сущность тарифного регулирования внешней торговли РФ…………………………………………………………………………………5 1.2 Принципы, особенности и задачи государственного регулирования внешней торговли РФ…………………………………………………………....7 1.3 Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования РФ.10 2. Анализ тарифного регулирования внешней торговли РФ…………………15 2.1 Анализ элементов тарифных методов регулирования внешней торговли РФ………………………………………………………………………..………..152.2 Анализ таможенных поступлений в бюджет России……………………...21 3. Перспективы тарифного регулирования внешней торговли РФ…………..24 3.1 Расчет прогнозной модели на перспективу на 5 лет………………………24 3.2 Перспективы развития тарифного регулирования внешней торговли РФ…………………………………………………………………………………34Выводы и предложения…………………………………………………………38 Список использованной литературы…………………………………………...40 Приложения……………………………………………………………………...43              

 

Введение

Одной из наиболее острых и актуальных задач, стоящих перед современной Россией, является максимальное использование внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом для обеспечения выхода страны из экономического кризиса, осуществления структурной перестройки экономики, повышения ее эффективности за счет интегрирования экономики Российской Федерации в мировую экономику и ее подключения к системе международного Разделения труда. На протяжении всей истории России, включая ее советский период, внешняя торговля играла существенную роль в решении задач социально-экономического развития государства.

Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Как известно, таможенные и иные обязательные платежи, взимаемые в связи с совершением экспортных и импортных операций, составляют существенную долю поступлений в доходную часть федерального бюджета. О фискальном значении внешнеторгового регулирования говорит тот факт, что почти каждый пятый рубль, поступающий в доходную часть бюджета, собирается таможенными органами При этом в отдельные годы эта доля доходила до одной трети.

Таможенное регулирование в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства РФ.

Цель работы – подробно рассмотреть систему тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности России и ее значение для экономики страны в целом.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

1. выявить экономическую сущность тарифного регулирования внешней торговли РФ;

2. рассмотреть механизмы тарифного регулирования экспортных и импортных сделок;

3. провести анализ таможенных поступлений в бюджет России;

4. внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Объектом данной курсовой работы является таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.

Методологической основой данной работы является сравнительно-правовой метод, метод системного анализа исследуемых проблем.

 

 

1. Сущность тарифного  регулирования внешней торговли  РФ

1.1 Экономическая  сущность тарифного регулирования  внешней торговли РФ

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Внешнеэкономические связи являются мощным фактором социально-экономического прогресса общества, они могут ускорять этот прогресс или замедлять его.

Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли .

В научной литературе и в практике хозяйствования методы государственного регулирования ВЭД обычно подразделяются на две группы:

-тарифные методы, к которым относятся ввозные и вывозные пошлины и таможенные сборы;

-нетарифные методы, к  которым относятся НДС, акциз, а  также методы административного  регулирования ВЭД - квотирование, лицензирование, сертификация товаров и другие  методы.

Система тарифного регулирования призвана всемерно содействовать целям и задачам ВЭД. При этом возможны такие ситуации, когда система пошлин, на первый взгляд, по отдельно взятым критериям соответствует интересам страны, но по другим критериям противоречит им и наносит ущерб, а в целом оказывает негативное воздействие на социально-экономическое состояние общества.1

Политика государства должна быть направлена на получение максимального совокупного дохода от ВЭД и от национального производства.

Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:2

а) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

в) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в современных условиях при определении уровня таможенно - тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:3

- Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

- Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.

- Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.

- Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.

- Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Главной составляющей тароженно-тарифного регулирования ВЭД являются таможенные пошлины.

Таможенная пошлина обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.Таможенные пошлины выполняют три основные функции, крайне важные для экономики государства:

а) фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

б) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

в) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

 

1.2 Принципы, особенности  и задачи государственного регулирования внешней торговли РФ

Основные цели госрегулирования ВЭД, прописаны в Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и состоят в следующем:

- использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;

- содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

- создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

-защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

- создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:4

1) защита государством  прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и  недискриминация участников внешнеторговой  деятельности, если иное не предусмотрено  федеральным законом;

3) единство таможенной  территории Российской Федерации;

4) взаимность в  отношении другого государства (группы  государств);

5) обеспечение выполнения  обязательств Российской Федерации  по международным договорам Российской  Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными  для участников внешнеторговой  деятельности, чем необходимо для  обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в  разработке, принятии и применении  мер государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность  и объективность применения мер  государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного  вмешательства государства или  его органов во внешнеторговую  деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны  страны и безопасности государства;

11) обеспечение права  на обжалование в судебном  или ином установленном законом  порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы  государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения  методов государственного регулирования  внешнеторговой деятельности на  всей территории Российской Федерации.

Принципы представляют собой исходные начала в механизме государственного регулирования. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики.

Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности обусловлено рядом факторов, среди которых прежде всего следует упомянуть:5

- единство цели  внешнеторгового регулирования: защита  экономического суверенитета, обеспечение  экономической безопасности Российской  Федерации, стимулирование развития  национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику;

- единство внешнеторговой  политики Российской Федерации;

- отнесение к  ведению Российской Федерации  следующих сфер деятельности: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, и т.д.;

- единство таможенной  территории Российской Федерации.

 

1.3 Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования РФ

Комплексный характер таможенного законодательства находит свое выражение в системе принципов правового регулирования таможенно- тарифной политики. Часть этих принципов представляют собой административно-правовые принципы регулирования внешнеторговой деятельности и перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. К числу таких принципов российским таможенным законодательством отнесены следующие:

Информация о работе Тарифное регулирование в ВЭД