Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:51, курсовая работа
Одной из наиболее острых и актуальных задач, стоящих перед современной Россией, является максимальное использование внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом для обеспечения выхода страны из экономического кризиса, осуществления структурной перестройки экономики, повышения ее эффективности за счет интегрирования экономики Российской Федерации в мировую экономику и ее подключения к системе международного Разделения труда.
Введение ……………………………………………………………………….....3 1. Сущность тарифного регулирования внешней торговли РФ………………5 1.1 Экономическая сущность тарифного регулирования внешней торговли РФ…………………………………………………………………………………5 1.2 Принципы, особенности и задачи государственного регулирования внешней торговли РФ…………………………………………………………....7 1.3 Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования РФ.10 2. Анализ тарифного регулирования внешней торговли РФ…………………15 2.1 Анализ элементов тарифных методов регулирования внешней торговли РФ………………………………………………………………………..………..152.2 Анализ таможенных поступлений в бюджет России……………………...21 3. Перспективы тарифного регулирования внешней торговли РФ…………..24 3.1 Расчет прогнозной модели на перспективу на 5 лет………………………24 3.2 Перспективы развития тарифного регулирования внешней торговли РФ…………………………………………………………………………………34Выводы и предложения…………………………………………………………38 Список использованной литературы…………………………………………...40
- принцип охраны государственной и общественной безопасности при перемещении товаров через таможенную границу;
- принцип защиты экономических
интересов Российского
- принцип дифференциации
в правовом регулировании
Наряду с административно-правовыми принципами для регулирования таможенно-тарифного механизма используются и принципы налогового права. Их применение предполагает налоговая природа таможенной пошлины.
Исторически формирование системы нормативно-правового регулирования в ТС началось еще в начале 1995 года с подписанием Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 год, к которому 20 февраля 1995 года присоединился Казахстан. На тот момент, невзирая на мнения специалистов из таможенных ведомств, руководители приняли решение, что таможенный союз можно построить путем введения единого таможенно-тарифного регулирования и унификации таможенного законодательства. Время показало обратное и с учетом того негативного, а может и полезного опыта и с подписанием Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года (вступил в силу 23.12.1999г. в РБ,РК и 02.07.2001г. в РФ) фактически началось формирование существующей системы нормативно-правового регулирования в ТС.
Все законодательство, касающееся организации и функционирования таможенного союза условно можно разделить на 8 блоков:
Базовые документы, определяющие суть и этапы создания ТС, его цели, задачи(7 международных договоров).
Акты, определяющие меры таможенно-тарифного регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении третьих стран(9 международных договоров и 6 решений комиссии ТС).
Акты, определяющие меры нетарифного регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении третьих стран(5 международных договоров и 6 решений комиссии ТС).
Акты, касающиеся таможенного регулирования на таможенной территории ТС( 18 международных договоров и 21 решение комиссии ТС).
Акты, определяющие единый порядок надзора(контроля) за безопасностью товаров(продукции) во взаимной торговле с третьими странами(12 международных договоров и 3 решения комиссии ТС).
Акты, регулирующие вопросы взимания налогов во внутренней торговли государств- членов ТС(5 международных договоров).
Акты, определяющие ведение статистики и внутренней торговли государств-членов ТС(5 международных договоров).
Акты, определяющие ведение статистики внешней и внутренней торговли государств-членов ТС(3 международных договора).
Акты, касающиеся органов ТС, в частности комиссии ТС(2 международных договора и 3 решения комиссии ТС).
Таким образом, нормативную базу таможенного союза составляют:
Международные договоры государств-членов таможенного союза трех уровней (межгосударственные, межправительственные и межведомственные) - 72 договора;
Решения Комиссии таможенного союза (носящие нормативный характер и непосредственно принимаемые в государствах-членах таможенного союза) - более 42-х решений.
В целях формирования правовой базы таможенного союза подписаны международные документы, направленные на унификацию таможенного администрирования, включая определение порядка декларирования, а также таможенного оформления и таможенного контроля товаров, уплаты таможенных платежей на единой таможенной территории, обеспечение единообразного применения правил определения таможенной стоимости товаров и страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.
Основными международными актами, регулирующими эти правоотношения являются вступившие в силу с 1 января 2010 года:
Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;
Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;
Протокол от условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;
Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года;
Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;
Далее Решениями Межгоссовета от 27 ноября 2009 года № 18 и 19 утверждены:
Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС);
Единый таможенный тариф таможенного союза;
В качестве вывода можно отметить, что усиление интеграционных процессов в мире, расширение границ международного экономического обмена привело к образованию в последнее десятилетие двадцатого века качественно нового мирового хозяйства. Усиление влияния внешнеторговых отношений на состояние национальной экономики обусловило повышение значимости государственной политики в этой сфере. Интернационализация хозяйственной деятельности позволяет рассматривать трансграничное перемещение товаров, работ, услуг и его регулирование со стороны государства как существенный фактор экономического развития в стране. Основной формой международных экономических отношений является международная торговля. Сущность и роль внешней торговли объясняют многочисленные экономические теории. Их цель состоит в определении наиболее эффективных путей расширения внешней торговли и превращения ее в действенный фактор социально-экономического развития. Таможенная политика становиться важными активными факторами формирования экономических отношений, как внутри страны, так и формирование ее внешнеэкономической деятельности. Таможенно -тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов управления. Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
2. Анализ тарифного
регулирования внешней
2.1 Анализ элементов тарифных методов регулирования внешней торговли РФ
Основной формой внешнеэкономических связей (по динамике и стоимостным показателям) считается внешняя торговля. Государственное регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров) (рисунок приложение А).
С точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности наряду с нетарифными методами.
Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:
В современных условиях глобализации мировой экономики построение всех элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров. Важнейшими из них являются:
Рассмотрим более подробно элементы тарифного регулирования ВЭД.
Таможенные тарифы–элементы таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. В РФ Таможенный тариф представляет собой ТН ВЭД РФ и ставки таможенных пошлин к каждой товарной позиции. Разделяют импортный и экспортный таможенные тарифы.
Изменения в Таможенный тариф вносятся Постановлениями Правительства РФ. В настоящий момент в РФ действует таможенный тариф введенный постановлением Правительства РФ от 26.11.2006 № 718, но в течение 2007-2011 в Постановление было внесено много редакций. Последняя редакция вступила в силу 1 января 2012 года.
Таможенная декларация — документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
Таможенному декларированию подлежат товары:
Таможенная процедура — совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за её пределами (пп.26 п.1 ст.4 ТК ТС).
Согласно ст. 202 таможенного кодекса таможенного союза существует 17 видов таможенных процедур: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; таможенный транзит; таможенный склад; переработка на таможенной территории; переработка вне таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; временный ввоз (допуск); временный вывоз; реимпорт; реэкспорт; беспошлинная торговля; уничтожение; отказ в пользу государства; свободная таможенная зона; свободный склад; специальная таможенная процедура
Таможенная пошлина—обязательный платеж в федеральный
бюджет, взимаемый таможенными органами
в связи с перемещением товаров через
таможенную границу Таможенного союза
и в иных случаях, определенных в соответствии
с международными договорами государств
- членов Таможенного союза и (или) законодательством
Российской Федерации. Функция взимания
таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган,
уполномоченный в области таможенного дела—Федеральную таможенную
службу. Ставки таможенных пошлин определяются
в соответствии с Соглашением между Правительством
РФ, Правительством Республики Беларусь
и Правительством Республики Казахстан
от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном
регулировании" Российской Федерации
и зависят от вида товара (по классификации ЕТН ВЭД),страны происхождения, а также условий, определяющих применение
специальных видов пошлин. С 1 июля 2010 года вступил в силу новый закон «О Таможенном
тарифе» таможенного союза трёх государств: России, Белоруссии
В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:
В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара. При этом они делятся на:
В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:
Особые виды таможенных пошлин:
Товарная номенклатура внешнеэкономической
деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС)— классификатор товаров, применяемый
таможенными органами и участниками внешнеэкономическо
ТН ВЭД является расширенным российским
вариантом Гармонизированной Системы (ГС), разработанной Всемирной таможенной организацией и принятой в качестве основы для товарной
классификации в странах Евросоюза и других. Суть классификатора состоит
в том, что каждому товару присваивается 10-значный код (для ряда товаров применяется 14-значный
код), который в дальнейшем и используется
при совершении таможенных операций, таких
как декларирование или взимание таможенных пошлин. Такое кодирование применяется в целях
обеспечения однозначной идентификации това
Таким образом, государство регулирует международную торговлю в одностороннем порядке, то есть инструменты этого регулирования используются правительством без консультаций и согласования с торговыми партнерами страны. Регулирование может происходить и в двустороннем порядке, это значит, что разные меры торговой политики согласованы между странами, которые являются торговыми партнерами. Существует и многостороннее регулирование, то есть торговая политика регулируется различными многосторонними соглашениями. В настоящее время выделяют нетарифные методы регулирования внешней торговли и тарифные. К первым относятся таможенные пошлины и тарифы. Это главный инструмент торговой политики любого государства и его правомерность признана международными нормами. Таможенный тариф имеет несколько определений. Первое - это инструмент, использующийся в торговой политике и регулировании внутреннего рынка в процессе его взаимодействия с мировым рынком. Второе определение - свод различных ставок таможенных пошлин, которые применяются к товарам, пересекающим таможенную границу. Данный свод ставок систематизирован в полном соответствии со всей товарной номенклатурой. Тарифные методы регулирования внешней торговли, а именно таможенный тариф, состоит из конкретных, четких ставок таможенных пошлин, используемых с целью налогообложения вывозимых и ввозимых товаров. Таможенной пошлиной называется взнос, являющийся обязательным, который взимается таможенными органами при экспорте или импорте товара