Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 22:56, курсовая работа
Целью курсовой работы, является овладение практическими навыками в реализации методических и инструментальных средств внедрения и функционирования технологии использования СП методов в организации на примере фитнес центра «Guru gym».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие, сущность и структуру социально – психологических методов в организации
2. Выявить факторы, влияющие на социально – психологические методы в управлении
3. Изучить нормативную модель технологии соц.- псих. методов управления
4. Проанализировать состояние СПМ в фитнес центре «Guru gym»
5. Сравнить полученные результаты с нормативной моделью
6. Сформулировать выводы и разработать рекомендации
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Социально – психологические методы управления: сущность и виды
1.2. Нормативная модель технологии использования социально – психологических методов управления в организации
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ФИТНЕС ЦЕНТРЕ «GURU GYM»
2.1. Фитнес центр «GURU GYM»: структура и направления деятельности
2.2. Анализ использования социально – психологических методов управления в фитнес центре «GURU GYM»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………
На практике существует множество распространенных методик, позволяющих определить насколько эффективно используются социально-психологические методы управления в коллективе. Далее мы постараемся описать некоторые из них.
Для проведения качественного использования методов необходимо выделить критерии или признаки, которые отражают воздействие СПМ управления в конкретном коллективе. Именно это и отражено в первой методике.
Показателей существует достаточно много, но ниже будут рассмотрены наиболее важные из них, которые наиболее ярко определяют эффективность использования СПМ управления.
Степень проявления групповой сплоченности, а также направленность этой сплоченности в каждом коллективе разные. Направленность групповой сплоченности может быть позитивной, негативной или конформистской. В случае позитивной направленности, рабочая группа воспринимает лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди гордятся своей принадлежностью к данному коллективу, возникающие проблемы решаются по-деловому; инициативно и творчески. Это говорит о эффективном использовании социально психологических методов управления в организации.
В случае негативной
Конформистская направленность характеризуется чисто внешней, показной заинтересованностью работников в результатах их трудовой деятельности, безразличием к коллективным усилиям. Сфера интересов сотрудников находится вне рабочей группы. При таком типе направленности определить эффективность использования СПМ наиболее трудно, так как со стороны управление в таком коллективе выглядит как благоприятное, и только при тщательном наблюдении можно заметить проблемы. Хорошему руководству, которое ведет наблюдение за взаимоотношениями внутри коллектива, достаточно легко определить тип сплоченности и, как следствие, эффективность использования СПМ в управлении.
Для определения степени
сплоченности рабочего
Данный показатель является особо важным для руководителей организации. Интересную методику предлагают В. Зигерт и Л. Ланг. Они предлагают оценить по четырехбалльной шкале степень интенсивности 21 негативного признака, к числу которых они относят:
Наличие таких признаков свидетельствует о серьезных проблемах, стоящих перед коллективом, о низкой степени профессиональной зрелости. [[Психология и этика делового общения/Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2001.-326с.,,с.160-161].
Данный показатель проявляется в коллективе достаточно четко, поэтому он не вызывает сложности. Чем выше показатель конфликтов, ссор и разногласий, тем хуже в данном коллективе социально-психологическом климат, чем конфликтов меньше, тем психологический климат благоприятнее. И тем самым определяется эффективность использования методов управления в коллективе.
Итак, мы выявили наиболее важные критерии, которые позволять провести диагностику эффективности использования социально – психологических методов в коллективе. Теперь представим конкретные методы, с помощью которых можно ее проводить.
Одним из наиболее распространенных способов диагностики использования социально-психологических методов управления является проведение исследований. Такие исследования обычно проводятся в рамках компании или отдельно взятого коллектива и состоят в проведении опроса или иного сбора информации, предназначенного для этой цели. Эти исследования нацелены на выявления мнений служащих о различных аспектах своей деятельности и деятельности коллектива в целом [КруденГ.Дж., Шерман А.У. Зарубежный опыт управления персоналом. Часть 4. Руководство в организации. М.: ИПК госслужбы. 2001.-125с., с.81].
Тип социально-психологического климата в коллективе позволяет определить такой социальный метод исследования как социометрия, и эффективно ли использование социально психологических методов управления. Данный метод был предложен американским психологом, Морено. В результате психологического исследования можно представить картину взаимоотношений, сложившихся в группе, уровень благополучия, отношения каждого члена группы с остальными её участниками, персональные отношения каждого члена группы.
Для проведения исследования каждому члены группы, в которой все уже достаточно хорошо знают друг друга, в анонимной форме, предлагается выбрать:
По данным опроса составления социометрическая матрица, где отмечают положительные и отрицательные выборы. В итоговых строках матрицы подводят итоги:
ВС – количество выборов, сделанных данным человеком;
ОС – количество отклонений, сделанным данным человеком;
ВП – сумма выборов, полученным данным человеком;
ОП – сумма отклонений, полученным данным человеком;
ОВ – количество ожидаемых выборов;
ОО – количество ожидаемых отклонений;
ВВ – количество взаимных выборов;
ВО – количество взаимных отношений;
Число выборов, полученным каждым человеком, является показателем его положения в системе межличностных отношений, измеряет его социометрический статус. С точки зрения распределения симпатий и антипатий Морено выделяет следующие психотипы личностей:
Для точного представления о системе межличностных отношений в группе важной является также характеристика взаимности эмоциональных предпочтений – взаимных выборов, обеспечивающих комфортное положение членов группы
Третья характеристика социометрической структуры - наличие устойчивых мини- групп межличностного предпочтения, изучение взаимоотношений между ними, правил и принципов их образования.
Социометрический метод имеет некоторые «опасности»:
Ещё одним эффективным и современным методом оценки эффективности использования СПМ является опрос сотрудников. На основании выявленной в результате опроса информации руководство может принять меры, улучшающие условия, которыми работники недовольны, либо может попытаться изменить отношение служащих к данным факторам.
Руководство должно четко определить цели исследования и обсудить их с представителями тех групп, которых оно коснется. Предложения этих групп будут не просто полезны, они послужат залогом содействия со стороны обследуемых и гарантией успеха всего предприятия.
Особенно важно доверие и содействие со стороны служащих. Повысить степень доверия можно, заверив служащих, что все ответы будут анонимны и никаких карательных мер не последует. Существенно важно также сообщить служащим, что будут опубликованы результаты исследования и сделано все возможное для исправления выявленных недостатков.
Когда определены цели исследования и сформулирован предварительный план, следующим шагом становится составление опросника. При создании анкеты основное внимание следует обратить на темы опроса и формулировку вопросов, способствующую получению нужной информации. Исследование психологического состояния коллектива должно охватывать все аспекты служебной деятельности, способные влиять на объект исследования. Обнаружить места, уязвимые с точки зрения эффективности использования СПМ, можно лишь при рассмотрении всех основных тем.
Метод опроса при оценке эффективности методов предполагает использование различных типов вопросов или утверждений. Обычно применяются: вопросы с ответом “согласен – не согласен”; вопросы, ответы на которые можно выбрать из перечня предлагаемых; список некоторых утверждений, из которых выбираются верные или неверные с точки зрения респондента и вопросы с открытым ответом, т.е. такие, на которые респондент должен ответить собственными словами. Например:
Если у меня возникает
повод для недовольства, я могу
свободно сказать об этом кому-
Мой босс считает, что работники хорошо профессионально подготовлены.
Плохие условия работы мешают мне достичь наилучших результатов и т.д.
Нужно принять во внимание и время, когда проводится обследование, например, нецелесообразно выполнять его до или после забастовки, вынужденной приостановки производства, сокращения зарплаты или других непопулярных у служащих действий.
Можно привести примеры удобных методов проведения опроса: выдача опросного листа при получении зарплаты; опрос служащих по группам в рабочее время. Метод опроса по группам наиболее хорош, так как в большей степени обеспечивает анонимность и гарантирует участие всех работников.
Руководство должно опираться на результаты обследования при проектировании мер по исправлению недостатков. Служащие, взявшие на себя труд участия в опросе, вправе ожидать каких-либо действий со стороны руководства и заслуживают того, чтобы знать, что именно будет предпринято [КруденГ.Дж., Шерман А.У. Зарубежный опыт управления персоналом. Часть 4. Руководство в организации. М.: ИПК госслужбы. 2001.-125с., с.81-85].