Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 18:17, доклад
Управление в дотейлористский период
Управление, управленческий труд, превращение его в особый вид деятельности, отличной от непосредственного производства, связано с кооперацией труда. Кооперация труда в примитивной форме существовала уже в первобытнообщинном строе: как простое соединение усилий многочисленных работников. Но исследователи истории менеджмента подчеркивают, что отдельные признаки управления появляются уже в древнейших
Тейлор Ф.У. – основоположник научного менеджмента1
ГЛАВА 1. ОБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ.
Управление в дотейлористский период
Управление, управленческий
труд, превращение его в особый
вид деятельности, отличной от непосредственного
производства, связано с кооперацией
труда. Кооперация труда в примитивной
форме существовала уже в первобытнообщинном
строе: как простое соединение усилий
многочисленных работников. Но исследователи
истории менеджмента
Очередной скачок в развитии
менеджмента связывают с именем
вавилонского правителя Хаммурапи
(1792-1750 гг. до н. э). Для эффективного
управления обширными владениями им
впервые был выработан так
называемый свод Хаммурапи, который
содержал 285 законов управления государством,
регулировал все многообразие общественных
отношений и служил руководством
для администраторов всей империи.
Нововведением было и то, что Хаммурапи
выработал оригинальный лидерский
стиль, поддерживая постоянно образ
самого себя как опекуна и защитника
людей. Итак, впервые в период правления
Хаммурапи появляется чисто светская
манера управления, возникает формальная
система организации и
Значительно позже царь Навуходоносор
11 (605-562 гг. до н. э.), автор проектов Вавилонской
башни и висячих садов, вводит
систему производственного
Значительное количество
управленческих нововведений имело
место в Древнем Риме. Самые
знаменитые среди них система
территориального управления Диоклетиана
(243-316 гг. до н, э.) и административная
организация Римской
Великая индустриальная революция
XVII – XVII веков оказала гораздо
более существенное влияние на теорию
и практику управления, чем все
предшествующие революции. По мере того
как индустрия перерастала
При этом под администрированием понималась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль за их реализацией.
Рост объема производства, ускорение оборота капитала, расширение банковских операций, влияние современной НТР чрезвычайно усложняет управление. Оно уже не могло быть сферой приложения одного лишь здравого смысла, а потребовало специальных знаний, навыков и умений экспертов. Язык догадок и интуиции приобретает четкую калькуляционную основу- все переводится в формулы и деньги.
Каждый производственный
процесс выделяется в самостоятельную
функцию и сферу деятельности
менеджмента. Число функций возрастает,
обостряется проблема их координации
и соединения на новой основе. Чтобы
их объединить, за каждой функцией закрепляется
штат специалистов (отдел, подразделение),
а общие координационные
Здесь важно отметить следующую закономерность. Вначале собственник и менеджер представлены в одном лице. Затем управление отделяется от капитала и производства. Вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеров и наемных руководителей. Следующий этап развития: менеджеров много и каждый следит за конкретной функцией. После этого единый менеджер-специалист вновь дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики компании и др.
Менеджмент зародился
в частном секторе как бизнес-
Возникновение научного менеджмента
Управление как наука, научная дисциплина возникла в США в начале ХХ века. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых следует отметить демократичность страны, трудолюбие граждан, высокий престиж образования, а также отсутствие государственного вмешательства в экономику. Страна была свободна от консервативных догм старого света, а создание монополий приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса. Основателем научного менеджмента по праву считается Фредерик Уинслоу Тейлор (20.03.1856 21.03.1915). Он рано включился в общественную и научную жизнь страны. В те годы промышленным центром США считалась Филадельфия, которая бурлила от всевозможных движений реформаторов и разнообразных дискуссий и идей по обновлению промышленности. Одну из групп составляли профессиональные инженеры, недовольные ролью менеджеров, особенно мастеров, которым передоверяли всю власть над людьми и техникой. Они выдвинули свой альтернативный проект так называемую «машинную модель», суть которой сводилась к тому, что управление предприятием должно быть таким же точным и прогнозируемым, как конструирование машины.
Другие это так называемые «реформаторы труда», куда входили умеренно или консервативно настроенные бизнесмены, промышленники и политические деятели. Их внимание проблемы взаимоотношений рабочих и работодателей, социокультурного окружения и условий труда, различные благотворительные проекты и программы, например, улучшение трудовой морали, физического комфорта на производстве, жилищных условий, социального страхования, ухода за больными и престарелыми.
Эти течения оказали разное влияние на Ф. Тейлора. Начав жизнь с простого рабочего ученика в механической мастерской, он вырос до главного инженера завода.
Уйдя из компании он пропагандирует «научный менеджмент», открывает собственную консультативную фирму, становится держателем акций крупных компаний. Свое состояние в 10 тыс. долларов он увеличил к 1910 году до 900 тыс.
Первоначально сам Тейлор называл свою систему «системой заданий» или «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 году ввел Луис Брандейс, представлявший интересы фирм- отправителей грузов в конфликте с железнодорожными компаниями. С этого времени и сам Тейлор широко пользуется понятием «научное управление». Он полагал, что "управление это подлинная наука опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы". Он исходит из того, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут быть приложены с равным успехом ко всем решительно видам социальной деятельности.
На смену расплывчатым
и противоречивым принципам
1. Создание научного фундамента,
заменяющего собой старые, грубо
практические методы работы, научное
исследование каждого
2. Отбор рабочих и менеджеров
на основе научных критериев,
их тренировка и обучение. Сейчас
это обозначается терминами «
3. Сотрудничество администрации
с рабочими в деле
4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.
Великой заслугой Тейлора явилось не просто декларирование, а реализация сформулированных им принципов управления на практике и достижение впечатляющих успехов. Вот некоторые примеры.
Он хронометрировал операции лучших рабочих, отбирал правильные и рациональные движения, беспощадно отсекал все лишнее, так как энергии расходовалось больше на ненужные, чем на рациональные. За интенсивность труда платил больше, премии достигали от 30 до 100 %. Все это давало прирост производительности труда в 2-3 раза, а заработная плата в среднем росла на 60 %.
Ф. Тейлор придавал большое
значение стандартизации инструментов
с учетом особенностей различных
конкретных видов работы. Так изучение
погрузки угля показало, по средний
вес угля, захватываемого лопатой, колебался
от 16 до 38 фунтов. Экспериментами он установил,
что хороший рабочий в
Второй принцип Тейлора
утверждает, что в обязанности
руководства входит выбор людей,
способных удовлетворить
Подготовка рабочих для выполнения работы установленным образом была составной частью научного управления. Фактически, без подготовки попытки улучшить работу будут напрасными. Один из последователей Тейлора Г. Гантт в работе, представленной американскому обществу механиков в 1908 году, высказал идею об использовании инструктора для подготовки каждого рабочего предписанным методом. Однако его идея о том, что руководство должно учредить официальные программы подготовки, не получила широкого распространения до 1930 года. Это можно объяснить отсутствием полных знаний в отношении методов подготовки, а также тем, что руководство просто не придавало значения потенциальным преимуществам подготовки.
Обычно полагают, что труд естественная потребность человека. Но Ф.Тейлор смотрел иначе: человек умеет работать, но не желает по тем или иным причинам работать лучше. К тому же подговаривает к этому других. Явление «рестрикционизм» или сейчас это называют "работа с прохладцей" (РСП). Тейлор различал естественную и систематическую РСП. Он стал наблюдать как ведет себя рабочий с груженной тачкой и без. С груженной тачкой рабочий двигался быстро и старался затратить как можно меньше времени и, наоборот, без груза он двигался медленно, не быстрее ленивого соседа. Поэтому Тейлор считал, что природная лень большое зло, но еще более серьезная болезнь систематическая РСП, умышленная медлительность.
Одним из принципов научного
управления является разделение планирования
и выполнение, которое представлено
в вышеприведенном четвертом
принципе Тейлора «руководство берет
на себя все те работы, которые оно
может выполнить лучше, чем рабочие...»
Он считал, что специализация труда
одинаково важна как на управленческом
уровне, так и на уровне рабочих.
Это предложение Тейлора
Таким образом, функциональное руководство группой использует определенный опыт восьми наблюдателей. Можно допустить, что производительность рабочего должна повыситься, т. к. ни сам рабочий и ни один из старших рабочих не в состоянии быть специалистом во всех восьми подфункциях. В то же время тот, кто пытается следовать инструкциям восьми различных специалистов, вряд ли сумеет выполнить требования каждого из них. Предлагаемая схема не нашла своего применения в промышленности. Вместе с тем следует признать, что функция планирования производства существует в современной промышленности.
Информация о работе Тейлор основоположник научного менеджмента