Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:29, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли портфельного анализа при формировании стратегии предприятия на примере компании "Холдинг-центр".
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
Дать определение портфельного анализа, раскрыть его сущность и составляющие;
Рассмотреть матрицы портфельного анализа;
Дать краткую характеристику исследуемого предприятия, провести стратегический анализ его среды;
Основываясь на методе PEST – анализа можно выделить следующие позитивные тенденции в развитии компонентов макроокружения для "Холдинг-центр": ужесточение государственной политики в сфере пожарной безопасности, так как это увеличит количество заказчиков предприятия; "разморозка" строительных объектов, так как компания сможет приступить к осуществлению ранее выигранных тендеров (начнется финансирование этих заказов), падение значимости официального заработка и повышение ответственности людей на работе.
Негативными факторами развития компонентов макроокружения для "Холдинг-центр" будут являться: повышение затрат на основные издержки, уменьшение количества населения, снижение уровня жизни.
Компания должна оценивать в каких городах, из тех, в которых она работает, негативные факторы проявились сильнее, а в каких – меньше.
Рассмотрим демографическую ситуацию в республике Коми за 2003-2009 гг., так как она оказывает прямое влияние на объемы строительства жилых домов компанией "Холдинг-центр".
Таблица 4. "Численность наличного населения по городам и районам республики Коми (на 1 января, тыс. чел.)".
|
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
измен. |
Сыктывкар |
245,2 |
244,2 |
244,5 |
244,8 |
244,5 |
246,3 |
248,2 |
+3 |
Воркута |
133,5 |
130,1 |
127,5 |
123,8 |
120,1 |
116,9 |
113,4 |
-20,1 |
Вуктыл |
18,2 |
17,9 |
17,7 |
17,2 |
16,8 |
16,6 |
16,2 |
-2 |
Инта |
46,2 |
44,9 |
43,8 |
42,5 |
41,0 |
40,0 |
38,1 |
-8,1 |
Печора |
66,1 |
65,5 |
64,8 |
63,8 |
63,3 |
62,8 |
62,0 |
+0,9 |
Сосногорск |
52,4 |
52,0 |
51,4 |
50,8 |
50,3 |
49,8 |
49,2 |
-3,2 |
Усинск |
52,8 |
53,0 |
52,7 |
52,3 |
51,8 |
51,4 |
50,8 |
-2 |
Ухта |
127,1 |
126,9 |
127,0 |
127,0 |
127,2 |
127,1 |
127,0 |
-0,1 |
Ижемский |
21,5 |
21,3 |
21,0 |
20,6 |
20,4 |
20,0 |
19,7 |
-1,8 |
Княжпогостский |
29,6 |
28,9 |
28,2 |
27,4 |
26,8 |
26,2 |
25,6 |
-4 |
Койгородский |
10,0 |
9,8 |
9,7 |
9,5 |
9,3 |
9,3 |
9,1 |
-0,9 |
Корткеросский |
23,6 |
23,4 |
23,2 |
23,1 |
23,0 |
22,8 |
22,5 |
-1,1 |
Прилузский |
24,7 |
24,4 |
23,9 |
23,5 |
23,1 |
22,8 |
22,4 |
-2,3 |
Сыктывдинский |
24,2 |
23,8 |
23,6 |
23,5 |
23,9 |
24,3 |
24,6 |
+0,4 |
Сысольский |
16,9 |
16,8 |
16,6 |
16,4 |
16,2 |
16,1 |
15,8 |
-1,1 |
Троицко-Печорский |
17,5 |
17,3 |
16,8 |
16,5 |
16,2 |
15,9 |
15,6 |
-1,9 |
Удорский |
25,1 |
24,8 |
24,4 |
24,0 |
23,6 |
23,4 |
23,1 |
-2 |
Усть-Вымский |
33,9 |
33,5 |
33,0 |
32,5 |
31,9 |
31,6 |
31,2 |
-2,7 |
Усть-Куломский |
32,1 |
31,9 |
31,5 |
31,0 |
30,7 |
30,6 |
30,2 |
-1,9 |
Усть-Цилемский |
15,4 |
15,3 |
15,1 |
14,8 |
14,5 |
14,2 |
13,9 |
-1,5 |
Согласно таблице, представленной Госкомстатом, наиболее привлекательным сегментом для строительства жилых зданий является г. Сыктывкар и г.Печора (в этих городах наблюдается рост населения), куда "Холдинг-центр" и должен направить свои усилия.
Также стратегический анализ
среды холдинга включает в себя анализ
непосредственного окружения
Ближайшими и самыми крупными конкурентами "Холдинг-центр" на строительном рынке республики Коми являются Ассоциация предприятий строительного комплекса республики Коми "СтройКом", а также строительный холдинг "Стройматериалы". В состав данных организаций входит большое количество предприятий различной сферы деятельности.
Таблица 5. "Организации, входящие в состав конкурентных предприятий".
Организации "СтройКом" |
Организации "Стройматериалы" |
ООО "Антрацит" |
ЗАО "Стройматериалы-К" |
Ветлосянский кирпичный завод |
ОАО "Спецстроймеханизация" |
Ухтинский кирпичный завод |
ЗАО "Комиводстройматериалы" |
Дежневский кирпичный завод |
ОАО "Стройтрест № 3" (г. Чебоксары) |
ОАО "Агростройконструкция" |
ОАО "Вестр" |
ООО "Проспект" - строительные работы |
АТП "Нечерноземстрой" |
ООО "Этажи" - строительные работы |
ООО КЦ "Сыктывкарстрой" |
"Спецмонтаж" - монтажная организация |
ОАО "Элвес" |
"Электромонтаж" - монтажная организация |
Архитектурная студия "Менам Керка" |
"Струж" - деревообрабатывающее предприятие |
Архитектурная студия "Модулор" |
АТП "Нечерноземстрой" - автотранспортное |
ООО "Техстрой" |
ООО "Новострой" - окна и дверные конструкции из металлопластика и стеклопакетов немецкой фирмы VEKA |
|
ОАО "Лотос" - обеспечение современным теплозвукоизоляционным материалом, выполненным на основе базальтового волокна |
Для оценки позиций "Холдинг-Центр" необходимо составить матрицу анализа занимаемых позиций по сравнению с конкурентами.
Таблица 6. "Матрица анализа занимаемых позиций по сравнению с конкурентами на рынке строительно-монтажных работ".
Показатель |
Оценка в сравнении с конкурентом | ||
Хуже |
Так же |
Лучше | |
Продукт |
|||
Качество жилищного строительства |
+ |
||
Качество промышленного строительства |
+ | ||
Качество монтажа |
+ | ||
Соблюдение сроков строительства и монтажа |
+ | ||
Цена |
|||
Позиционирование цены |
+ | ||
Скидки |
+ | ||
Условия платежей |
+ |
||
Продвижение |
|||
Стимулирование сбыта |
+ |
||
Управление торговой маркой (Репутация) |
+ |
||
Сбыт |
|||
Каналы сбыта |
+ | ||
Объемы сбыта |
+ |
||
Общие вопросы |
|||
Обеспеченность техникой |
+ | ||
Обеспеченность кадрами |
+ |
||
Финансовая устойчивость |
+ |
||
Система управления |
+ |
||
Налаженность связей |
+ | ||
Поддержка правительства, госзаказы |
+ |
||
Использование всех видов ресурсов |
+ |
Исходя из табличных данных, можно отметить, что по многим позициям "Холдинг-центр" занимает одинаковое положение в сравнении с конкурентами, а по некоторым даже превосходит их. Слабые позиции холдинга можно отметить только в отношении качества жилищного строительства, но этот вид деятельности не относится в компании к основным, и объемы работ по нему небольшие.
Необходимо определить место, которое занимает "Холдинг-центр", его продукции (а именно жилые здания) по отношению к другим строительно-монтажным предприятиям, их продукции, чтобы определить необходимо ли предприятию дальше развивать это направление или отказаться от него.
При позиционировании объективные сходства и различия фирм и ее продукции отступают на второй план, так как важны не только реальные характеристики продукции, а именно то, как они представляются в глазах потребителей. Но в силу отсутствия исследований по данному вопросу позиционирование будет произведено на основе объективных характеристик. В дальнейшем необходимо провести исследование на предмет восприятия потребителями, чтобы осуществить позиционирование на основе характеристик продукции, воспринимаемых потребителями.
Позиционирование "Холдинг-
Из данного рисунка видно, что "Холдинг-центр" позиционируется как предприятие, реализующее квартиры невысокого качества по невысокой цене, в то время как "СтройКом" и "Стройматериалы" занимают позицию "высокое качество – высокие цены".
Рис.6 Карта восприятия
в сфере жилищного
Это объясняется тем,
что большинство домов "
В силу низкого качества строительных работ предприятие рассмотрело вопросы внедрения системы качества, чтобы изменить позиции (как показано на рисунке – "Холдинг-центр" - 2). В настоящее время Система менеджмента качества применительно к строительству зданий и сооружений, проектированию зданий и сооружений, обслуживанию инженерных сетей и систем успешно внедрена и действует, подтверждением является сертификат соответствия, полученный компанией в январе 2009 г.
Итак, в ходе диагностики конкурентов пришли к следующему:
Данные выводы помогают
увеличить
Также при стратегическом анализе необходимо рассмотреть основные показатели работы "Холдинг-центр" за прошедшее время.
Итоги работы холдинга отражают стабилизацию показателей на одном уровне:
Обобщенно показатели динамики холдинга представлены в приложении 1.
В 2005-2006 гг. созданы бизнес-единицы, которые имеют специализацию в определенной деятельности (производство текстиля, железобетонных изделий). Но в течение 2007-2009 гг. некоторые из них показали свою несостоятельность и в настоящий момент возникает необходимость очистки структуры от излишних элементов или передачи их в аутсорсинг.
По итогам проведения стратегического анализа среды холдинга можно сделать вывод о том, что позитивными тенденциями в развитии компонентов макроокружения для "Холдинг-центр" являются: ужесточение государственной политики в сфере пожарной безопасности, "разморозка" строительных объектов, падение значимости официального заработка и повышение ответственности людей на работе.
Негативными факторами развития компонентов макроокружения для "Холдинг-центр" будут являться: повышение затрат на основные издержки, уменьшение количества населения, снижение уровня жизни.
Также необходимо отметить, что ближайшими и самыми крупными конкурентами "Холдинг-центр" на строительном рынке республики Коми являются Ассоциация предприятий строительного комплекса республики Коми "СтройКом", а также строительный холдинг "Стройматериалы". По многим позициям "Холдинг-центр" занимает одинаковое положение в сравнении с конкурентами, а по некоторым даже превосходит их. Слабые позиции холдинга можно отметить только в отношении качества жилищного строительства.
2.3 Оценка альтернатив стратегического развития на основе SWOT анализа.
За несколько лет работы "Холдинг-центр" на рынке руководство предприятия не предпринимало попыток применить методику SWOT-анализа при разработке планов развития компании. Как свидетельствуют результаты исследования оргструктуры предприятия и динамика показателей производственно-коммерческой деятельности, в "Холдинг-центр" отсутствует маркетинговый подход, менеджмент ориентирован на производственные бизнес-процессы, а не на потребности рынка и изучение передового опыта конкурентов (бенчмаркинг). Следствием этого является низкая эффективность предпринимаемых коммерческим персоналом сбытовых усилий. Таким образом, приложение методики SWOT-анализа к исследуемому в настоящей работе предприятию имеет не только научно-познавательный характер, но и востребовано реальной практикой "Холдинг-центр".
На первом этапе SWOT-анализа рассмотрим слабые и сильные стороны "Холдинг-центр", а также угрозы и благоприятные возможности.
Сильные стороны "Холдинг-центр" определяются относительно широким территориальным охватом деятельности предприятия. В то время, как около 80% предприятий-конкурентов работают в пределах одного, максимум трех близлежащих регионов, "Холдинг-центр" имеет свои производственные площадки в пяти регионах – республика Коми, Вологодская область, Волгоградская, Ярославская и Московская области. Подобное количество производственных участков свидетельствует о развитой производственной инфраструктуре, что является заметным преимуществом на данном рынке.
Второй сильной стороной "Холдинг-центр" является широкий ассортимент производимых работ. Предприятие предлагает потребителям полный комплекс услуг по оборудованию инженерными сетями (системами) начиная от электроосвещения и заканчивая комплексной автоматизацией производственных, общественных, жилых зданий и сооружений. Данная работа может быть выполнена от проектирования до монтажа и послегарантийного технического обслуживания. Также предприятие предлагает услуги по строительству объектов. Работая с компанией "Холдинг-центр", потребителю не придется иметь дело с несколькими фирмами.
Наличие лицензий на широкий спектр строительно-монтажных и пусконаладочных работ и строгое следование ГОСТу Р ИСО 9001-2001 на всех этапах деятельности обусловливает высокое качество работ, выполняемых компанией "Холдинг-центр". Это можно также отнести к сильным сторонам предприятия.
Также предприятие имеет разрешение на работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Это особенно важно при работе по заказам со стороны региональных властей.
Информация о работе Теоретические аспекты портфельного анализа