Теоретические аспекты портфельного анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение роли портфельного анализа при формировании стратегии предприятия на примере компании "Холдинг-центр".
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
Дать определение портфельного анализа, раскрыть его сущность и составляющие;
Рассмотреть матрицы портфельного анализа;
Дать краткую характеристику исследуемого предприятия, провести стратегический анализ его среды;

Файлы: 1 файл

1.doc

— 387.50 Кб (Скачать файл)

Основываясь на методе PEST – анализа можно выделить следующие позитивные тенденции в развитии компонентов макроокружения для "Холдинг-центр": ужесточение государственной политики в сфере пожарной безопасности, так как это увеличит количество заказчиков предприятия; "разморозка" строительных объектов, так как компания сможет приступить к осуществлению ранее выигранных тендеров (начнется финансирование этих заказов), падение значимости официального заработка и повышение ответственности людей на работе.

Негативными факторами  развития компонентов макроокружения для "Холдинг-центр" будут являться: повышение затрат на основные издержки, уменьшение количества населения, снижение уровня жизни.

Компания должна оценивать  в каких городах, из тех, в которых  она работает, негативные факторы  проявились сильнее, а в каких  – меньше.

Рассмотрим демографическую  ситуацию в республике Коми за 2003-2009 гг., так как она оказывает прямое влияние на объемы строительства жилых домов компанией "Холдинг-центр".

Таблица 4. "Численность наличного населения по городам и районам республики Коми (на 1 января, тыс. чел.)".

 

 

 

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

измен.

Сыктывкар

245,2

244,2

244,5

244,8

244,5

246,3

248,2

+3

Воркута

133,5

130,1

127,5

123,8

120,1

116,9

113,4

-20,1

Вуктыл

18,2

17,9

17,7

17,2

16,8

16,6

16,2

-2

Инта

46,2

44,9

43,8

42,5

41,0

40,0

38,1

-8,1

Печора

66,1

65,5

64,8

63,8

63,3

62,8

62,0

+0,9

Сосногорск

52,4

52,0

51,4

50,8

50,3

49,8

49,2

-3,2

Усинск

52,8

53,0

52,7

52,3

51,8

51,4

50,8

-2

Ухта

127,1

126,9

127,0

127,0

127,2

127,1

127,0

-0,1

Ижемский

21,5

21,3

21,0

20,6

20,4

20,0

19,7

-1,8

Княжпогостский

29,6

28,9

28,2

27,4

26,8

26,2

25,6

-4

Койгородский

10,0

9,8

9,7

9,5

9,3

9,3

9,1

-0,9

Корткеросский

23,6

23,4

23,2

23,1

23,0

22,8

22,5

-1,1

Прилузский

24,7

24,4

23,9

23,5

23,1

22,8

22,4

-2,3

Сыктывдинский

24,2

23,8

23,6

23,5

23,9

24,3

24,6

+0,4

Сысольский

16,9

16,8

16,6

16,4

16,2

16,1

15,8

-1,1

Троицко-Печорский

17,5

17,3

16,8

16,5

16,2

15,9

15,6

-1,9

Удорский

25,1

24,8

24,4

24,0

23,6

23,4

23,1

-2

Усть-Вымский

33,9

33,5

33,0

32,5

31,9

31,6

31,2

-2,7

Усть-Куломский

32,1

31,9

31,5

31,0

30,7

30,6

30,2

-1,9

Усть-Цилемский

15,4

15,3

15,1

14,8

14,5

14,2

13,9

-1,5


 

Согласно таблице, представленной Госкомстатом, наиболее привлекательным  сегментом для строительства жилых зданий является г. Сыктывкар и г.Печора (в этих городах наблюдается рост населения), куда "Холдинг-центр" и должен направить свои усилия.

Также стратегический анализ среды холдинга включает в себя анализ непосредственного окружения компании "Холдинг-центр".

Ближайшими и самыми крупными конкурентами "Холдинг-центр" на строительном рынке республики Коми являются Ассоциация предприятий строительного комплекса республики Коми "СтройКом", а также строительный холдинг "Стройматериалы". В состав данных организаций входит большое количество предприятий различной сферы деятельности.

Таблица 5. "Организации, входящие в состав конкурентных предприятий".

 

Организации "СтройКом"

Организации "Стройматериалы"

ООО "Антрацит"

ЗАО "Стройматериалы-К"

Ветлосянский кирпичный  завод

ОАО "Спецстроймеханизация"

Ухтинский кирпичный  завод

ЗАО "Комиводстройматериалы"

Дежневский кирпичный  завод

ОАО "Стройтрест № 3" (г. Чебоксары)

ОАО "Агростройконструкция"

ОАО "Вестр"

ООО "Проспект" - строительные работы

АТП "Нечерноземстрой"

ООО "Этажи" - строительные работы

ООО КЦ "Сыктывкарстрой"

"Спецмонтаж" - монтажная организация

ОАО "Элвес"

"Электромонтаж" - монтажная организация

Архитектурная студия "Менам Керка"

"Струж" - деревообрабатывающее предприятие

Архитектурная студия "Модулор"

АТП "Нечерноземстрой" - автотранспортное

ООО "Техстрой"

ООО "Новострой" - окна и дверные конструкции из металлопластика и стеклопакетов немецкой фирмы VEKA

 

ОАО "Лотос" - обеспечение современным теплозвукоизоляционным материалом, выполненным на основе базальтового волокна

 

 

Для оценки позиций "Холдинг-Центр" необходимо составить матрицу анализа занимаемых позиций по сравнению с конкурентами.

Таблица 6. "Матрица анализа занимаемых позиций по сравнению с конкурентами на рынке строительно-монтажных работ".

 

Показатель

Оценка в сравнении  с конкурентом

Хуже

Так же

Лучше

Продукт

     

Качество жилищного  строительства

+

   

Качество промышленного строительства

   

+

Качество монтажа

   

+

Соблюдение сроков строительства  и монтажа

   

+

Цена

     

Позиционирование цены

   

+

Скидки

   

+

Условия платежей

 

+

 

Продвижение

     

Стимулирование сбыта

+

   

Управление торговой маркой (Репутация)

 

+

 

Сбыт

     

Каналы сбыта

   

+

Объемы сбыта

 

+

 

Общие вопросы

     

Обеспеченность техникой

   

+

Обеспеченность кадрами 

 

+

 

Финансовая устойчивость

 

+

 

Система управления

 

+

 

Налаженность связей

   

+

Поддержка правительства, госзаказы

 

+

 

Использование всех видов  ресурсов

 

+

 

Исходя из табличных  данных, можно отметить, что по многим позициям "Холдинг-центр" занимает одинаковое положение в сравнении с конкурентами, а по некоторым даже превосходит их. Слабые позиции холдинга можно отметить только в отношении качества жилищного строительства, но этот вид деятельности не относится в компании к основным, и объемы работ по нему небольшие.

Необходимо определить место, которое занимает "Холдинг-центр", его продукции (а именно жилые здания) по отношению к другим строительно-монтажным предприятиям, их продукции, чтобы определить необходимо ли предприятию дальше развивать это направление или отказаться от него.

При позиционировании объективные  сходства и различия фирм и ее продукции  отступают на второй план, так как важны не только реальные характеристики продукции, а именно то, как они представляются в глазах потребителей. Но в силу отсутствия исследований по данному вопросу позиционирование будет произведено на основе объективных характеристик. В дальнейшем необходимо провести исследование на предмет восприятия потребителями, чтобы осуществить позиционирование на основе характеристик продукции, воспринимаемых потребителями.

Позиционирование "Холдинг-центр" и его продукции в сфере жилищного строительства проводится на Карте восприятия по 2 показателям: качество работ, стоимость м2.

Из данного рисунка  видно, что "Холдинг-центр" позиционируется как предприятие, реализующее квартиры невысокого качества по невысокой цене, в то время как "СтройКом" и "Стройматериалы" занимают позицию "высокое качество – высокие цены".

Рис.6 Карта восприятия в сфере жилищного строительства.

Это объясняется тем, что большинство домов "Холдинг-центр" отстраивал по муниципальному заказу, то есть бюджет на строительство был ограничен и не зависел от компании. Также это можно объяснить тем, что строительство жилых зданий – не основное направление деятельности компании, и его качеству соответственно уделяется меньшее внимание.

В силу низкого качества строительных работ предприятие  рассмотрело вопросы внедрения системы качества, чтобы изменить позиции (как показано на рисунке – "Холдинг-центр" - 2). В настоящее время Система менеджмента качества применительно к строительству зданий и сооружений, проектированию зданий и сооружений, обслуживанию инженерных сетей и систем успешно внедрена и действует, подтверждением является сертификат соответствия, полученный компанией в январе 2009 г.

Итак, в ходе диагностики  конкурентов пришли к следующему:

  1. Установлена необходимость смены позиции на рынке строительно-монтажных работ в жилищной сфере по отношению к конкурентам;
  2. Выявлена потребность в повышении качества жилищного строительства;
  3. Определены сильные и слабые стороны компании относительно основных конкурентов с целью использования в стратегическом росте компании.

Данные выводы помогают увеличить конкурентоспособность, сформировать адекватную структуру  холдинга.

Также при стратегическом анализе необходимо рассмотреть  основные показатели работы "Холдинг-центр" за прошедшее время.

Итоги работы холдинга отражают стабилизацию показателей на одном уровне:

  1. Численность работников стабилизировалась на уровне 1600 человек;
  2. Динамика роста среднемесячной заработной платы положительна, и уровень оплаты труда выше среднестатистического по Республике Коми, что создает хорошую мотивацию работников к развитию компании;
  3. Объемы строительно-монтажных работ остаются прежними уже в течение 2-х лет;
  4. Выручка холдинга неуклонно растет;
  5. В 2005 г. впервые после кризиса была показана совокупная прибыль холдинга.

Обобщенно показатели динамики холдинга представлены в приложении 1.

В 2005-2006 гг. созданы бизнес-единицы, которые имеют специализацию  в определенной деятельности (производство текстиля, железобетонных изделий). Но в течение 2007-2009 гг. некоторые из них показали свою несостоятельность и в настоящий момент возникает необходимость очистки структуры от излишних элементов или передачи их в аутсорсинг.

По итогам проведения стратегического анализа среды  холдинга можно сделать вывод  о том, что позитивными тенденциями  в развитии компонентов макроокружения для "Холдинг-центр" являются: ужесточение государственной политики в сфере пожарной безопасности, "разморозка" строительных объектов, падение значимости официального заработка и повышение ответственности людей на работе.

Негативными факторами  развития компонентов макроокружения для "Холдинг-центр" будут являться: повышение затрат на основные издержки, уменьшение количества населения, снижение уровня жизни.

Также необходимо отметить, что ближайшими и самыми крупными конкурентами "Холдинг-центр" на строительном рынке республики Коми являются Ассоциация предприятий строительного комплекса республики Коми "СтройКом", а также строительный холдинг "Стройматериалы". По многим позициям "Холдинг-центр" занимает одинаковое положение в сравнении с конкурентами, а по некоторым даже превосходит их. Слабые позиции холдинга можно отметить только в отношении качества жилищного строительства.

2.3 Оценка альтернатив  стратегического развития на  основе SWOT анализа.

За несколько лет  работы "Холдинг-центр" на рынке руководство предприятия не предпринимало попыток применить методику SWOT-анализа при разработке планов развития компании. Как свидетельствуют результаты исследования оргструктуры предприятия и динамика показателей производственно-коммерческой деятельности, в "Холдинг-центр" отсутствует маркетинговый подход, менеджмент ориентирован на производственные бизнес-процессы, а не на потребности рынка и изучение передового опыта конкурентов (бенчмаркинг). Следствием этого является низкая эффективность предпринимаемых коммерческим персоналом сбытовых усилий. Таким образом, приложение методики SWOT-анализа к исследуемому в настоящей работе предприятию имеет не только научно-познавательный характер, но и востребовано реальной практикой "Холдинг-центр".

На первом этапе SWOT-анализа рассмотрим слабые и сильные стороны "Холдинг-центр", а также угрозы и благоприятные возможности.

Сильные стороны "Холдинг-центр" определяются относительно широким территориальным охватом деятельности предприятия. В то время, как около 80% предприятий-конкурентов работают в пределах одного, максимум трех близлежащих регионов, "Холдинг-центр" имеет свои производственные площадки в пяти регионах – республика Коми, Вологодская область, Волгоградская, Ярославская и Московская области. Подобное количество производственных участков свидетельствует о развитой производственной инфраструктуре, что является заметным преимуществом на данном рынке.

Второй сильной стороной "Холдинг-центр" является широкий ассортимент производимых работ. Предприятие предлагает потребителям полный комплекс услуг по оборудованию инженерными сетями (системами) начиная от электроосвещения и заканчивая комплексной автоматизацией производственных, общественных, жилых зданий и сооружений. Данная работа может быть выполнена от проектирования до монтажа и послегарантийного технического обслуживания. Также предприятие предлагает услуги по строительству объектов. Работая с компанией "Холдинг-центр", потребителю не придется иметь дело с несколькими фирмами.

Наличие лицензий на широкий спектр строительно-монтажных и пусконаладочных работ и строгое следование ГОСТу Р ИСО 9001-2001 на всех этапах деятельности обусловливает высокое качество работ, выполняемых компанией "Холдинг-центр". Это можно также отнести к сильным сторонам предприятия.

Также предприятие имеет разрешение на работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Это особенно важно при работе по заказам со стороны региональных властей.

Информация о работе Теоретические аспекты портфельного анализа