Теоретические аспекты социальной ответственности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена высокой значимостью социальной ответственности организации для общества, поскольку вносит позитивный вклад в решение социальных проблем в целом. К тому же сейчас организации ответственно действуют в таких многочисленных сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т.п. Современный менеджмент оказывает влияние на общество – на направление его развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жизни, уровня жизни и др.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
3
Теоретические аспекты социальной ответственности предприятия………………………………………………………….

Оценка экономической и социальной политики объекта исследования…………………………………………………………

Организационная характеристика объекта исследования…….

Оценка экономической основы социальной ответственности объекта исследования и ее основных видов……………………

Определение путей интеграции экономических интересов и социальной ответственности объекта исследования…………….

Заключение……………………………………………………………….

Список использованных источников……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 72.81 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..

3

  1. Теоретические аспекты социальной ответственности предприятия………………………………………………………….

 

  1. Оценка экономической и социальной политики объекта исследования…………………………………………………………
 
    1. Организационная характеристика объекта исследования…….
 
    1. Оценка экономической основы социальной ответственности объекта исследования и ее основных видов……………………
 
  1. Определение путей интеграции экономических интересов и социальной ответственности объекта исследования…………….
 

Заключение……………………………………………………………….

 

Список использованных источников……………………………………

 

Приложения…………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном мире формирование и развитие социальной ответственности бизнеса становится остро востребованной проблемой, обусловленной тем, что сегодня практически для всех стран мирового сообщества возрастает роль и значение бизнеса в решении задач формирования человеческого капитала общества, экологической безопасности, социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, в том числе и для России.

Актуальность темы исследования обусловлена высокой значимостью социальной ответственности организации для общества, поскольку вносит позитивный вклад в решение социальных проблем в целом. К тому же сейчас организации ответственно действуют в таких многочисленных сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т.п. Современный менеджмент оказывает влияние на общество – на направление его развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жизни, уровня жизни и др.

В настоящее время отсутствует теоретико-методологическая база социологического анализа проблемы социальной ответственности, которая позволила бы адекватно проанализировать процесс её формирования как субъективной характеристики субъектов управления организационными структурами. Не разработанность концепции социальной ответственности не дает возможности проанализировать реальное положение факторов, ее формирующих. Именно это определило актуальность темы исследования.

Целью курсовой работы является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по развитию и оценке социальной ответственности  предприятий.

Для достижения цели в работе поставлены и решаются следующие основные задачи:

- изучить теоретические аспекты  социальной ответственности предприятия;

- оценить экономическую и социальную  политику объекта исследования;

- определить пути интеграции  экономических интересов и социальной  ответственности объекта исследования.

Объект исследования – «Шебекинское райпо»

Предмет исследования – экономические интересы и социальная ответственность предприятия.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации, официальные данные статистических органов, годовые отчеты предприятий, труды и публикации таких авторов как Яковлева Л.Р., Кравченко Е.Ю.,…

Структура курсовой работы включает в себя введение, 3 главы, заключение, список использованных источников и приложения. Работа выполнена на ___ страницах машинописного текста, содержит _ таблиц, __ рисунков, __ приложений, список использованных источников включает __ наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты социальной ответственности предприятия

 

Социальная ответственность - это отвечающая специфике и уровню развития предприятия, регулярно пересматриваемая и динамично изменяющаяся совокупность обязательств, добровольно и согласованно вырабатываемых с участием заинтересованных сторон, нацеленных на реализацию значимых внутренних и внешних социальных программ, результаты которых содействуют развитию компании (рост объемов производства, повышение качества продукции и услуг, др.), улучшению ее репутации и имиджа, становлению корпоративной идентичности, а также расширению конструктивных партнерских связей с государством, деловыми партнерами, местными сообществами и гражданскими организациями.

Сегодня, согласно классическому определению социальная ответственность является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды. Это движение бизнеса навстречу обществу ценно тем, что является изъявлением доброй воли. Некоторые страны уже превратили социальную ответственность предприятий в открытый и весьма эффективный инструмент государственной политики. Соответствующее законодательство уже существует в Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, Франции, Великобритании, работу в этом направлении ведет правительство Канады.

Социальную ответственность, как комплексное явление, следует рассматривать с  разных точек зрения, включая экономический , юридический и другие аспекты (табл.1).

Ряд авторов выделяют экономическую, юридическую и принятую для себя ответственность. Так же в структуре социальной ответственности можно выделить политическую социальную ответственность, которая заключается в поддержке органов власти и политических партий и движений в решении социальных проблем.

Таблица 1. Аспекты социальной ответственности

Аспекты социальной ответственности

Экономический

Выплата достойной заработной платы, создание рабочих мест, обеспечение условий труда, обучение работников

Юридический

Честная уплата налогов и обязательных платежей

Экологический

Компенсация вреда, причиненного окружающей среде

Этический

Соблюдение этических требований общества

Филантропический

Укрепление репутации достойного корпоративною гражданина

Дискреционный

Внесение вклада в развитие общества и улучшение качества его жизни

Политический

Соответствие стратегии и политике государства


 

 

Принципы этической и социально-экономической деятельности бизнеса базируются на моральных и нравственных ценностях общества, которые являются основой и гарантией успешной работы хозяйственных субъектов. Сегодня реализация всякой экономической политики фирм требует решения этических проблем, которые обуславливают необходимость проведения экономических и социальных исследований и являются скорее философско-идеологическим вопросом. В настоящее время фундаментом развития и устойчивого экономического роста любой фирмы являются этические принципы поведения, базирующиеся на общественной морали и нравственных ценностях, включающих в себя: свободу и демократию, социальную ответственность и заботу о ближнем, честную практику ведения бизнеса, справедливость поступков и действий; рыночный образ мышления руководителей и персонала фирм, подразумевающий свободное перемещение ресурсов и фирм между отраслями производства, самоконтроль, взаимопомощь и интернационализацию в действиях; ориентацию на человека, на возможности улучшения экономической и социальной жизни персонала и общества через создание гибких и эффективных демократических оргструктур управления; стремление хозяйственного субъекта не к успеху, а к обеспечению полноценной жизни человека, которая важна, как и сама работа, то есть формирование активного досуга, нового стиля жизни и семейных отношений; вера в современную трудовую этику, которая подразумевает, что люди должны экономно расходовать деньги и помогать российской экономике в целом, много трудиться и гордиться результатом своей работы, хорошо зарабатывать и продвигаться по службе.

Основные принципы принятия социально-этических решений бизнеса включают в себя: прагматичность действий, то есть получение соответствующего дохода и прибыли; соблюдение прав человека (на труд, образование, здоровье и т.д.) и социально-правовую защиту общества от неэффективных собственников; справедливое распределение благ и ответственность перед обществом. Эти долгосрочные принципы построены на основе религиозных вероучений, обычаях и традициях народов соблюдения прав и свобод человека, утилитаризма и предприимчивости людей. Современная концепция бизнеса отличается от прежней тем, что она ориентирована на повышение этического уровня бизнеса; устойчивое развитие бизнеса в будущем при умеренной прибыли; на массу прибыли вместо максимальной нормы прибыли; на гуманизм и честную конкуренцию; на порядочный бизнес, где главное - не только деньги, но и высокое искусство и увлекательное творчество предпринимателя, так как умные и талантливые люди идут в те корпорации, которые уделяют больше внимания личности работника; на сочетание и взаимодействие монополий и конкуренции, которое проявляется не в установлении высоких цен и получении максимальной прибыли, а в острой борьбе за покупателя за счет удовлетворения его потребностей.

Сегодня все нормы и правила поведения в бизнесе оцениваются с точки зрения общественной морали и права, а сам бизнес несет ответственность перед различными общественными группами: потребителями и инвесторами, партнерами и собственным персоналом.

Бизнес несет социальную ответственность перед обществом, то есть перед населением и окружающей средой в части: обеспечения свободы предпринимательства; предоставления равных возможностей трудоустройства для женщин и национальных меньшинств и эмигрантов; защиты окружающей среды и методов ее контроля, защиты прав потребителей, особенно в проблемных секторах потребительского рынка.

В основу сформулированных принципов ведения бизнеса в современных условиях положена концепция устойчивого развития организации, согласно которой стабильно, длительно и успешно присутствовать на рынках и в обществе может только компания, достигшая оптимального соотношения между тремя группами целей: экономическими, экологическими и социальными, формирующими ключевые области устойчивого развития компании. В каждой из ключевых областей формируются сферы ответственности, которые принимает на себя менеджмент конкретной организации (Приложение 1).

В России процесс развития корпоративной социальной ответственности находится на начальном этапе и происходит в условиях господствующих позиций государства, крайне слабого развития институтов гражданского общества, олигархического развития бизнеса и правил взаимодействия этих институтов, роль отдельных сторон и меры их участия в социальном развитии только формируются. Социально ответственное поведение предприятия должно проявляться в выборе приоритетов и механизмов развития производства товаров и услуг, обеспечения занятости, поддержания социальных стандартов и охраны окружающей среды. Основное внимание при реализации социально ответственного поведения уделяется трем направлениям:

- экономическая деятельность (устойчивый рост и производство  качественной продукции);

- экологическая деятельность (защита и возобновление ресурсов  природной среды);

- социальная деятельность (активная социальная политика).

Социальные действия организации, улучшающие жизнь местного сообщества, могут приносить им определенные выгоды. В обществе благополучном и условия для бизнеса формируют более привлекательный образ предприятия;  наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем.

Существуют препятствия для социальной ответственности:

•   нарушение принципа максимизации прибыли, ибо часть ресурсов корпорации «отвлекается» на решение проблем общества;

•   расходы на социальную вовлеченность являются для предприятия издержками, которые в конечном счете переносятся на потребителей в виде завышенных цен, снижают конкурентоспособность продукции, в том числе и на мировом рынке;

•   недостаточный уровень отчетности широкой публике.

Сегодня вырабатывается новая управленческая философия: главные интересы предприятия, коллектива, акционеров-собственников — это ответственность перед различными социальными группами. Характерной чертой этой управленческой философии является рыночная ориентация предприятия, выстроенность в этом направлении всех звеньев управления: механизма действий на рынке, планирования и финансового контроля, внутрифирменной политики.

На предприятиях сформировались элементы реализации социально ответственного менеджмента:

•  виды деятельности: постоянно вести поиск новых видов деятельности (не в ущерб, а в дополнение к основной), обеспечивающих стабильность, надежность функционирования предприятия;

•  сотрудничество: с уважением относиться к деловым партнерам, активно работать с ними, расширять сферы деловых взаимоотношений;

•  персонал: быть внимательным и чутким к его запросам и нуждам, способствовать повышению отдачи труда;

•  внешняя обстановка (среда): всемерно содействовать формированию стабильной в экономическом и социальном плане, экологически безопасной внешней среды;

•  общественная ориентация предприятия — формирование климата социальной ответственности предприятия перед обществом и людьми: интегрировать свои экономические интересы с интересами общества.

Ориентация на эти принципы позволяет предприятию реализовывать деловую стратегию по организационному развитию, освоению новых сегментов рынка, реализацию разного рода нововведений.

Информация о работе Теоретические аспекты социальной ответственности предприятия