Теоретические аспекты социальной ответственности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена высокой значимостью социальной ответственности организации для общества, поскольку вносит позитивный вклад в решение социальных проблем в целом. К тому же сейчас организации ответственно действуют в таких многочисленных сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т.п. Современный менеджмент оказывает влияние на общество – на направление его развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жизни, уровня жизни и др.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
3
Теоретические аспекты социальной ответственности предприятия………………………………………………………….

Оценка экономической и социальной политики объекта исследования…………………………………………………………

Организационная характеристика объекта исследования…….

Оценка экономической основы социальной ответственности объекта исследования и ее основных видов……………………

Определение путей интеграции экономических интересов и социальной ответственности объекта исследования…………….

Заключение……………………………………………………………….

Список использованных источников……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 72.81 Кб (Скачать файл)

Таким образом, под  социальной ответственностью предприятия понимается модель стратегического поведения корпораций, при которой разрабатываются и проводятся в жизнь программы социально ответственных инициатив, непосредственно в сфере экономической деятельности, а также в природоохранной и социальных сферах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Оценка экономической и социальной политики Объекта исследования

 

    1. Организационная характеристика объекта исследования

 
  Шебекинское райпо представляет собой добровольное объединение граждан и юридических лиц, созданное по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Шебекинское районное потребительское общество (далее райпо) входит в систему Белгородского областного союза потребительских обществ и находится на первом уровне системы потребительской кооперации России. 

Пайщиками Шебекинского райпо являются жители нескольких населенных пунктов, поэтому по своей структуре оно представляет потребительское общество с кооперативными участками. 

Шебекинское райпо обслуживает 32,4 тысяч человек, проживающих в 29 населенных пункта. Объединяет 1308 пайщиков. В обществе трудится свыше 230 человек. 

Организационная структура  управления райпо представлена в приложении 2. 

Управление обществом  осуществляют общее собрание общества, Совет общества и правление общества. 

Высшим органом общества является общее собрание общества, которое созывается не реже 1 раза в  год. Свои полномочия высшего органа общее собрание общества осуществляет через собрания пайщиков кооперативных  участков общества и общее собрание уполномоченных общества. Высший орган  управления кооперативного участка  — собрание пайщиков кооперативного участка, созывается не реже 1 раза в  год.  
В период между общими собраниями общества управление в обществе осуществляет Совет Общества, который является представительным органом. 

Исполнительным органом  общества является правление общества. 
Контроль за соблюдением Устава общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями осуществляет ревизионная комиссия общества и комиссии кооперативного контроля кооперативных участков общества.

Структура управления Шебекинского райпо является линейно-функциональной (ступенчато-иерархической). В этом случае линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные подразделения.

Линейные руководители (главный  бухгалтер, главный экономист, главный  инженер, зам. председателя райпо по торговле) занимаются вопросами принятия решений и отдачи команд, имеют право единолично управлять производственно-хозяйственной деятельностью и несут полную ответственность за полученные результаты. 

Функциональные подразделения  занимаются координацией, планированием, консультированием. 

По сути, эта структура  в значительной степени отражает штатное расписание райпо. Специализированное функциональное подразделение райпо (отдел кадров) оказывает квалифицированную помощь линейным руководителям. 

Недостатками этой системы  управления являются: разветвленный  функциональный аппарат, плохая управляемость  и слабая горизонтальная связь между  подразделениями.

Шебекинское райпо возглавляет председатель правления, который организует всю работу организации и несет полную ответственность за её состояние и деятельность перед общим собранием. Председатель правления представляет райпо во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия. 
Главный инженер руководит  работой технических служб предприятия, несет ответственность за выполнение плана, использование новейшей техники  и технологии. 

Главный экономист, являющийся заместителем председателя правления  по экономическим вопросам, руководит  работой по планированию и экономическому стимулированию на предприятии, повышению  производительности труда, выявлению  и использованию производственных резервов улучшения организации  производства, труда и заработной платы, организации внутризаводского хозрасчета и др. 

Бухгалтерия осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др. 
Заместитель председателя правления  по кадрам руководит отделом организации  труда и заработной платы и  отделом кадров.

Цели, виды деятельности и  правомочия потребительского общества закреплены в его Уставе. 

Основной целью Шебекинского райпо является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. Для этого осуществляется торговая, заготовительная и др. виды деятельности. 
Для оценки финансового состояния организации необходимо рассмотреть показатели финансово-хозяйственной деятельности  Шебекинского райпо на основе данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (таблица 2).

Важнейшим объемным показателем  деятельности Шебекинского райпо является выручка от продажи продукции. 

Как следует из данных таблицы 2, выручка организации в действующих  ценах возрастает. В действующих  ценах выручка в 2010 году увеличилась по сравнению с 2009 годом на 9511 тыс. руб., в 2011 году по сравнению с 2010 – на 16872 тыс. руб. 

 
Таблица 2.  Динамика основных показателей финансово-хозяйственной

деятельности Шебекинского райпо за 2009-2011 годы

 
 

Показатели

Годы

отклонение +,-

отклонения, %

2009

2010

2011

2010/

2009

2011/

2010

2010/

2009

2011/

2010

1.Выручка от реализации, тыс. руб.

             

- в действующих ценах,  тыс. руб.

199475

208986

225858

9511

16872

104,77

108,07

- в сопоставимых ценах,  тыс. руб.

199475

183341

192083

-16134

8742

91,92

104,77

2.Себестоимость, тыс. руб.

159412

165142

180451

5730

15309

103,59

109,27

3.Валовая прибыль

40063

43844

45407

3781

1563

109,44

103,56

4.коммерческие расходы

30286

31008

35487

722

4479

102,38

114,44

5. прибыль (убыток) от продаж

9777

12836

9920

3059

-2916

131,29

77,28

6. прочие доходы

1700

2129

1571

429

-558

125,24

73,79

7. прочие расходы

4000

4425

2968

425

-1457

110,63

67,07

8. прибыль (убыток) до

  налогообложения

7477

10540

8523

3063

-2017

140,97

80,86

9. чистая прибыль (убыток)

3696

6053

4013

2357

-2040

163,77

66,30

10. рентабельность продаж, %

4,90

6,14

 4,39

1,24

-1,75

125,31

71,51

11. среднесписочная 

      численность  работников чел.

246,9

233,3

226

-13,60

-7,30

94,49

96,87

12. производительность труда,

      тыс. руб./чел.

807,92

895,78

999,37

87,86

103,59

110,88

111,56

13.индекс цен

1,133

1,088

         

 

 
 

В сопоставимых ценах в  исследуемом периоде также наблюдается  снижение выручки в 2010 году по сравнению с 2009, а также рост суммы выручки в 2011 году на 8742 тыс. руб. по сравнению с 2010 годом.  При этом следует заметить, что темп роста выручки от продажи  продукции в действующих ценах за весь исследуемый период значительно опережает темп роста выручки в сопоставимых ценах. Сложившаяся тенденция свидетельствует о том, что больший прирост прибыли получен за счет роста розничных  цен,  что не является положительным моментом в развитии организации.

Эффективность хозяйственной  деятельности отражается в показателях  прибыли.  
Согласно данным таблицы 2, в 2009 году прибыль от продаж в исследуемой организации составила 12836 тыс. руб., что на 3059 тыс. руб. (31,29%) больше, чем в 2010 году. Прибыль от продажи продукции в 2010 году снизилась по сравнению с 2009 годом на 2916 тыс. руб. Кроме того, следует обратить внимание также на уменьшение рентабельности продаж в период исследования, что  свидетельствует о снижении  эффективности  деятельности организации.

В исследуемой организации  в 2009-2011 г.г. наблюдается рост производительности труда, что свидетельствует о  рациональном использовании трудовых ресурсов организации.

Таким образом,  на основе приведенных  данных можно сделать вывод, что  Шебекинского райпо - это относительно стабильно развивающаяся, финансово устойчивая организация; имеет стабильный прирост прибыли и способна продолжать развивать и совершенствовать свою деятельность.

 

    1. Оценка экономической основы социальной ответственности объекта исследования и её основных видов

 

Социальная ответственность предприятия означает добровольное разделение с государством ответственности за социально-экономическое развитие регионов присутствия, за решение наиболее острых и неотложных социальных проблем. Концепция социальной ответственности корпораций в глобальной экономике стала разрабатываться в 90-х гг. XX в. Причины этого таковы.

 

 

  1. Определение путей интеграции экономических  интересов и социальной ответственности объекта исследования

 

В последнее время специалисты по менеджменту уделяют серьезное внимание общественной ориентации и социальной ответственности предприятия в условиях рыночных отношений. В литературе дается достаточно четкое определение социальной ответственности, показывается ее значение для предприятия, но не раскрывается целостный механизм ее реализации.

Социальная ответственность – это действие организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона. Специалисты дискутируют о разных целях деятельности предприятия: о прибыли, продукции (услугах), доле рынка, росте предприятия, удовлетворенности работников, социальной ответственности организации. Большинство специалистов склоняется к мнению, что организация – это цель – прибыль. Преобладает мнение, что современная организация является сложной частью внешнего окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит само существование организации и общества в целом. К таким составляющим относятся потребители, поставщики, местное население, средства информации, работники предприятия, держатели акций. Эта разнородная общественная среда может сильно влиять на достижение предприятием его целей, поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды. Согласно этой точки зрения предприятия несут ответственность перед обществом помимо и сверх обеспечения эффективности, прибыли, занятости и не нарушения закона. Организации должны поэтому направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. В развитых странах в обществе сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочным членом обслуживаемых сообществ.

Современное предприятие работает в обстановке растущих требований различных общественных групп. В этой связи особу актуальность приобретает вопрос о том, как оно должно реагировать на претензии, в какой мере учитывать их в своей хозяйственной деятельности, ориентированной на получении прибыли. Поэтому в процессе управления необходим учет общественного фактора в деятельности предприятия. Уже само определение предприятия как открытой, динамичной, сложной, частично вероятностной, частично автономной, целеустремленной производственной социальной системы содержит важный элемент общественной ориентации. Отсюда позитивное отношение многих руководителей к вопросу релевантности и легитимности общественных требований к поведению компании. Если рассматривать предприятие в качестве подсистемы в составе системы более высокого порядка, каковой является общество, то легитимность общественных позиций к предприятию можно обосновать двояко.

Во-первых, люди прямо или косвенно, в той или иной форме подвержены воздействию хозяйственного поведения предприятия. При этом на первый план обычно ставят его отрицательное влияние (негативный внешний эффект). Подверженность людей такому воздействию является, таким образом, одним из центральных критериев легитимности претензий к предприятию.

Во-вторых, встает вопрос, какие предприятия с общественной точки зрения вносят полезный вклад в жизнь общества в целом и в хозяйственную жизнь в частности. Этот вопрос возникает потому, что вышестоящая система как целое и отдельные подсистемы (группы) не только испытывают влияние хозяйственной деятельности предприятия, но и предоставляют факторы производства, необходимые для ее осуществления. Это условие, как правило, связано с определенной компенсацией или участием в прибылях.

В этом смысле беспроблемна компенсация за классические факторы производства в виде капитала, рабочей силы, машин и оборудования, которые представляются в распоряжение предприятию отдельными группами (кредиторами, сотрудниками, помощниками), как правило, через рынок. Проблематична компенсация за те блага, которые не принадлежат отдельным группам, а являются собственностью системы в целом, например, вода, воздух, полезные ископаемые, растения. Эти коллективные блага некогда рассматривались как общедоступные, так как имелись практически в неограниченном количестве и потому не знали ни цены, ни рынка. Сейчас они не могут использоваться свободно, поскольку их потребление весьма часто приобретает расточительный характер, что приводит к исчерпанию этих ресурсов. Поэтому за обществом как «собственником» этих благ сохраняется право определить, кто и на каких условиях может ими пользоваться.

Информация о работе Теоретические аспекты социальной ответственности предприятия