Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 06:19, курсовая работа
Цель исследования - изучение методов повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты управления государственной и муниципальной собственностью;
- исследовать содержание, формы и принципы управления государственной и муниципальной собственностью;
- провести анализ деятельности государственного учреждения ГСУ МО «Фонд имущества Московской области».
Низкое качество управления предприятиями государственного сектора экономики в современной России связано с отсутствием четкого определения целей функционирования госпредприятий, недостаточным объемом прав собственника (в лице государства) в области выработки текущей политики предприятия и отсутствием контроля по реализации намеченных задач. В ряде случаев государственные предприятия функционируют без текущих планов, согласованных с органами исполнительной власти, четкого определения цели их деятельности и стратегии развития.
По Концепции управление государственными предприятиями осуществляется в соответствии с уставными целями, утвержденными государственным органом. При этом собственник (государство), как правило, отказывается от разработки планов, сохраняя за собой право утверждения программы деятельности своих предприятий и учреждений. Такая схема управления госпредприятиями фактически означает отказ от вмешательства государства в текущую деятельность госорганизаций и в конечном счете существенно сужает возможности реализации задач, возложенных законодательством на государство. [5]
С одной стороны, отсутствие централизованного регулирования государственных предприятий способствует повышению эффективности управления на уровне предприятий, а с другой - предприятия государственного сектора должны решать конкретные задачи, возлагаемые на них законодательством в соответствии с планами, разрабатываемыми исполнительными органами власти. В ряде случаев государственные предприятия функционируют как коммерческие организации, при этом собственник лишен реальных рычагов воздействия на управление. Поскольку интересы менеджеров и собственников различны, отсутствие контроля приводит к неэффективному управлению (с точки зрения собственника). Управляющий заинтересован не в создании максимальной стоимости компании, а в расширении ее деятельности и среднеотраслевой рентабельности. Такое положение приводит либо к неэффективным инвестиционным решениям, либо к перекачиванию прибыли в дочерние предприятия. Поскольку инвестиционные решения руководителей госпредприятий неэффективны, то решения должны приниматься органами исполнительной власти в рамках согласованных ежегодных лимитов, утверждаемых законодателями. При этом надо учитывать, что прогнозировать финансовую устойчивость и принимать текущие управленческие решения невозможно без информации о капитальных вложениях. Предусмотренные в Концепции меры по реализации плана развития госсектора экономики не позволяют преодолеть недостатки управления унитарными предприятиями. Без выработки и законодательного закрепления четкого механизма управления государственным имуществом повысить эффективность управления государственными активами весьма проблематично.
Для повышения эффективного управления государственной собственностью предлагается решить следующие задачи:
- выработать правовую базу процедур национализации имущества;
- совершенствовать процессы
преобразования федеральных
- детально регламентировать процессы управления госсобственностью;
- разработать и внедрить
системы учета объектов
Таким образом, Правовой режим управления государственной собственностью определяется правом хозяйственного ведения, который предоставляет управляющим широкие полномочия по владению, пользованию и распоряжению госимуществом. Круг полномочий собственника ограничивается вопросами создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначением директора (руководителя) предприятия, осуществлением контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Нередко законодательно закрепленные нормы не находят своего подтверждения на практике. Отсутствует четкое распределение функций между органами исполнительной власти. Региональные власти нередко отстранены от контроля за деятельностью госпредприятий. Государство не обладает необходимой правовой базой для осуществления контроля по выполнению поставленных перед госпредприятиями задач. Отмеченные проблемы свидетельствуют о том, что Концепция управления государственным имуществом нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Юридическое название: ГСУ МО «Фонд имущества Московской области».
Деятельность Фонда осуществляется в соответствии с Положением о ГСУ МО «Фонд имущества Московской области», утвержденным постановлением Главы администрации Московской области и служит достижению следующих целей:
В рамках достижения вышеуказанных целей, Фонд оказывает содействие органам государственной власти, а также иным организациям по вопросам реализации имущества, приватизации, принимает участие в создании условий для развития рынка недвижимости и оценочной деятельности, реализации мероприятий по защите частных собственников, акционеров.
В штате учреждения состоит 8 человек:
Функции Фонда:
В концепции социально-экономического развития области на 2011 - 2015 годы четко определены задачи управления собственностью. Основными задачами на 2011 - 2015 годы в этом направлении являются:
- от использования имущества в размере 9,4 процента - за счет продолжения практики передачи в долгосрочную аренду объектов недвижимости посредством торговли. В результате планируется получить дополнительно 1,7 млн. руб.;
- от использования земель в
размере 23,7 процента - за счет расчета
арендной платы на основе
Для решения указанных задач деятельность Фонда будет сосредоточена:
Сведения о проведенных в 2011 г. аукционах по продаже акций отражены в таблице 1.
Таблица 1 - Сведения о проведенных в 2011 г. аукционах по продаже акций
Наименование ОАО |
Количество акций, шт. |
Процент от уставного капитала |
Нормативная цена, руб. |
Результат |
ЗАО «Московский масложировой комбинат» |
300000 |
0,0289 |
1350654 |
не продано |
ООО «Московский завод теплоизоляции «БИЗОЛ» |
35 |
23,8 |
23750 |
не продано |
ООО «Московский порфиритовый карьер» |
112650 |
0,53 |
112650 |
не продано |
В конце 2011г. Фонду поручено предъявить требование к ООО «МеталлЭкспортПром» о выкупе акций в количестве 24613185 штук (1,1 % от уставного капитала, нормативная цена – 160497000 руб.). Постановление впоследствии было отменено.
В 2011 году ГСУ МО «Фонд имущества Московской области»удалось добиться значительных результатов работы как по объему совершенных сделок, так и по освоению новых направлений своей деятельности. В 2011 году при участии ГСУ МО «Фонд имущества Московской области» совершены сделки по 2500 объектам на общую сумму более 18 млрд рублей. Плановое задание по приватизации было перевыполнено на 2,6 млрд рублей. Благодаря поправкам в федеральное и региональное законодательство в 2012 году ожидается увеличение количества сделок по целевой приватизации. [30]
Итак, выделим ряд проблем, усложняющий эффективную работу государственного управления:
Основным принципом управления муниципальным имуществом является формирование целостной системы управления, представляющей собой неразрывное единство следующих элементов:
- регламентированный и
- контроль за объектами
- полное и оперативное
Другими принципами управления муниципальным имуществом района являются следующие.
- принцип эффективности управления, заключающийся в достижении цели управления при максимальной экономии ресурсов.
Информация о работе Теоретические аспекты управления государственной собственностью