Теоретические аспекты управления государственной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 06:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение методов повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты управления государственной и муниципальной собственностью;
- исследовать содержание, формы и принципы управления государственной и муниципальной собственностью;
- провести анализ деятельности государственного учреждения ГСУ МО «Фонд имущества Московской области».

Файлы: 1 файл

эффективность гос имущества.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

- принцип безусловного приоритета возмездного вида пользования и четкое определение исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе.

- принцип профессионализма, подразумевающий конкурсный отбор по профессиональному признаку как управляющих муниципальных предприятий и учреждений, так и кадров муниципальных служащих, участвующих в управлении муниципальной собственностью.

- принцип соотнесения затрат и результатов, подразумевающий учет и максимизацию экономической отдачи и социальной полезности муниципальной собственности одновременно. [22, C.238]

В деятельности государственных органов по использованию государственного имущества управленческие функции представлены в основном нормативным регулированием, контролем и планированием. Функции руководства, организации, координации и стимулирования в их деятельности практически отсутствуют. Однако реализация даже представленных функций на практике не отвечает требованиям рыночной экономики и нуждается в совершенствовании, предложения по которому сформулированы в работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Мероприятия по совершенствованию управления муниципальным имуществом

3.1. Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности в области управления муниципальной собственностью

 

Муниципальная собственность и управление ею являлось одним из основных средств реализации социально-экономической политики муниципального образования, а также одним из предметов ведения органов местного самоуправления. Для эффективного управления собственностью были объединены единой политикой комплексы административных, экономических и законотворческих действий и нацелены на сбалансированное развитие городского хозяйства. [17, C.366] В конечном счете, целью управления муниципальной собственностью являлось обеспечение доходной части бюджета от использования муниципальной собственности и сокращение расходной части бюджета в целях решения социально-экономических проблем города и выполнение возложенных законом функций на муниципалитет.

Политика ГСУ МО «Фонд имущества Московской области»в сфере управления муниципальной собственностью должна преследовать следующие цели:

- увеличение доходов и сокращение расходов бюджета Московской области - за счет повышения эффективности управления муниципальными предприятиями (учреждениями), имущественными правами в коммерческих организациях, недвижимым и движимым имуществом, земельными ресурсами, вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенных строительством.

- оптимизация структуры собственности для более полной реализации функций муниципальной власти, стимулирования экономического и социального развития муниципального района, роста уровня и качества жизни населения - за счет реструктуризации муниципального сектора экономики, создания, реорганизации, ликвидации и приватизации предприятий и учреждений, приобретения или продажи муниципальных долей в уставных (акционерных) капиталах коммерческих организаций, приобретения или продажи недвижимого имущества, формирования фондов отчуждаемой и не подлежащей отчуждению земли (земельных участков).

- обеспечение расширенного воспроизводства муниципального имущества для развития муниципального сектора и расширения возможностей выполнения администрацией района своих функций в будущем, в первую очередь, повышения уровня жизни и расширения социальной поддержки малоимущей части населения - за счет введения планов (программ) развития муниципальной собственности и усиления контроля и стимулов к эффективному использованию муниципального имущества для его пользователей (управляющих, арендаторов).

- развитие предпринимательства в районе, снижение монополизации и повышение конкуренции - за счет введения в хозяйственный оборот неиспользуемой муниципальной собственности, обеспечения равноправного доступа, основанного на принципах конкуренции и состязательности, к реализуемой (приватизируемой) и сдаваемой в аренду муниципальной собственности.

На законодательном уровне следует определить механизм реализации имущественной субсидиарной ответственности государства. Представлять интересы государства при реализации ответственности должен:

  1. Главный распорядитель бюджетных средств - при обращении взыскания на средства бюджета;
  2. Федеральное казначейство - при обращении взыскания на иное имущество казны.

Целесообразно ввести в законодательство запрет на участие государственных учреждений в организациях, в отношении которых предусмотрена субсидиарная ответственность участников (членов) по обязательствам юридического лица. Необходимо скорректировать имущественный статус государственной корпорации, предусмотрев сохранение права собственности государства на переданное такой организации имущество.

Правовой статус руководителя государственного предприятия должен определяться нормативными актами, которые объединяются в четыре функциональных блока и касаются: порядка назначения руководителя; заключения контракта с руководителем; аттестации руководителей; отчетности руководителей. В целях налогообложения следует предусмотреть возможность амортизации имущества способами, предусмотренными нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Приватизация имущества должна стать элементом единой государственной политики по управлению государственным имуществом. Достижение этой цели возможно при соблюдении в совокупности следующих условий: отказ от приоритетов количественных показателей в пользу качественных; усиление гарантий выполнения условий приватизационных договоров; инвестиционная ориентация продаж; отказ от практики продажи наиболее прибыльных предприятий.

Таковы предлагаемые пути совершенствования правовой базы для повышения эффективности управления Государственным имуществом в субъектах Российской Федерации. Возможности правового регулирования в управлении госимуществом у субъектов Федерации хотя и определены существующей нормативно-правовой базой, но и поэтому в значительной степени ограничены, особенно при решении вопросов с федеральным имуществом. Субъект Федерации непосредственно может влиять на часть имущества, являющегося собственностью субъекта, на другую ее часть - федеральную собственность, составляющую более двух третей госсобственности, находящейся на территории области, влияние сильно ограничено. В то же время обеспечение жизнедеятельности региона во всех его проявлениях зависит от государственного сектора экономики, расположенного в регионе. Поэтому регионы, объективно заинтересованные в повышении эффективности всего госсектора, добиваются усиления своего влияния и увеличения, прав в управлении всеми госпредприятиями и государственными долями в уставных капиталах акционерных обществ своей области или республики. Вместе с тем, возможности правового регулирования в регионах в значительной степени сдерживаются запутанной и длительной процедурной системой прохождения разработанных ими проектов документов через законодательные органы регионов и ведомств на федеральном уровне.

Основой эффективного управления государственной собственностью является своевременное и полное обеспечение информацией процесса управления.

В отношении недвижимости необходимо сформировать реестр собственности - муниципальная информационная система, представляющая совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах баз данных, содержащих перечни объектов учета и сведений о них. Формирование реестра государственной собственности должно основываться на результатах технической инвентаризации объектов собственности, данных бухгалтерской отчетности балансодержателей муниципального имущества, а также информации из других достоверных источников. Для данных целей должна быть создана единая информационная база данных, содержащая полную и оперативную информацию об объектах управления. Положение, определяющее структуру, порядок внесения данных и доступа структурных подразделений к информации подлежат разработке.

Контроль и надзор в сфере управления государственной собственностью сосредоточиваются на следующих направлениях:

- проверке целевого и эффективного  использования имущества, включая  его финансовые ресурсы и земельные  ресурсы, а также контроле за  его сохранностью, восстановлением  и приращением;

- деятельности лиц, привлекаемых  в качестве управляющих (руководителей), выполнения ими утвержденных планов (финансово-хозяйственной деятельности), нормативов, поставленных перед ними задач;

- достижении нормативов эффективности  использования государственного имущества, устанавливаемых администрацией Москваой области;

- методическом обеспечении контроля, в том числе путем выработки  критериев оценки эффективности  использования (бюджетной и социальной) государственной собственности;

- обеспечении неотвратимости и  соразмерности санкций за нарушения  законодательства;

- разграничении регулирующих, разрешительных  и контрольных функций;

- обеспечении эффективного взаимодействия  органов власти различного уровня;

- обеспечении общественного контроля.

В отношении государственной собственности следует выделить специфический вид контроля - использование государственной собственности в целях ненарушения прав других собственников (обеспечения доступа, проезда и т.д.). В сфере управления муниципальными учреждениями определяются возможности ведения учреждениями предпринимательской деятельности. Критерии и процедуры (порядок) осуществления предпринимательской деятельности учреждениями подлежат разработке.

В целом для повышения эффективности использования муниципального имущества важна разработка программ социально-экономического развития муниципальных образований, оптимизация их территориальной организации, подготовка кадров, реклама наиболее привлекательных для инвестиций сфер деятельности.

 

3.2. Реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности управления государственной собственностью

 

В основе реализации указанных мероприятий лежит идея о достаточности существующих (в явной и скрытой форме) ресурсов органов местного самоуправления района - как финансовых, так и кадровых - для реализации первого этапа. Второй и третий этапы подразумевают использование части возросших доходов бюджета, а также внебюджетных (частных) средств (в том числе зарубежных инвестиций) для достижения экономических и социальных целей развития района в целом и муниципального сектора в частности. На первом этапе необходимо провести работу по формированию инфраструктуры управления, в частности, создать Совет, разработать единые, доступные для служебного пользования информационные базы данных по муниципальной собственности (в том числе земле), создать необходимое для эффективного управления муниципальным имуществом законодательное поле, усилить координацию работы структурных подразделений администрации области.

Таким образом, первый этап - повышение эффективности и прозрачности управления муниципальной собственностью и повышение эффективности хозяйственной и финансовой деятельности муниципальных предприятий и учреждений, увеличение бюджетной эффективности имущественных прав в коммерческих организациях, приватизируемого и сдаваемого в аренду имущества и земли через создание Совета при ГСУ МО «Фонд имущества Московской области». Второй этап - обеспечение расширенного воспроизводства государственной собственности, реструктуризация и оптимизация существующей отраслевой структуры предприятий (учреждений), имущественных прав в хозяйственных обществах, аренды. Третий этап - стабилизация и оптимизация развития государственного сектора экономики, техническое переоснащение, повышение производительности и наукоемкости производства государственных предприятий, качества и конкурентоспособности производимых ими товаров и услуг, повышение эффективности аренды и продажи (приватизации) государственной собственности (в том числе земли). На втором и третьем этапе подразумевается разработка долгосрочной программы развития государственного имущества, с подробным рассмотрением мер по преодолению кризиса и повышению рентабельности предприятий, снижению издержек и повышению качества управления учреждениями, росту бюджетной и социальной эффективности аренды государственного имущества, участия администрации в уставных капиталах коммерческих организаций.

Подведем итог. Надежное функционирование и воспроизводство хозяйства страны, даже только того, что есть, требует эффективной системы государственного управления по вертикали и горизонтали, жесткая централизация оскудевших бюджетных средств, консолидации общества на базе решения конкретных задач. Государственное управление должно обеспечить функционирование хозяйственного механизма; развитие социальной, экологической и других сфер, где применение рыночных отношений нецелесообразно и неэффективно; укрепление российской государственности и позиции страны в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В процессе теоретического и методологического исследования были получены следующие результаты, сделаны выводы. Управление государственной собственностью – это совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за федеральными государственными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Управление данной формой собственности охватывает лишь управлением её использованием. Это важный момент в управлении собственностью. Проблема управления государственной собственностью является одной из самых насущных в условиях переходной экономики. Эта проблема особенно актуальна в сложившейся ситуации, когда налицо кризис бюджета и дефицит финансовых ресурсов. В этой связи повышение эффективности управления объектами государственной собственности может стать одним из способов снижения дефицита бюджета и повышения платежеспособности страны. Государственная форма собственности характеризуется тем, что субъектами - распорядителями ее являются органы государственной власти, а объектами собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания и сооружения, материальные ресурсы, финансы, информация, культурные и духовные ценности. Характерными особенностями системы управления государственной собственностью является территориальная распределенность объектов и существенные нормативно-правовые ограничения на выбор управленческих решений. Для решения задач, стоящих перед системой управления государственной собственностью необходимо, чтобы ее функционирование осуществлялось на основе принципов системности, учета внешней среды, иерархии целей, итерационности процесса обоснования, эффективности использования ресурсов, приоритета долгосрочных целей, скользящего планирования. Исходя из этих принципов, можно сформулировать основные положения, которые необходимо учитывать при решении проблем реформы управления государственной собственностью:

Информация о работе Теоретические аспекты управления государственной собственностью