Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:16, курсовая работа
Целью работы является изучение поведения персонала на примере дома сирот г.Осинники «Проталинка».
Объектом исследования в работе выступает персонал дома сирот г.Осинники «Проталинка», предметом исследования – поведение персонала дома сирот г.Осинники «Проталинка».
Задачи выполнения курсовой работы состоят в том, чтобы:
- охарактеризовать понятие и сущность поведения человека в организации;
- описать принципы управления поведением персонала;
- дать общую характеристику организации;
- дать характеристику управления поведением персонала;
n – сумма выборов, приходящихся на пять характеристик, получивших максимальное количество выборов;
m – сумма выборов,
приходящихся на пять
N – общее количество выборов, сделанных членами данной группы.
Группа с максимально возможным I спл – все участники выбирают одни и те же характеристики. Группа с минимально возможным I спл (полное отсутствие ценностно-ориентационного единства) – участники не отдают предпочтение ни одной из характеристик исходного набора.
Итоговый показатель групповой сплоченности определяется как полусумма показателей ЦОЕ, вычисленных по положительным и отрицательным характеристикам.
Рассчитаем данный показатель. (Были выбраны из пар предложенных положительных и отрицательных характеристик характеристики под №2,3,4,8,9 и №1,5,6,10,11(положительные), и №2,3,8,11,12 и №1,4,5,9,13 (отрицательные)).
N = 70 (14*5); n = 14; m = 7; (4)
ЦОЕ положительных характеристик = (14-7)/70*100 = 10%.
Т.е. участники опроса выбирали данные характеристики одинаковое число раз (суммы выборов, получивших максимальное и минимальное количество выборов не существенно отличаются), т.е. по существу, участники не отдают предпочтение ни одной из характеристик.
ЦОЕ отрицательных характеристик = (35-5)/70*100 = 42,85%.
Т.е. участники опроса наибольшее предпочтение отдавали первой паре отрицательных характеристик, что говорит о единстве ценностей - мнений о важности следующих отрицательных свойств в коллективе: Конфликтность в отношениях в группе, конфликтность между группировками (функциональными отделами), ссоры и взаимные обвинения в «тяжелые» для предприятия дни, тяжелое протекание адаптации новых работников в коллективе, неформальное «разделение» группы на «своих» и «чужих».
Итоговый показатель групповой сплоченности:
ЦОЕ = (10/2) + (42,85/2) = 26,43%
Таким образом, мы видим
тенденцию развития неблагоприятных
отношений в коллективе, особенно
в период критических ситуаций на
предприятии. Значимость указанных
отрицательных критериев в
На следующем этапе
В качестве исходного
«материала» для построения основных
стратегий поведения
Были проведены дополнительные исследования утверждения авторитета руководителей на предприятии методом опроса - определена оценка (по пяти бальной системе) качеств директора и заместителя директора по УВР.
Результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1 – Оценка руководителей подчиненными
Профессиональные качества |
Директор |
Заместитель директора по УВР |
Профессионализм |
5 |
5 |
Организационные качества |
5 |
5 |
Справедливость |
5 |
5 |
Самокритичность |
4,7 |
4,8 |
Умение работать с людьми |
4,8 |
4,8 |
Вежливость |
4,2 |
4,6 |
Гибкость |
4,0 |
4,7 |
Внимание к людям |
4,2 |
4,6 |
Следовательно, для начальника ПГР «человеческий фактор» имеет наибольшее значение.
Для определения эффективного стиля управления можно использовать соотношение по системе:
Эу=f(PПS), (5)
где П – подчиненный;
Р – руководитель;
S – ситуации.
Важно определить соответствие уровня потенциала группы тому стилю управления, который использует руководство предприятия.
Данные табл. 2 показывают ярко выраженные недостатки руководства (в лице директора) в плане построения взаимоотношений с коллективом. Одновременно имеются потенциальные возможности формирования благоприятных взаимоотношений между руководством и подчиненными (высокая степень взаимности интересов между директором и заместителем, а также большой опыт совместной работы, знание сильных и слабых сторон организации дает основания для таких выводов).
Таблица 2 – Определение соответствия уровня потенциала группы стилю руководства
Показатели |
Группа |
Директор |
Начальник ПГР |
Уровень образования |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Стаж совместной работы |
Менее 4-х лет |
Более 4 –х лет |
Более 4 –х лет |
Групповая сплоченность |
26,43% |
72,4% | |
Стиль поведения |
Преимущественно функциональные взаимоотношения |
Директивный по отношению к группе |
Демократический по отношению к группе |
Желание совершенствоваться |
Есть |
- |
Есть |
Желание внести свой вклад в развитие организации |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть желание совместной работы |
У 57,4% опрошенных |
Есть |
Есть |
Необходимо только наладить связи с коллективом путем изменения стиля поведения в зависимости от конкретной ситуации (в данной ситуации авторитарный стиль управления на партисипативный или соучаствующий), учета соответствия требований подчиненных к уровню управления и реальных методов руководства. Исследования показывают, что руководство предприятия не владеет способами определения соответствия стиля руководства уровню потенциала группы; не знает расстановку сил в неформальных организациях, не оценивает ситуацию на основе изучения и использования методик социально-психологической оценки климата в группе.
Результаты подтверждают, что менеджмент действует на основе собственного представления об эффективности управления организацией, не соизмеряя свои намерения с потребностями коллектива, и использует патерналистский подход – «работник должен быть сыт, обеспечен работой, остальное дело хозяина», что не совпадает с ожиданиями персонала.
Глава 3 Пути повышения эффективности управления поведением персонала дома сирот г.Осинники «Проталинка»
Проведенный анализ позволил сделать вывод, что в организации имеет место проблема использования социально-психологических методов управления персоналом. Менеджмент успешно реализует регуляторы мотивации и недостаточно использует мотиваторы.
Причина – незнание социально-психологических процессов, протекающих внутри коллектива.
Неблагоприятный психологический климат негативно отражается не только на социальном развитии коллектива (не в достаточной степени удовлетворяются потребности и интересы коллектива, увеличивается текучесть кадров, их нестабильность), но и на производственно – экономических результатах деятельности.
Неустойчивый характер взаимоотношений в коллективе может способствовать ухудшению качества выполняемых функций отдельными работниками предприятия.
Отдел кадров не может урегулировать данные проблемы, не имея необходимых для улучшения социально-психологического климата распоряжений (в результате отсутствия систематического изучения социально-психологических процессов руководством предприятия).
Поэтому могут быть предложены следующие мероприятия по совершенствованию социально-психологического климата в коллективе:
- разработка корпоративной стратегии управления персоналом, т.е. внедрение принципа открытости, искренности в общении и работе, единения целей организации и отдельных работников, коллективное решение проблем;
- разработка системы планирования и управления карьерой каждого сотрудника с целью повышения удовлетворенности специалистов условиями труда и роста результативности труда;
- внедрение методики комплексного изучения социально–психологической структуры коллектива, позволяющей определять важнейшие показатели эмоционального состояния коллектива: единство ценностных ориентаций, совместимость, степень групповой разобщенности и др. результативные показатели социально – психологического климата.
Использование вышеуказанных предложений позволит в первую очередь получить социальный эффект: повысить удовлетворенность работой; предоставить возможность сделать карьеру; повысить удовлетворенность отношениями с начальником и в группе, а, значит, и улучшить поведение персонала.
Заключение
Таким образом, анализ системы управления поведением в коллективе детского дома «Проталинка» показал высокую степень вероятности возникновения различных позиций поведения, приводящих к конфликтным ситуациям; столкновения интересов и мнений в коллективе. Низкий показатель групповой сплоченности, полученный в результате оценки психологического настроя в данном коллективе, подтвердил данный факт.
Анализ системы управления персоналом на предприятии, а также результаты опроса членов коллектива, показали недостаточное внимание руководства предприятия к решению таких проблем, как недоступность информации, отсутствие идентификации целей организации и отдельных работников; отсутствие системы карьерного роста; недостатки в дифференциации оценок достижений и заслуг работников.
Результаты оценки использования руководством социально-психологических методов работы с персоналом показали отсутствие применения методик, позволяющих определить соответствие стиля руководства уровню потенциала группы; незнание сформировавшейся ситуации (расстановку сил в неформальных организациях), не систематизированность изучения отношений в коллективе.
Данные недостатки требуют
кардинальной разработки способов и
методик совершенствования
Таким образом, изучение системы управления персоналом как основного фактора, воздействующего на СПК в коллективе, выявило ряд проблем, влияющих на эффективность системы. Среди них можно выделить:
1. Отсутствие декларируемой политики (стратегии) управления персоналом;
2. Проблемы управления карьерой;
3. Отсутствие данных и знаний о положении дел в системе СПДК (социально-производственной деятельности коллектива), т.е., - отсутствие информированности коллектива о положении дел и перспективах в деятельности предприятия.
4. Отсутствие знаний
и практики применения
В целях изменения
положения дел и
- разработать корпоративную политику управления персоналом ориентированную на социально-технический подход в управлении предприятием;
- разработать систему управления карьерой предприятия;
- разработать и использовать методику исследования и оценки социально-психологических процессов, протекающих в коллективе организации.
Список использованных источников
Информация о работе Теоретические аспекты управления поведением персонала