Теоретические аспекты управления риском

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ системы управления рисками в деятельности предприятия и выработка методов по их минимизации. Поставленная цель предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
-рассмотреть существующее понятие о рисках, причины его возникновения;
-исследовать рыночную деятельность предприятия;
-проанализировать деловую среду предприятия;
-выявить основные риски предприятия;
-предложить меры по минимизации рисков предприятия;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления риском 5
1.1.Понятие управления риском 5
1.2.Управление риском на предприятии 7
1.3.Страхование 12
Глава 2. Риски в деятельности Компании (на примере ОАО «Мегафон») 16
2.1. Общая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ деловой среды и рынка предприятия 19
2.3. Анализ предпринимательских рисков компании 20
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы управления рисками на предприятии. 26
3.1.Пути минимизации рисков предприятия на рынке 34
3.2.Совершенствование технологии управления риском с помощью создания программы целевых мероприятий по управлению риском 34
Заключение 36
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Arutyunyan_Gurgen_2013_kursach.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

В отличие от него Руководство по управлению риском - это документ, определяющий конкретные действия. В нем должны содержаться указания на то, каким образом будет решаться каждая конкретная задача управления риском, а также даны ответы на следующие вопросы: кто должен оценивать возможные потери, кто и как должен определять условия страхования, что делать, если произошло событие, приведшее к потерям, как ограничить убытки? В Руководство следует включить всю информацию, связанную с рисками.

Одна из наиболее существенных функций связана с выявлением риска, т.е. с разработкой и использованием методологии выявления и оценки уровня риска, приспособленной к условиям предприятия, а вторая — с планированием и осуществлением страхования. Управление портфелем страховых договоров для большой организации является достаточно трудоемкой работой, включающей в себя:

  • оценку необходимости страховых покрытий различных типов;
  • выбор страховщиков и страховых брокеров;
  • переговоры о размере страховых премий и страховых покрытий;
  • выработку формулировок договоров о страховании;
  • ведение дел, связанных с предъявлением исков;
  • ведение всех регистрационных записей по страхованию.

1.3.Страхование

 

Страхование было и остается наиболее популярным и доступным методом управления риском во всем мире. Страховые компании обладают значительным капиталом и являются вторыми по значению (после банков) институциональными инвесторами.

О масштабах современной страховой индустрии можно судить по следующим цифрам. В таких развитых странах мира, как США, Япония, Германия, ежегодный сбор страховых премий составляет 7—9% валового внутреннего продукта. В 1994 г. совокупный сбор страховой премии составил (в долларах США): по странам Европейского сообщества — 501 млрд, в США — 594 млрд, в Японии — 606 млрд. В России в 1998 г. было собрано 42 млрд руб. страховых взносов, в 1997 г. — 34,2 млрд (в ценах 1998 г.).

Виды страхования. Классификация видов страхования может быть основана на различных признаках, характеризующих страхуемые риски и условия их передачи.

В России, в соответствии с классификацией, принятой органами государственного страхового надзора, выделяют три основные группы или отрасли — личное, имущественное страхование и страхование гражданской ответственности.

Личное страхование, где в качестве объектов выступают жизнь, здоровье и трудоспособность человека, подразделяется на страхование жизни, страхование от несчастных случаев и медицинское страхование. Различные виды страхования жизни, такие, как страхование ренты, пенсий, страхование на случай обучения ребенка в высшем учебном заведении, называются накопительными, поскольку обеспечивают получение всей суммы взноса плюс накопленные проценты при наступлении установленного в договоре срока.

Имущественное страхование трактуется как отрасль страхования, в которой объектом защиты выступают различные виды имущества. Застрахованным может быть имущество, являющееся собственностью страхователя, а также находящееся в его владении, пользовании, распоряжении.

Страхование ответственности — отрасль страхования, где объектом защиты является гражданская ответственность страхователя (застрахованного) лица перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб по вине страхователя (застрахованного). Распространены следующие его виды: автогражданское страхование, страхование профессиональной ответственности врачей, нотариусов, таможенных перевозчиков, аудиторов и других профессий, страхование опасных производственных объектов.

Классификация видов  страхования, принятая в России, показана на рис.1.3.

Рис. 1.3. Классификация видов страхования в России



 

По способу вовлечения в страховые отношения страхование подразделяется на обязательное и добровольное. Инициатором обязательного страхования является государство, которое в форме закона обязывает юридических и физических лиц вносить средства для обеспечения общественных интересов. Инициатором добровольного страхования выступают хозяйствующие субъекты, физические и юридические лица.

Обязательная форма  страхования исключает выборочность отдельных объектов, присущую добровольной форме. Тем самым создается возможность за счет максимального охвата объектов страхования применять минимальные тарифные ставки, добиваться высокой финансовой устойчивости страховых операций.

Обязательным в России является медицинское страхование, страхование отдельных категорий  госслужащих (работников налоговых  органов, военных, и т.д.), страхование многих видов профессиональной ответственности, страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и другие виды, список которых постоянно увеличивается.

Добровольное страхование  в отличие от обязательного возникает только на основе добровольно заключаемого договора между страхователем и страховщиком. Часто при заключении такого договора между сторонами участвует посредник в виде страхового брокера (страхового агента). Для того чтобы начать деятельность по осуществлению какого-либо нового вида страхования, страховой компании достаточно самостоятельно разработать новые правила и условия и утвердить их в органе государственного страхового надзора. После утверждения новый вид страхования включается в уже существующую лицензию компании.

Добровольное страхование  является намного более гибким инструментом, чем обязательное страхование, позволяющим в максимальной степени учесть интересы страховщика и страхователя в каждом конкретном случае. Клиент, решивший заключить договор страхования, всегда стоит перед проблемой выбора оптимального соотношения между размерами страховой премии и страхового покрытия.

Различные методы страхования  подразделяются именно по способу распределения  ответственности за риск между сторонами. Различают две большие группы методов страхования: полное страхование, покрывающее весь конкретный риск, т.е. максимально возможный ущерб от выбранного класса страховых событий, и частичное страхование, которое ограничивает ответственность страховщика, оставляя часть риска страхователю. В практике используется термин «удержание риска» при определении доли риска, ответственность за которую несут страхователь или страховщик.

Частичное страхование  дешевле, чем полное. Существуют две большие группы методов частичного страхования: пропорциональное и непропорциональное.

 

Глава 2. Риски в деятельности Компании (на примере ОАО «Мегафон»)

2.1. Общая  характеристика предприятия

 

«МегаФон» - первый общероссийский оператор мобильной  связи стандарта GSM 900/1800. Лицензионное покрытие компании охватывает всю территорию Российской Федерации с населением 145 млн. человек.

 «МегаФон»  - одна из наиболее динамично  развивающихся сетей мобильной  связи. 

 «МегаФон»  строит свой бизнес, основываясь на принципах максимального удовлетворения потребностей абонентов, добросовестной конкуренции и информационной открытости.

 В сети  «МегаФон» используются передовые  технологии, открывающие абонентам  новые возможности общения и  работы с информацией. Уникальный для Российского телекоммуникационного рынка спектр услуг качественной мобильной связи адресован как массовому потребителю, так и корпоративным клиентам.

 ЗАО «Мобиком-Центр» - оператор сети «МегаФон» в  Центральном регионе. Оказывает  услуги мобильной связи в стандарте GSM 900/1800 на основании лицензии Министерства РФ по связи и информатизации А 019749 № 20377. Лицензия ЗАО «Мобиком-Центр» охватывает Белгородскую, Брянскую, Владимирскую. Воронежскую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Курскую. Липецкую. Нижегородскую. Орловскую, Рязанскую. Смоленскую, Тамбовскую. Тверскую. Тульскую и Ярославскую области. Владельцем 100% акций ЗАО «Мобиком-Центр» является ОАО «МегаФон»

 ОАО «МегаФон»  зарегистрировано 17 июня 1993 г. Комитетом  по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга за государственным регистрационным номером  АОЛ-5192. Внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 15 июля 2002 г. инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга за основным государственным регистрационным номером 1027809169585.

  ОАО «МегаФон», ранее носившее название ЗАО «Северо-Западный GSM», существует более 10 лет с даты его государственной регистрации и создано на неопределенный срок. Услуги сотовой связи общество начало предоставлять в 1995 году в Северо-западном регионе Российской Федерации.

  В августе 2001 года ОАО «Телекоминвест», Telia (Швеция), Sonera Holding В.У.(Нидерланды) и ООО «ЦТ-Мобайл» заключили соглашение об объединении компаний ЗАО «Северо-Западный GSM», ЗАО «Соник Дуо» и восьми других региональных сотовых операторов связи для создания национального сотового оператора под единой торговой маркой «МегаФон». Такое объединение было произведено в форме приобретения компанией ЗАО «Северо-Западный GSM» компаний указанных в таблице 2.1.

 ОАО «МегаФон»  видит свою миссию в том,  чтобы «объединить Россию, разрушая  барьеры и развивая коммуникации, чтобы стать очевидным выбором  каждого». Для того, чтобы остаться  доминирующей силой на рынке  и стать, по крайней мере, вторым оператором по доле рынка, стратегия «МегаФона» включает следующее:

1.  Развитие  целевого подхода в маркетинге  и продажах, который основан на  потребностях абонентов, а не  на технологических возможностях  оператора; 

2. Предоставление  клиентам обслуживания высочайшего в российской телекоммуникационной отрасли уровня, достижение тем самым обоснованной лояльности абонентов;

3.  Достижение  общенационального признания благодаря  сбалансированной тарифной политике  в сочетании с качеством и  разнообразием услуг, а также уникальными преимуществами первой общероссийской сети мобильной связи.

4.  Создание  крупнейшей в стране сотовой  сети, совпадающей с границами  Российской Федерации, с очевидными  преимуществами для абонентов. 

  Данная информация в соответствии с ч.2 п. 3.2.6. Приложения № 11 к Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР № 05-5/пз-н от 16 марта 2005 года, указана в п. 3.2.10 настоящего отчета.

  Преобладающей и имеющей приоритетное значение хозяйственной деятельностью для ОАО «МегаФон» является оказание услуг связи. Доля доходов от такой основной хозяйственной деятельности и доля этих доходов в общих доходах за 2005 и 2006 г. составляет 100 %. в таблице 2.2 приведена динамика изменения доходов Компании за вышеупомянутые периоды.

 Таблица 2.1.  Динамика выручки  от реализации услуг.

Наименование показателя 

2005 г.

2006 г.

Объем выручки от оказания услуг, тыс. руб.  

8 111 090

9 704 088

Изменение выручки в  % 

14%

20%


 

Из таблицы  видно, что в течение 2000-2005 гг. и  2006 года наблюдается стабильный рост доходов ОАО "МегаФон", что связано с увеличением числа абонентов. Объем выручки от оказания услуг в 2005 г. составил 8111090 тыс. руб., а в 2006 г.- 9 704 088 тыс. руб.. Это привело к изменению выручки в 2005 г. на 14%, а в 2006 г. –на 20% .ОАО «МегаФон» ведет свою основную хозяйственную деятельность только на территории Российской Федерации.

 Организационная  структура предприятия.   Управление  предприятием осуществлялся на  базе его организационной структуры, определяемой руководителем самостоятельно. Организционно-производственная структура ЗАО «Мобиком Центр» представлена на рис.2.1. Здесь учитываются такие моменты: решение одних и тех же вопросов и задач не находится в ведении разных подразделений; эффективно решаемые вопросы одного отдела (подразделения) не возлагаются на другое. Это в свою очередь обеспечивает независимое положение каждого отдела по отношению к другим. В каждом отделе есть свой руководитель (заведующий отделом) на которого возлагаются определенные обязанности в руководстве отделом. Заведующий отделом обеспечивает подготовку материалов к публикации по соответствующим направлениям работы.

 Анализ организационной  структуры показал, что все  отделы подчиняются заместителю  директора, что приводит к неэффективному распределению функций управления. Так как большая информационная и управленческая нагрузка приходится на зам. директора. На наш взгляд это говорит о неэффективной организационной структуре управления организацией.

 Такая организационная структура управления организацией обеспечивает форму разделения и кооперации управленческой деятельности, т.к. между  участниками управленческого эффективно распределяются задачи и функции  управления, права и ответственность за их выполнение.

2.2. Анализ  деловой среды и рынка предприятия

 

 ОАО «МегаФон» предлагает потребителям услуги сотовой радиотелефонной связи. Основной услугой является передача голоса и услуги междугородной и международной связи. Также ОАО «МегаФон» предлагает широкий спектр дополнительных услуг, основанных на самых передовых телекоммуникационных технологиях. Наиболее доходными из дополнительных услуг являются обмен короткими сообщениями (SMS), информационно-справочные и развлекательные услуги, предоставляемые как по голосовым каналам, так и с использованием технологий передачи данных. Таким образом, ОАО «МегаФон» имеет стабильный источник дополнительных доходов. Наиболее перспективными ,в данный момент Производственно-экономические  показатели  деятельности   приведены в таблице.2.2

Информация о работе Теоретические аспекты управления риском