Теоретические аспекты управления риском

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ системы управления рисками в деятельности предприятия и выработка методов по их минимизации. Поставленная цель предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
-рассмотреть существующее понятие о рисках, причины его возникновения;
-исследовать рыночную деятельность предприятия;
-проанализировать деловую среду предприятия;
-выявить основные риски предприятия;
-предложить меры по минимизации рисков предприятия;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления риском 5
1.1.Понятие управления риском 5
1.2.Управление риском на предприятии 7
1.3.Страхование 12
Глава 2. Риски в деятельности Компании (на примере ОАО «Мегафон») 16
2.1. Общая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ деловой среды и рынка предприятия 19
2.3. Анализ предпринимательских рисков компании 20
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы управления рисками на предприятии. 26
3.1.Пути минимизации рисков предприятия на рынке 34
3.2.Совершенствование технологии управления риском с помощью создания программы целевых мероприятий по управлению риском 34
Заключение 36
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Arutyunyan_Gurgen_2013_kursach.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

 Таблица  2.2.  Производственно-экономические  показатели деятельности предприятия

Показатели 

2005

2006 

Изменения

Темп роста %

Объем производства услуг  

27500

30360

2860

9

подключения 

22000

24288

2288

9

продажа 

530000 

607200

77200

8,7

Численность рабочих, чел. 

40

50

8

8,6

Фонд заработной платы рабочих, тыс.руб. 

463200

543600

80400

8,5


 

2.3. Анализ предпринимательских рисков компании

Характер рисков в работе компании их динамика.  Как  и в работе любого предприятия, в  работе ЗАО «Мобиком Центр» присутствуют риски. Одни из них могут быть прогнозируемыми, другие частично непрогнозируемыми, но все они в той или иной мере оказывают влияние на работу предприятия. Для данного предприятия характерна подверженность следующим видам риска.

Риск конкуренции.  Российский рынок мобильной связи  характеризуется высокой концентрацией. По данным компании АС&М Consulting на 31 декабря 2006 г. число пользователей сотовой связи достигло 152 млн., увеличившись на 2.7 млн. с ноября 2006 г. и на 25.9 млн. с декабря 2005 г.; показатель проникновения вырос до 103% (рост 1% по сравнению с ноябрем 2006 г, и 20% - с декабрем 2005 г.). На 31 декабря 2006 г. в Москве и Петербурге на 100 жителей приходилось по 156 и 139 SIM-карт, соответственно.

 Три ведущих  оператора мобильной связи - ОАО  «МТС», ОАО «ВымпелКом» и ОАО  «МегаФон» совместно обслуживают  85,9% общего количества абонентов  в стране. Как показано таблице 2.9, на 31 декабря 2006 г. доля МТС на совокупном российском рынке составляет 33,7%, доля ВымпелКома - 31,7% и доля МегаФона - 19,5%. Оставшиеся 15,1% делят между собой различные региональные операторы.

Основными конкурентами Общества являются ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом» и некоторые региональные операторы.

 Риск снижение  объема реализации в результате  падения спроса иди потребности  на бренд (риск невостребованности). Данный риск существует из-за  отклонений от нормальных условий  в двух отраслях: производящей и реализующей продукцию, т.е. является разноотраслевым.В данном случае в деятельности компании присутствует риск реализующей продукцию.На возможность возникновения такого риска влияют внешнеэкономическая ситуация, информационная база, научно-технический уровень.

 Риск потери  качества товара, т.е. связи, а  именно на стадии развития  качества связи, что приводит  к снижению цены на него. К  причинам такого риска можно  отнести некачественную установку  вышек.

Риск повышение  издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин отчислений, что приводит к снижению прибыли фирмы.

 В особую  группу можно выделить имущественные  риски - вероятность повреждения,  уничтожения, потери как основных, так и оборотных средств принадлежащих предприятию, вследствие чего предприятие несет материальные и денежные потери, а также возникает потребность в восстановлении или приобретении нового имущества. Основными причинами возникновения имущественного риска являются:

-   риск, связанный  с потерей имущества в результате  стихийных бедствий (пожары и  т.п.);

-   риск, связанный  с потерей имущества в результате  кражи (хищения имущества третьими  лицами);

-   повреждение  или уничтожение имущества в  результате аварии отопительной, электрической, канализационной сетей;

-        утрата или уничтожение имущества  во время рабочего процесса  в компании основана на договорах,  своевременное исполнение которых  партнерами и контрагентами является  одним из важнейших условий  устойчивости и прогнозируемой работы предприятия. Поэтому риски, связанные с неисполнением хозяйственных договоров можно выделить в отдельную группу.

Отраслевые  риски. Влияние возможного ухудшения ситуации в отрасли Эмитента на его деятельность и исполнение обязательств по ценным бумагам.

 В последние  несколько лет отрасль сотовой  связи является одной из наиболее  динамично развивающихся отраслей  российской экономики. Ухудшения  ситуации в данной отрасли  в России в обозримом будущем  не предвидится. Если в конце 2004 года общее число абонентов составляло 74,35 миллиона, то на конец 3 квартала 2006 года, общее количество достигло 147 миллионов (по данным консалтингового агентства ACM-Consulting). Это обеспечило России первое место в Восточной Европе по показателю «абсолютное число абонентов сотовой связи». На 30.09.2006 г. уровень проникновения достиг 101%, при этом 99 процентов всех абонентов пользовались связью стандарта GSM.

 Надо отметить, что влияние этого фактора  на деятельность Эмитента снижается  за счет того, что ОАО «МегаФон» является одним из трех крупнейших операторов сотовой связи на российском рынке и постепенно увеличивает свою долю рынка, кроме того, в настоящее время ОАО «МегаФон» - «федеральный» оператор сотовой связи, обладающий лицензиями на предоставление услуг связи в стандарте GSM на всей территории России. На 30.09.2006 года абонентская база абонентов ОАО «МегаФон» составила 28 187 580 (включая Таджикистан).

Риски, связанные  с изменением процентных ставок. Телекоммуникационная отрасль относится к числу капиталоемких отраслей народного хозяйства. Чтобы продолжать свое развитие, ОАО «Мегафон» необходимо производить существенные капитальные вложения, строить и развивать свои телекоммуникационные сети. Сохранение и укрепление позиций ОАО «МегаФон» на телекоммуникационном рынке потребует значительных дополнительных инвестиционных расходов. Чтобы удовлетворить свои инвестиционные потребности, ОАО «МегаФон» требуется привлечение дополнительного финансирования. Рост процентных ставок на рынке может привести к тому, что ОАО «МегаФон» будет вынужден привлекать более дорогие средства для финансирования своей инвестиционной программы и текущей деятельности.

 Если Компания  не сможет получить достаточных  средств на коммерчески выгодных  условиях, она, возможно, будет вынуждена существенно сократить расходы на развитие своих телекоммуникационных сетей, что может отрицательно повлиять на ее долю рынка и операционные результаты.

 В тоже  время увеличение процентных  ставок снизит стоимость обслуживания  в реальном выражении уже существующих займов, ставки по которым фиксированы. Хеджирование рисков ОАО «МегаФон» не производится.

Риски, связанные  с условиями кредитных договоров. Некоторые договоры ОАО «МегаФон» и его дочерних компаний с банками-кредиторами и экспортными агентствами содержат дополнительные обязательства финансового и нефинансового характера, в случае невыполнения которых кредиторы могут потребовать досрочного погашения кредитов и займов, что может негативно сказаться на позиции держателей Облигаций. В прошлом Компания иногда нарушала некоторые из требований кредитных договоров. В таких случаях Компания получала освобождение от соблюдения таких требований. На текущий момент Компания не нарушила ни одного из таких обязательств. Руководство Компании считает, что риск несоблюдения данных обязательств в будущем маловероятен.

Правовые риски. Основные правовые риски в настоящее время связаны с неопределенностью особенностей правового регулирования отдельных видов услуг и условий хозяйственной деятельности отрасли связи со вступлением в силу с 01 января 2004 года Федерального закона от 07 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи». В связи с принятием данного закона принято около 30 нормативные правовых актов, регулирующих различные сферы деятельности в сфере оказания услуг связи. Однако некоторые положения данных нормативных правовых актов не применяются в связи с тем, что они содержат бланкетные нормы, а нормативные правовые акты, к которым содержаться отсылки, не разработаны и не приняты.

 ОАО «МегаФон»  осуществляет основную деятельность в качестве оператора сотовой связи, при этом ОАО «МегаФон» не осуществляет экспорт товаров, работ и услуг. В связи с этим правовые риски, связанные с деятельностью ОАО «МегаФон», описываются только для внутреннего рынка. В целом, риски, связанные с деятельностью ОАО «МегаФон», характерны для большей части субъектов предпринимательской деятельности, работающих на территории Российской Федерации, и могут рассматриваться как общестрановые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Предложения по совершенствованию системы управления рисками на предприятии.

3.1.Пути  минимизации рисков предприятия  на рынке

 

Влияние рисков сказывается  на всех сторонах работы Компании, ухудшая  его финансовое положение, производственные, сбытовые возможности, способность  отвечать по своим обязательствам и другие аспекты.

  Из всего вышеперечисленного видна актуальность и необходимость наличия на предприятии эффективной системы управления риском и мониторинга среды. Проект организации системы управления риском Компании ОАО «Мегафон» предусматривает выделение в системе управления предприятием отдельного структурного подразделения – отдела по управлению риском и мониторингу среды..

  Необходимо чтобы отдел управления риском включал в себя следующие задачи: мониторинга среды предприятия и среды его функционирования, анализа рисков, планирования антирисковых мероприятий и управления в кризисных ситуациях, которые задействованы в процессе управления риском и связаны информационными потоками. Однако руководству предприятия должна принадлежать ключевая роль в решений проблем управления риском.

Отдел управления риском должен, в обязательном порядке, принять на вооружение специальную  программу целевых мероприятий  по управлению риском (далее ПЦМ). Разработка такой программы на уровне предприятия должна обеспечивать управление рисками, при котором основным элементам структуры и деятельности фирмы гарантируется высокая устойчивость и защищенность от рисков.

 Любое предприятие,  заинтересованное в снижении  возможных потерь, связанных с  риском, должно решить для себя несколько проблем:

-   оценить  возможные убытки, связанные с  рисками; 

-   принять  решение о том, оставляет ли  она у себя определенные риски,  т.е. несет ли свою ответственность  по ним сами, отказывается от  них или передает часть или всю ответственность по ним другим субъектам;

-   по тем  рискам или той части рисков, которые она оставит у себя, фирма должна разработать программу  управления ими, основной целью  которой является снижение возможных  потерь.

 Решение  этих задач возможно на основе разработки специальной программы целевых мероприятий по управлению риском (далее ПЦМ) на уровне предприятия. Разработка ПЦМ должна включать две стадии предварительную и основную.

  На предварительной стадии должно быть ознакомление с той справочной и текущей конкретной информацией, которая позволяет принять решение. предшествующее основной стадии разработки ПЦМ, и возможность приступить к непосредственной разработке программы.

 Основная  стадия представляет собой собственно  разработку программы управления рисками, внедрение и реализация, которой будут способствовать уменьшению возможного ущерба для предприятия. Для обоснованного принятия решений по управлению рисками, должна иметься всю необходимая для этого информация. Эта информация должна быть, по возможности, сосредоточена в одном источнике. Работа на каждом из этапов должна вестись с использованием справочной информации, связанной с предварительной и основной стадиями разработки ПЦМ. Таким образом, изучение разработки ПЦМ будем осуществлять в три стадии: разработка предварительных процедур, разработка комплекса превентивных мероприятий и, наконец, описание справочной информации по обоим этапам разработки ПЦМ.

  Целью разработки любой ПЦМ является обеспечение успешного функционирования предприятия в условиях риска. Эта цель может быть достигнута за счет решения следующих основных задач:

-   выявления  возможных рисков;

-   снижения  финансовых потерь, связанных с  рисками. 

 Эта главная  цель и основные задачи могут  быть конкретизированы с любой степенью глубины решения задачи разработки ПЦМ. Так, решение задачи снижения финансовых потерь, связанных с экономическим риском, может осуществляться, например, следующим образом: устранением существующего риска, предотвращением возможного риска, непосредственным предотвращением возможного ущерба, опосредованным предотвращением возможного ущерба (через управление факторами риска), компенсацией уже возникшего ущерба.

 При анализе  такой программы должны быть  уточнены перечень, а также 

-Содержание целей и задач пересмотра ПЦМ.

-Принципы управления  рисками, учитываемые в программе. 

-реализация  поставленных целей и задач  управления рисками требует уточнения  и выбора тех основных принципов  управления рисками фирмы, которые  будут учитываться им при разработке ПЦМ. Принципы, которыми нужно  руководствоваться при разработке и внедрении ПЦМ, в первую очередь определяются стратегией предприятия.

Информация о работе Теоретические аспекты управления риском