Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:10, курсовая работа
Цель работы - характеристика государственной политики в сфере здравоохранения и меры по совершенствованию здравоохранения в России.
В соответствии с поставленной целью в работе следует решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы государственной политики в сфере здравоохранения;
- проанализировать нормативно законодательную базу социально государственной политики в сфере здравоохранения;
- охарактеризовать деятельность органов государственной власти в сфере здравоохранения;
- меры по совершенствованию нормативной базы в области здравоохранения;
- меры по организационным мероприятиям по совершенствованию социальных мер в области здравоохранения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Серьезные институциональные преобразования, происходящие в отечественной системе здравоохранения в последние годы, направлены на повышение качества медицинских услуг при реализации программы государственных гарантий, на переход к одноканальной модели финансирования медицинской помощи, на внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, в деятельность социально ориентированных организаций, оказывающих общественно значимые услуги, и др. Практическая реализация вышеперечисленных нововведений требует пересмотра концепции развития государственного регулирования в сфере здравоохранения, приоритетные направления которого соответствуют лучшей мировой практике. Сохранение здоровья нации является стратегическим ориентиром государственного регулирования в сфере здравоохранения, определяющим целевые установки государственной (муниципальной) политики.
Сегодня в России сфера здравоохранения регулируется, с одной стороны, государством, с другой стороны, посредствам рыночного саморегулирования. Несмотря на то, что традиции государственного регулирования исторически сложились еще в социалистический период развития нашей станы, оно носит фрагментарный и бессистемный характер. Об этом свидетельствует набор регуляторов, с помощью которых осуществляется вмешательство государства в деятельность институциональных единиц сферы здравоохранения. И в первую очередь, речь идет о негосударственном секторе здравоохранения, который, динамично развиваясь, составляет достойную конкуренцию государственным (муниципальным) учреждениям, тем не менее остается практически нерегулируемым. По отношению к нему в основном применяются ограничительные меры, например, административные барьеры для участия в реализации программ обязательного медицинского страхования (Далее – ОМС). Кроме того, в данном секторе вполне очевидно отсутствие четких границ между рыночным саморегулированием и государственным регулированием.
Актуальность темы данной работы объясняется тем, что существующий на данный момент опыт государственного регулирования сложно назвать успешным, ориентированным на результат. В связи с этим первоочередным является решение таких проблем, как формирование механизма государственного регулирования в сфере услуг здравоохранения, установление границ государственного вмешательства в деятельность медицинских организаций государственного и негосударственного секторов здравоохранения, поиск оптимального сочетания государственного регулирования и рыночного саморегулирования в данной общественно значимой сфере для формирования благоприятной институциональной среды.
Разносторонность проблем государственного регулирования деятельности медицинских организаций с учетом социальной значимости результатов, получаемых в процессе оказания государственных (муниципальных) услуг, нуждается в проведении дополнительных теоретических исследований и предложении мер по их совершенствованию.
Объектом работы выступает государственная политика в сфере здравоохранения.
Предметом - меры, направленные на совершенствование системы здравоохранения.
Цель работы - характеристика государственной политики в сфере здравоохранения и меры по совершенствованию здравоохранения в России.
В соответствии с поставленной целью в работе следует решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы государственной политики в сфере здравоохранения;
- проанализировать нормативно законодательную базу социально государственной политики в сфере здравоохранения;
- охарактеризовать деятельность органов государственной власти в сфере здравоохранения;
- меры по совершенствованию нормативной базы в области здравоохранения;
- меры по организационным мероприятиям по совершенствованию социальных мер в области здравоохранения.
1.1. Теоретические
основы государственной
Основной идеей концептуального развития отечественного здравоохранения является создание системы, обладающей социальной ответственностью перед населением страны при реализации программ государственных гарантий и предоставляющей медицинские услуги, объемы, виды и качество которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения страны. Достижение целей государственной политики в сфере здравоохранения в обозримой перспективе возможно только посредством формирования эффективного механизма государственного регулирования деятельности субъектов ее институциональной структуры1.
Непосредственно механизм государственной политики включает нормативное регулирование путем установления общих правил, контроль за исполнением правовых норм, охрану государством законных интересов хозяйствующих субъектов, государственные контракты (договоры), регистрацию, лицензирование и др.2
Теоретически понятие «государственная экономическая политика» шире понятия «государственное регулирование национальной экономики» (Далее - ГРНЭ), так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Сегодня сложно обойтись без вмешательства государства в экономические процессы. Дискуссионными являются границы государственного вмешательства. Термины «государственная экономическая политика» и «государственное регулирование национальной экономики» схожи.
Определившись с понятием «государственная политика», перейдем непосредственно к государственной политики в сфере здравоохранения. Для начала выясним, что сегодня принято понимать под здравоохранением.
Согласно Приказу Росстата от 22 ноября 2010 г. № 409 «здравоохранение - система охраны здоровья граждан в стране. В нее включаются организации, учреждения, предприятия, ассоциации, научные общества, специалисты и другие хозяйственные субъекты, вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Их деятельность должна быть связана с производством, обеспечением, контролем качества, реализацией лекарственных средств, медицинской техники, медицинских услуг, проведением работ по предупреждению заболеваний, организаций и управлением процессами и финансами в сфере охраны здоровья граждан».
Под сферой здравоохранения понимается институциональные единицы (сектор государственного управления, представленный органами исполнительной власти и медицинскими организациями различных организационно-правовых форм), осуществляющие социально-экономические мероприятия по охране здоровья граждан и оказывающие социально значимые медицинские услуги3.
Государственная политика в сфере здравоохранения следует рассматривать комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекции процесса управления системой здравоохранения в условиях модернизации.
Дополнительным аргументом в пользу того, что государственную политику следует рассматривать как одну из составных частей государственного управления, является характер отношений собственности на имущество, которое является объектом управления.
Медицинскими организациями государственного сектора здравоохранения (государственные учреждения здравоохранения, территориальные учреждения здравоохранения (республиканские, краевые, областные учреждения (организации)), муниципальные учреждения здравоохранения) владелец имущества (государство) непосредственно управляет ими и распоряжается в полной мере.
В деятельности медицинских организаций негосударственного сектора здравоохранения государство участвует опосредованно, то есть посредством определенных элементов механизма регулирования основных направлений их деятельности, что, по сути, является ограниченным (внешним) управлением.
Регулирующими органами в сфере здравоохранения являются органы государственной власти РФ (Министерство здравоохранения РФ), органы власти субъекта РФ (Министерства здравоохранения субъектов РФ), муниципальные органы власти (Управления здравоохранения при администрациях муниципалитетов), принимающие участие в разработке и реализации государственной политики по данному социально значимому направлению. Речь идет об исполнительных органах власти, осуществляющих практическую работу по регулированию и стратегическому планированию деятельности институциональных единиц сферы здравоохранения4.
Законодательные органы власти РФ, представленные Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания, обеспечивают правовую основу государственного регулирования, рассматривают и утверждают федеральный бюджет.
Непосредственно Министерство здравоохранения РФ осуществляет правовое регулирование по таким направлениям, как организация медицинской профилактики, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы); внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; обязательное медицинское страхование; фармацевтическая деятельность; обращение лекарственных средств для медицинского применения; качество, эффективность и безопасность лекарственных средств; обращение медицинских изделий; курортное дело и предоставление услуг в области курортного дела; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; медико-санитарное обеспечение работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда; медико-биологическая оценка воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы; проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз и др.
Роль Министерства здравоохранения в регулировании системы оказания медицинской помощи в нашей стране сложно переоценить, поскольку его деятельность охватывает все стратегические направления развития социальной сферы. Сложность заключается в том, что не до конца используются возможности механизма государственного регулирования - инструменты, методы, стимулы, поощрения, запреты и т.д.
Сегодня можно с уверенностью говорить о возрастающей роли Министерства здравоохранения РФ как основного регулирующего органа, осуществляющего нормативное правовое обеспечение деятельности институциональных единиц сферы здравоохранения, стандартизацию, аккредитацию и лицензирование, распределяющего финансовые средства и определяющего конечные результаты деятельности медицинских организаций5.
Правовое регулирование в сфере здравоохранения предполагает, прежде всего, разработку и введение в действие законодательных и нормативных актов, а также определение правовых основ деятельности медицинских организаций государственного сектора (бюджетных, автономных и казенных)6.
1.2. Нормативно
законодательная база
Федеральное законодательство в сфере здравоохранения
Федеральный закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. (ред. от 25.06.2012) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Федеральный закон № 210-ФЗ от 27 июля 2010 г. (ред. от 28.07.2012)
«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
Федеральный закон № 8-ФЗ от 09 февраля 2009 г. (ред. от 07.06.2013)
«Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
Федеральный закон № 61-ФЗ от 12 апреля 2010 г. (ред. от 25.06.2012) «Об обращении лекарственных средств»
Федеральный закон № 3-ФЗ от 08 января 1998 г. (ред. от 01.03.2012)
«О наркотических средствах и психотропных веществах»
Федеральный закон № 99-ФЗ от 04 апреля 2011 г. (ред. от 04.03.2013)
«О лицензировании отдельных видов деятельности»
Федеральный закон № 15-ФЗ от 23 февраля 2013 г. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»
Федеральный закон № 157-ФЗ от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»
Федеральный закон № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Федеральный закон N 5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах»
Федеральный закон № 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. (ред. от 05.04.2013) «О персональных данных»
В ноябре 2011 года вступил в силу Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ.
Согласно ст. 1 он определяет
До сих пор продолжаются споры относительно того, насколько своевременны и полезны для российского общества те положения, которые нашли отражение в этом Законе.
Своевременность положений Закона
Многие нововведения Закона вводятся в действие не сразу, а поэтапно.
Информация о работе Теоретические основы государственной политики в сфере здравоохранения