Теоретические основы государственной политики в сфере здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - характеристика государственной политики в сфере здравоохранения и меры по совершенствованию здравоохранения в России.
В соответствии с поставленной целью в работе следует решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы государственной политики в сфере здравоохранения;
- проанализировать нормативно законодательную базу социально государственной политики в сфере здравоохранения;
- охарактеризовать деятельность органов государственной власти в сфере здравоохранения;
- меры по совершенствованию нормативной базы в области здравоохранения;
- меры по организационным мероприятиям по совершенствованию социальных мер в области здравоохранения.

Файлы: 1 файл

здравоохранение 2013г..doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

При этом ст. 101 для одних положений предусматривает конкретные даты вступления в силу, для других – устанавливает временные ограничения их действия.

Например, положения ч. 4 ст. 38 в части утверждения порядка государственной регистрации медицинских изделий применяются с 01.07.2012, тогда как положения чч. 5-8 ст. 34 относительно порядка финансирования специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи применяются до 01.012015. Ограничительный срок действия предусмотрен и для чч. 3-5 ст. 100, касающихся профессиональных образовательных программ осуществления медицинского и фармацевтического образования. Эти положения подлежат применению до дня вступления в силу федерального закона об образовании.

Согласно ч. 1 ст. 101 Закон «вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу».

В то же время согласно ч. 2 вышеуказанной статьи, гл. 1, в которой закреплены основные положения, а также ст. 4-9, ст. 10 (за исключением п. 4), ст. 11-13, посвященные основным принципам охраны здоровья, а также ряд иных статей Закона вступают в силу с 01.01.2012.

Получилось, что общие, основополагающие положения, а также нормы-принципы, на которых базируются все остальные правовые нормы, вступили в силу несколько позже, нежели остальные положения Закона, носящие более частный характер. Такое положение не вполне корректно с точки зрения юридической техники и противоречит самой логике введения в действие законодательного акта.

Трактовка положений и основных понятий Закона

Ряд положений Закона вызывает некоторые сомнения, в том числе и те, которые относятся к основным понятиям.

Например, согласно п. 2 ст. 2 под «здоровьем» понимается «состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».

В п. 17 этой же статьи содержится определение «состояния», под которым понимаются «изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и(или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи».

Что же следует понимать под состоянием физического, психического и, главным образом, социального благополучия и может ли это состояние (имеется в виду состояние социального благополучия) иметь место лишь при отсутствии какого-либо заболевания, а также расстройства функций органов и систем органов?

Очевидно, что состояние социального благополучия гражданина отчасти зависит от наличия либо отсутствия у него каких-либо заболеваний или расстройств функций органов. Однако сам термин «социальное благополучие», на наш взгляд, несколько шире7.

В связи с этим возникает вопрос о критериях оценки данного состояния, однако в Законе об этом ничего не сказано.

В ряде случаев в Законе встречаются весьма абстрактные формулировки, нуждающиеся в конкретизации. Как известно, чем менее законодательный акт конкретизирован, тем больше возможностей для его неоднозначного толкования и применения в ущерб интересам общества и его отдельных граждан.

Например, согласно п. 4 ч. 5 ст. 19 пациент имеет право «на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами». При этом в Законе ничего не сказано о том, что следует понимать под словом «доступные».

В результате оно может быть интерпретировано таким образом, что пациенту будут предлагать не те препараты, которые реально могут облегчить его страдания, а те, которые имеются в наличии.

На основании всего вышеизложенного определенно можно сделать вывод о том, что  Закон далеко не безукоризнен с точки зрения его антикоррупционности (особенно в части установления обременительных требований к гражданам, отсутствия четкой регламентации их прав, употребления неустоявшихся, двусмысленных терминов, а также категорий оценочного характера и т.п.).

Более того, с принятием и вступлением в силу этого законодательного акта российские граждане в целом оказались не только ущемленными в своих правах, но и незащищенными, особенно это касается российских матерей и детей. Многие правовые положения последнего не выдерживают критики с точки зрения общественной морали.

В связи с этим полагаем, что Закон нуждается в серьезной переработке, в том числе с привлечением представителей общественности, медицины и всех религиозных конфессий.

Следует признать, что это достаточно сложная задача, которая потребует максимальных усилий со стороны всех вовлеченных в этот процесс участников. Более того, полагаем, что для выработки единой позиции и принятия окончательного решения по этой проблеме может понадобиться достаточно большое количество времени. Вероятно, возникнет также необходимость внесения серьезных изменений и дополнений не только в вышеуказанный Закон, но и иные нормативные акты.

 

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

1. Довести объем производства отечественных лекарственных средств по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов до максимального уровня.

2. Разработать программу  по увеличению заработной платы медицинским работникам.

3. Совершенствовать систему  законодательства в сфере здравоохранения

1. Отсутствие отлаженной  системы по производству лекарственных  средств и доведения его до  максимального уровня.

2. Нехватка бюджетных средств на реализацию программы, долгосрочность реализации

3. Сложность во взаимопонимании законодателей, отрицание видимых проблем.

Слабые стороны

1. Преодоление сложностей  возможно за счет инвестиций  в отечественное фармакологическое  производство.

2. Преодоление сложностей возможно за счет создания специальных фондов, финансирующих сферу здравоохранения.

3. Преодоление проблем в области совершенствования законодательства в сфере здравоохранение возможно посредством взаимосвязи законодателя с аналитиками, выявление существующих проблем и меры по их устранению.

1. Существует большая вероятность прежней нехватки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

2. Вполне возможно, что реализация данной меры возможно при переаттестации, подобной в системе министерства внутренних дел, и без работы могут остаться десятки тысяч медицинских работников. С другой стороны, вполне возможно это позволит так же повысить качество оказания медицинской помощи.

3. Российскому законодательству во всех областях присущи недостатки и, к сожалению, в области здравоохранения их устранение не в преимуществе.


 

Подведем итоги: в системе здравоохранения государственная политика начала активно функционировать буквально в последние несколько лет, разрабатываются новые законы, не без недостатков само собой, но положительная динамика уже наметилась и, вероятно, реализация разработанных концепций до 2020 и 2025 года будут успешными.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Несмотря на мировой финансовый кризис, Россия сохраняет курс на повышение финансирования здравоохранения. В период с 2011 по  2012 год в бюджет за счет 2%-ного повышения тарифа на обязательное медицинское страхование поступит порядка 460 млрд. рублей. Эти средства будут инвестированы в модернизацию российского здравоохранения, которая  будет направлена на улучшение организации и повышение эффективности системы здравоохранения и в конечном итоге — на улучшение качества и доступности медицинской помощи8.

Инвестиции были распределены по трем направлениям:

- модернизация материально-технической базы лечебных учреждений (приобретение оборудования, капитальный ремонт и т.д.) — 300 млрд. рублей;

- информатизация: создание единой информационной базы, электронных медицинских карт — 24 млрд. рублей;

- обеспечение стандартов медицинской помощи, которые позволят установить единые стандарты лечения на территории всей России, что повысит качество и эффективность лечения;

- повышение доступности амбулаторной медицинской помощи — 136 млрд рублей.

КАЛЕНДАРЬ КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЙ

ИЮЛЬ — начало общественного обсуждения законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

СЕНТЯБРЬ — начало общественного обсуждения законопроекта «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами».

НОЯБРЬ — подписание закона «Об обязательном медицинском страховании». Министерством в 2010 году разработан законопроект «Об основах охраны здоровья граждан». Это основополагающий закон в сфере  здравоохранения, который определяет организацию работы системы здравоохранения и системы оказания медицинской помощи. Он направлен, в первую очередь, на конкретизацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь и закрепление гарантий и механизмов их реализации в современных условиях.

В 2013 году  работа велась в формате пилотного Министерства в рамках исполнения указов Президента России по обеспечению открытости, публичности и прозрачности деятельности Министерства здравоохранения РФ, а также по обеспечению эффективной обратной связи с общественными организациями, пациентскими сообществами, с тем, чтобы выявить результативность выполнения целей и задач.

В рамках этой работы Минздравом были выделены три приоритетных направления: медицинская профилактика на основе всеобщей диспансеризации населения, охрана материнства и детства, а также информатизация здравоохранения.

Заместитель Министра Татьяна Яковлева рассказала о приоритете всеобщей диспансеризации населения, которая проводилась с начала 2013 года. Важным инструментом в снижении смертности от хронических неинфекционных заболеваний, которые составляют 75% всех причин смертности, конечно, является проведение диспансеризации9.

Диспансеризация увеличивает темпы снижения смертности населения на 30%». В своем выступлении, заместитель министра отметила, что на 1 октября 2013 г. обследовано 10 млн. человек взрослого населения и 6,7 млн. детей.

Темпы прохождения диспансеризации различны в разных регионах, так как на это также влияет разъяснительная и информационная работа с населением: это и обзвоны, и подворовые обходы, и почта, и привлечение региональных СМИ.

Министр Михаил Абызов предложил создать индивидуализированные анкеты для каждого проходящего диспансеризацию. Это то, что существенно повысит возможность честной, открытой аналитики всех материалов и поможет организовать процесс на местах.

Директор Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Елена Байбарина рассказала о направлении охраны материнства и детства, где также основным направлением является профилактика. Ранняя диагностика выстроена по возрасту: диагностика состояния заболеваний плода, новорожденных и детей. Развивается относительно новый алгоритм дородовой диагностики, программа началась несколько лет назад, развивается неонатальный и аудилогический скрининг новорожденных,  а также проводим диспансеризацию детей. 25% детей полностью здоровы, 52% детей относятся к II группе здоровья, имеют некоторые функциональные отклонения, которые с лечением со временем пройдут10.

Минздравом особое внимание уделяется диспансеризации детей-сирот: в стационарных заведениях обследовано 96,9%, впервые началась диспансеризация детей в патронатных семьях и находящихся под опекой – почти 50 тысяч детей. Благодаря улучшению здоровья этих  детей и другому комплексу мер на 15% в этом году по сравнению с прошлым годом повысился прием детей в семьи.

Что касается снижения детской смертности, за 8 месяцев 2013 г. показатель составил 8,2 на тысячу родившихся, в 2012 году за аналогичный период этот показатель составил 8,7.

Минздравом проводится мониторинг всех случаев детской смертности до 18 лет, на основе которого мы вырабатываем тактику снижения предотвратимой смертности. Но эту работу нельзя провести без повышения квалификации: за 2013 год в 8 симуляционных центрах прошли обучение 1185 врачей.

Одним из ключевых направлений деятельности Министерства является информатизация здравоохранения. Важно, чтобы все регионы имели все условия для внедрения электронной медицинской карты. В настоящее время такая возможность обеспечена в 80 регионах11.

Также важен сервис электронной записи на прием к врачу независимо от места жительства: В настоящее время этой услугой воспользовались 36,7 млн. человек. Заместитель Министра отметил, что большое значение имеет мониторинг недостатков и проблем, с которыми сталкиваются пользователи сервиса, на основании которого оперативно принимаются соответствующие меры по их устранению. Кроме того, заместитель Министра напомнил о внедрении сервиса «Электронное рабочее место врача12.

Министр Михаил Абызов отметил, что все обозначенные приоритетные направлению имеют большую социальную значимость. Это сложная работа с очень амбициозными задачами, но важно, что мы все это реализуем в публичном формате с обратной связью, что помогает нам понять свои ошибки.

Таким образом, Министр здравоохранения РФ внесла весомый вклад в развитие здравоохранения в последние годы и делается по сей день. Министерством разрабатываются проекты федеральных программ по совершенствованию системы здравоохранения, открываются новые медицинские центры по проведению уникальных медицинских процедур, соразмерных мировому уровню. Хотелось бы надеяться на еще более положительную динамику, на возможность прохождения лечения всех категорий граждан с любым заболеванием в пределах нашей страны.

 

 

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ ПРОГРАММЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

 

3.1. Совершенствование нормативной базы в области здравоохранения

 

Анализ принятого Государственной Думой 1 ноября 2011 г., одобренного Советом Федерации 9 ноября 2011 г. и подписанного Президентом Российской Федерации 21 ноября 2011 г. Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ дает необходимые и достаточные основания для вывода о том, что этот Федеральный закон содержит в себе ряд существенных недостатков, не позволяющих надлежащим образом создать современную и эффективную систему российского здравоохранения, обеспечить надлежащую защиту прав пациентов и решить множество имеющихся в настоящее время в сфере здравоохранения в Российской Федерации значительных проблем. В настоящем заключении рассмотрены некоторые наиболее существенные недостатки данного Федерального закона, позволяющие сделать выводы о его общем неудовлетворительном качестве13.

Рассматриваемый Федеральный закон создает значительные препятствия для реализации положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Плана мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и ряда других документов, в которых сформулированы публичные интересы и приоритетные задачи в области демографического развития страны и охраны здоровья граждан и определены цели развития Российского государства и общества в этой сфере отношений.

Информация о работе Теоретические основы государственной политики в сфере здравоохранения