Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:04, реферат
«Переменная» составляющая структуры в стандарте поименована в следующем виде – «документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими (п.п. 4.2.1.d ИСО 9001:2008)». Как правило, к этим документам относятся различные планы, карты или схемы процессов, рабочие инструкции, отчетные формы, договора, нормативные документы, накладные и пр. Т.е. можно считать, что под эту «переменную» составляющую подпадает практически вся документация организации.
Структура документации системы
менеджмента качества, построенной
по стандарту ИСО 9001:2008 (ИСО 9001:2000), представляет
собой иерархическую систему
взаимосвязанных документов. Часть
этих документов в явном виде оговорена
в стандарте, другая часть подразумевается.
Поэтому структура системы
«Постоянная» составляющая структуры документации СМК:
— Политика в области качества;
— Цели в области качества;
— Руководство по качеству;
— Шесть обязательных процедур системы качества;
— Записи по качеству.
«Переменная» составляющая
структуры в стандарте
Некоторые рекомендации по
составлению структуры
Политика и цели в области качества. Политика в области качества это один из стратегических документов организации. В этом документе определяются основные принципы работы и развития ее системы управления в области качества. Как правило, политика в области качества представляет собой декларативный документ. Однако, каждая декларация, заявленная в политике, должна «раскладываться» на конкретные цели, планы и действия по реализации указанных деклараций. Отсюда появляется и прямая связь политики в области качества с целями в области качества.
Цели в области качества - это документ в котором организация устанавливает каких результатов в области качества она хочет достигнуть. Цели в области качества должны быть направлены на реализацию деклараций политики, но в отличие от политики, цели имеют конкретные показатели, которые можно измерить и достигнуть в ограниченные периоды времени.
Политику и цели в области качества обычно представляют отдельными документами. Либо можно цели в области качества включать в состав политики, но в этом случае политика в области качества будет иметь две части – открытую и закрытую. Открытая часть - это декларации, а закрытая часть – это конкретные и измеримые цели организации.
В соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2008 (ИСО 9001:2000) система качества организации должна быть документирована. Как правило, документирование системы качества осуществляется в процедурах системы качества. Минимальный состав процедур, который должен быть разработан в организации, в соответствии с требованиями стандарта, включает в себя руководство по качеству и шесть обязательных процедур.
Стандарт ИСО 9001:2008 (ИСО 9001:2000) требует от организации разработать и внедрить 6 обязательных процедур:
— управление документацией;
— управление записями о качестве;
— управление несоответствующей продукцией;
— проведение внутренних аудитов;
— проведение корректирующих мероприятий;
— проведение предупреждающих мероприятий.
Процедура управления документацией – предназначена для формализации документационного обеспечения организации. Данная процедура регламентирует вопросы создания, анализа и проверки документов до начала их официального использования в организации, актуализации и пересмотра документов уже используемых в организации, правила обозначения документов и идентификации каких-либо изменений в действующих документах. Кроме того, в процедуре управления документацией необходимо четко определить правила распространения документов в организации и правила изъятия, либо явной идентификации устаревшей документации. В процедуре обязательно необходимо отразить и порядок идентификации и обращения с документами внешнего происхождения, например, нормативными документами, стандартами, договорами заказчиков и пр.
Процедура управления записями о качестве – это процедура, которая регламентирует порядок обращения с документальными свидетельствами работы системы качества. Процедура управления записями о качестве должна содержать правила идентификации записей и средства управления записями (например, делать записи можно на бумаге, можно в электронной системе), порядок хранения, защиты и восстановления записей о качестве в случае их повреждения. Кроме того, необходимо определить сроки хранения и порядок изъятия и уничтожения записей о качестве.
Процедура управления несоответствующей продукцией – это процедура, которая определяет, кто и как должен действовать, если в ходе работы организации возникли несоответствия. Под несоответствующей продукцией в стандарте понимается не только продукция, но и услуги, и другие результаты работы.
Процедура проведения внутренних аудитов – в данной процедуре необходимо определить порядок организации внутренних аудитов, требования к аудиторам, методы, критерии, частоту и область применения аудитов. Также, необходимо определить состав документации, которая разрабатывается при проведении аудита и порядок обработки результатов аудита.
Процедура корректирующих действий – эта процедура должна регламентировать порядок проведения работ по устранению несоответствий связанных с продуктами (услугами) организации, процессами и системой качества. Порядок проведения корректирующих действий должен предусматривать анализ выявленных несоответствий, установление причин их возникновения, разработку действий по устранению несоответствий, запись результатов предпринятых действий и анализ результатов предпринятых действий.
Процедура предупреждающих действий – если процедура проведения корректирующих действий определяет, как должна действовать организация после возникновения несоответствий, то данная процедура должна определять действия для предотвращения возникновения несоответствий. В процедуре необходимо определить методы определения возможных несоответствий, порядок разработки действий по недопущению возникновения несоответствий, порядок ведения записей результатов предпринятых действий и анализ результатов выполнения предупреждающих действий.
Создавая систему менеджмента качества, устанавливают определенную организацию процессов работы. Начинать это необходимо с документов, определяющих организационные схемы, основные процессы, процедуры работы (в том числе процедуры взаимодействия).
К сожалению, за долгие годы управления качеством в России на основе обязательных стандартов сложилась практика «тройных стандартов»:
Проектировщик, разрабатывая
конструктивные решения, устанавливает
одни требования (с учетом низкого
качества работы исполнителя). Технический
отдел, при разработке организационно-
Специальной задачей руководства организации является исключение из практики работы «тройных стандартов». В документацию должны заноситься только те требования, которые определены при разработке конструктивного решения, процесса. Эти требования должны неукоснительно выполняться исполнителем работ и проводимые инспекции (аудиты) должны быть направлены на контроль за выполнением только записанных требований к качеству.
Цель разработки СМК: обеспечение документированной системы, позволяющей контролировать выполнение работ, оказание услуги, изготовление продукции.
Выгоды для организации:
Правила разработки документации:
При создании и поддержании в рабочем состоянии документов СМК руководствуются правилами:
Требования к документации представлены в виде схемы на рисунке 1.
При документировании системы
качества создается модель, которая
описывает деятельность организации
и при помощи которой можно
проверить эффективность
Рисунок 1 - Требования к документации системы качества
Соответствующая документация системы качества необходима для решения следующих важнейших задач:
Под документированием системы качества понимается обоснование и разработка документов системы качества по уровням:
1 уровень – руководство по качеству;
2 уровень – должностные инструкции персонала, положения о подразделениях, документированные процедуры;
3 уровень – технологическая и техническая документация организации (технологические карты, регламенты, инструкции и т. д.;
4 уровень:
4.1 – внешние документы;
4.2 – исполнительная документация предприятия
Основные задачи документирования:
- установление и нормирование требований к выполнению работ в системе качества;
- обеспечение идентификации прослеживаемости продукции и контрольно-измерительного оборудования;
Информация о работе Теоретические основы Системы менеджмента качества