Теоретические основы Системы менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:04, реферат

Описание работы

«Переменная» составляющая структуры в стандарте поименована в следующем виде – «документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими (п.п. 4.2.1.d ИСО 9001:2008)». Как правило, к этим документам относятся различные планы, карты или схемы процессов, рабочие инструкции, отчетные формы, договора, нормативные документы, накладные и пр. Т.е. можно считать, что под эту «переменную» составляющую подпадает практически вся документация организации.

Файлы: 1 файл

реферат система менеджмента Ротарь О.В. группы ЭД-10У.docx

— 64.50 Кб (Скачать файл)

- обеспечение проверяемости оценки качества продукции и системы качества;

- регистрация фактических данных о качестве продукции и состоянии системы качества в ходе ее функционирования и совершенствования;

- закрепление традиций и накопленного опыта по организации и проведению работ в системе качества.

Документация системы  качества:

    • комплект документов, необходимых для функционирования системы качества и обеспечения качества продукции;
    • любой материальный носитель в системе качества, содержащий информацию и реквизиты, позволяющие идентифицировать данную информацию.

Вся документация СМК должна находиться под управлением.

Документами 1-го уровня является Политика в области качества.

Политика в области качества ООО «СК Мост»

Основную цель – приобретение доверия потребителя и удовлетворение всех его требований, связанных с  реализацией определенного проекта, ООО «СК Мост» видит в достижении высокого качества предоставляемых  услуг.

Деятельность руководства  организации направлена на обеспечение  соответствия политики качества целям  организации.

Продолжение процветания  организации и увеличение прибыли  непосредственно связано с положительной  оценкой потребителем качества предоставляемых услуг.

Деятельность организации, направленная на достижение постоянного  повышения удовлетворенности потребителя, будет выражаться в следующем:

  • неуклонном выполнении сроков строительства в соответствии с требованиями Потребителей;
  • внедрении СМК в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001-2000;
  • повышении квалификации специалистов для профессионального решения производственных задач и эффективной работы СМК;
  • вовлечении в работу СМК каждого специалиста организации с использованием его опыта и квалификации.

Руководство организации  обязуется предпринимать все  необходимые действия для соответствия требованиям и постоянного повышения  результативности работы системы менеджмента качества.

Руководство организации  выделит необходимые ресурсы  для нормальной деятельности СМК, обеспечит  доведение политики качества до сведения персонала организации и полное понимание политики качества сотрудниками организации, будет производить  постоянный анализ деятельности СМК  на пригодность для определения  возможных путей постоянного  улучшения работы СМК.

Руководство организации  обязуется выполнять все законы, распоряжения и стандарты, существующие в отрасли и относящиеся к  области деятельности организации.

Руководство организации  создаст основы для постановки и  анализа целей в области качества.

Документами 2-го уровня являются стандарты предприятия (СТП) или документированные процедуры (ДП), методики, программы качества.

    • СТП (ДП) являются нормативными документами, утверждаются руководителем организации и применяются только в данной организации. Они определяют организационные связи и обязанности подразделений и исполнителей, порядок организации и выполнения работ по обеспечению качеством.
    • СТП (ДП) устанавливают кто, что и в какой последовательности должен делать для обеспечения качества СМР.

Стандарты (процедуры) необходимо разрабатывать на такой вид деятельности, в котором участвуют несколько  отделов, подразделений организации. Они не должны дублировать функциональные обязанности отдельных подразделений.

Документация процессов  включает в себя схемы, определяющие последовательность и взаимодействие производства продукции на каждом этапе для всех процессов управления и производства, представленные на рисунке 2. 

 

 

 

Рисунок 2 - Модель процесса инженерной подготовки (пример). 

 

Контроль за нумерацией схем и номером издания должен осуществляться так же, как и по отношению к остальным процедурам системы качества.

Записи (по качеству). Основой СМК служит накопление данных, которые включают в себя результаты инспекций и испытаний, жалоб со стороны заказчика (застройщика), протоколы по анализу проектов, анализу со стороны руководства и т. д.

Когда организация принимает  решение сохранить эти данные на какой-либо срок, они становятся записями по качеству и должны соответствовать  п. 4.2.4 ISO 9001.

Контроль за нумерацией и номером выпуска форм (бланков) должен осуществляться так же, как и за остальными документами системы качества.

Организация разработки и  введение в действие документов.

Обычно разработка каждого  документа ведется в три последовательно  выполняемые стадии:

- первая стадия – разработка проекта (первой редакции) документа и направление его на отзыв в соответствующие отделы;

- вторая стадия – обработка отзывов, разработка окончательной редакции документа, согласование его с заинтересованными отделами и утверждение полномочным должностным лицом;

- третья стадия – регистрация, издание и обеспечение пользователей.

Разработанному документу  присваивается определенный код (шифр), устанавливающий его структурную  принадлежность к документации системы  качества. В наиболее распространенном варианте кодирования код документа  включает: условное обозначение (индекс) документа, цифровой код вида документа, цифровой код элемента системы качества, порядковый номер документа и  год его утверждения.

Цель юридической защиты документов системы качества состоит  в сохранении интеллектуальной собственности  предприятия, так как все документы  системы качества, за исключением  Руководства, являются документами  внутреннего пользования, они не должны представляться сторонним организациям и лицам без соответствующего разрешения уполномоченного должностного лица.

Введение в действие утвержденного  документа осуществляется отделом-разработчиком. Каждый вводимый в действие документ сопровождается специальным листом, в котором указываются руководители отделов, на которых этим документом возлагаются определенные обязанности. Ввод документа в действие осуществляется на основе соответствующего распорядительного  документа.

Обеспечение пользователей  копиями документа осуществляет отдел-разработчик. При этом ведется  строгий учет выданных копий.

Ответственность за своевременное  и полное введение документа, а также  за ознакомление работников с его  содержанием несут руководители подразделений, на которые распространяется действие документа.

Контроль документов. Контроль правильности изложения и оформления документов осуществляет служба качества. Постоянную (текущую) проверку выполнения требований документа ведут отделы, в которых документ используется, периодическую проверку осуществляют при проведении аудитов системы качества.

Регулирование документов. Целью этой деятельности является предотвращение использования утративших силу или устаревших документов. В связи с этим особое внимание уделяется своевременному обновлению документов, т. е. внесению в них изменений и дополнений.

Основными факторами, определяющими  необходимость внесения в документ изменений и дополнений, могут  быть:

    • изменения в политике организации в области качества;
    • изменения условий выполнения регламентированной документом работы;
    • изменения требований к выполнению работы;
    • истечение срока действия одного или нескольких документов, с которыми связано выполнение работы;
    • результаты внутреннего или внешнего аудита системы качества;
    • решение руководства организации;
    • обоснованные предложения руководителей отделов, специалистов и исполнителей.

Изменения и дополнения в  документ вносит отдел-разработчик  документа. Целесообразно документ, в который внесено изменение  или дополнение, как-либо выделять, например, с помощью определенных цветовых, графических или буквенных  знаков. Допустим, на документ наклеивается красный ярлык, наличие которого свидетельствует о том, что это  – измененный документ и, следовательно, каждый его пользователь обязан с  ним ознакомиться. После ознакомления с документом всех его пользователей  ярлык снимается и с подписью снявшего его исполнителя отсылается в службу, которая контролирует поступление  этого ярлыка.

Лист регистрации изменений  и дополнений включается в состав каждого документа.

Для определения актуальности содержания документов системы качества и необходимости внесения в них соответствующих изменений проводится ежегодная редакция, что подтверждается отметкой на титульном листе документа каждого учтенного экземпляра. Ответственность за редакцию несет отдел, отвечающий за разработку и актуализацию документа.

При необходимости внесения в документ существенных, имеющих  принципиальный характер, изменений  производится его пересмотр, результатом  которого является полное обновление документа и новое его издание. Основанием для пересмотра могут  быть замечания по результатам внутреннего  аудита, предложения отделов организации. При пересмотре отменяется действующий  документ, а в новом указывается, какой документ он заменяет. Новому документу присваивается старый код с заменой двух последних  цифр года утверждения. Ответственность  за пересмотр документа несет  отдел, отвечающий за его разработку и обновление.

Для поддержания документов в рабочем состоянии проводится специальная проверка, по результатам которой оценивается состояние документа и составляется заявка на его замену с указанием причин негодности и отсутствия необходимого количества экземпляров. Вся действующая документация имеет гриф «Учтенный экземпляр». Использование просроченных документов не допускается. Документы, пришедшие в негодность, изымаются из обращения и уничтожаются. Негодными признаются документы, которыми невозможно пользоваться: загрязненные, порванные, неполные из-за утери отдельных листов. Ответственность за поддержание документов в рабочем состоянии несут его пользователи.

Отмена (аннулирование) документов производится:

    • при пересмотре документа;
    • выявлении необходимости соединения нескольких действующих документов в один или разделения одного документа на несколько с целью более полной детализации установленных требований;
    • существенных изменениях организационной структуры, технологии производства и т. п.;
    • изменении вида документа (например, перевод инструкции в стандарт предприятия или наоборот);
    • других обоснованных случаях.

Отмененный документ изымается  из обращения, и на учтенные экземпляры ставится штамп или пометка «Отменен»  за подписью лица, ответственного за контроль выполнения положений документа. Решение  об аннулировании документа или  об изменении срока его действия принимает лицо, утвердившее документ.

Учет документов. На каждый документ системы качества после его утверждения заводится карточка учета, в которой приводятся номер экземпляра копии, отдел, фамилия и подпись лица, получившего копию. Регистрация выдаваемых или рассылаемых пользователям документов производится в специальном журнале, в котором фиксируются: код и наименование документа, форма предоставления его пользователю, подпись пользователя, а также делаются отметки об отмене документа. В ряде случаев по письменной заявке пользователя ему предоставляется несколько учтенных экземпляров документа, на один из которых ставится гриф «Контрольный», а на остальные – «Рабочий».

При предоставлении документов системы качества сторонним организациям на них проставляется штамп или  делается надпись от руки «Для информации». Решение о предоставлении документов сторонним организациям принимает  руководитель службы качества или другое лицо, уполномоченное руководителем  организации.

Подлинники документов учитываются  в инвентарном журнале (отдельно по видам документов). На свободном  поле обложки каждого документа  указывается его инвентарный  номер. Все подлинники документов хранятся в службе качества, а копии –  в соответствующих подразделениях. Хранятся учтенные и неучтенные копии  документов в отделах отдельно, чтобы  исключить возможность несанкционированного или случайного использования утративших силу или устаревших документов.  
В каждом отделе организации ведется опись хранимых в нем документов.

Зарегистрированные данные о качестве хранятся в течение  заданного периода времени (эти  сроки устанавливаются в документах, определяющих необходимость хранения данных о качестве) таким образом, чтобы можно было их своевременно получить, когда проводится анализ, выявляющий тенденции изменения  показателей качества и уточняющий необходимость и эффективность  разработки и реализации корректирующих (предупреждающих) действий. Срок хранения документов должен соответствовать  времени службы продукции.

Даже устаревшие документы  и данные о качестве могут представлять собой большую ценность, например, для юридических целей и для  сохранения накопленных в организации  знаний.

Хранятся зарегистрированные данные о качестве в любой форме, например, на бумаге или в памяти ЭВМ.

Информация о работе Теоретические основы Системы менеджмента качества