Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 18:23, реферат
Все организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень реализации этих целей показывает, насколько эффективно действует организация, то есть насколько эффективно она использует находящиеся в ее распоряжении ресурсы. В основе любого управления лежит обратная связь, включающая те или иные способы измерения, сравнения. Показатель прибыли позволяет оценить эффективность работы организации в целом, складывающейся из эффективности использования всех организационных ресурсов, в том числе каждого сотрудника.
Теоретические основы системы оценки и мотивации персонала на базе KP. Оценка персонала.
Все организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень реализации этих целей показывает, насколько эффективно действует организация, то есть насколько эффективно она использует находящиеся в ее распоряжении ресурсы. В основе любого управления лежит обратная связь, включающая те или иные способы измерения, сравнения.
Показатель прибыли
позволяет оценить
Естественно, что сотрудники неодинаково выполняют свои производственные обязанности – в любой организации или подразделении есть свои лидеры, аутсайдеры и середняки. Однако чтобы провести эту дифференциацию, необходимо иметь единую систему оценки эффективности выполнения каждым сотрудником своих должностных функций.[3]
Регулярная и
систематическая оценка сотрудников
предоставляет руководству
Создать универсальную
систему оценки персонала, одинаково
подходящую для различных организаций
и отвечающую всем перечисленным
выше требованиям практически
На ведущих предприятиях
она стала действующей
Очень редко сотрудники добиваются одинаковых результатов при выполнении одних и тех же задач.
В связи с этим
естественен поиск наиболее справедливой
системы оплаты труда, при которой
особенно поощряются успехи и достижения.
Большинство сотрудников видят
в системе оценки их работы справедливое
и объективное признание
• Оценка деятельности (труда) – реальные содержание, количество, качество, интенсивность труда в сравнении с ожидаемыми и/или предусмотренными
• Оценка квалификации – реальные знания, навыки, умения по сравнению с требуемыми.
• Оценка личности – фактические личностные особенности работника по сравнению с требуемыми характеристиками поведения.
В ходе оценки работников руководство получает следующую информацию:
• «функционирование» (факт работы)
• уровень «функционирования (эффективность) • уровень квалификации
• особенности
поведения особенности личности
(в т.ч. мотивация, уровень
• индивидуальные компетенции
• индивидуальный потенциал[7]
Основные цели оценки персонала в компании:
* оптимизация организационной структуры;
* совершенствование
и изменение системы
* диагностика и
построение систем
* обоснованное, системное обучение персонала;
* формирование кадрового резерва;
* отбор кандидатов при приеме на работу;
* планирование карьеры сотрудников;
* контроль эффективности персонала.
Традиционно деятельность
сотрудников оценивают с
Увидеть целостную картину, получить наиболее точную и полную характеристику сотрудника позволяют технологии, объединяющие несколько методов оценки.[10]
Методы оценки, которые могут быть использованы параллельно.
-Интервьюирование
(собеседование) - беседа с работником
в режиме "вопрос-ответ" по
заранее составленной или
-Тестирование - определение
профессиональных знаний и
- Анкетирование - оценочная анкета представляет собой набор вопросов, на которые должен ответить сотрудник.
Специалист, проводящий оценку (оценщик), анализирует наличие или отсутствие указанных черт и отмечает подходящий вариант.
Описательный - оценщик
должен выявить и описать
Наблюдение - наблюдение за оцениваемым работником в неформальной обстановке (на отдыхе, в быту) или в рабочей обстановке методами моментных наблюдений и "фотографии рабочего дня". Оценщик фиксирует на шкале количество случаев, когда работник вел себя тем или иным образом. Метод трудоемкий и требует существенных материальных затрат.
Метод "360 градусов" - сотрудник оценивается своим руководителем, коллегами и подчиненными. Конкретные формы оценки могут варьироваться, но все оценивающие заполняют одинаковые бланки. Цель метода - получить всестороннюю оценку аттестуемого.
Ранжирование - сравнение между собой работников, оцениваемых по выбранному критерию, их расположение в порядке убывания или возрастания рангов (мест в группе). Рейтинг, или метод сравнения – оценка соответствия работника занимаемой должности. Важнейший компонент данного вида оценки - список задач, которые должен выполнять аттестуемый. Анализируется соответствие выявленных оценок эталонным, либо сравниваются результаты сотрудников, работающих на аналогичных должностях.
Стандарты исполнения - метод позволяет оценить, достиг ли сотрудник результата, который считается нормой для данной должности.
Способы определения рабочих стандартов: средняя продукция рабочей группы, время выполнения, работы по образцу, экспертное заключение. Экспертные оценки - формирование группы экспертов, определение совокупности качеств и получение экспертных оценок идеального или реального работника. Анализ конкретных ситуаций (кейсы) - моделирование конкретной производственной ситуации. Задача сотрудника - анализ и подготовка предложений по ее разрешению.
Анализ достижения
целей - сравнение плановых ключевых
показателей деятельности с фактическими.
Оценка результатов проводится совместно
руководителем и работником на основе
индивидуальных стандартов реализации
целей, однако руководитель обладает решающим
голосом при подведении итогов.[10]
Оценка на основе моделей компетенций
- модели компетенций описывают
Разрыв между
необходимым и существующим уровнем
компетенций - основание для разработки
индивидуальных планов профессионального
развития. Самооценка - самоанализ работника
по заданным критериям. Оценку персонала
можно считать эффективной
Поэтому задача организаторов — объяснять сотрудникам, что дает оценка им и организации, поддерживать постоянный интерес персонала к тому, как помочь компании достичь ее целей и как это отразится на зарплате и статусе конкретных работников. Что дает сотруднику процедура оценки: поощрение правильного и корректировка неправильного поведения; аргументированное обоснование оценки его работы и определение карьерных перспектив; понятное и прозрачное обоснование размера заработной платы; расстановка приоритетов в профессиональной деятельности и в программе личного развития; определение способов повышения личной эффективности.
По окончании процедуры оценки необходимо обсудить с сотрудниками результаты и наметить пути повышения эффективности их деятельности — например, определить приоритетные задачи по каждому направлению на предстоящий период, критерии их выполнения и сроки. [10]
Существует несколько причин, почему организации проводят оценку:
• Определить текущий уровень исполнения индивида;
• Определить сильные и слабые стороны индивида;
• Позволить сотрудникам улучшать свое исполнение;
• Обеспечить основу для вознаграждения сотрудников за их вклад в достижение организационных целей;
• Мотивировать индивидов;
• Определить потребности в обучении и развитии;
• Определить потенциальное исполнение;
Самая главная причина проведения оценки исполнения персонала - составить представление об исполнении в настоящее время:
1. Для того, чтобы
справедливо премировать людей;
2. Чтобы определить потенциал каждого работника с точки зрения перспективы продвижения или перевода. [5]
Друкер считал оценку полезной: « Оценивать подчиненного и его исполнение – это неотъемлемая часть работы руководителя. Пока руководитель сам не проведет оценку, он не сможет полностью взять на себя ответственность за помощь и обучение своего подчиненного». В целом, Друкер считает, что задача руководителя – достижение результатов.
Управление человеческими, материальными и финансовыми ресурсами – это инструменты достижения результатов.
Другие специалисты,
например МакГрегор, к формализованной
оценке относится достаточно критически:
«оценочные программы разработаны
не столько для того, чтобы обеспечить
контроль поведения подчиненных, сколько
проконтролировать поведение
При оценке персонала следует избегать следующих ошибок:
-Эффект ореола:
комиссия оценивает участников
как хороших или плохих, ориентируясь
на какую-то одну
-Ошибки контраста:
средний работник получает
-Эффект края: в
памяти руководителя остается
только последний период (неделя,
день) работы. Сильный разброс оценок,
обусловленный чрезмерной
-Ошибка основной
тенденции: большая часть
-Гало-эффект, или
предвзятость: особенности личности
"затмевают" результаты. Например,
замкнутому, не слишком приятному
человеку может быть занижена
оценка, тогда как коммуникабельный,
установивший хорошие
-Ореол коллектива:
если отдел работает
-Социальные стереотипы: пол, национальность, возраст, семейное положение могут влиять на объективные оценки.
-Снисходительность:
большинство участников