Теоретические основы управления капиталом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:24, реферат

Описание работы

Зачастую, на практике капитал предприятия рассматривается как нечто производное, как показатель, играющий второстепенную роль, при этом на первое место, как правило, выносится непосредственно сам процесс деятельности предприятия. В связи с этим принижается роль капитала, хотя именно капитал и является объективной основой возникновения и дальнейшей деятельности предприятия. Поскольку доход, прибыль, приносит именно использование капитала, а не деятельность предприятия как таковая.

Содержание работы

1.1 Экономическая сущность и процесс накопления капитала

1.2 Капитал как производственный ресурс и его оборот

1.3 Структура капитала

1.4 Классификация капитала

1.5 Цена капитала

1.6 Управление капиталом

1.6.1 Управление собственным капиталом

1.6.2 Управление заемным капиталом

1.7. Финансовые методы увеличения капитала

2 УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ НА ПРЕДНРИЯТИИ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ «ГЕОРГИЕВСКИЙ»

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Организационно-техническая структура предприятия

2.3 Оценка динамики основных технико-экономических показателей деятельности предприятия

2.4 Анализ капитала предприятия в динамике за последние два года

2.4.1 Анализ состава, структуры и динамики имущества предприятия

2.4.2 Анализ источников финансирования имущества предприятия

2.4.2.1 Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества

2.4.2.2 Оценка структуры собственного и заемного капитала

2.4.3 Определение соотношения собственного и заемного капитала

2.4.4 Определение финансовой устойчивости

2.4.4.1 Определение типа финансовой устойчивости

2.4.4.2 определение финансовых коэффициентов рыночной

устойчивости

.4.5 Определение эффективности использования собственного и заемного капитала

2.4.6 Определение рентабельности собственного и заемного капитала79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

1.docx

— 98.34 Кб (Скачать файл)

 

Для держателей облигаций  преимущество этой формы инвестирования состоит в стабильности обязательных процентных платежей, которая, в принципе, не зависит ни от прибыльности работы эмитента, ни от краткосрочных колеба-ний  текущих процентных ставок на рынке  капитала. Определенная опасность носит  двоякий характер. Во-первых, неустойчивость финансовой деятельности эмитента может  сопровождаться падением рыночной цены облигаций и, следо-вательно, потерями капитализированного дохода при  вынужденной продаже об-лигаций  на вторичном рынке. Во-вторых, в  случае банкротства эмитента суще-ствует вероятность того, что требования держателей облигаций будут удовле-творены  не в полном объеме и (или) несвоевременно.

 

Долгосрочный банковский кредит. Банковский кредит предоставляют  коммерческие банки и другие кредитные  организации, получившие в Центральном  Банке РФ лицензию на осуществление  банковских операций. По сравнению  с описанными выше способами привлечения  финансовых ресурсов получение кредита  в банке - гораздо менее трудоемкая (по срокам и условиям мобилиза-ции  средств) процедура.

 

В основном банки выдают краткосрочные  кредиты (краткосрочность обычно трактуется как погашаемость в течение двенадцати месяцев с момента получения  кредита); эти кредиты используются для финансирования текущих операций и поддержания ликвидности и  платежеспособности предприятия. Долгосрочные кредиты в основном используются для финансирования затрат по капитальному строительству, реконструкции и  другим капитальным вложениям, а  потому они должны окупиться за счет будущей прибыли, ожидаемой к  получению в резуль-тате проводимых мероприятий «капитального» характера. Именно поэтому получение долгосрочного  кредита обычно сопровождается предоставлением  банку экономических расчетов, подтверждающих способность заемщика расплатиться в дальнейшем за полученный кредит и погасить его в срок. Кроме  того, кредит-ный договор может  предусматривать целевое использование  кредита.

 

Независимо от суммы кредита  кредитный договор должен быть заключен в письменной форме, в противном  случае он считается ничтожным; в  этом - одно из отличий его от договора займа, который заключается в  письменной форме лишь в том случае, если его сумма не менее чем  в десять раз превышает установленный  законом минимальный размер оплаты труда.

 

Во многих экономически развитых странах этот источник средств не играет сколько-нибудь значимой роли в  финансировании деятельности предприятий.

 

1.7 Финансовые методы увеличения  капитала

 

Управлять финансами - значит управлять капиталом. Ранее мы дали общее определение капитала как  авансируемой, инвестируе-мой в производство стоимости в целях извлечения прибыли, т.е. стоимости, воспроизводящей  новую стоимость. По существу в ка-питале отражается система денежных отношений, воплощающая циклическое движение финансовых ресурсов - от мобилизации  их в централизованные и нецентрализованные фонды денежных средств, затем распределение  и перераспределение и, наконец, по-лучение вновь созданной стоимости (или валового дохода) данной коммерческой структуры, в том числе прибыли-.

 

Таким образом, движение капитала и управление им отражают движение финансовых ресурсов и управление этим процессом. Од-нако в отличие от управления финансами, функционированием которых  пронизано все социально-экономическое  развитие, управле-ние капиталом  сосредоточено преимущественно  в сфере материального производства.

 

В то же время капитал - специфическая  категория, несущая, различную «нагрузку» в зависимости от:

 

- роли в производстве - уставный капитал;

 

- источников формирования - собственный акционерный;

 

- заемный капитал;

 

- характера оборота и  ликвидности - основной и оборотный  капитал;

 

- метода исчисления - текущая,  целевая, предельная стоимость  капитала.

 

Основной метод увеличения капитала - возрастание реинвести-руемой прибыли, которое, как известно, зависит  от комплекса интенсивных и экстенсивных факторов, связанных, с одной стороны, с формированием массы валовой  прибыли и ее базового компонента- предпринимательского дохода, а с  другой стороны - с решениями финансового  менеджера:

 

а) о распределении валовой  прибыли и расширении ее инвестируемой  части;

 

б) о выборе инвестиционного  проекта и привлечении источников его финансирования.

 

Эти решения принимаются  по трем основным критериям: эффективности (растущей рентабельности, доходности), безрисково-сти (достаточно низкой степени  риска утраты дохода), ликвидности (достаточно быстрой оборачиваемости, или высвобождении  денеж-ных средств из оборота).

 

В итоге вторая группа факторов как бы сливается с первой, обра-зуя  систему финансовых динамических показателей, предопределяющих масштаб, сумму, время  и иные условия увеличения капитала.

 

Среди уже рассмотренных (т.е. связанных определенной коли-чественной зависимостью с объемом капитала или прибыли) детер-минированных факторов увеличения капитала - фактор роста  объема производства и реализации продукции, работ и услуг, которые сам  по себе (при прочих равных условиях) обеспечивает еще более значительный рост прибыли за счет относительной  экономии условно - постоянных элементов  себестоимости. Этот фактор заслуживает  особого внимания финансового менеджера, ибо современные финансовые проблемы и в производственной, и в монетарной сфере (инфляционный рост цен, платежный  кризис, бюджетный дефицит и т.д.), влекущие за собой социальную напряженность  и взрывы имеют первопричиной  падение объема производства и «бегство»  капитала от физических инвестиций (объем  производства сократился за 1996г. на 6%, инвестиций - на 18%). ,

 

Однако наука и практика финансового менеджмента разработа-ли специфические финансово-кредитные  методы расширения капи-тала или привлечения  финансовых pecypcoв в собственный  оборот. К ним можно отнести: эмиссию  и куплю-продажу акций, облига-ций, векселей, фьючерсов и других ценных бумаг, в том числе опе-рации  с инвалютой, а также лизинг, ипотеку  и прочие кредитные формы привлечения  денежных ресурсов, наконец, чисто финансо-вые  методы, мобилизующие денежные средства не на кредитном или фондовом рынках, такие, как привлечение средств долевого участия с последующим участием в распределении прибыли, оффшорные операции, которые охватывают и законные способы опти-мизации налоговых платежей, франчайзинг.

 

Франчайзингом называют продажу  лицензии (франшизы) или прав пользования  товарным знаком, технологиями, консультация-ми, другими методами работы на рынке  известной фирмы (фран-чайзера) малоизвестной  фирме (франчайзи), что обеспечивает обоюдную выгоду сторон и вовлечение капитала франчайзи в биз-нес  франчайзера, укрепляя конкурентоспособность  последнего и качество продукции  работ и услуг, ибо франчайзи, как правило, обязуется соблюдать  предписанные франчайзером стандарты  каче-ства и технологий.

 

Франчайзинг, ставший весьма распространенным в мировом бизнесе  методом мобилизации инвестиционного  капитала, спосо-бен привлекать заемный  и собственный капитал многих инвесто-ров, включая предпринимателей малого бизнеса и даже физических лиц, стремящихся организовать собственное  дело.

 

Методы такой мобилизации  инвестиционного капитала очень  разнообразны. Это - получение франчайзером дохода практически из всех названных  в этой главе источников, а также  от аренды и субаренды земли, которую  арендует и благоустраивает франчайзи  для организации франчайзером своих  производств и последующей их субаренды, от совместной производственной, торговой, реклам-ной, финансовой деятельности. Однако и при производственном, и  торговом, и деловом фран-чаизинге финансовая схема - традиционна: акт  продажи франши-зы сопровождается первым, разовым платежом, вносимым иногда частями, а затем проводятся систематические  платежи за услуги, оказываемые франчайзером франчайзи согласно контракту, реали-зацию  товаров или отдельных ассортиментных групп продукции франчайзера, рекламу, предоставление гарантии или залога для, привлечения ссуд и средств  инвесторов, скидки на все виды деятельности, в том числе на организацию  новых производств, обучение, консалтинговую помощь в бизнесе и т.п.

 

2 УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ  НА ПРЕДНРИЯТИИ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ  «ГЕОРГИЕВСКИЙ»

 

2.1 Общая характеристика  предприятия

 

Акционерное общество «Хлебокомбинат «Георгиевский» является самостоятельным  хозяйственным субъектом с правами  юридического лица, который, используя  принадлежащее ему на правах собственности  имущество и финансовые средства, производит и реализует продукцию. Акционерное общество имеет самостоятельный  баланс, может от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражных и судебных органах.

 

«Хлебокомбинат «Георгиевский» учрежден Комитетом по имуществу  Ставропольского края в соответствии с указом Президента РФ «Об организационных  мерах по преобразованию государственных  предприятий, добровольных объединений  в АО» в 1992г. Путем преобразования Георгиевского хлебокомбината и  является его правопреемником. Общество создано в целях получения  прибыли. Предприятие специализируется на производстве и реализации хлебобулочных  и кондитерских изделий.

 

Уставный капитал общества - 96355 рублей, состоит из 27530 размещенных  обыкновенных акций, номинальной стоимостью - 3,5 руб. Все акции общества являются именными. Чистая прибыль, оставшаяся после уплаты налогов направляется в фонды общества, необходимые  для его производственного и  социального развития. Остальная  часть прибыли направляется на выплату  дивидендов.

 

Основной вид деятельности предприятия - производство хлебобулочных  изделий. Отдельными видами деятельности оно занимается только на основании  специального разрешения (лицензии). Хлебопекарная  отрасль промышленности, к которой  относится хлебокомбинат, является подотраслью пищевой промышленности, производящей продукцию группы «Б», и относится к отраслям, вырабатывающим продукцию скоропортящуюся и  не подлежащую дальним перевозкам.

 

В соответствии с гражданским  кодексов РФ, все юридические отношения  между ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский» и физическими и юридическими лицами складываются на основании заключения договоров. Сырье для производства хлебокомбинату доставляют поставщики:

 

- Краснодар, Ростов - сахар;

 

- Новозавединская птицефабрика - яйца;

 

- ОАО «Масло Ставрополья» - масло растительное;

 

- ОАО «Биомол» - молочные  продукты;

 

- ОАО «Мукомол» - мука  пшеничная различных сортов;

 

- Дагестан - дрожжи;

 

Аналогично различаются  договоры, где ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский» выступает как поставщик. В качестве покупателей выступают  частные лица и частные предприниматели.

 

Предприятие создано в  целях обеспечения населения  хлебобулочными и кондитерскими  изделиями. В дальнейшем планируется  выход на более качественный уровень  производства выпускаемой продукции  за счет использования муки собственного производства, расширение ассортимента существующих видов товаров и  обеспечение населения мукой.

 

Данный сегмент рынка  привлекателен с точки зрения инвестиций, многообразием продукции  и стабильностью капиталооборота. Сбыт продукции динамичен, так как  постоянно появляются новые технологии, совершенствуется оборудование, что  в свою очередь, определяет постоянный спрос на качественный товар. Предприятие  имеет положительный опыт работы на рынке с 1972г. Высококвалифицированные  мастера, годами нарабатывая опыт хлебопечения, вывели предприятие на достаточно высокий  рубеж и стабильные экономические  показатели. Сотрудники постоянно повышают свое профессиональное мастерство, регулярно  участвуют в практических семинарах, проводимыми высококлассными специалистами. У предприятия сложились надежные отношения с поставщиками сырья  и потребителями готовой продукции. Кроме того, предприятие, с коммерческой точки зрения, установило тесные связи  с другими предприятиями края, производящими продукты питания, ликероводочную продукцию, прохладительные напитки. Имея свою розничную сеть, хлебокомбинат  занимается реализацией не только своей  продукции, но и другими продовольственными товарами.

 

Основным видом производимой продукции предприятия является хлеб. В течение первых лет существования  предприятия ассортимент был  невелик и насчитывал около 8 наименований продукции. Однако, в течении времени  увеличивались потребности населения  и их требования к вкусовым, эстетическим и другим характеристикам потребляемых ими продуктов. На хлебокомбинате налаживается выпуск сухарных и бараночных изделий. В настоящее время хлебокомбинат  выпускает около 40 наименований продукции, а также принимает отдельные  заказы от населения на изготовление кондитерских изделий. Не смотря на то, что с каждым годом становится все больше мелких, а зачастую подпольных цехов по выпечке хлеба, в настоящее  время предприятие контролирует 98% рынка хлебобулочных изделий  города и близлежащих районов. Однако это произошло не в один момент, а по происшествии 30 лет производственной деятельности. На графике можно проследить изменение доли рынка по годам (рис.2.1).

 

Рисунок 2.1 Потенциальное  изменение доли рынка предприятия.

 

Для производства продукции, предприятие имеет сертификат соответствия, в нем указываются ГОСТы и  технические условия на каждый вид  продукции. За последние годы выработка  хлеба из обойной муки снижена, возросло производство хлеба из сортовой муки, а также булочных и сдобных  изделий.

 

Почти весь ассортимент вырабатывается штучным способом. Изделия, относящиеся  к группе «хлеб» весят от 0,5 - 1,5кг. Рецептура большинства видов  простая: вода, мука, соль, дрожжи. Сорт муки оказывает влияние на технологический  режим производства. Булочные изделия  содержат около 3,5% жира и 5% сахара, масса  одного изделия 100 - 150гр.

 

Потребность в хлебе и  хлебобулочных изделиях рассчитывается на основе норм потребления на одного человека и среднегодовой численности  населения с учетом производства аналогичной продукции на других хлебопекарных предприятиях в пределах выделенной зоны сбыта продукции (района, города и т.п.). В этом случае особое внимание уделяется закономерностям  колебания спроса по отдельным дням недели, праздничным дням, сезонам  года.

 

Ассортимент производимой продукции  ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский» отмечается как достаточно широкий. Необходимо отметить, что наибольший удельный вес, а именно 70% - занимает хлеб пшеничный из муки высшего, первого  и второго сортов от общего объема выпускаемой продукции.

 

В зависимости от степени  готовности, продукция предприятия  подразделяется на готовые изделия, полуфабрикаты и незавершенное  производство. В соответствии с общероссийским классификатором, вся продукция  предприятия может быть подразделена на следующие группы:

Информация о работе Теоретические основы управления капиталом на предприятии