Теоретические основы управления мотивацией персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ системы мотивации персонала предприятия на примере МУЗ ЦРБ «Центральная районная больница».

В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы управления мотивацией персонала;

Проанализировать управления мотивации персонала на МУЗ ЦРБ «Центральная районная больница»;
Изучить основные направления совершенствования мотивации персонала на предприятии МУЗ ЦРБ «Центральная районная больница».

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 259.07 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Основополагающим фактором успеха организаций, работающих на современном рынке товаров и услуг, являются люди, работающие там. В первую очередь таких грамотных и нужных людей необходимо найти, а это, как известно каждому руководителю, не так просто. После того, как такой человек найден, начинаются другие проблемы, в основном это проблемы, связанные с отсутствием мотивации человека к трудовой деятельности. Это очень опасно, потому что отсутствие мотивации порождает нежелание работать, а в последствии и желание вообще поменять работу.

Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей. Как побудить людей работать хорошо, добросовестно, энергично, увеличить энергию подчиненных и направить ее на достижение целей организации, заинтересовать их.

В этой связи вопросы мотивации труда привлекают все большее внимание исследователей и практических работников. Проблема мотивации и мотивационного потенциала персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе.

Целью данной курсовой работы является анализ системы мотивации персонала предприятия на примере МУЗ ЦРБ «Центральная районная больница».


В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы управления мотивацией персонала;

 

  1. Проанализировать управления мотивации персонала на МУЗ ЦРБ «Центральная районная больница»;
  2. Изучить основные направления совершенствования мотивации персонала на предприятии МУЗ ЦРБ «Центральная районная больница».

Предмет курсовой работы – анализ управления мотивации персонала.

Объект исследования – предприятие МУЗ ЦРБ «Центральная районная больница».

мотивация персонал кадры стратегия

 

1. Теоретические основы управления мотивацией персонала

 

1.1. Сущность и содержание мотивации персонала

 

Существует много определений мотивации. Мотивация — процесс стимулирования отдельного сотрудника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации. Мотивация — процесс побуждения себя и других к достижению личных целей или целей организации.

Истинные побуждения, которые заставляют человека отдавать работе максимум усилий, определить не просто. Они чрезвычайно сложны. Упрощенно, в теории менеджмента выделяют такие основания, необходимые для участия человека в трудовой деятельности:

  1. Наличие необходимости трудиться;
  2. Объективные (физиологические) возможности;
  3. Наличие профессиональной квалификации и способностей;
  4. Наличие мотивации.

При рассмотрении мотивации работника предполагается, что у него уже в той или иной степени наличествуют первые три условия участия в трудовой деятельности, так как эти условия трудно инициировать или управлять ими со стороны. Задача менеджера состоит, таким образом, в управлении четвертым фактором, применении мотивирования к человеку, в принципе готовому и способному трудиться [3, c.102].

В самом общем виде мотивацию человека к деятельности можно представить в виде совокупности внутренних и внешних по отношению к человеку сил, которые, непрерывно воздействуя на него, побуждают к совершению тех или иных действий. При этом связь между этими силами и конкретными действиями человека определяется очень сложной системой взаимодействий, индивидуальной для каждого человека, поэтому различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил, то есть влияние мотивации на конкретного человека зависит от многих факторов и индивидуально.

Цель мотивации - достижение в процессе труда целей организации и (или) целей работника. В основе мотивации труда — мотивы и стимулы как связанные, так и не связанные с процессом труда [9,c.128].

Типичными проблемами в организациях, связанными с низкой мотивацией персонала являются:

  1. Высокая текучесть кадров;
  2. Высокая конфликтность;
  3. Некачественный труд;
  4. Отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников;
  5. Низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных;
  6. Слабая перспектива карьерного роста;
  7. Неудовлетворенность работой сотрудников;
  8. Низкий профессиональный уровень персонала;
  9. Безынициативность сотрудников;
  10. Нежелание сотрудников повышать свою квалификацию.

Понимая вышесказанное, можно дать более детализированное определение мотивации. Мотивация ¾ совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, задающих границы, формы, степень интенсивности деятельности, уровень затраты усилий, старания, добросовестности, настойчивости и придающие ей направленность, ориентацию на достижение определенных целей. Мотивация не является реально наблюдаемым фактом, это сконструированное понятие, то есть ее нельзя непосредственно наблюдать или измерить эмпирическим путем [7,c.83].

Изучение мотивации необходимо для решения многих практических задач. Знания о мотивационном процессе, потребностях человека, стимулировании и т.п. многие годы широко применяются на практике. И, прежде всего, эти вопросы интересуют менеджеров, занятых в управлении персоналом фирмы, которым очень важно знать мотивы поведения людей и их групп с тем, чтобы активно применить эти знания в повседневной работе для активизации деятельности персонала фирмы, для повышения эффективности труда коллектива [11,c.176].

Для эффективного мотивирования требуется:

  1. Разобрать модель основного процесса мотивации: потребность — цель действие и влияние опыта и ожиданий;
  2. Знать факторы, влияющие на мотивацию, — набор потребностей, которые инициируют движение к целям и условия, при которых потребности могут быть удовлетворены;
  3. Выяснить, что мотивация не может стремиться просто к созданию чувства удовлетворенности и удовольствия — повышенная его доза может довести до самодовольства и инерции.

Процесс мотивации начинается с какой-либо (сознательной или бессознательной) ощущаемой неудовлетворенной потребности, нужды. Затем определяется цель, которая предполагает, что для удовлетворения потребности требуется некое направление действий, посредством которых может быть достигнута цель и нач. удовлетворение потребности (Приложение 1).

Сила мотивации зависит от опыта и ожиданий. Опыт достижения при предпринимаемых действиях по удовлетворению потребности показывает людям, что некоторые действия помогают в достижении цели, другие же — малоуспешны [6,c.81].

Некоторые приносят награду, а некоторые приводят к провалу, наказаниям. Действия, которые привели к успешному поведению и награде, повторяются, когда подобная потребность появится вновь. Провал или наказания предполагают, что необходимо искать другие, альтернативные средства достижения цели. Это закон эффекта, открытый в психологических исследованиях в рамках концепции бихевиоризма (поведенческой психологии) [4,c.76].

Иерархическая теория Маслоу утверждает, что существует главная закономерность, единая для всех людей, которая побуждает от фундаментальных физиологических потребностей постепенно подниматься по иерархическим ступенькам к необходимости самореализации — высшей духовной потребности человека (Приложение 2).

У людей можно выделить 5 основных уровней человеческих потребностей-мотиваций (А. Маслоу).

1. Основные физиологические потребности: пища, отдых, жилище, сексуальное удовлетворение и пр. Одним из главных средств удовлетворения их являются деньги, высокий заработок. Таким образом, материальные стимулы, зарплата, социальные блага — это средства удовлетворения основных физиологических потребностей.

2. Потребность в безопасности (сохранение жизни, здоровья, уверенность в завтрашнем дне, в пенсионном обеспечении; и т. п.).

3. Потребность в социальной общности (быть принятым в коллективе, получить признание, поддержку, доброжелательное отношение людей).

4. Потребность в уважении и самоуважении (испытывать чувство собственной значимости и нужности для предприятия, социального престижа, желание видеть уважение окружающих, иметь высокий социальный статус).

5. Потребность в самореализации, самоактуализации (стремление к раскрытию своих способностей, к самосовершенствованию, к творчеству, к развитию, к пониманию своей жизни) [5,c.201].

Мотивация предполагает натиск, необходимый для движения вперед в выбранном направлении, но натиск может перерасти в стресс, в психическую напряженность, в результате чего пострадает качество исполнения деятельности или даже возможен срыв деятельности. Чрезмерно высокая мотивация способна вызывать резкое ухудшение деятельности. Граница, до которой могут быть «замотивированы» люди, зависит от характера потребности и способности человека справляться с психическим напряжением в зависимости от врожденных свойств нервной системы, уровня сознательного самообладания и саморегуляции [2,c.201].

 

1.2. Мотивационные стратегии и методы

 

Существуют три основных подхода к выбору мотивационной стратегии:

1. Стимул  и наказание - люди работают за вознаграждение. Тем, которые работают хорошо и много, платят хорошо, а тем, кто работает еще больше, платят тоже больше. Тех, кто не работает качественно, наказывают.

2. Мотивирование через саму работу - дайте человеку работу интересную и приносящую ему удовлетворение, и качество исполнения будет высоким.

3. Систематическая связь с менеджером - определяйте цели с подчиненным и давайте ему положительную обратную связь, когда он действует правильно, и отрицательную, когда он ошибается. Выбираемая мотивационная стратегия базируется на анализе ситуации и предпочитаемом стиле взаимодействия руководителя с другими людьми [14,c.74].

Используются следующие мотивационные методы:

1. Использование денег как вознаграждения и стимула;

2. Наложение  взысканий;

3. Развитие  сопричастности;

4. Мотивирование через саму работу;

5. Вознаграждение и признание достижений;

6. Упражнение  в руководстве;

7. Поощрение и вознаграждение групповой работы;

8. Обучение и развитие сотрудников;

9. Ограничение, лимитирование отрицательных факторов.

Деньги в качестве зарплаты или других форм вознаграждения — очевидная форма награды. Эффективность денег как средства мотивации заключается в том, что повышение зарплаты не приводит автоматически к повышению эффективности и производительности труда, хотя недостаток денег или задержка выплаты зарплаты однозначно приводит к росту недовольства, напряженности и снижению производительности труда. Но следует учитывать, что деньги являются средством достижения различных целей, прямо или не прямо связаны с удовлетворением многих потребностей: в иерархии Маслоу деньги удовлетворяют основные потребности выживания и безопасности, они могут удовлетворять и потребность в самоуважении, в престиже и статусе, а также желания вещемании и алчности. Ясно, что все люди нуждаются в деньгах, и требуется им платить необходимую сумму для привлечения и удержания в организации (Приложение 3) [18,c.47].

Единственным исключением выступают немногочисленные ситуации, когда внутренняя привязанность к работе превалирует над финансовыми соображениями. Чтобы эффективно использовать деньги как мотиватор и избегать их воздействия как демотиватора, следует:

  1. Платить конкурентную зарплату для привлечения и удержания специалистов;
  2. Давать такую зарплату, которая отражает стоимость работы для компании на основах справедливости;
  3. Связать плату с качеством исполнения или результатом, чтобы награда была соизмерима с усилиями работника;
  4. Работник уверен, что его усилия будут поощрены соответствующей наградой.

Зарплата — это не единственная форма поощрения, возможны самые разнообразные поощрения. Например, в преуспевающих западных фирмах (приводим неполный перечень возможных поощрений):

  1. Хорошим работникам, как правило, каждые полгода увеличивается заработная плата;
  2. Премия за выслугу лет через 5, 10 и более лет;
  3. Оплаченное приглашение на 2 обеда или ужина в первоклассном ресторане, которое фирма выдает сотруднику, если он за целый год ни разу не брал больничного;
  4. Принятие отделом кадров на себя личных забот и проблем сотрудников. Это, например, банковские кредиты, которые не удалось возвратить, другие долги, различные проблемы с детьми, помощь при болезни и других проблемах, — в этих случаях фирма бесплатно предоставляет юридическую помощь;
  5. Выдается оплаченный чек на полное медицинское обследование в лучших медицинских учреждениях США;
  6. Страхование жизни и здоровья;
  7. Субсидируемый предприятием кафетерий;
  8. Ссуды с пониженной процентной ставкой на обучение детей в школах;
  9. Организация детских учреждений;
  10. Организация коллективных гаражей;
  11. Повышение в должности без изменения заработной платы;
  12. Предоставление права бесплатно пользоваться автомобилем фирмы;
  13. Оплата расходов на бензин и ремонт личного автомобиля;
  14. Высшему руководству фирм, проработавшим 10—15 лет и внесшим личный вклад в развитие организации, предоставляется оплаченный отпуск от 6 месяцев до года, который используется для путешествий, написания мемуаров; и т. п.

Информация о работе Теоретические основы управления мотивацией персонала