Теоретические взгляды Г.Мюнстерберга. «Хоторнские эксперименты», их значение для развития управленческой теории и практики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:09, контрольная работа
Описание работы
Более того, Великая депрессия, разразившаяся 25 октября 1929 г. с такими последствиями, как безработица, отсутствие безопасности для конкретного индивида, выявила ряд проблем социального характера, что, в свою очередь, привело к сильному противостоянию между трудом и капиталом, активизации движения организованного труда. Все это требовало выработки определенных мер выхода из создавшейся ситуации как на государственном уровне, так и на уровне промышленных предприятий
Содержание работы
Введение 1.Теоретические взгляды Г.Мюнстерберга. «Хоторнские эксперименты», их значение для развития управленческой теории и практики…………………… 1.1Теоретические взгляды Г.Мюнстерберга……………………………………. 1.2 «Хоторнские эксперименты»,их значение для развития управленческой теории и практики………………………………………………………………… 2.Теория и практика «человеческих отношений» в работах Э.Мэйо…………. Заключение………………………………………………………………………... Список литературы………………………………………………………………..
1.2 «Хоторнские эксперименты»,их
значение для развития управленческой
теории и практики…………………………………………………………………
2.Теория и практика
«человеческих отношений» в работах
Э.Мэйо………….
Заключение………………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
В период зарождения и становления
школы научного управления и классической
школы психология находилась в зачаточном
состоянии, а исследователи, занимающиеся
управлением предприятием, никак не связывали
управление с психологией.
Кроме того, в начале ХХ в. предприниматели
оказались в непредвиденной ситуации.
Оказалось, что одних только денежных
посулов, угроз незамедлительных увольнений
недостаточно для управления промышленной
рабочей силой, и необходим поиск новых
стимулов повышения эффективности производства.
Более того, Великая депрессия, разразившаяся
25 октября 1929 г. с такими последствиями,
как безработица, отсутствие безопасности
для конкретного индивида, выявила ряд
проблем социального характера, что, в
свою очередь, привело к сильному противостоянию
между трудом и капиталом, активизации
движения организованного труда. Все это
требовало выработки определенных мер
выхода из создавшейся ситуации как на
государственном уровне, так и на уровне
промышленных предприятий. С этого времени
начинаются исследования человеческого
фактора в производстве, проводившиеся
по заказу монополий и в сотрудничестве
с ними.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
Г.МЮНСТЕРБЕРГА. «ХОТОРНСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ»
ИХ ЗНАЧЕНИЕ ЛЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
Г.МЮНСТЕРБЕРГА.
Гуго Мюнстерберг (1 июня 1863, Данциг,
Пруссия 16 декабря 1916, Кембридж, Массачусетс,
США) немецкий психолог и философ. Окончил
Лейпцигский (1885) и Гейдельбергский (1887)
университеты. Был учеником немецкого
философа и психолога В. Вундта. В 1891 г.
перейдя в христианство, стал профессором
Фрайбургского университета, где создал
психологическую лабораторию. Опубликовал
серию работ «Исследования по экспериментальной
психологии» (1889–92). Работы Мюнстерберга
получили отрицательную оценку большинства
германских психологов, однако привлекли
внимание американского философа и психолога
У. Джемса. В 1892 г. Мюнстерберг переехал
в США, где стал профессором Гарвардского
университета: с 1897 г. руководил там психологической
лабораторией.
Идеи Мюнстерберга предвосхитили
многие направления современной психологии.
Свои теоретические взгляды он изложил
в книге «Основы психологии» (1900). Сторонник
одного из вариантов теории психофизического
параллелизма, Мюнстерберг относил эмпирическую
психологию к естественным наукам, а «философскую»
психологию — к наукам о духе, методологию
которых трактовал в соответствии с учением
так называемой баденской школы неокантианства
(Г. Риккерт и другие) о ценностях. В философии
испытал также влияние И. Г. Фихте. Мюнстерберг
— один из основателей прикладной психологии
(«психотехники»), автор первых работ по
определению профессиональной пригодности;
он участвовал в разработке психотестов,
в создании так называемого детектора
лжи, занимался также исследованием телепатии
и других паранормальных явлений.
Термин «психотехника» был
введен в научный оборот гамбургским психологом
В. Штерном в 1900 г. в его книге «О психологии
индивидуальных различий (идеи дифференциальной
психологии)». Он определил психотехнику
как прикладную психологию, которая берется
за решение задач общественной жизни,
обращенных в будущее; здесь психологические
знания выступают в роли конструктивных
инструментов воздействия на поведение
людей, для предсказания их будущих действий
и результативности этих действий, для
создания, воспитания, развития качеств
личности, умений и навыков.
В последующем, разделяя штерновскую
трактовку понятия психотехники, Г. Мюнстерберг
уточнил задачи психотехники и наметил
общие принципы, важные для всех сфер жизни,
и основные направления ее развития. Общие
методологические основы психотехники
как направления прикладной психологии
были представлены в его труде, вышедшем
в 1914 г – «Основы психотехники» .
Г. Мюнстерберг назвал психотехникой
всю совокупность идей о практическом
приложении психологии к задачам культуры.
Он считал, что подобно тому, как математика
применяется для построения мостовых
конструкций, психология может применяться
для решения практических задач в различных
областях жизнедеятельности людей.
В работах Г. Мюнстерберга впервые
отчетливо ставится задача практического
использования выводов психологической
науки о закономерностях человеческой
психики, поведения людей в социуме, общения,
индивидуальных и социальных особенностях
представителей различных социальных
групп в связи с конкретной практической
деятельностью (включая наиболее близкие
к нашему исследованию области воспитания
и психотерапии).
Г. Мюнстерберг четко определяет
то, что психотехника не тождественна
с прикладной психологией, однако составляет
одну ее половину. Он разделяет прикладную
психологию на психологию культуры, характер
задач которой – «объяснительный с устремлением
в прошлое», и психотехнику, характер задач
которой – «практически жизненный, обращенный
в будущее». Т.е. о психотехнике можно говорить
тогда, «когда речь идет о достижении какой-либо
относящейся к будущей цели».
Г. Мюнстерберг выделял два
возможных пути определения практических
задач: первый путь – путь приложения
к практике уже изученных в общей, экспериментальной
психологии или каких-то других направлениях
знаний и методов. Не отвергая первый,
Г. Мюнстерберг считал, что более плодотворным
является путь, «исходной точкой которого
служат сами задачи», т.к. из ориентированности
практической психологии на задачи общественной
жизни возможно появление принципиально
нового предметного поля для исследования.
Но для этого нужны особые методы и своеобразная
методология исследований и практики.
Сравнивая теорию психотехники
и теоретической академической психологии
(не обозначенной практическими задачами),
Г. Мюнстерберг подчеркивал необходимый
научный характер психотехники, ее опору
на теоретические знания. Однако, по его
мнению, предметное содержание этого знания
должно строиться не на основе творчества
отдельных ученых-теоретиков, а согласно
познавательным требованиям практической
задачи.
На вопрос, нужна ли психотехнике
психологическая теория, Г. Мюнстерберг
определенно отмечал ее необходимость
и аргументировал это тем, что только та
психология, которая интересуется причинными
связями (каузальная психология), может
быть пригодна для этой функции, иначе
ее советы, практические разработки не
будут отличаться от советов шарлатанов
и практиков, ориентирующих только на
здравый смысл или мистику.
Выделяя специальную научную
психотехническую теорию, предметное
содержание которой определено практическими
задачами культуры, Г. Мюнстерберг говорил
и о теории более высокого уровня, пока
не существующей, но единой для всех направлений
психотехники, которая, по его мнению,
рассматривалась бы безотносительно к
предметным областям психотехники, но
выступала бы как основа многих ее направлений.
Эта психотехническая теория, согласно
Г. Мюнстербергу, должна признать принцип
детерминированности психических явлений
и со стороны мозга, нервной системы, и
со стороны внешней среды, внешних по отношению
к человеку воздействий, со стороны задач,
которые человек осуществляет. При этом
психические явления человека должны
быть представлены в психотехнике как
объекты исследования, доступные изучению
стороннего исследователя, а не как субъективные
феномены, доступные только самонаблюдению.
Таким образом, будущая теория
психотехники, по замыслу Г. Мюнстерберга,
должна вобрать лучшие достижения современной
психологии, быть описательно-объяснительной,
эмпирической, сравнительной, пользующейся
данными физиологии и, наконец, экспериментальной.
1.2«ХОТОРНСКИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Хоторнский эксперимент дал
такой объем данных, что это позволило
сделать много важных научных открытий.
Основными открытиями были: важность поведенческих
факторов, взаимоотношений с руководителями
и то, что теперь называют Хоторнским эффектом.
ХОТОРНСКИЙ ЭФФЕКТ - это условия,
в которых новизна, интерес к эксперименту
или повышенное внимание к данному вопросу
приводили к искаженному, зачастую слишком
благоприятному, результату. Участники
эксперимента действительно работали
намного усерднее, чем обычно, благодаря
одному только сознанию, что они причастны
к эксперименту.
И сегодня ученые, занимающиеся
изучением поведенческих факторов, хорошо
знают о Хоторнском эффекте и составляют
свои программы таким образом, чтобы избежать
его. Однако, все еще часты случаи, когда
после окончания эксперимента ученые
обнаруживают присутствие Хоторнского
эффекта. Например, многие компании попадаются
на том, что они необъективно проводят
проверку рыночной реализации новой продукции
перед запуском ее в производство. Необъективность
состоит в том, что они прилагают больше
усилий во время рыночных испытаний, чем
в обычных условиях производства. В результате
новый продукт, когда он попадает в серийное
производство, может и не достигать уровня
рыночной привлекательности, выявленной
во время испытаний, потому что сбытовики
больше не уделяют ему особого внимания.
Аналогичным образом новая программа
профессиональной подготовки, направленная
на совершенствование должностных и личных
взаимоотношений между руководителями
и подчиненными, часто бывает успешной
лишь в самом начале. Однако, по прошествии
какого-то времени руководители могут
возвращаться к своим прежним привычкам,
потому что они больше не получают поддержки
и не пользуются тем повышенным вниманием,
которое они имели во время осуществления
программы.
Совершенно очевидно, что Хоторнский
эффект влиял на производительность труда,
но был лишь одним из факторов. По мнению
ученых, еще одним важным фактором повышения
производительности является форма контроля.
Во время проведения эксперимента очень
часто мастера контролировали рабочих
меньше, чем обычно. По сравнению с формами
контроля, практикуемыми обычно мастерами,
это часто давало лучшие результаты, потому
что под наблюдением мастера участники
эксперимента более осознанно выполняли
свои обязанности.
Обсуждая эту тему, Блюм и Нейлор
заявляют: «Дальнейшие опросы позволили
выявить тот факт, что отсутствие жесткого
и чрезмерного контроля было самым важным
фактором, определяющим отношение девушек
к своей работе. Другими словами, перерывы
для отдыха, бесплатный обед, более короткая
рабочая неделя и более высокая оплата
труда имели для девушек не такое большое
значение, как отсутствие непосредственного
контроля».
Осознание того, что качество
и тип контроля могут оказывать сильное
влияние на производительность труда,
пробудило интерес управляющих к стилю
руководства.
Первоначальная ориентация
Хоторнского эксперимента исходила из
теорий научного управления. Точно так
же, как Тэйлор и Гилбрет, ученые захотели
выяснить степень воздействия физических
факторов на производительность труда.
Впоследствии выяснилось, что великое
открытие Мэйо, связанное с Хоторнским
экспериментом, заключалось в том, что
социальные и психологические факторы
оказывают на производительность труда
более сильное влияние, чем физические,
при условии, что сама организация работ
уже достаточно эффективна. Проще говоря,
Мэйо обнаружил, что в результате экспериментирования
выявились новые виды социального взаимодействия.
Именно не планируемая и неконтролируемая
руководством перестройка социальных
отношений явилась главной причиной изменения
производительности труда.
Еще задолго до начала теоретических
изысканий Маслоу, на тему о человеческих
потребностях, Хоторнский эксперимент
представил доказательства того, что необходимо
учитывать социальные взаимоотношения
между сотрудниками. В Хоторнском исследовании
для совершенствования организационной
эффективности впервые за все время были
систематически применены науки о человеческом
поведении. Эксперимент продемонстрировал
тот факт, что кроме экономических потребностей,
о которых твердили авторы более ранних
трудов, у рабочих есть к социальные потребности.
Организацию стали рассматривать как
нечто большее, чем логическое упорядочение
работников, выполняющих взаимосвязанные
задачи. Теоретики и практики управления
поняли, что организация является также
и социальной системой, где взаимодействуют
отдельные личности, формальные и неформальные
группы. Ссылаясь на Хоторнское исследование,
теоретики Скотт и Митчелл писали: «Эти
ученые привели убедительные аргументы
в пользу того, что согласно классической
теории, даже в прекрасно спроектированных
организациях могут появляться малые
группы и отдельные личности, поведение
которых не вписывается в разумные с точки
зрения экономиста рамки».
Конечно, можно критиковать
методологию Хоторнского исследования,
но все же, в основном благодаря исследованиям
поведенческих наук, уходящих своими корнями
в эксперименты Мэйо, мы теперь имеем гораздо
более ясное представление о природе и
динамике формальных и неформальных групп
в трудовом коллективе.
2.ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
«ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» В РАБОТАХ Э.МЭЙО.
В 30-е годы XX в. в социологии
организаций постепенно набирает силу,
а затем становится господствующим новое
направление - доктрина «человеческих
отношений», сформировавшаяся в полемике
с постулатами классической школы. Основной
вклад в ее развитие внесли Э.Мэйо, Д.Макгрегор,
А.Маслоу, Р.Лайкерт, Ф.Херцберг, Ф.Ротлисбергер,
К.Арджирис, в работах которых провозглашались
принципы всемерного развития и всестороннего
использования организацией способностей
работников, удовлетворения их разносторонних
потребностей, использования механизмов
самоорганизации, стимулирования процессов
групповой динамики, демократизации управления,
гуманизации труда.