Теоретические взгляды Г.Мюнстерберга. «Хоторнские эксперименты», их значение для развития управленческой теории и практики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:09, контрольная работа
Описание работы
Более того, Великая депрессия, разразившаяся 25 октября 1929 г. с такими последствиями, как безработица, отсутствие безопасности для конкретного индивида, выявила ряд проблем социального характера, что, в свою очередь, привело к сильному противостоянию между трудом и капиталом, активизации движения организованного труда. Все это требовало выработки определенных мер выхода из создавшейся ситуации как на государственном уровне, так и на уровне промышленных предприятий
Содержание работы
Введение 1.Теоретические взгляды Г.Мюнстерберга. «Хоторнские эксперименты», их значение для развития управленческой теории и практики…………………… 1.1Теоретические взгляды Г.Мюнстерберга……………………………………. 1.2 «Хоторнские эксперименты»,их значение для развития управленческой теории и практики………………………………………………………………… 2.Теория и практика «человеческих отношений» в работах Э.Мэйо…………. Заключение………………………………………………………………………... Список литературы………………………………………………………………..
Родоначальником нового направления
считается известный американский социолог
и психолог, исследователь проблем организационного
поведения и управления в производственных
организациях, а также один из основоположников
индустриальной социологии Элтон Мэйо
.Критикуя классическую теорию организации
и управления за упрощенный взгляд на
природу человеческого поведения в организации,
стремление минимизировать роль «человеческого
фактора», ориентацию на приоритет формализации
отношений и иерархического строения
организации, Мэйо подверг сомнению эффективность
бюрократической формы управления и выдвинул
задачу внедрения методов обращения с
работником как «социально-психологическим»
существом. Сравнивая организацию с общиной,
социальной системой, в рамках которой
взаимодействуют отдельные личности,
формальные и неформальные группы, он
рассматривал в качестве важнейшей функции
ее функцию удовлетворения социальных
потребностей человека в условиях кризиса
американского общества, распада семьи,
падения роли традиционных социальных
институтов.
Элтон Мэйо (1880-1949) - американский
социолог и психолог, один из основоположников
организационной социологии и социальной
психологии, профессор Гарвардского университета.
Разрабатывая теорию «человеческих отношений»,
Мэйо ставил следующие цели:
-повысить уровень мотивации
человека к труду;
-психологически подготовить
работника к принятию нововведений
на производстве;
-улучшить качество организационных
и управленческих решений; развивать
сотрудничество среди работников
и их трудовую мораль;
-содействовать личностному
развитию работника.
Теория «человеческих отношений»
сформулирована Мэйо в ходе его знаменитых
Хоторнских экспериментов, которые проводились
в течение 13 лет (с 1924 по 1936 г.) в городе
Хоторне близ Чикаго. В целом можно выделить
четыре этапа экспериментальной работы
Мэйо.
Первый этап. В 1924 году к Мэйо
обратилось руководство текстильного
предприятия с просьбой разобраться в
причинах высокой текучести кадров, которая
в некоторых цехах предприятия достигала
25%, т.е. каждый четвертый работник в течение
года увольнялся с предприятия. В одном
из цехов, где работали преимущественно
женщины, Мэйо провел ряд реорганизационных
мероприятий:
-перерывы для всех
работников цеха стали проводиться
в одно и то же время, чтобы
в течение перерыва они смогли
быть вместе и поговорить;
-станки в цехе были
переставлены: если раньше они
стояли в ряд, друг за другом, то теперь
- полукругом, так, чтобы во время работы
девушки могли общаться;
-в штат цеха была
введена медицинская сестра, к
которой работницы могли обращаться
за медицинской и психологической помощью
и которая снимала их эмоциональное напряжение,
усталость, нервные стрессы, передавала
просьбы администрации цеха.
Такая реорганизация привела
к некоторому сокращению текучести кадров,
улучшились взаимоотношения и между работницами,
и с администрацией. Из проведенного эксперимента
Мэйо делает первое открытие – важность
процесса общения в производственных
условиях.
Второй этап. Свою экспериментальную
работу Мейо продолжил в «Western Electric Company».
Забастовочного движения на этом предприятии,
где работало около 130 тысяч Человек, не
было, но компания столкнулась с фактом
снижения производительности труда сборщиц
реле телефонных аппаратов. Длительные
исследования психологов не привели к
удовлетворительному объяснению причин.
Тогда в 1928 году был приглашен
Мэйо. Перед ним была поставлена задача
– найти стимулы для повышения производительности
труда. Мэйо организовал эксперимент,
имеющий первоначальной целью выяснить,
как влияет на производительность труда
такой фактор, как освещенность рабочего
помещения. Он разделил работниц цеха
на экспериментальную и контрольную группы.
В экспериментальной группе освещенность
помещения увеличили и через некоторое
время обнаружили рост производительности
труда. В контрольной группе при неизменной
освещенности производительность труда
не росла. Через некоторое время еще больше
увеличили освещенность помещения в экспериментальной
группе и отметили новый прирост производительности.
Однако в контрольной группе при неизменной
освещенности производительность труда
также возросла. Мэйо столкнулся с парадоксальной
ситуацией. Когда в экспериментальной
группе он убирает все улучшения освещенности,
производительность труда работниц продолжает
расти, причем рост производительности
наблюдается и в контрольной группе. Следовательно,
только улучшением освещенности рабочего
места невозможно объяснить повышение
производительности труда. Мэйо предполагает,
что в эксперименте проявляет себя еще
какая-то переменная. За такую переменную
им принимается сам факт участия работниц
в эксперименте. Осознание важности происходящего,
своего участия в исследовании, внимания
к своей личности – все это привело к большему
включению работниц в производственный
процесс и дало рост производительности
труда даже в тех случаях, когда отсутствовали
объективные улучшения. Из результатов
этого эксперимента Мэйо делает второе
открытие – значимость внимания к рядовому
работнику со стороны администрации и
исследователей. Работницы оценили возникшую
ситуацию таким образом, что для них оказался
важен сам факт интереса к ним лично, к
их труду, они очутились в центре внимания,
стали известны всему предприятию.
Третий этап. Эти неожиданные
результаты заставили Мэйо усложнить
эксперимент и провести еще несколько
исследований. Он отобрал шесть работниц,
которые были помещены в отдельную комнату,
и начал эксперименты по изменению различных
условий труда. Была улучшена система
оплаты труда, введены одновременные дополнительные
перерывы и два выходных дня в неделю.
При внедрении этих новшеств производительность
труда повышалась, а когда, по условиям
эксперимента, все нововведения были отменены,
производительность хоть немного и снизилась,
но осталась на уровне более высоком, чем
первоначальный. Мэйо сделал еще три важных
открытия. Первое - наличие у людей особого
чувства - «социобильности», т.е. потребности
в принадлежности к группе. Оказалось,
что у девушек, участвовавших в эксперименте,
ярко проявилась потребность принадлежать
к своей группе. Второе - существование
формальных и неформальных групп на производстве.
Девушки тесно сплотились, у них сложились
дружеские взаимоотношения, возникла
неформальная группа. Третье – значение
неформальных групп. Мэйо считал, что неформальную
группу можно использовать в интересах
фирмы и таким образом добиться увеличения
производительности труда, воздействуя
на отдельного работника через неформальную
группу. В результате проведенных исследований
производительность труда в цехе за 2,5
года возросла на 40%.
Четвертый этап. Выяснив роль
неформальных групп в процессе производства,
Мэйо решил посмотреть, что же происходит
внутри этой неформальной группы. В бригаду,
состоящую из 14 мужчин, сборщиков телефонных
аппаратов, был внедрен социальный психолог,
который в течение 18 недель адаптировался
и работал с ними. Он выяснил, что в такой
неформальной группе существует собственная
внутригрупповая мораль. Для данной группы
она заключалась в трех основных принципах:
1.«не делай слишком
много»;
2.«не делай мало»;
3.«не заносись, не выделяйся».
Для того чтобы избежать повышения
планового задания, норма выработки определялась
самой группой и развивались различные
способы взаимопомощи и взаимоподдержки.
Открытие, которое делает Мэйо в результате
своего четвертого эксперимента, состояло
в обнаружении внутригрупповой морали
и внутригрупповых норм взаимоотношений
и поведения. Мораль и нормы, формируемые
внутри неформальной группы, диктуют человеку
определенные стереотипы поведения в
процессе трудовой деятельности. Мэйо
подчеркивает, что администрация предприятия
имеет дело прежде всего с целостными
группами. Каждый работник, являясь членом
группы, ориентируется в своем поведении
на те моральные ценности и нормы, которые
сформировались в его группе.
Мэйо выделяет объективные
и субъективные факторы повышения производительности
труда. К объективным факторам он относит
условия и организацию труда, заработную
плату. Серию исследований он проводит
для того, чтобы изучить субъективные
факторы: влияние группы на поведение
личности, межличностные отношения, мотивы
и ценности людей в процессе трудовой
деятельности, механизмы функционирования
группы, конфликты и сотрудничество, коммуникационные
барьеры и пр.
Благодаря исследованиям Мэйо
в США распространяется термин «человеческие
отношения», возникает особая политическая
доктрина, превратившаяся в официальную
программу управления организациями.
В основу доктрины «человеческих отношений»
положены следующие принципы:
1.Человек – это «социобильное
существо», ориентированное на принадлежность
к определенной группе и включенное в
контекст группового поведения.
2.Бюрократическая организация
с ее жесткой иерархией несовместима
с природой человека и его
свободой.
3.Руководители предприятий
в большей степени должны ориентироваться
на людей, чем на продукцию. Работникам
необходимо создавать благоприятные
условия труда и общения для
того, чтобы повысить их производительность.
4.Вознаграждение за труд
всей группы эффективнее вознаграждения
одного человека. Социальное вознаграждение
эффективнее экономического. Демократический
стиль руководства, повышение удовлетворенности
трудом и взаимоотношениями, создание
атмосферы сотрудничества являются
элементами социального вознаграждения.
Мэйо считал, что концентрация
внимания управляющих на социальных и
психологических аспектах трудовой деятельности
людей - это основной путь разрешения общественных
противоречий и обеспечения социальной
стабильности общества. Им предложены
следующие средства повышения производительности
труда:
-паритетное управление,
основанное на учете взаимных
интересов администрации и работников
предприятия;
-гуманизация труда, обеспечиваемая
внедрением новых техники и технологий,
созданием благоприятных условий труда;
-принятие коллегиальных
решений, демократический стиль
руководства предприятием;
-просвещение работников,
их профессиональное обучение
и создание условий для повышения
их профессиональной квалификации.
В ходе пятилетних опытов ученые
из Гарвардского университета доказали,
что на производительность труда влияют
не только технико-экономические, но и
социально-психологические факторы (сплоченность
группы, взаимоотношения с руководством,
благоприятная атмосфера на рабочем месте,
удовлетворенность трудом и т.п.).
Действуют они на нее двояко
- то повышают производительность, то понижают
ее. В опыте с бригадой женщин замена авторитарного
руководителя демократическим привела
к росту выработки, а в опыте с бригадой
мужчин ученым не удалось ничего добиться:
неформальные нормы, задававшие низкий
уровень производительности, оказались
непреодолимым препятствием. Ученые были
уверены, что и позитивный, и негативный
результаты неопровержимо подтверждают
их теорию. В чем же состоял ее смысл?
Сторонники доктрины «человеческих
отношений» доказали, что эффективность
управления определяется неформальной
структурой и прежде всего малой группой,
взаимодействием людей и общим контролем,
самодисциплиной и возможностями творческого
роста, коллективным вознаграждением,
отказом от узкой специализации и единоначалия,
демократическим стилем руководства,
соответствием структуры людям, а не наоборот.
Осознание рабочим причастности к «команде»
или коллективу, который работает в улучшенных
условиях или условиях «патроната» со
стороны администрации предприятия, в
значительной степени повышает производительность
его труда. Позже это открытие успешно
использовалось в Японии при создании
«кружков качества», предполагающих активное
участие рабочих в обсуждении производственных
проблем, а также повсеместно при реализации
концепции автоматизированных рабочих
мест.
Социальная практика новой
доктрины основывалась на провозглашенном
Мэйо принципе замены индивидуального
вознаграждения групповым (коллективным),
экономического - социально-психологическим.
Были предложены и новые средства повышения
производительности труда «просвещение
служащих», «групповые решения», «паритетное
управление» и т. п., обращенные к определенным
социальным группам и учитывающие все
присущие им психологические и социальные
особенности. Задача менеджмента, по мнению
Мэйо, состояла в том, чтобы ограничить
снизу огромные формальные структуры
бюрократических монстров, гоняющихся
за материальной эффективностью, как-то
обуздать их неформальной организацией,
построенной на принципах человеческой
солидарности и гуманизма.
В целом, суть доктрины «человеческих
отношений» может быть сведена к следующим
положениям:
человек - «социальное животное»,
которое может быть свободно и счастливо
только в группе;
труд человека — если он интересен
и содержателен - может приносить ему не
меньше удовольствия, чем игра;
средний человек стремится
к ответственности, и эти качества должны
быть использованы на производстве;
роль экономических форм стимулирования
труда ограничена, они не являются единственными
и тем более универсальными;