Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:24, курсовая работа
На всех этапах развития производства был особо важен человек и его деятельность. На данный момент большую часть работы на себя взяли машины, которые становятся все более незаменимыми. Но если человек не будет грамотно управлять этими достижениями науки, то полезный эффект работы достигнут не будет. На результат работы человека особое влияние оказывает его мотивация к активным и грамотным действиям. Поэтому так важно и необходимо заниматься проблемами мотивированности и методикой их решения на предприятиях.
Введение
1. Теории мотивации
1.1. Понятие мотивации
1.2. Теория Маслоу
1.3. Теория МакКлелланд
2. Основные задачи системы мотивации
2.1. Основные элементы системы мотивации на предприятии
2.2. Проблемы, связанные с мотивацией персонала
3. Практика материального стимулирования в современном управлении персоналом
Заключение
Список литературы
Содержание:
Введение
1. Теории мотивации
1.1. Понятие мотивации
1.2. Теория Маслоу
1.3. Теория МакКлелланд
2. Основные задачи системы мотивации
2.1. Основные элементы системы мотивации на предприятии
2.2. Проблемы, связанные с мотивацией персонала
3. Практика материального стимулирования в современном управлении персоналом
Заключение
Список литературы
Введение
На всех этапах развития производства был особо важен человек и его деятельность. На данный момент большую часть работы на себя взяли машины, которые становятся все более незаменимыми. Но если человек не будет грамотно управлять этими достижениями науки, то полезный эффект работы достигнут не будет. На результат работы человека особое влияние оказывает его мотивация к активным и грамотным действиям. Поэтому так важно и необходимо заниматься проблемами мотивированности и методикой их решения на предприятиях.
Актуальность проблем
мотивации не оспаривается ни наукой,
ни практикой, так как от четкой разработки
эффективной системы мотивации
зависит не только повышение социальной
и творческой активности конкретного
работника (менеджера, рабочего), но и
конечные результаты деятельности предприятий
различных организационно-
Высокая мотивация персонала
- это важнейшее условие успеха
организации. Ни одна компания не может
преуспеть без настроя
Будут рассмотрены теоретические аспекты мотивации трудовой деятельности, сущность, функции, методы стимулирования персонала.
На всех этапах развития производства был особо важен человек и его деятельность. На данный момент большую часть работы на себя взяли машины, которые становятся все более незаменимыми. Но если человек не будет грамотно управлять этими достижениями науки, то полезный эффект работы достигнут не будет. На результат работы человека особое влияние оказывает его мотивация к активным и грамотным действиям. Поэтому так важно и необходимо заниматься проблемами мотивированности и методикой их решения на предприятиях.
Актуальность проблем
мотивации не оспаривается ни наукой,
ни практикой, так как от четкой разработки
эффективной системы мотивации
зависит не только повышение социальной
и творческой активности конкретного
работника (менеджера, рабочего), но и
конечные результаты деятельности предприятий
различных организационно-
Высокая мотивация персонала - это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и рабочее поведение работников определяется только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико.
Будут рассмотрены теоретические аспекты мотивации трудовой деятельности, сущность, функции, методы стимулирования персонала.
Основной задачей руководителя после постановки цели и предмета работы является организовать рабочий процесс, в частности заставить сотрудников работать. Для этого необходимо как-то мотивировать его, побудить к работе.
Основной задачей руководителя после постановки цели и предмета работы является организовать рабочий процесс, в частности заставить сотрудников работать. Для этого необходимо кок-то мотивировать его, побудить к действию. Понятно, что основным мотивирующим фактором является заработная плата, однако, существует множество и других факторов, заставляющих человека работать.
Мотивация - это способ побуждения себя и других людей к целенаправленному действию для достижения цели. Это определенный внешний фактор, влияющий на человека и его внутреннее состояние, который увеличивает желание человека работать.
Метод «Кнута и пряника»
Метод «Кнута и пряника» является
сомой первой концепцией мотивации,
она возникла в глубокой древности,
и просуществовала на протяжении
всей истории развития человека. Основной
смысл этого метода раскрывается в его
названии: за выполненную работу человек
получает вознаграждение (в древности
еду, в настоящее время зарплату), за невыполненную
- наказание
(телесные наказания, выговор, лишение
премии, лишение зарплаты). Этот метод
малоэффективен в современных условия,
так как, во-первых, не предполагает саморазвития
работника, увеличения производительности
по собственной инициативе, повышение
квалификации; а во-вторых, моральное и
социальное развитие человека достигло
такого уровня, когда работник не будет
терпеть морального, а тем более материального
ущемления своих потребностей, и в случае
проявления таковых уволится. Хоть этот
метод и не эффективен и давно устарел
он широко использовался на рутинных,
однообразных, монотонных операциях в
Советское время. В настоящее время метод
«Кнута и пряника» можно проследить в
следующей схеме оплаты труда: это оплата
труда по принципу процент от продаж, продал
товар - получил определенный процент
от суммы сделки, не продал - денег не получаешь.
Содержательные теории мотивации
В процессе развития правители и
управленцы стали замечать, что материальные
факторы уже не так сильно мотивируют
работников. Изучение потребностей человека
привело к появлению теорий в
основе которых лежит утверждение, что
главным мотивирующим фактором является
не материальный, а психологический. Первая
такая теория связана с именем Элтона
Мэйо (1880-
1945), американским социологом, одним из
основателей индустриальной социологии.
Он выдвинул доктрину «человеческих отношений»
в капиталистическом производстве, выделил
противоречия предпринимателей и рабочих
и обосновал их через личные отношения,
в улучшении которых видел путь к установлению
«мира в промышленности».
Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов (motif -- фр. побудительная причина, повод к тому или иному действию), оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.
Мотивы могут быть внутренними и внешними; последние обусловлены стремлением человека обладать какими-то не принадлежащими ему объектами или, наоборот - избежать такого обладания. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им, а, следовательно, стремлением от него избавиться. Например, интересная работа приносит человеку наслаждение и он зачастую готов трудиться почти даром; в противоположном случае он согласен на все, лишь бы от этой работы избавиться.
Мотивы, формирующиеся у человека под воздействием множества внешних и внутренних, субъективных и объективных факторов, "включаются" под влиянием стимулов (stimulus -- латинский, заостренная палка, которой в древнем Риме погоняли животных). В качестве стимулов могут выступать материальные предметы, действия других людей, предоставляющиеся возможности, надежды и пр.
По содержанию стимулы могут быть экономическими и неэкономическими. В свою очередь последнии делятся на организационные и моральные. Однако четкой грани между ними не существует; на практике они тесно переплетены, обусловливают друг друга, а зачастую взаимопереходящий, так что их просто невозможно разделить. Например, повышение в должности и связанное с ним денежное вознаграждение дают возможность приобретения не только каких-то дополнительных материальных благ, но известности, уважения, почета.
Применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, настойчивость, добросовестность, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией, и включения соответствующих мотивов, называется стимулированием.
Концепция стимулирования основывается на том, что любые действия подчиненного должны иметь для него положительные, отрицательные или нейтральные последствия, в зависимости от того, как он выполняет, порученную работу. Стремясь избежать отрицательных последствий, наступающих при отклонении от заданных параметров, устраивающих организацию, или заслужить поощрение, он сохраняет стабильность поведения или изменяет его в требуемую сторону.
Соотношение различных мотивов,
обусловливающих поведение
Мотивационный процесс.
Мотивация, рассматриваемая
как процесс, теоретически может
быть представлена в виде шести следующих
одна за другой стадий. Естественно, такое
рассмотрение процесса носит достаточно
условный характер, так как в реальной
жизни нет столь четкого
Первая стадия - возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает "требовать" от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы: физиологические, психологические, социальные.
Вторая стадия - поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.
Третья стадия - определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:
* что я должен получить, чтобы устранить потребность;
* что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
* в какой мере я могу добиться того, что желаю;
* насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.
Четвертая стадия - осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.
Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.
Шестая стадия - устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным фактором является неочевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их «вычленить» невозможно. Требуются длительные наблюдения для того, чтобы попытаться с достаточной степенью достоверности сказать о том, какие мотивы являются движущими в мотивационном процессе человека.
Следующим важным фактором
является изменчивость мотивационного
процесса. Характер мотивационного процесса
зависит от того, какие потребности
инициируют его. Однако сами потребности
находятся между собой в
Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека, уникальным и не на сто процентов предсказуемым, является различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.