Теории мотиваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение содержательных тео-рий мотивации и возможности их практического применения в настоящее вре-мя. В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
1. изучения понятия мотивации и теоретическое обоснование теорий мо-тивации Маслоу, Герцберга, МакКлелланда и Альдерфера, а также установле-ние связи между данными теориями;
2. рассмотрение возможностей практического использований теорий мо-тивации Маслоу и Герцберга в современном мире.

Содержание работы

Введение
1. Мотивация, теории мотивации
1.1. Понятие мотиваций
1.2. Содержательные теории мотивации
1.2.1. Теория иерархии потребностей по А. Маслоу
1.2.2. Теория Д. МакКлелланда
1.2.3. Теория двух факторов Ф. Герцберга
1.2.4. Теория К. Альдерфера
1.3. Связь содержательных теорий мотивации
2. Использование теорий мотиваций в практике управления
2.1. Практическое применение теории А. Маслоу в современной практике управления
2.2. Использование теории Ф. Герцберга в управлении
Заключение
Используемая литература

Файлы: 1 файл

Курс Сфера практич использ содержательных теорий мотиваций.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

     Для того чтобы эффективно использовать теорию Ф, Герцберга, необходимо составить перечень факторов здоровья и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.

     1.2.4. Теория К. Альдерфера

 

     К. Альдерфер исходил в своей  теории из того, что потребности  человека могут быть объединены в  отдельные группы. Однако, в отличие  от теории иерархии потребностей Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует три [14, С. 265]:

     - потребности существования;

     - потребности связи;

     - потребности роста.

     Потребности существования – основные физиологические  потребности человека. Потребность  связи по Альдерферу отражает социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Потребности роста включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, стремлением к самосовершенствованию и т.п.

     Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны: наверх, если удовлетворена потребность низшего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом, по мнению Альдерфера, в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня, усиливается степень действия потребности более низкого уровня, и переключает внимание человека на этот уровень. Например, если человек никак не смог удовлетворить потребности роста, у него «включаются» потребности связи, и это вызывает процесс регрессии с верхнего уровня потребности на нижний. В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность, что определяет наличие обратного хода сверху вниз.                                                    

     Процесс движения вверх по уровню потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз - процессом поражения в стремлении удовлетворить потребность.

     Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивировании людей в организации. Например, если в организации нет достаточных возможностей в удовлетворении потребности в росте, то разочаровавшись, человек может с повышенным интересом переключиться на потребность связи. И в данном случае организация сможет предоставлять ему возможности в удовлетворении данной потребности, увеличивая тем самым свой потенциал мотивирования данного человека.

1.3. Связь содержательных  теорий мотивации

 

     Все содержательные теории мотивации основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации, и в то же время практически не уделяют внимания самому процессу мотивации.

     Основные  характеристики моделей А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. МакКлелланда и Ф. Герцберга сопоставлены в табл. 2 [8, С. 415; 13, С. 126].

     Таблица 2

     Сопоставление теорий Маслоу, Альдерфера, МакКлелланда и Герцберга

Теория  А. Маслоу
Потребности делятся на первичные и вторичные  и представляют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они располагаются в соответствии с приоритетом
Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная  потребность иерархической структуры
После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается
Теория  К. Альдерфера
Три потребности, мотивирующие человека - потребности  существования, связи и роста
Движение  от потребности к потребности  идет в обе стороны: наверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если удовлетворить потребность более высокого уровня нет возможности
Процесс движения вверх по уровню потребностей - процесс удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз - процесс поражения в стремлении удовлетворить потребность
Теория  Д. МакКлелланда
Три потребности, мотивирующие человека - потребность  власти, успеха и причастности (социальная потребность)
Сегодня особенно важны эти потребности  высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, так правило, уже удовлетворены
Теория  Ф. Герцберга
Потребности делятся на факторы здоровья и  мотивирующие факторы
Наличие факторов здоровья всего лишь не дает развиться неудовлетворению работой
Мотивирующие  факторы, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у А. Маслоу и Д. МакКлелланда, активно воздействуют на поведение человека
Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в  сущность работы
 

     Мотивация на основании потребности в причастности по МакКлелланду схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей отдельной группой.

     Теория  мотивации Герцберга имеет много  общего с теорией Маслоу. Факторы  здоровья Герцберга соответствуют  физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности  в будущем. Его мотивирующие факторы  сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу (табл. 3). Но в одном пункте эти две теории резко расходятся. Маслоу рассматривал факторы здоровья как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения. Если менеджер дает рабочему возможность удовлетворить одну из таких потребностей, то рабочий в ответ на это будет работать лучше. Герцберг, напротив, считает, что работник начинает обращать внимание на факторы здоровья только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.

     Таблица 3

     Соотношение теорий потребностей А. Маслоу и Ф.. Герцберга

Теория  А. Маслоу Теория Ф. Герцберга
Самовыражение

Уважение

Мотивирующие  факторы
Социальные  потребности

Потребности в безопасности и уверенности в будущем

Физиологические

Факторы здоровья
 

     Потребности существования Альдерфера как бы включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: физиологические потребности и потребности безопасности за исключением групповой безопасности. Группа потребностей связи наглядно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности. В группу потребности связи по Альдерферу можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из пирамиды Маслоу, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которые связаны с групповой безопасностью. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу [4, С. 181].

     Эти три группы потребностей, также как  и в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями А. Маслоу и К. Альдерфера есть одно принципиальное различие - по Маслоу движение происходит от потребности к потребности только снизу вверх, а Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны.

2. Использование теорий  мотиваций в практике управления

2.1. Практическое применение  теории А. Маслоу  в современной  практике управления

 

     Теория  Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что  лежит в основе стремления людей  к работе. Руководители различных  рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось в основном их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, завоеванным в результате борьбы профсоюзов и государственных мер регулирования, даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу.

     В современном обществе физиологические  потребности и потребность в  безопасности играют относительно незначительную роль для большинства людей. Только действительно бесправные и беднейшие слои населения руководствуются этими потребностями низших уровней. Отсюда следует очевидный для теоретиков систем управления вывод о том, что потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности нижних уровней. Этот факт подтверждается исследователями, проводившими опросы работников о мотивах их деятельности.

     В итоге можно сделать вывод, что  если вы руководитель, то вам нужно  тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время. В табл. 4 в сводном виде перечислены некоторые способы, при помощи которых руководители могут удовлетворить потребности высших уровней у своих подчиненных в ходе трудового процесса [8, С. 408].

     Хотя  теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью. Конечно, в принципе, людей можно отнести к той или иной достаточно широкой категории, характеризующейся какой-либо потребностью высшего или низшего уровня, но четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей по Маслоу, по-видимому, просто не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.

     Основной  недостаток теории Маслоу сводится к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Так, Э. Лоулер, напротив, ввел иерархическую структуру индивидуальных потребностей-предпочтений, которую человек формирует на основании своего прошлого опыта. Так, исходя из своего прошлого опыта, один человек может быть более всего заинтересован в самовыражении, в то время как поведение другого, вроде бы схожего с ним и также работающего, будет в первую очередь определяться потребностью в признании, социальными потребностями и потребностью в безопасности [8, С. 408].

     Таблица 4

     Методы  удовлетворения потребностей высших уровней

Потребность Метод удовлетворения
Социальные  потребности Давать сотрудникам  такую работу, которая позволила  бы им общаться; создавать на рабочих местах дух единой команды; проводить с подчиненными периодические совещания; не стараться разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба; создавать условия для социальной активности членов организации вне ее рамок
Потребности в уважении Предлагать  подчиненным более содержательную работу; обеспечивать им положительную обратную связь с достигнутыми результатами; высоко оценивать и поощрять достигнутые подчиненными результаты; привлекать подчиненных к формулировке целей и выработке решений; делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия; продвигать подчиненных по служебной лестнице; обеспечивать обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности
Потребности в самовыражении Обеспечивать подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал; давать подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи; поощрять и развивать у подчиненных творческие способности

Информация о работе Теории мотиваций