Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение содержательных тео-рий мотивации и возможности их практического применения в настоящее вре-мя. В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
1. изучения понятия мотивации и теоретическое обоснование теорий мо-тивации Маслоу, Герцберга, МакКлелланда и Альдерфера, а также установле-ние связи между данными теориями;
2. рассмотрение возможностей практического использований теорий мо-тивации Маслоу и Герцберга в современном мире.
Введение
1. Мотивация, теории мотивации
1.1. Понятие мотиваций
1.2. Содержательные теории мотивации
1.2.1. Теория иерархии потребностей по А. Маслоу
1.2.2. Теория Д. МакКлелланда
1.2.3. Теория двух факторов Ф. Герцберга
1.2.4. Теория К. Альдерфера
1.3. Связь содержательных теорий мотивации
2. Использование теорий мотиваций в практике управления
2.1. Практическое применение теории А. Маслоу в современной практике управления
2.2. Использование теории Ф. Герцберга в управлении
Заключение
Используемая литература
Таким образом, руководители должны знать, что предпочитаем тот или иной сотрудник в системе вознаграждения, и что заставляет кого-либо из подчиненных отказываться от совместной работы с другими. Разные люди любят разные вещи, и если руководитель хочет эффективно мотивировать своих подчиненных он должен чувствовать их индивидуальные потребности.
Согласно теории Герцберга, наличие гигиенических факторов не будет мотивировать работников. Оно только предотвратит возникновение чувства неудовлетворенности работой. Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов. Многие организации попытались реализовать эти теоретические выводы посредством программ обогащения труда. В ходе выполнения программы обогащения труда, работа перестраивается и расширяется так, чтобы приносить больше удовлетворения и вознаграждений ее непосредственному исполнителю. Обогащение труда направлено на структурирование трудовой деятельности таким образом, чтобы дать почувствовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за данное задание, ощущение того, что человек выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу. Среди нескольких сотен фирм, которые используют программы обогащения труда для того, чтобы устранить негативные последствия утомления и связанное с этим падение производительности труда, есть и такие крупные компании, как «Аи Ти энд Ти», «Америкэн Эйрлайнз» и «Тексас Инструментс». Хотя концепция обогащения труда весьма успешно используется во многих ситуациях, она подходит для мотивации не всех людей [8, С. 412].
Для того чтобы использовать теорию Герцберга эффективно, необходимо составить перечень гигиенических и особенно мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.
Хотя теория Герцберга эффективно использовалась в ряде организаций, в ее адрес раздавались и критические замечания. В основном они были связаны с методами исследований. Действительно, когда людей просят описать ситуации, когда им бывало хорошо или плохо после выполнения работы, то они инстинктивно связывают благоприятные ситуации с ролью своей личности и объектов, которые они контролируют, а неблагоприятные - с ролью других людей и вещей, которые объективно от опрашиваемых на зависят. Таким образом, результаты, которые получил Герцберг, были, по крайней мере частично, результатом того, как он задавал вопросы.
Один и тот же фактор может вызвать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого, и наоборот. Таким образом, и гигиенические факторы, и мотивирующие могут являться источником мотивации, и зависит это от потребностей конкретных людей. Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы.
Кроме того, Герцберг предполагал наличие сильной корреляции между удовлетворением от работы и производительностью труда. Как показывают другие исследования, такая корреляция существует далеко не всегда. Как полагают Хеллригел и Слокам, отсутствие какой-либо однозначной взаимосвязи между отношением к работе и производительностью труда можно проиллюстрировать на примере тех работников, которые весьма удовлетворены своей работой, потому что у них есть широкие возможности для социального общения с коллегами, но мотивов для повышения производительности труда практически нет. Другими словами, повышение производительности относится к разряду вторичных среди целей, которые преследуют такие работники, приходя на работу: Усиление мотивирующих факторов не всегда приводит к повышению производительности [8, С. 418].
Например, человек может любить свою работу, потому что он считает коллег друзьями и, общаясь с ними, удовлетворяет свои социальные потребности. Вместе с тем такой человек может считать болтовню с коллегами более важным делом, чем выполнение порученной ему работы. Таким образом, несмотря на высокую степень удовлетворения работой, производительность может оказаться низкой. В силу того что социальные потребности играют очень важную роль, введение таких мотивирующих факторов, как усиление ответственности за порученное дело, может не оказать мотивирующего воздействия и не привести к росту производительности. Это будет именно так, особенно в том случае, если другие работники воспримут возрастание производительности труда данного работника как нарушение негласно установленных норм выработки.
Все эти замечания ясно показывают, что мотивацию надо воспринимать как вероятностный процесс. То, что мотивирует данного человека в конкретной ситуации, может не оказать никакого воздействия на него в другое время или на другого человека в аналогичной ситуации. Таким образом, хотя Герцберг и сделал важный вклад в понимание мотивации, его теория не учитывает многих переменных величин, определяющих ситуации, связанные с ней. Впоследствии исследователям стало понятно, что, для того чтобы объяснить механизм мотивации, необходимо рассмотреть многочисленные поведенческие аспекты и параметры окружающей среды. Реализация этого подхода привела к созданию процессуальных теорий мотивации.
Процесс мотивации сложен и неоднозначен. Существует достаточно большое количество разных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. В современных исследованиях выделяются теории содержания мотивации (теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория FRG К. Альдерфера, теория приобретенных потребностей МакКлелланда, теория двух факторов Герцберга и др.). Все содержательные теории мотивации основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации, и в то же время мало уделяют внимания самому процессу мотивации.
Положения ряда теорий мотивации позволяют сформулировать следующие основополагающие рекомендации по повышению эффективности мотивации в практической работе:
1.
Следует ориентироваться на
2.
Надлежит всегда соизмерять
3.
Необходимы надежный учет
4. В любых условиях должен быть предусмотрен определенный набор административных санкций за нарушения трудовой и производственной дисциплины, халатное отношение к труду и допущенные ошибки в работе.
5.
Целесообразна максимальная