Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является на основе изучения теорий мотивации разработка направлений совершенствования мотивации персонала предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть понятие и содержание мотивации персонала;
- выделить виды мотивации;
- изучить теории содержания мотивации;
- исследовать отечественный и зарубежный опыт развития мотивации работников.
Введение 5
1 Теоретические основы мотивации 7
1.1 Понятие и содержание мотивации персонала 7
1.2 Виды мотивации 9
1.3 Теории содержания мотивации 16
2 Изучение отечественного и зарубежного опыта развития
мотивации работников 21
2.1 Мотивационные стратегии и методы в России 21
2.2 Зарубежный опыт мотивации работников 28
2.3 Основные направления совершенствования
мотивации персонала предприятия 32
Заключение 36
Список использованных источников 39
РЕФЕРАТ
Курсовая работа состоит из 41 страницы, 2 таблиц, 32 использованных источников.
ТЕОРИИ СОДЕРЖАНИЯ МОТИВАЦИИ, ПОТРЕБНОСТИ, ВИДЫ МОТИВАЦИИ, СТИМУЛИРОВАНИЕ РАБОТНИКОВ, МОТИВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ.
Целью данной курсовой работы является на основе изучения теорий мотивации разработка направлений совершенствования мотивации персонала предприятия.
Предмет курсовой работы –– система отношений стимулирования работников предприятия.
Теоретической базой исследования курсовой работы послужили нормативные акты, научные и учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы периодических изданий, посвященные вопросам мотивации персонала, формирования систем оплаты труда и управления карьерой, труды отечественных и зарубежных авторов по управлению персоналом, основам предпринимательской деятельности, в частности, таких, как: Аванесов Ю. А., Ануфриев Н. В., Бабичев А. В., Белолипецкий В. Г. и др. [11, с. 90].
Практическая значимость работы заключается в том, что на основе выводов, положений и рекомендаций, сделанных в работе, предложения автора, направленные на совершенствование мотивации работников могут быть использованы в практической деятельности предприятий.
Содержание
Введение
1 Теоретические основы мотивации
1.1 Понятие и содержание мотивации
персонала
1.2 Виды мотивации
1.3 Теории содержания мотивации
2 Изучение отечественного и зарубежного опыта развития
мотивации работников
2.1 Мотивационные стратегии и методы
в России
2.2 Зарубежный опыт мотивации работников
2.3 Основные направления совершенствования
мотивации персонала предприятия
Заключение
Список использованных источников 39
Введение
Влияние уровня мотивации на производительность труда сложно переоценить. При этом, путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Зная то, что движет человеком, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, какими способами мотивы могут быть приведены в действие и как осуществляется мотивирование людей.
Актуальность темы управления мотивацией персонала состоит в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников.
В этой связи вопросы мотивации труда привлекают все большее внимание исследователей и практиков.
Целью данной курсовой работы является на основе изучения теорий мотивации разработка направлений совершенствования мотивации персонала предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть понятие
и содержание мотивации персона
- выделить виды мотивации;
- изучить теории содержания мотивации;
- исследовать отечественный и зарубежный опыт развития мотивации работников.
Предмет курсовой работы – система отношений стимулирования работников предприятия.
Теоретической базой исследования курсовой работы послужили, научные и учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы периодических изданий, посвященные вопросам мотивации персонала, формирования систем оплаты труда и управления карьерой, труды отечественных и зарубежных авторов по управлению персоналом, основам предпринимательской деятельности, в частности, таких, как: Аванесов Ю. А., Ануфриев Н. В., Бабичев А. В., Белолипецкий В. Г. и др. [11, с. 90].
Практическая значимость работы заключается в том, что на основе выводов, положений и рекомендаций, сделанных в работе, предложения автора, направленные на совершенствование мотивации работников могут быть использованы в практической деятельности предприятий.
1 Теоретические основы мотивации
1.1 Понятие
и содержание мотивации
Существует много определений мотивации. Мотивация – процесс стимулирования отдельного сотрудника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации. Мотивация - процесс побуждения себя и других к достижению личных целей или целей организации.
Другие рассматривают
Золотарев В. Г. считает, что мотивация – это побудительная причина, повод к какому-либо действию, активное состояние человека (его мозговых структур), побуждающее его совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных (например, жажда, голод и др.) или групповых (забота о детях и др.) потребностей [21, с. 15].
Наиболее характерная черта перечисленные выше трактовок этого термина –это побуждение к какой-либо сознательной деятельности. Исходя из выше рассмотренных сущностных характеристик проанализирует и сформулируем понятие мотивации труда. В отечественной экономической литературе под трудом понимают целенаправленную, легитимную, сознательную, востребованную деятельность человека [80, с.200].
На наш взгляд, мотивация – это побуждение к активности и деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности людей), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.
Цель мотивации - достижение в процессе труда целей организации и (или) целей работника. В основе мотивации труда – мотивы и стимулы как связанные, так и не связанные с процессом труда.
Мотивация и регулирование (руководство, взаимодействие с людьми) - решающий фактор успеха в управлении предприятием.
Мотивация имеет две формы:
1) внешняя мотивация;
2) внутренняя мотивация самозарождающиеся факторы, которые влияют на людей, поддерживая определенные начинания и побуждая двигаться в определенном направлении.
Для эффективного мотивирования требуется:
а) разобрать модель основного процесса мотивации: потребность – цель –действие и влияние опыта и ожиданий;
б) знать факторы, влияющие на мотивацию, – набор потребностей, которые инициируют движение к целям и условия, при которых потребности могут быть удовлетворены;
в) Выяснить, что мотивация не может стремиться просто к созданию чувства удовлетворенности и удовольствия – повышенная его доза может довести до самодовольства и инерции.
Процесс мотивации начинается с какой-либо (сознательной или бессознательной) ощущаемой неудовлетворенной потребности, нужды. Затем определяется цель, которая предполагает, что для удовлетворения потребности требуется некое направление действий, посредством которых может быть достигнута цель и нач. удовлетворение потребности [11, c. 200].
Сила мотивации зависит от опыта и ожиданий. Опыт достижения при предпринимаемых действиях по удовлетворению потребности показывает людям, что некоторые действия помогают в достижении цели, другие же – малоуспешны.
Некоторые приносят награду, а некоторые приводят к провалу, наказаниям. Действия, которые привели к успешному поведению и награде, повторяются, когда подобная потребность появится вновь. Провал или наказания предполагают, что необходимо искать другие, альтернативные средства достижения цели. Это закон эффекта, открытый в психологических исследованиях в рамках концепции бихевиоризма (поведенческой психологии).
Степень, в которой опыт определяет будущее поведение, зависит от того, насколько человек способен распознать сходство между предыдущей ситуацией и настоящей [11, c. 201].
Влияние ожидания: люди активно действуют тогда, когда уверены, что выбранная тактика приведет к желаемой цели. Сила ожидания может базироваться как на субъективной оценке вероятности достижения цели с помощью конкретной тактики действий, так и на прошлом опыте, но человек сталкивается с совершенно новыми ситуациями – в таких условиях мотивация будет наименьшей.
Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое распространение и в нашей стране, которые появились сравнительно недавно. Данный факт можно объяснить тем, что в экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирование». Мотивация человека понимается как совокупность движущий сил, побуждающих человека к осуществлению определённых действий.
1.2 Виды мотивации
Чтобы проанализировать мотивацию в широком смысле, так же как и в узком, важно охарактеризовать виды мотивации.
Существуют следующие виды мотивации.
1) Внешняя и внутренняя мотивация.
Внешняя мотивация (экстринсивная) – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) – мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
2) Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной .
3) Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
Различают также:
а) индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза:
- голод,
- жажда,
- избегание боли,
- стремление к температурному оптимуму,
и т. д.
б) групповые:
- забота о потомстве,
поиск места в групповой иерархии,
- поддержание присущей данному виду структуры сообщества,
и т. п.
в) познавательные
- исследовательское поведение;
- игровая деятельность [15, с. 280].
Потребность в самоутверждении – важнейшая потребность, стимулирующая широчайший спектр человеческого поведения. Она проявляется в стремлении человека утвердить себя на социальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях
Мотив самоутверждения – стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус) [11, c. 203].
Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности – существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.
Мотив идентификации с другим человеком – стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей [11, c. 207].
Стремление походить на кумира – существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется. Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее. Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, – важное условие эффективного процесса социализации.