Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является на основе изучения теорий мотивации разработка направлений совершенствования мотивации персонала предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть понятие и содержание мотивации персонала;
- выделить виды мотивации;
- изучить теории содержания мотивации;
- исследовать отечественный и зарубежный опыт развития мотивации работников.
Введение 5
1 Теоретические основы мотивации 7
1.1 Понятие и содержание мотивации персонала 7
1.2 Виды мотивации 9
1.3 Теории содержания мотивации 16
2 Изучение отечественного и зарубежного опыта развития
мотивации работников 21
2.1 Мотивационные стратегии и методы в России 21
2.2 Зарубежный опыт мотивации работников 28
2.3 Основные направления совершенствования
мотивации персонала предприятия 32
Заключение 36
Список использованных источников 39
Двухфакторная теория Герцберга базируется на следующих положениях:
1) Некоторые трудовые
условия в случае, если они
отсутствуют, ведут к неудовлет
2) С другой стороны,
существуют условия, которые
Рассмотрим также процессуальны
Теория ожидания Врума разработана в 1964 г. психологом Виктором Врумом как процесс управления выбором.
Она основана на предположении, что не само наличие активной потребности толкает человека на достижение определенной цели, а надежда, что избранный тип поведения приведет к удовлетворению потребности. Ключевым фактором в теории ожидания являются 3 взаимоотношения:
1) ожидания (прогноз) соотношения расходов на труд – результата (РТ-Р);
2) ожидание соотношения результата – вознаграждения (Р-В);
3) ценность вознаграждения (Ц) – предполагаемая степень относительного удовлетворения – или неудовлетворения, возникшего вследствие получения определенного вознаграждения.
Соотношение между тремя факторами может быть выражено:
Мотивация (М) = (РТ-Р) * (Р-В) * Ц. (1)
Мотивация наиболее высока, когда ожидания удовлетворяются в наибольшей степени.
Теория справедливости. Согласно теории справедливости люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к израсходованным усилиям и затем это сравнивают с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если человек считает, что здесь возникла несправедливость, то возникает психологическое напряжение. Исследования показали, что если люди полагают, что им не платят достаточно, то они снижают интенсивность своей работы. Но когда считают, что им платят больше, то не начинают работать интенсивнее. Основной вывод: до тех пор, пока люди не начинают считать, что получают справедливое вознаграждение, они снижают интенсивность своего труда. Эта теория рекомендует включать критерий самооценки в систему формальной оценки трудовой деятельности [10, с. 54].
Интеграционная модель Портера-Лоулера. Лаймон Портер и Эдуард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, объединяющую элементы теории ожиданий и теории справедливости. Ключевые понятия: израсходованные усилия – восприятие – полученный результат – вознаграждение – степень удовлетворения.
Согласно модели Портер-Лоулера, результат, достигнутый сотрудником, зависит от 3 факторов: израсходованные усилия; способности и характерные черты человека; осознание своей роли в процессе труда. Уровень расходуемых усилий зависит от ценности вознаграждения и от того, как оценивается вероятность, что расходуемые усилия будут вознаграждены. Достижение нужного уровня результата может привести к внутреннему вознаграждению - например, чувство самоуважения или удовлетворения от выполненной работы - или к внешним вознаграждениям - похвала руководителя или продвижение по службе. Пунктирная линия между результатом и внешним вознаграждением означает, что может существовать разрыв между результатами сотрудника и даваемым ему вознаграждением. Пунктирная линия между результатом и вознаграждением, принятая как справедливая, приносит пользу; в соответствии с теорией справедливости сотрудник имеет свою оценку степени справедливости вознаграждения, даваемого за тот или иной результат. Удовлетворение есть результат внешнего и внутреннего вознаграждения, которое оценивается как справедливость.
Удовлетворение есть мера того, насколько ценно вознаграждение в действительности. Эта оценка еще влияет на восприятие сотрудником и будущих ситуаций. Важный вывод этой модели: результативный труд ведет к удовлетворению.
Различные теории мотиваций
содействуют значительному
Обобщив сказанное, можно сказать, что потребности организации и индивида зависят от окружающей рабочей среды. Два круга потребностей (организации и индивида) никогда полностью не совпадают, но именно зона их пересечения делает возможным достижение эффективной работы индивида и эффективного функционирования предприятия. Возможны ситуации, когда интересы организации противоречат или даже вредят интересам индивида и наоборот [10, с. 55].
Можно сделать вывод о том, чтобы на практике эффективно выполнять функцию мотивации, руководитель должен овладеть современными теориями мотивации с учетом человеческого поведения и механизмов побуждения к тому или иному действию.
2 Изучение
отечественного и зарубежного
опыта развития мотивации работ
2.1 Мотивационные стратегии и методы в России
Существуют три основных подхода к выбору мотивационной стратегии:
Первый подход. Стимул и наказание: люди работают за вознаграждение: тем, которые работают хорошо и много, платят хорошо, а тем, кто работает еще больше, платят тоже больше. Тех, кто не работает качественно, наказывают.
Второй подход. Мотивирование через саму работу: дайте человеку работу интересную и приносящую ему удовлетворение, и качество исполнения будет высоким.
Третий подход. Систематическая связь с менеджером: определяйте цели с подчиненным и давайте ему положительную обратную связь, когда он действует правильно, и отрицательную, когда он ошибается. Выбираемая мотивационная стратегия базируется на анализе ситуации и предпочитаемом стиле взаимодействия руководителя с другими людьми [34, с. 90].
Используются следующие
а) Использование денег как вознаграждения и стимула;
б) Наложение взысканий;
в) Развитие сопричастности;
г) Мотивирование через саму работу;
д) Вознаграждение и признание достижений;
е) Упражнение в руководстве;
ё) Поощрение и вознаграждение групповой работы;
ж) Обучение и развитие сотрудников;
з) Ограничение, лимитирование отрицательных факторов;
Деньги в качестве зарплаты или других форм вознаграждения – очевидная форма награды. Сомнение Херцберга в эффективности денег как средства мотивации заключается в том, что повышение зарплаты не приводит автоматически к повышению эффективности и производительности труда, хотя недостаток денег или задержка выплаты зарплаты однозначно приводит к росту недовольства, напряженности и снижению производительности труда. Но следует учитывать, что деньги являются средством достижения различных целей, прямо или не прямо связаны с удовлетворением многих потребностей: в иерархии Маслоу деньги удовлетворяют основные потребности выживания и безопасности, они могут удовлетворять и потребность в самоуважении, в престиже и статусе, а также желания вещемании и алчности. Ясно, что все люди нуждаются в деньгах, и требуется им платить необходимую сумму для привлечения и удержания в организации.
Единственным исключением выступают немногочисленные ситуации, когда внутренняя привязанность к работе превалирует над финансовыми соображениями. Деньги могут вызывать положительную мотивацию при определенных условиях, но Герцберг прав, что неизменная систематическая плата может и демотивировать. Чтобы эффективно использовать деньги как мотиватор и избегать их воздействия как демотиватора, следует: 1) платить конкурентную зарплату для привлечения и удержания специалистов; 2) давать такую зарплату, которая отражает стоимость работы для компании на основах справедливости; 3) связать плату с качеством исполнения или результатом, чтобы награда была соизмерима с усилиями работника; 4) работник уверен, что его усилия будут поощрены соответствующей наградой.
Зарплата – это не единственная форма поощрения, возможны самые разнообразные поощрения. Например, в преуспевающих западных фирмах (приводим неполный перечень возможных поощрений):
а) Хорошим работникам, как правило, каждые полгода увеличивается заработная плата.
б) Премия за выслугу лет через 5, 10 и более лет.
в) Оплаченное приглашение на 2 обеда или ужина в первоклассном ресторане, которое фирма выдает сотруднику, если он за целый год ни разу не брал больничного.
г) Принятие отделом кадров на себя личных забот и проблем сотрудников. Это, например, банковские кредиты, которые не удалось возвратить, другие долги, различные проблемы с детьми, помощь при болезни и других проблемах, в этих случаях фирма бесплатно предоставляет юридическую помощь.
д) Выдается оплаченный чек на полное медицинское обследование в лучших медицинских учреждениях США.
е) Страхование жизни и здоровья.
ё) Субсидируемый предприятием кафетерий.
ж) Ссуды с пониженной процентной ставкой на обучение детей в школах.
з) Организация детских учреждений.
и) Организация коллективных гаражей.
й) Повышение в должности без изменения заработной платы.
к) Предоставление права бесплатно пользоваться автомобилем фирмы.
л) Оплата расходов на бензин и ремонт личного автомобиля.
м) Высшему руководству фирм, проработавшим 10-15 лет и внесшим личный вклад в развитие организации, предоставляется оплаченный отпуск от 6 месяцев до года, который используется для путешествий, написания мемуаров; и т. п.
Видный английский психолог Дж. Браун утверждает, что отсутствие информации о результатах собственной работы часто становится причиной инфантильности. «Психологи, - пишет он, – доказали без всяких сомнений, что и человек, над чем-либо работающий, воспринимает как стимул, если его информируют о том, в каком состоянии находится его работа». Рядом исследований подтверждено, что информирование исполнителя о результатах его труда повысило эти результаты на 12-15 %. Большинство людей хочет знать, каких результатов они достигают своей работой. Каждая благодарность, награда, денежная премия и тому подобное действует тем эффективнее, чем меньший отрезок времени отделяет заслуживающий награждение поступок от полученного поощрения. «Вдвойне дает тот, кто дает вовремя», - гласит поговорка. Менеджер должен уметь выразить свою признательность работнику именно тогда, когда он ее заслужил. Это следует сделать сразу, чтобы вызванные у работника приятные эмоции ассоциировались с качественным и своевременным выполнением работы [22, с. 200].
Мотивация не есть только вопрос раздачи наград. Людям требуется знать, что их ожидает в случае некомпетентного или недобросовестного выполнения своих служебных обязанностей, какие взыскания могут быть на них наложены за то или иное нарушение. Метод взысканий, если они наложены справедливо и не являлись неожиданностью для сотрудника, мотивируют его к улучшению своей работы. Имеет ли значение, как и где налагают взыскание? Допустимы ли формы общественного взыскания? Если вы вдруг совершили нарушение дисциплины, где бы вы предпочли подвергнуться общественному осуждению? Ответы разделились следующим образом: в бригаде - 77,4 %, в цехе – 18 %, в коллективе предприятия - 4,3 %. На вопрос: «Где бы вы предпочли услышать общественное признание ваших трудовых достижений?», ответы разделились так: в бригаде -5,4; в цехе - 39,7; в коллективе предприятия - 54,9 %. Это - информация для размышления [22, с. 201].
Развитие сопричастности и идентификации сотрудников с организацией, с ценностями, целями организации мотивирует работников на повышение эффективности труда.
Мотивирование через саму работу использует внутренние стимулы интереса к работе, чувства удовлетворения от процесса работы, от возможности проявить свои способности, собственные силы при принятии решений и выполнении производственных задач.
Поощрение достижений сотрудников мотивирует их к улучшению дальнейшей деятельности, если это поощрение разнообразно: сама система зарплаты устроена так, что связывает награду с достижениями, а также требуется поощрение людей через повышение их ответственности и самостоятельности (внутренняя награда) и создания возможности повышения статуса, продвижения в карьере (внешняя награда). Поощрения мотивируют лишь тогда, когда они заслужены и человек сознает это. И они обесцениваются, если раздаются и получаются незаслуженно «налево и направо».
Упражнение в руководстве, применение руководства как ключевого фактора мотивации позволяет улучшить эффективность деятельности персонала, ибо умелое руководство способствует развитию сопричастности и идентификации, прояснению ролей и целей, развитию группового духа.
Важное значение имеет личность и стиль управления руководителя.
Ограничение отрицательных факторов предполагает минимизацию отрицательных гигиенических факторов, которые выделил Герцберг: это несправедливая система оплаты; плохие условия работы; неадекватный надзор; неоправданно ограничивающие или бюрократические практики; и др.
Руководитель должен иметь в виду две цели: 1) снизить уровень неудовлетворенности подчиненных, улучшив положение с регуляторами мотивации, и 2) увеличить уровень удовлетворенности, усилив главные мотиваторы (которые реально увеличивают выделение энергии у подчиненных). Виды регуляторов мотивации представлены в таблице 1 [15, с. 32].