Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 19:55, контрольная работа
Актуальность проблемы: нестабильность экономической, социальной, политической и производственной среды, стремительное развитие научно- технического прогресса, высокая конкурентность и рискованность ставит руководителей коллективов и организаций перед необходимостью адаптации к изменяющемуся контексту управленческой деятельности. Выход многих предприятий из государственного сектора, образование новых негосударственных структур повышает степень личной ответственности руководителя или менеджера за деятельность сотрудников и организации.
Возросшая интенсивность, интеллектуальность, эмоциональная напряженность труда требует от менеджера организации высокого профессионализма.
Главной задачей науки управления является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.
Введение………………………………………...…………………………………3
Теоретическая часть……………………………………..……………………….4
Практическая часть……………………………………………………….……...8
-характеристика организации……………………………………………….…..8
-анализ стиля управления руководителя предприятия …………………..…..28
Выводы и рекомендации………………………………………………………..29
Список используемой литературы……………………………………………..31
Приложение………………………………………………………………………32
Федеральное агентство по образованию
Новосибирский государственный
университет экономики и
Номер группы________________________
Наименование специальности____
Студент_______________________
Номер зачетной книжки (студенческого
билета)_______________________
Учебная дисциплина ______________________________
Кафедра_______________________
Номер варианта контрольной
работы________________________
Дата регистрации институтом
«___»_________________________
Дата регистрации кафедрой
«___»_________________________
Проверил______________________
2010 г.
Содержание
Введение………………………………………...…………
Теоретическая часть……………………………………..………………………
Практическая часть………………………………
-характеристика организации……………………………………………….
-анализ стиля управления руководителя предприятия …………………..…..28
Выводы и
рекомендации………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность проблемы: нестабильность экономической, социальной, политической и производственной среды, стремительное развитие научно- технического прогресса, высокая конкурентность и рискованность ставит руководителей коллективов и организаций перед необходимостью адаптации к изменяющемуся контексту управленческой деятельности. Выход многих предприятий из государственного сектора, образование новых негосударственных структур повышает степень личной ответственности руководителя или менеджера за деятельность сотрудников и организации.
Возросшая интенсивность, интеллектуальность, эмоциональная напряженность труда требует от менеджера организации высокого профессионализма.
Главной задачей науки управления является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.
Данная контрольная работа состоит из двух разделов:
В первом разделе – теоретическом – раскрываются все аспекты, касающиеся управления человеком.
Во втором разделе – практическом – отражены все вопросы по управлению человеком на конкретном примере предприятия (в частности на «Новосибирском приборостроительном заводе»).
Построенная таким образом работа позволяет наиболее ясно показать всю многогранность управления человеком. Не претендуя на оригинальность, контрольная работа, тем не менее, не может не оказаться полезной тому, кто всерьез заинтересован вопросами управления человеком.
Теоретическая часть.
Теории управления человеком.
Существовало и существует множество методик, теорий, концепций мотивации и стимулирования труда. Первоначальные теории мотивации складывались исходя из анализа исторического опыта поведения людей и применения простых стимулов принуждения, материального и морального поощрения. Наиболее известными из них и до сих пор широко применяемыми являются: теории «X», «Y» и «Z», в основе которых лежит отношение человека к труду. Теория «X» впервые была разработана Ф.У.Тейлором. В качестве главного стимула, который затем переходит в мотив, в ней выступает принуждение, а вспомогательного – материальное поощрение. В модели теории «Y», разработанной американским учёным Д.Мак Грегором, стимулы побуждения к труду располагаются в таком порядке: самоутверждение, моральное и материальное поощрение. Эта модель отражает передовую, творчески активную часть общества, идеальный вес таких работников пока, как правило, невелик. Применяемые стимулы в теории «Z» - моральное и материальное поощрение. Это, как правило, хорошие работники, работающие на крупных, стабильных предприятиях. Во многом ей соответствуют работники, занятые на предприятиях Японии. Как видим, работники описываемые теориями «X», «Y» и «Z», образуют различные группы людей и предпочитают различные мотивы поведения и стимулы побуждения к труду.
Теория Х.
Теория Х
описывает такой тип
директивных, авторитарных методов управления, так как относится к своим
подчиненным недоверчиво. Наиболее часто они выражают свое отношение следующим образом.
1. Каждому человеку от природы присуще нежелание работать, поэтому он
старается избегать затрат труда, где это только возможно.
2. Люди стараются
избегать прямой
3. Каждый человек стремится обеспечить себе полную безопасность.
4. Чтобы заставить каждого из членов коллектива работать на достижение единой цели, необходимо применять различные методы принуждения, а так же напоминать о возможности наказания.
Руководители, придерживающиеся подобной позиции по отношению к своим
подчиненным, как правило, ограничивают степень их свободы, автономии в
организации, стараются не допускать служащих к участию в управлении
компанией. Они стремятся упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить отдельную задачу, что позволяет легко контролировать ее исполнение. Иерархия в таких организациях, как правило, очень строгая, каналы сбора информации работают четко и оперативно. Руководитель такого типа удовлетворяет элементарные потребности подчиненных и использует автократичный стиль управления.
Теория У.
Она описывает идеальную ситуацию, в которой взаимоотношения в коллективе складываются, как партнерские и становление коллектива проходит в идеальной среде.
Эта теория представляет собой оптимистичный взгляд на работу организации и включает в себя следующие положения.
1. Работа не является для любого из нас чем - то особенным. Человек не
отказывается от выполнения тех или иных обязанностей, а стремится взять на себя определенную ответственность. Работа для человека так же естественна, как и играть.
2. Если члены организации стремятся достичь поставленных стилей, они
развивают самоуправление, самоконтроль, делают все возможное для достижения целей.
3. Награда за
работу будет строго
4. Изобретательность и творческое начало остаются скрытыми в подчиненных из-за высокого развития технологий.
Значительных успехов в работе достигают руководители, придерживающиеся как теории Х, так и теории У. Но каждый менеджер должен сначала оценить, возможно, ли в тех условиях, в которых находится организация, применение теории У, а также какие последствия может вызвать применение теории Х.
Концепции, соответствующие теории У, действуют наиболее эффективно в
ситуации, когда все члены коллектива адаптированы к подобному стилю
управления. Такие профессии, как научный сотрудник, учитель, медик, наиболее приспособлены к руководству по теории У.
Низко квалифицированные работники, требующие постоянного надзора и контроля, как правило, лучше адаптируются к управлению по теории Х.
Широкое применение теории У в работе управления позволяет достичь высокого уровня производительности, развить творческий потенциал у работников, создавать гибкие рабочие места, поощрять коллективный труд, а также достичь высокого уровня квалификации персонала.
Под стилем управления понимается манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно.
Существуют разные стили управления руководства, например:
а) эксплуататорско-авторитарный (руководитель не уверен в подчиненных и не доверяет им) – руководитель имеет характеристики автократа. В качестве мотивационных факторов используются страх, угрозы, наказания и отдельные вознаграждения.
б) благосклонно-авторитарный – (снисходительная уверенность в подчиненных и доверие типа «мастер-раб») - руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают им, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением и в некоторых случаях – наказанием.
в) консультативно- демократический – (значительная, но не безоговорочная уверенность в подчиненных и доверие типа «начальник-подчиненный») – руководители проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.
г) основанный на участии – (полная уверенность в подчиненных и доверие во всем) – групповые решения и участия работников в принятии решений. Взаимоотношения между руководителями и подчиненными дружеские и взаимно доверительные. Принятие решений в высшей степени децентрализовано. Общение двустороннее и нетрадиционное. Материальное вознаграждение осуществляется на основе системы стимулирования, разработанной с участием работников.
Практическая часть
Характеристика предприятия
Юридический статус предприятия - Федеральное Государственное Унитарное предприятие «Производственное объединение «Новосибирский приборостроительный завод»,
почтовый адрес: 630049 г. Новосибирск,
ул. Д.Ковальчук, 179/2
телефон (383) 236-45-25
факс 221-56-87
телетайп «Микрон»
Организационно – правовая форма:
– форма собственности – государственная;
– правовое обеспечение – предприятие унитарное, основанное на праве хозяйственного ведения.
Федеральное Государственное
Унитарное предприятие «
За 100 лет своего существования завод прошел путь от небольших оптических мастерских до своевременного предприятия, имеющего в своем составе все для проектирования и изготовления оптико-электронных систем и оптических приборов мирового уровня.
Специалисты предприятия участвовали в создании большинства оптических и оптико-электронных прицелов, приборов наблюдения и разведки Сухопутных Войск страны. В рамках всех направлений накоплен большой теоретический и практический опыт, созданы уникальные технологии и прецизионное технологическое оборудование. В современных разработках используется перспективная элементная база – ЭОПы поколения 2+ и 3, программируемые микроЭВМ, телевизионная и тепловизионная техника с оптико-электронными системами обработки информации.
Для оборонных отраслей России предприятие работает в следующих направлениях:
- дневные и
ночные прицелы для
- прицелы для минометов;
- прицелы и приборы управления огнем для гранатометов;
- монокулярные
и бинокулярные приборы наблюде
- приборы ориентирования и привязки к местности;
- дневные и
ночные приборы для
В области гражданского
приборостроения объединение
- контрольно-измерительные приборы;
- телескопы;
- спектроизмерительные приборы;
- дневные и ночные наблюдательные приборы и охотничьи прицелы;
- товары народного потребления.
Применение в приборах высокоэффективных оптических схем, качественной оптики, надежность и удобство в эксплуатации делают продукцию объединения конкурентоспособной на мировом рынке.
Предприятие самостоятельно и совместно с государственным посредником ФГУП «Рособоронэкспорт» представляет свою продукцию на международных выставках и принимает участие в правительственных тендерах на поставку изделия специальной и военной техники. С 2003 г. заводу предоставлено право на самостоятельную поставку запасных частей к продукции военного назначения.
Производство является замкнутым, специализированным по цехам и переделам и включает:
- заготовительное (литейное, сварочное, штамповочное, деревообрабатывающее, термическое и т.д.);
- оптическое
– обработка всех видов стекла
и непрозрачных оптических