Теория и методика социо - культурного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 12:12, реферат

Описание работы

Управление является как важнейший фактор успеха в любом виде человеческой деятельности. Действительно, в условиях, когда техника, технология и методика оказываются более значимыми, чем навыки и умения, даваемые образованием, на первое место выступают факторы конкурентоспособности на рынке. Приоритетными при этом являются факторы знаний рыночной конъюнктуры: потребительского спроса, цен, наличия различных предложений.

Файлы: 1 файл

Реферат - Теория и методика социально-культурного менеджмента.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Итак, руководитель социально-культурного учреждения должен в первую очередь определиться в вопросе, является ли возглавляемая им организация чисто коммерческой, или преследует в первую очередь решение социальных задач. Во втором случае выбор целевой аудитории в значительной мере определяется личными предпочтениями менеджера, а также социальными потребностями региона. В значительной мере направление работы учреждения определяется текущей ситуацией и имеющимися на данный момент ресурсами. Например, сложившийся библиотечный фонд стимулирует привлечение определенной категории читателей. Наличие оставшегося в наследство от разорившегося производства инструментальной базы дает возможность продвигать кружки детского модельного творчества.

Ориентация предприятия зависит также от имеющихся кадров, их навыков и умений, накопленного опыта, в том числе – опыта коммуникаций с целевой аудиторией.

4. Источники финансирования предприятий социально-культурной сферы

Вопросы финансирования всегда являются приоритетными в работе менеджеров. К топ – менеджменту любой компании относится главный бухгалтер, который отвечает за все вопросы финансовой отчетности. Поскольку предприятия рассматриваемой сферы деятельности могут подпадать под специальные законы о льготном налогообложении, нормативная составляющая должна быть предметом особого внимания.

В случае коммерческой ориентации предприятия, перед руководителем стоит задача обеспечить не просто рентабельность, но прибыль. Следует при этом отметить, что значительная часть расходов приходится на аренду помещений и оплату коммунальных услуг. Если, например, речь идет об организации галереи современного искусства, то помещение должно отвечать требованиям к соответствующим учреждениям, а именно, иметь достаточные объемы, хорошую вентиляцию, освещение. Сохранность картин обеспечивается необходимыми условиями по влажности и температуре. Кроме того. должны быть созданы условия успешной охраны помещения от пожара, от злоумышленников и террористов, поскольку выставка является местом массового посещения людей.

Таким образом, расходные статьи достаточно велики и требуют значительного начального капитала. Тоже можно сказать и большей части проектов в социально – культурной сфере. К этому можно добавить, что в России любая предпринимательская деятельность является предметом коррупционных интересов многочисленных чиновников. От менеджера требуется умение находить подходы к этой категории лиц.

Такие формы предпринимательства в сфере культуры, как издательская работа, а также кинодеятельность требуют также больших начальных вложений. Создание киноленты, пользующейся успехом в прокате – серьезный коммерческий проект. бюджет которого едва ли может быть ниже нескольких сотен тысяч рублей.

По форме собственности коммерческие социально-культурные учреждения могут быть акционерными обществами открытого и закрытого типа, обществами с ограниченной ответственностью, а также объектами частного предпринимательства. На практике крупные компании (издательства АСТ-ПРЕСС, ЭКСМО- ПРЕСС) являются акционерными компаниями закрытого типа.

Предприятия социально-культурной направленности часто относятся к среднему и малому бизнесу, для которого наиболее характерная форма – общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Привлечение средств в крупный бизнес за счет выпуска акций, поступающих в открытую продажу – достаточно редко встречается в социально-культурной сфере. Значительно чаще коммерческие предприятия организуются за счет средств производственных учреждений, которые рассматривают данное направление как форму горизонтальной диверсификации накоплений. В ряде случаев крупный бизнес создает дочерние социально-культурные учреждения для того, чтобы обеспечить самостоятельные условия предпринимательства своим близким (жене, детям). Малые и средние предприятия в качестве начального капитала используют чаще всего собственные средства учредителей, которые готовы пойти на определенный риск в надежде на получение прибыли. Для обоснования такого риска можно рекомендовать, как и в других сферах человеческой деятельности. Разработать детальный и обоснованный бизнес – план. Сама разработка бизнес-плана позволяет определить конкретные направления работы, отдельные фазы проекта, увидеть возможные проблемы и пути их преодоления.

Для социально-культурных предприятий, преследующих некоммерческие цели, можно назвать следующие источники финансирования5:

1) Собственная хозяйственная  деятельность. Например, фитнес –  клубы с функционирующими при  них театрально- художественными  коллективами (школами современного  танца, туристскими и игровыми  клубами) бывают успешными некоммерческими компаниями.

2) Доходы от рекламы. Это  весьма серьезный источник финансирования, поскольку привлекательность учреждений  культуры и культурных проектов  для широкой публики автоматически  превращает их в выгодную площадку  для рекламы.

3) Спонсорство и меценатство. Подробно анализирую этот источник  финансирования. Г.Л. Тульчинский говорит, что в России он еще не  нашел должного развития. В то же время источниками меценатства ученый считает собственный бескорыстный интерес, интерес к рекламе на фоне реализации культурного проекта, это может быть интерес к развития проекта в целях занятия им близких людей. Так, нередко родители спонсируют художественные или музыкальные школы в которых учатся их дети. Спонсорство и меценатство являются средствами формирования позитивного имиджа мецената. Что способствует развитию его собственного бизнеса. В ряде стран спонсорские пожертвования выгодны, поскольку существенно снижают налоговый пресс. К сожалению, российское законодательство не способствует интересу предпринимателей к меценатству.

4) Прямые дотации государства  в социально- культурные предприятия  и социально- культурные проекты. Эти вложения обусловлены пониманием  значимости учреждений культуры. Например, учреждения дополнительного  образования для детей способствуют воспитанию и развитию школьников, занимают досуг и отвлекают от дворовых компаний, нередко носящих криминальный характер. Ряд культурных проектов носит престижный характер, привлекает в регион туристов, содействует развитию экономики региона, имиджу региона. В Санкт-Петербурге одним из таких проектов является празднование Дня Города 27 мая. Для реализации проекта выделяются значительные суммы из бюджета города.

Возможно комбинированное использование всех источников финансирования для решения задач социально-культурного учреждения.

На менеджера социокультурного предприятия ложится ответственность как за грамотное хозяйствование и оптимальное использование ресурсов, так и за привлечение спонсоров, среди которых могут быть как представители частного бизнеса, так и руководители региона, муниципальные власти, которые выделяют бюджетные средства на значимые социальные проекты.

5. Управление персоналом  социально- культурного учреждения

Управление кадрами и кадровая политика в целом – важнейшая из управленческих функций. В социально-культурной сфере работа с кадрами имеет свою особенность, заключающуюся в том, что в ряде случаев она связана не с руководством и контролем. А в организации работы персонала. Так, люди творческих специальностей нуждаются в первую очередь в рекламно- информационном продвижении, в создании условий для реализации их креативных замыслов. Именно на это и должна быть направлена деятельность руководителя. Организаторские обязанности связаны с привлечением внимания к деятельности учреждения культуры и творческим работникам. Необходимо предоставить как можно более широкие возможности для театрально-концертных коллективов, обеспечить демонстрацию произведений искусства в различных выставочных комплексах, дать возможность сотрудникам участвовать во всевозможных конкурсах. Названные направления менеджерской работы связаны с тесным взаимодействием с представителями средств массовой информации, в том числе формировании журналистского интереса к создаваемым и продвигаемым предприятием и его работниками культурным ценностям.

В работе с персоналом социально-культурных учреждений особо важен такт и понимание интересов и мотиваций сотрудников, поскольку в основе этих мотиваций лежат интересы, описанные в верхней части пирамиды А. Маслоу, т.е. относящиеся к наиболее высокому уровню потребностей. Поэтому примитивные стимулы неэффективны применительно к сотрудникам учреждений культуры.

Однако следует учитывать, что персонал учреждений культуры – не только творческие, но и технические работники, руководство которыми имеет традиционный характер, т.е. связано со строгим соблюдением дисциплины, реализацией иерархической управленческой модели. Таким образом, менеджеру приходится решать комплекс разнообразных задач, по разному строить отношения с разными категориями работников, формировать разные системы стимулов, критериев качества работы и т.п.

6. Перспектива развития  организации как функция менеджмента

Умение управлять компанией – это умение планировать работу, а оно связано со способностью предвидеть перспективы развития рынка. Поэтому аналитическая работа и интуиция являются важнейшими чертами менеджера. Здесь специфика социокультурной сферы связана с тем, что именно тенденции развития и спроса на культурные ценности являются объектом прогнозирования. Просто опыт работы по исследованию рынка оказывается бессилен, требуется знание моды на тех или иных актеров, те или иные музыкальные направления, те или иные произведения литературы, живописи. Поэтому менеджер в сфере культуры должен совмещать знания и умения в области управления, а также высокий собственный культурный уровень. При этом помимо классических знаний в сфере культуры необходимо хорошо представлять себе современные веяния моды, пристрастия различных потребительских сегментов, в том числе – молодежные интересы в области культуры, которые в значительной мере диктуются модой.

Работа менеджера требует знания психологии, причем социальная психология – та необходимая составляющая знаний, без которой невозможно управление социально-культурным учреждением.

Помимо опыта, интуиции и культуры от менеджера требуется такт и высокая коммуникативная способность. Ему приходится контактировать с самыми разными персонами: руководством регионов и территорий, представителями СМИ, потребителями и, наконец, персоналом собственной организации. Следует иметь ввиду, что этот персонал часто работает не на постоянной основе, а по трудовым договорам, т.е. является в значительной мере независимым.

Функция развития организации – это всегда прогноз, а прогноз – это риск. Использование статистических методов лишь в некоторой степени снижает риск, однако осознание возможности убытка должно присутствовать в работе руководителя, как и готовность пойти на компромисс, постоянно искать пути самосовершенствования для улучшения перспектив своей организации.

Заключение

В настоящей работе рассмотрены аспекты деятельность руководителя социально-культурного учреждения. Оказано. Что менеджмент в рассматриваемой сфере имеет много общего с наукой управления в целом. Однако имеет и свою специфику, связанную с тем, что рассматриваемая сфера есть сфера оказания услуг, имеющих большое общественное значение. В этой связи значительная часть социально-культурных учреждений не преследует цели получения прибыли. В работе рассмотрены пути финансирования как коммерческих, так и некоммерческих учреждений.

Следует также отметить, что социально-культурный менеджмент может быть связан не только с управлением организацией (библиотекой, музеем, театром, клубом и пр.), но и с реализацией отдельно взятого проекта. Вопросам проектирования с данной сфере деятельности посвящена монография А.П. Маркова, в которой, в частности, значительное место уделяется рекламе, связям с общественностью и другим коммуникативным функциям, без которых невозможна успешная реализация социально- культурного проекта.

В настоящее время ведется важный спор о том, толжны ли руководители в сфере культуры формировать свои проекты в расчете в первую очередь на вкусы и интересы широких масс, поощряя тем самым далеко не всегда высокий уровень массовой культуры, или же они, наоборот, должны стремиться поднимать своими проектами и всей своей деятельностью уровень массовой культуры вверх, пусть и с риском для коммерческого успеха. По мнению автора, следование чисто коммерческим целям неизбежно приводит к поощрению деградации культуры, что сегодня является мировой тенденцией. Поэтому поддержка обществом, бизнесом и властью некоммерческих социально-культурных организаций и проектов должно рассматриваться как необходимая составляющая цивилизационного процесса.

 

Литература

  1. Грицай М. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : теоретические основы менеджмента : учеб. пособие / М.А. Грицай ; Ом. гос. ин-т сервиса, Каф. социал.-культ. сервиса и туризма. - Омск : Омский государственный институт сервиса, 2004. - 184 с
  2. Карпухин О. И., Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства Материалы семинара «Современные принципы управления СКД», Москва, 2004
  3. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие для вузов культуры и искусств, пед. институтов и сред. спец. учеб. заведений. – М.: Изд. МГУ, 1995. – 133 с.
  4. Кук П. Культура менеджмента и менеджмент культуры // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2002. – № 2 (27). – С. 88-96
  5. Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций, СПб, СПбГУП, 2005
  6. Морозова Е. Я., Тихонов Э. Д., Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. М., изд. Михайлова В.А. 2002
  7. Саак А. Э., Пшеничных Ю. А., Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме, СП-б, Питер, 2007
  8. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. - Спб.: Лань,2001. - 384с.

Информация о работе Теория и методика социо - культурного менеджмента