Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 11:59, курсовая работа
Описание работы
Исторически и ситуационно в стиле сконцентрированы проблемы результативности (эффективности) управления, что, в свою очередь, обуславливает специфику диагностических (аналитических) методик, теорий, разрабатываемых рекомендаций по совершенствованию, улучшению стиля. Рассмотрим, какие появлялись теории стиля применительно к деятельности руководителя.
Содержание работы
Введение 3 1 Теория стилей управления 5 1.1. Понятие стиля управления 5 1.2. Классификация стилей 7 1.3. Шесть стилей управления по Гоулману 10 2 Формирование стиля руководителя организации 16 2.1. Факторы влияющие на стиль управления 17 2.2. Зависимость стиля руководства от ситуации 18 3 Влияние стиля руководства на эффективность деятельности ООО «Маркер-Игрушка» 22 3.1. Сравнительная характеристика стилей руководителей ООО «Маркер-Игрушка» 23 3.2. Рекомендации по совершенствованию стилей управления ООО «Маркер-Игрушка» 27 4 Заключение 30 5 Список используемой литературы 32
Влияние стиля руководства
на эффективность деятельности
ООО «Маркер-Игрушка» 22
3.1. Сравнительная характеристика
стилей руководителей
ООО «Маркер-Игрушка» 23
3.2. Рекомендации по совершенствованию
стилей управления
ООО «Маркер-Игрушка» 27
4 Заключение 30
5 Список используемой
литературы 32
Введение
Наиболее ранним подходом к
оценке стиля управления был взгляд, основанный
на оценке личных качеств. Согласно личностной
теории лидерства, также известной под
названием теории великих людей, лучшие
из руководителей обладают определенным
набором общих для всех них личных качеств
(уровень интеллекта, знания, впечатляющая
внешность, честность, здравый смысл, инициативность,
социальное и экономическое образование
и высокая степень уверенности в себе).
Поэтому, если можно выявить у себя эти
качества, то, возможно, их развитие, позволяющее
в будущем стать хорошим руководителем.
Однако изучение только личных
качеств дало противоречивые результаты.
Обнаружилось, что “человек не становится
руководителем только благодаря тому,
что обладает некоторым набором личных
свойств”, а “структура личных качеств
руководителя должна соотноситься с личными
качествами, деятельностью и задачами
его подчиненных”.
В дальнейшем возник другой,
поведенческий подход, который создал
основу для более точного определения:
стиль управления это относительно устойчивая
система способов, методов и форм практической
деятельности менеджера, привычная манера
поведения руководителя по отношению
к подчиненным, нацеленная на влияние
и побуждения их к достижению целей организации.
Степень, до которой руководитель делегирует
свои полномочия, типы власти, используемые
им, и его забота, прежде всего, о человеческих
отношениях или о выполнении задачи отражает
стиль руководства, характеризующий данного
лидера.
Но и такой подход оказался
не полным. Дальнейшие исследования показали,
что в эффективности руководства значительную
роль играют ситуационные факторы, которые
,например, включают потребности и личные
качества подчиненных, характер задания,
требования и воздействие среды, имеющуюся
у руководителя информацию. На практике
это означает, что руководитель-лидер
должен по-разному вести в различных ситуациях.
Руководство, или лидерство,
– способность оказывать влияние на отдельных
лиц и на группы, побуждая их работать
на достижение целей организации.
Конечной целью деятельности
руководителя является достижение целей
организации, что он, естественно, делает
не без помощи подчиненных. А привычная
манера поведения руководителя по отношению
к подчиненным, чтобы оказать на них влияние
и побудить их к достижению целей организации
– это и есть стиль руководства персоналом.
1 Теория стилей управления
Исторически и ситуационно
в стиле сконцентрированы проблемы результативности
(эффективности) управления, что, в свою
очередь, обуславливает специфику диагностических
(аналитических) методик, теорий, разрабатываемых
рекомендаций по совершенствованию, улучшению
стиля.
Рассмотрим, какие появлялись
теории стиля применительно к деятельности
руководителя.
Понятие стиля управления
Слово «стиль» греческого происхождения,
первоначально оно означало стержень
для писем на восковой доске, а позднее
употреблялось в значении «почерк».
Руководитель осуществляет
управление группой людей (организацией)
в соответствии с присущим ему стилем
управления.
Понятие «стиль управления»
возникло вслед за выделением управленческого
труда в деятельности организации. Но
в отличие от менеджмента стиль управления
не имеет самостоятельных этапов своего
развития и прямой зависимости от развития
науки и практики управления. Основное
отличие в том, что управление отбрасывает
устаревшие методы (методики, модели, положения),
обогащаясь новыми формами и методами.
Стиль отражает не только передовой опыт.
Понятием «стиль управления» обозначается
всякая форма, в которой менеджерами выполняются
задачи управления.
Стиль управления – это система
сложившихся и постоянно применяемых
принципов, манер поведения, правил,
процедур, реакций на возникающие ситуации,
методов, свойственных для определенного
государства, организации и личности.
В современных условиях успех
дела определяется не только личной ориентацией
руководителя, но и рядом других обстоятельств:
ситуацией, степенью зрелости подчиненных,
их отношением к руководителю, готовностью
к сотрудничеству, характером проблемы
и др., поэтому ответ начали искать в рамках
ситуационных теорий, позволяющих полнее
рассмотреть руководство и его последствия.
Ситуационный подход к изучению эффективности
управления исследует взаимодействие
различных ситуационных переменных для
того, чтобы обнаружить причинно-следственную
зависимость в отношениях руководителя
и подчиненных, позволяющую предсказать
возможное поведение руководителя и последствия
этого поведения.
В связи с этим
появились исследования, которые
рекомендовали руководителям не
придерживаться какого-то раз
и навсегда принятого стиля, а
применять в соответствующих
условиях наиболее подходящий.
В стиле руководства можно выделить
три основных компонента, которые характеризуют
основные особенности стиля:
1) забота о выполнении
поставленных задач;
2) способы, с помощью которых
руководитель оказывает воздействие
на подчиненных;
3) взаимоотношения с подчиненными,
а также с коллегами и вышестоящими
руководителями.
Все это отражает стиль руководства
и характеризует руководителя.
Стиль руководства – это наиболее
устойчивый, типичный для данного руководителя
способ реализации управленческих функций,
т.е. способ взаимодействия с подчиненными
и решения производственных задач. От
стиля руководства зависит эффективность
деятельности организации, ее возможные
пути развития.
Классификация стилей
В зависимости от того, какими
принципами руководствуется государство,
организация или личность в своей жизнедеятельности,
формируются определенные стили управления.
Автократический
стиль управления
Автократический стиль управления
характерен для владельцев и менеджеров,
которые обычно самостоятельно решают
большинство вопросов, касающихся деятельности
коллектива, не считаясь с мнениями других.
Такие руководители обычно не терпят возражений
и замечаний подчиненных. Они преувеличивают
роль административных методов управления
— инструкций, приказов, директив, указаний
и распоряжений. При автократическом стиле
руководства неизбежны пассивность исполнителей,
их заискивание, скрытность, угодничество,
самоизоляция. Между людьми ограничен
обмен информацией, они скрывают недостатки
в работе и свои знания, искажают действительное
положение дел, что ведет к снижению качества
их работы. У подчиненных развивается
привычка постоянно обращаться к менеджеру,
без конца требовать советов и инструкций.
Люди стараются избавиться от ответственности,
предпочитая, чтобы ими руководили. Больше
всего они хотят защищенности.
Тоталитарный стиль характеризуется на базе полной
централизации власти и полномочий, использующего
принуждение, подчинение, подавление людей,
групп и народов вплоть до открытого их
уничтожения (примеры: Гитлер, Сталин,
Муссолини, Пол Пот и др.). С развитием демократии
и создания правовых государств этот стиль
уходит в прошлое.
Авторитарный (командный)
стиль характеризуется тем, что руководитель
обычно как можно больше централизует
полномочия, структурирует работу подчиненных
и почти не дает им свободы принятия решений.
Чтобы обеспечить выполнение работы, он
может оказывать психологическое давление
путем угроз. Этот стиль также основан
на жестком централизованном управлении
– олигархии с выраженным элементом принуждения
(примеры: Брежнев, Хрущев, Андропов и
др.). Такой стиль управления широко применялся
в советский период при административно-командной
системе управления экономикой. В современных
условиях этот стиль сохранился у некоторых
руководителей, предпринимателей и бизнесменов
в странах переходной экономики, в СНГ
и в Украине.
Авторитарно-правовой
стиль управления характеризуется
тем, что методы, формы и средства строятся
на административном уровне и основываются
на административно – правовых нормах,
правилах, процедурах и законах, установленных
конституциями и парламентами стран.
Демократический
стиль управления
При демократическом стиле
управления руководитель стремится к
коллегиальному решению всех принципиальных
вопросов деятельности. Он поощряет активность
подчиненных, постоянно информирует их
о положении дел, адекватно воспринимает
критику в свой адрес, вырабатывая и принимая
решения, учитывает мнение персонала.
В отношениях между менеджером и работниками
преобладают методы убеждения. Менеджер
завоевывает себе авторитет зрелостью
и последовательностью действий, хорошими
специальными знаниями, деловитостью,
интуицией и уважением к личности каждого
работника. Менеджер демократического
стиля управления считается с потребностями
подчиненных, не навязывает им свою волю,
привлекает их не только к выработке, но
и непосредственному принятию и выполнению
управленческих решений. В результате,
как правило, достигаются лучшие результаты,
возрастает инициатива исполнителей,
улучшается психологический климат в
коллективе.
Либеральный стиль
управления
Менеджеры либерального стиля
управления, как правило, не обладают авторитетом,
их указания не выполняются либо выполняются
плохо. Их поведение характеризуется непоследовательностью
и излишней мягкостью. Такие менеджеры
часто не предъявляют конкретных требований
к подчиненным, их деятельность порой
не спланирована и подвержена воздействию
случайностей. Не ведется серьезная борьба
с неполадками и нарушениями дисциплины,
не обращается внимание на недостаток
квалификации. Они легко соглашаются с
любыми предложениями и стараются облегчить
себе жизнь, предоставляя подчиненным
всю информацию и ресурсы. Себе они отводят
роль посредника во взаимоотношениях
с внешним окружением.
Попустительский
стиль управления. При этом стиле
управления руководитель проявляет очень
мало заботы как о достижение целей организации,
так и о создании благоприятного социально-психологического
климата в коллективе. Фактически руководитель
устраняется от работы, пускает все на
самотек и просто проводит время, передавая
информацию от вышестоящих руководителей
подчиненным и наоборот.
Смешанный стиль управления присущ руководителям,
которые проявляют в равной мере заботу
как о достижении высоких производственных
результатов, так и о подчиненных. Такие
руководители добиваются средних результатов
по обоим направлениям составляющим стиля.
Самым эффективным стилем управления
считается тот, при котором менеджер ориентирован
на высокоэффективную работу в сочетании
с доверием и уважением к людям. Это обеспечивает
и высокий моральный настрой, и высокую
эффективность. Успех организации воспринимается
как успех всего коллектива и каждого
сотрудника в отдельности. Тем не менее,
исследования не выявили явной зависимости
между стилями управления и эффективностью
производства.
Шесть стилей управления по Гоулману
Дэниел Гоулман - сопредседатель
Консорциума по исследованию эмоционального
интеллекта при университете Раттерс
и основатель Группы по исследованию социального
и эмоционального обучения в университете
Иллинойса - совместно с компанией Hay Group
консультирует клиентов из разных стран
по вопросам лидерства и организационного
развития. «Спросите бизнесменов, что
делают толковые руководители? - рассуждает
Гоулман. - Вы получите множество ответов:
они определяют стратегию, заставляют
людей работать, создают корпоративную
культуру... А затем измените вопрос: что
должны делать руководители? Если ваши
собеседники - люди опытные, то наверняка
они ответят одинаково: добиваться результатов.
Опытные и талантливые руководители интуитивно
чувствуют, что в зависимости от ситуации
людьми управлять нужно по-разному. Они
прекрасно умеют это делать, и потому добиваются
замечательных результатов. Не всем даны
такие способности, но можно научиться
управлять гибко и эффективно - для этого
просто нужно развить в себе «чувственный
интеллект».
Итак, Гоулман выделяет шесть
стилей управления. Лидеры-диктаторы,
действующие в принуждающем стиле, требуют
от подчиненных беспрекословного повиновения.
Авторитетные лидеры мобилизуют людей
на достижение цели. Сторонники отеческого
стиля выстраивают эмоциональные связи
между сотрудниками, создают в коллективе
атмосферу мира и согласия, «демократы»
вовлекают всех в работу и добиваются
единства во взглядах. Лидеры, предпочитающие
эталонный стиль, ждут от подчиненных
отличной работы и целеустремленности.
Лидеры-наставники готовят подопечных
к будущим свершениям.