Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 11:39, курсовая работа
Актуальность работы обуславливается тем, что эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.
Введение.
1.Принятие управленческих решений и менеджмент.
1.1. Дефиниция категории «управленческие решения».
1.2. Взаимосвязь управленческих решений и основных функций менеджмента.
1.3. Иерархия решений.
2.Основы типологии решений в процессе управления.
2.1. Признаки классификации решений.
2.2. Основные группы и типы управленческих решений.
Заключение.
Литература.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»
(ОИ РГТЭУ)
Кафедра «менеджмент и маркетинг»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине Управленческие решения
На тему «Типология управленческих решений».
Выполнена студенткой 3 курса 1 группы
Очной формы обучения
Специальности 080507 ”Менеджмент организации”
Водяных Юлией Александровной
Руководитель
Лизунов Владимир Васильевич
Отметка о допуске (недопуске) к защите________________________
Отметка защиты ______________________________
«___» _______________ 201__г.
Омск 2013г.
План.
Введение.
1.Принятие управленческих решений и менеджмент.
1.1. Дефиниция категории «
1.2. Взаимосвязь управленческих решений и основных функций менеджмента.
1.3. Иерархия решений.
2.Основы типологии решений в процессе управления.
2.1. Признаки классификации решений.
2.2. Основные группы и типы управленческих решений.
Заключение.
Литература.
Введение.
Актуальность работы обуславливается тем, что эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.
Управленческое решение как процесс это поиск, группировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация управленческого решения. Как явление управленческое решение это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т.п. Глобальная цель управления, являющаяся основой любого решения, заключается в максимальном удовлетворении потребностей и интересов человека, коллектива, общества.
Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.
Ответственность за принятие важных решений – тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Однако руководители любого ранга имеют дело с собственностью, принадлежащей другим людям, и через нее влияют на их жизнь. Если руководитель решает уволить подчиненного, последний может сильно пострадать. Если плохого работника не остановить, может пострадать организация, что отрицательно скажется на ее владельцах и всех сотрудниках. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений.
Многообразие решений представляет собой некоторый комплекс, понимание которого облегчается на основе системного подхода, позволяющего раскрыть строгую систему решений. В такой системе решений должны проявляться как общие признаки, так и специфические особенности, присущие отдельным видам решений.
Управленческое
решение это результат анализа, прогнозирования,
оптимизации, экономического обоснования
и выбора альтернативы из множества вариантов
для достижения конкретной цели менеджмента.
Объект работы – управленческие решения
как инструмент управления предприятием.
Предмет работы – менеджмент организации.
Цель работы – изучить теоретические и практические аспекты связанные с типологией управленческих решений.
Задачи работы:
1. Рассмотреть
процесс принятия
2. Изучить основные типологии решений в процессе управления.
3.Раскрыть отличительные особенности управленческих решений, принимаемых менеджером в торговой организации.
1.Принятие управленческих решений и менеджмент.
1.1. Дефиниция категории «
Управленческое решение — 1) важнейший вид управленческого труда, а также совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые обеспечивают реализацию управленческих задач; 2) творческое, волевое действие субъекта управления, которое основывается на знании объективных законов в сфере функционирования управляемой системы и анализа информации об её функционировании. Данное действие заключается в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива в сфере разрешения проблемы или в сфере изменения цели.
Управленческим называется решение, которое разрабатывается для социальной системы. Оно направлено на следующие аспекты:
Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Эффективность управленческого решения определяется по следующим параметрам:
1.2. Взаимосвязь управленческих решений и менеджмента.
Деятельность любого руководителя связана с выполнением управленческих функций, которые реализуются в форме распоряжений, инструкций, приказов, заседаний, утверждения плана стратегии развития предприятия и др. В конечном итоге эта деятельность связана с поиском, выработкой и принятием решений.
Процесс принятия решений отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся в организации, а непрерывная последовательность выработки решений характеризует постоянный процесс управления. Более того, изучение только процесса поиска, выработки и реализации решений дает возможность оценить содержательную сторону управления, так как сущность управления раскрывается в умении принятия решений. Поэтому решения играют важную роль в системе управления.
Рассмотрим место решений в системе менеджмента. Система управления (СУ) подразделяется на две подсистемы: управляющая и управляемая (прил. 1).
Управляющая подсистема представляет собой субъект (в лице одного человека или группы людей), который разрабатывает и принимает решения в области финансов, кадров, информации, материалов, оборудования и др.
Управляемая подсистема представляет собой объект (в лице одного человека или группы людей), который реализует принятые решения.
Управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему путем выработки, принятия и реализации решения. Субъект управляющей подсистемы регистрирует состояние объекта управления, наблюдает за внутренней и внешней средой. В случае отклонения или изменения ситуации в СУ, а также во внешней среде из управляемой подсистемы поступает сигнал в управляющую подсистему о необходимости принятия решения. Причиной этого может быть появление новых конкурентов на рынке, невыполнение плана или намеченных задач, появление юридических законов, которые будут ограничивать деятельность предприятия.
Например, консалтинговая компания не предоставила проект заказчику к определенному сроку. Раннее фирма всегда выполняла заказы вовремя и, следовательно, находилась в системе равновесия. Не выполнив заказ в срок, СУ отклонилась и вышла из равновесия. Реакция субъекта управления (менеджера консалтинговой компании) на полученную информацию о наличии проблемной ситуации вынуждает его привести систему в равновесие. Управляющая подсистема будет заниматься выявлением причины невыполнения плана, вырабатывать решения с учетом возможностей предприятия и состояния внешней и внутренней среды.
Результатом преобразования сложившейся ситуации является принятие решения субъектом управляющей подсистемы, которое будет передано в виде информационного потока объекту управляемой подсистемы.
Процесс управления состоит из бесконечной цепочки выработки и реализации решений. Поэтому принятие решений является основой любой управленческой деятельности.
По своей сути решения являются связующим звеном между управляющей и управляемой подсистемами. Если в организации не принимаются никакие решения, то СУ не может функционировать. Это обстоятельство подчеркивает определяющую роль управленческого решения в системе управления.
Понятие «решение» по-разному интерпретируется в разных областях знаний.
В экономической литературе понятие решение рассматривается как акт выбора и результат выбора. Решение как процесс предполагает временной интервал, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется.
Решение как акт выбора включает этап принятия решений с соблюдением особых правил. Решение как результат выбора - это волевой акт, ориентированный на наличие альтернатив, сопроводительных целей и мотивов поведения лица, принимающего решения.
1.3. Иерархия решений.
Иерархическая структура принятия управленческих решений это структура, в которой объем полномочий по принятию решений распределяется по вертикали и четко зафиксирован. Каждая должность на более низком уровне подконтрольна и подотчетна должности на более высоком уровне. Это позволяет избежать ненужной конкуренции, она отвечает достаточно простым и четко поставленным задачам, а также рутинным заданиям, допускающим возможность ошибки.
В иерархической структуре принятия управленческих решений основное средство воздействия – это отношения власти-подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Закон иерархичности принятия управленческих решений состоит в упорядочении взаимодействий между уровнями организации в порядке от высшего к низшему и рассмотрении организации как сложной многоуровневой системы.
В соответствии с законом иерархичности принятия управленческих решений каждый из уровней организации выступает как управляющий по отношению ко всем нижележащим и как управляемый, подчиненный по отношению к вышележащим.
В иерархически построенной организации существуют структурная и функциональная дифференциация, т.е. каждый уровень специализируется на выполнении определенного рода функций, причем на более высоких уровнях иерархии осуществляются преимущественно функции согласования и интеграции.
Иерархическое построение принятия управленческих решений в организации объясняется тем, что управление в них связано с получением, переработкой и использованием больших массивов информации. Нижележащие уровни используют более детальную и конкретную информацию, охватывающую только отдельные стороны функционирования организации; на более высокие уровни поступает обобщенная информация, относящаяся к организации в целом.