Типология управления и выбор альтернатив

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 06:02, лекция

Описание работы

Управление разнообразно и количество его альтернатив увеличивается по мере развития общества, человека, производства. Успешно управлять – это, помимо всего прочего, удачно и обоснованно выбирать тот тип управления, который будет наиболее подходящим или эффективным в конкретных условиях. А для этого надо знать возможные типы управления и иметь методики их выбора. Одной из важнейших тенденций современного управления является его диверсификация, которая представляет собой совмещение разнообразия форм, подходов, целей, объектов управления, функций и пр. Эти тенденции вызваны потребностями практики.

Файлы: 1 файл

курсач менеджмент.docx

— 104.62 Кб (Скачать файл)

Типология управления и выбор альтернатив

Настоящая тема даст ответы на следующие вопросы  и поможет осваивающим менеджмент изучить типологию управления:

  • роль типологии управления в освоении менеджмента;
  • типологический анализ менеджмента;
  • характеристика основных типов управления;
  • построение типологии управления;
  • рынок и осуществление управления;
  • организационная жёсткость и формализация управления;
  • централизация и децентрализация управления;
  • роль менеджера в управлении;
  • производство, продукт, цель в управлении;
  • приоритет мотивации в управлении;
  • опасность кризиса в управлении;
  • роль объекта управления;
  • потенциал научности в управлении;
  • выбор типа управления;
  • дифференциация менеджмента по факторам и характеристикам.

Управление разнообразно и количество его альтернатив  увеличивается по мере развития общества, человека, производства. Успешно управлять  – это, помимо всего прочего, удачно и обоснованно выбирать тот тип  управления, который будет наиболее подходящим или эффективным в  конкретных условиях. А для этого надо знать возможные типы управления и иметь методики их выбора.

 

1. Типологическое разнообразие менеджмента

 

Одной из важнейших тенденций современного управления является его диверсификация, которая представляет собой совмещение разнообразия форм, подходов, целей, объектов управления, функций и пр. Эти тенденции вызваны потребностями практики. Главной из них является диверсификация производства. Но и внутренние потребности самого управления заставляют его диверсифицировать. Это потребности рационального использования потенциала управления, организационных форм, соответствующих динамике развития, стратегичности и гибкости, ориентации на качество и эффективность управления.

Диверсификация – (от познелат. diversificatio – изменение, разнообразие), расширение сфер деятельности, номенклатуры продукции, производимой предприятиями и фирмами.

Типология – это упорядоченное разнообразие управления.

Роль типологии  управления в освоении менеджмента.

  1. Типология управления в организации знаний имеет две функции.

Первая – показывает возможные типы управления, позволяет глубже понять, как осуществляется управление, от чего зависит успех.

Вторая – типология позволяет раскрыть свойства и характеристики управления. Ведь каждый тип – это совокупность вполне определённых характеристик управления.

  1. Типология управления помогает в решении многих проблем практического использования знаний. Она показывает, что разнообразие условий, в которых осуществляется управление, требует не просто построения одного какого-либо варианта менеджмента, а выбора варианта по определенным правилам типологического анализа, после чего следуют корректировки этого варианта по дополнительным критериям конкретных обстоятельств.

Именно в типологии  управления находят своё проявление приоритеты и ориентиры, цели и принципы управления, различные его организационные формы.

Типология – это упорядоченное и систематизированное представление о менеджменте.

Типологический анализ менеджмента. В таком анализе практической потребностью построения типологии управления является многофакторная и многокритериальная дифференциация разновидностей управления. Именно она позволит лучше ориентироваться в этом разнообразии, а следовательно, и более обоснованно выбирать необходимые типы.

В типологии  менеджмента очень важно, чтобы  критерии типологического анализа  не были бессистемными, случайными, неупорядоченными. От этого зависят и практическая значимость этой типологии, и её научная  ценность. Критерии типологического  анализа должны максимально учитывать  характеристики управления и осуществление его современных практических проблем.

Одним из важнейших  критериев в типологии менеджмента  являются приоритеты в средствах управления. Известно, что можно опираться на разные средства управления и, в зависимости от того, каким средствам мы отдаём приоритет, управление может быть командно-административным, экономическим, социально-экономическим и технократическим (рис. 1.1.).

 

 

Рис. 1.1.

 

Характеристика основных типов управления.

  1. Командно-административное управление. В командно-административном управлении главным фактором управленческой деятельности, главной опорой менеджера является административное указание или команда, выполнение которой жёстко контролируется и система ответственности соответствует потребностям такого контроля. Это управление, которое хорошо известно нам по недавнему прошлому. Тогда даже руководители предприятий назывались командирами производства. Очень ёмкое название, в котором все особенности нашего прошлого управления.

Приоритет команде, командному распоряжению, приоритет производству, а не человеку в производстве, не реальной экономике. Экономические и другие средства воздействия были на втором плане. И они были не развиты, потому что в них не было потребности. Возьмём систему оплаты труда: она была не гибкой, не стимулировала производительность и качество.

  1. Экономическое управление. Характеризуется приоритетом экономических средств воздействия над другими средствами, в том числе и административными. Конечно, необходимы рыночные механизмы, чтобы в полной мере оказались действенными экономические средства и методы управления. Ранее мы много говорили об этих методах, о необходимости их использования, но робкие шаги экономических реформ не содействовали развитию действительно экономического управления.

Кроме того, такому управлению необходима и специальная подготовка менеджеров, знающих экономику и понимающих экономические процессы. Это тоже в прошлом было для нас. Экономическая подготовка руководителей была недостаточной, неглубокой, оторванной от реальностей экономической жизни, идеологизированной, и это, конечно, тоже влияло на возможности возникновения экономического управления, возможности понимания его сути и необходимости.

Но  экономическое управление при всех своих положительных качествах, как и любой тип управления вообще, нельзя считать идеальным. В реальной практике оно часто оказывается не ориентированным на учёт социальных и психологических моментов.

  1. Социально-психологическое управление. Человеческий фактор в современном производстве имеет большое значение и роль его повышается в связи с развитием человека в духовном отношении, развитием человека в отношении разнообразия его интересов под влиянием научно-технического прогресса и общих тенденций социально-культурного развития.

Опыт многих стран, а наиболее ярко, быть может Японии показывает, что управление должно опираться на человеческий фактор в комплексном понимании его проявления, учитывать полный набор динамических интересов человека. В этом случае управление необходимо строить не только на экономических интересах, использовать не только экономические средства воздействия, но учитывать комплекс интересов человека в целом. Такое управление (социально-экономическое) не отрицает использования экономических средств воздействия, но предполагает их сочетание с другими средствами. Это управление, в центре которого человек, его интересы, ценности.

  1. Технократическое управление. Ускоряющиеся тенденции развития современной техники и технологии рождают такие представления, в которых главным и решающим фактором производства, а следовательно, и управления является техника и технология производства. Преувеличение роли техники и её противопоставление человеку в решении ключевых проблем современности рождает технократическое управление.

Это управление, в  котором господствует технократическое мышление, в котором и человек  воспринимается не более чем элемент  большой технической системы. При таком управлении всё внимание менеджера поглощено технико-технологическими проблемами, как в производстве, так и управлении. Другие проблемы просто не замечаются или их роль явно принижается.

Технократическое  управление сродни административному  управлению. Ведь в том и другом или пропадает человек, или принижается  его роль. Возможно предположить что административное управление может вырастать из технократических подходов к проблемам развития, повышения производительности труда и эффективности производства.

Построение  типологии управления. По критерию «приоритеты в средствах управления» было выделено четыре типа управления:

  • командное управления;
  • экономическое управление;
  • социально-экономическое управление;
  • технократическое управление.

Под действием влияющих на управление факторов каждый из перечисленных типов управления будет иметь варианты, которые найдут отражение в таблице-матрице (рис. 1.2).

 

Факторы, влияющие на управление

Командное управление

 

Экономичес-кое управление

Социально-экономичес-кое управление

Технократи-ческое управление

Роль рынка в управлении

 

Планово-директивное управление

 

Маркетинг

 

Целевое управление

 

Проблемно ориентиро-ванное управление

Степень ограничен-ной жестокости

Регламенти-рованное управление

Нормативное управление

Социально регулируе-мое управление

Распорядительное управление

Распределе-ние полномочий

Высокоцент-рализованное управление

Децентрали-зованное управление

Гибкое управление (делегирова-ние полномочий)

Ситуацион-ное управление

Роль менеджера

Автократи-ческое управление

Коллегиаль-ное управление (профессио-нализм)

Корпоратив-ное управление

Либеральное управление

Приоритет мотивации

Администра-тивный менеджмент

Менеджмент естествен-ного мотивирова-ния

Мотивацион-ный менеджмент

Антимотива-ционное управление

Специфика объекта управления

Управление отраслевым комплексом

Управление диверсифи-цированным объектом (корпорация)

Управление проектом

Управление предприя-тием (фирмой)

Приоритеты в организации управления

Функциона-льно-производст-венное управление

Управление по результатам (маркетинг)

Стратегичес-кое управление

Программно-целевое управление

Уровень конфликтно-сти (опасность кризиса)

Вероятност-но-кризисное управление

Предкризис-ное управление

Антикризис-ное управление

Управление стабилиза-цией

Потенциал научности

Политизиро-ванное управление

Научно-кон-цептуальное управление

Эмпиричес-кое управление

Прагматиче-ское управление


 

Рис. 1.2.

 

Продолжим рассмотрение разновидностей (других типов) управления в зависимости  от перечисленных факторов-критериев.

 

2. Роль рынка в осуществлении управления

 

Влияние рынка на управление вызывает к жизни следующие типы управления (1.3.)

 

у

   

п

 
  • Планово-директивное управление
 

р

   

Т

а

 
  • Маркетинг

И

в

   

П

л

 
  • Целевое управление

Ы

е

   
 

н

 
  • Проблемно ориентированное управление
 

и

   
 

я

   

 

  1. Планово-директивное управление. Это управление, в котором план играет решающую роль и как бы поглощает собой всё управление. Вспомним: «планирование – основное звено управления». Главное внимание и главные усилия отдаются разработке плана, далее план возводится в ранг закона, документа, который беспрекословно следует выполнять, и всё дальнейшее управление – это поиск возможного и невозможного для выполнения плановых заданий. Формула управления – «план любой ценной».

В современной динамике развития такое управление оказывается  малоэффективным, потому что предусмотреть  в планах все зигзаги и крутые повороты развития невозможно даже с использованием самого современного математического аппарата. Но нельзя связывать планово-директивное управление только с системами государственного управления. Преувеличение роли плана, при всех его положительных свойствах, абсолютное подчинение управления плану, сведение всего управления к планированию возможно в той или иной мере и во внутрифирменном управлении. Это тип управления.

При этом, конечно же, не следует забывать большого организующего начала, заложенного  в планировании, не следует вообще отрицательно относится к планированию, которое характеризует одну из основных важнейших функций управления. Речь идёт лишь только о роли планирования в конкретном практическом управлении, об организованном статусе плана в процессах управления. Директивность плана, предельная жёсткость его показателей – всегда ли это оправдано, возможен ли другой статус плана и другое отношение к плану в процессах управления. Вот в чём вопрос.

Информация о работе Типология управления и выбор альтернатив