Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 06:02, лекция
Управление разнообразно и количество его альтернатив увеличивается по мере развития общества, человека, производства. Успешно управлять – это, помимо всего прочего, удачно и обоснованно выбирать тот тип управления, который будет наиболее подходящим или эффективным в конкретных условиях. А для этого надо знать возможные типы управления и иметь методики их выбора. Одной из важнейших тенденций современного управления является его диверсификация, которая представляет собой совмещение разнообразия форм, подходов, целей, объектов управления, функций и пр. Эти тенденции вызваны потребностями практики.
Административный менеджмент часто бывает обусловлен обстановкой критического развития, как во внешних факторах существования фирмы, так и во внутреннем её положении. Те особенности административного менеджмента, которые отражают определённость и чёткость решений, повышенную ответственность, исключительность и субординацию действий, свидетельствуют о приемлемости этого типа управления в условиях опасности кризиса.
Особенность управления
с ограниченным мотивированием состоит
в том, что мотивация осуществляется
по ограниченному составу мотивов,
который устанавливается
Очень часто «эффект» антимотивационного менеджмента объясняется спорадическими и непоследовательными попытками мотивирования. Это также можно наблюдать в практике. Часто такое управление объясняется недостаточным опытом менеджера или отсутствием профессиональной подготовки.
8. Уровень опасности кризиса
По фактору-критерию оценки опасности кризиса в функционировании организации целесообразно выделить следующие типы управления (рис. 8.1.):
Рис. 8.1.
Но антикризисное управление – это не только управление, обходящее кризис. Ведь кризис в той или иной форме может быть объективным явлением. Социально-экономическая система (фирма, предприятие и т. п.) имеет циклический характер развития, который проявляется в том, что возможны кризисные её состояния. Поэтому антикризисное управление – это и управление в условные кризиса, но успешное управление и в этих условиях, т. е. управление, позволяющее пройти кризисную стадию развития с меньшими потерями и быстрее выйти из этой стадии. Сегодня этот тип управления становится весьма актуальным. Существует множество причин кризисов. Их необходимо знать для распознавания кризисов и учитывать в антикризисном управлении. Причинами кризиса могут быть:
Сложная социально-политическая обстановка в стране также может быть причиной возникновения кризисного развития, потому что решение экономических проблем для многих фирм оказывается связанным с политическими проблемами, с политикой государства в области экономического регулирования развития.
Причиной кризиса могут быть и природные катаклизмы, такие как землетрясение, ураганы и наводнения, засухи или серьёзные аварии.
Для антикризисного управления очень важно своевременно принять решение и правильно рассчитать время его исполнения. В кризисных ситуациях не решаемые вовремя или долго решаемые проблемы углубляются и усугубляют положение.
Концепция антикризисного управления включает в себя четыре блока проблем.
Первый блок – это проблемы, связанные с управлением на разных фазах цикличного проявления кризисного развития – проблемы распознавания, поддержания жизнедеятельности, выхода из кризиса и ликвидации последствий. На каждом из этих фаз управление должно менять ориентировки и, следовательно, использовать различные механизмы управления (мотивацию, установки, ценностную ориентацию, ограничения и пр.) и организационные формы (в одном случае это ужесточение организации, в другом – смягчение, неформальное управление и пр.).
Второй блок проблем включает проблемы, связанные со сферами управления или сферами деятельности, функционирования объекта управления. Это проблемы методологии и организации управления, финансово-экономические и правовые проблемы, социально-психологические проблемы.
Третий блок проблем – это проблемы процессуальности управления: прогнозирование кризисов и оценка кризисных ситуаций, готовность к кризису и предвидение возможных его последствий, разработка управленческих решений в условиях риска и рискованного типа, разработка и осуществление инновационных стратегий кризисного поведения фирмы. Сопротивление кризису и выход из него требуют всегда инноваций, которые кризис, как правило, и стимулирует и предполагает.
Четвёртый блок проблем – это проблемы социально-экономического типа: поведение фирмы на рынке и управление персоналом. Здесь очень важную роль играет инвестиционное проектирование, без которого невозможны модернизация и реконструкция фирмы, нахождение новых вариантов поведения фирмы на рынке и селекция персонала по новым критериям организации управления (функциональные требования, квалификация, образование, условия деятельности, ограничения, мотивирование и пр.).
9. Специфика объекта управления
В современном практике развития экономики наблюдается большое разнообразие объектов управления от малых предприятий в малом бизнесе до крупных комплексов, охватывающих целые отрасли, или монопольных объединений. Конечно, в различных объектах управление будет различным, и практика это подтверждает.
В зависимости от особенностей объекта управления (отрасль, фирма, предприятие) можно выделить следующие типы управления (рис. 9.1.):
|
| |||
Т |
| |||
И |
управления |
диверсифицированной фирмой | ||
П |
| |||
Ы |
||||
|
Рис. 9.1.
Проект – это комплекс действий, необходимых для получения какого-либо результата или для достижения цели, действий, осуществляемых в определённой взаимосвязи и последовательности.
Управление проектами имеет свою специфику: это управление, в котором приоритеты отдаются последовательному решению проблем, из которых состоит программа. К этому привязаны и функции, и все характеристики организации управления. Это управление по совокупности промежуточных результатов.
В этих условиях лучшей формой построения системы управления также является матричная. Она предусматривает дифференциацию полномочий не по областям деятельности или масштабам управления, а по проблемной специфике управленческих решений. Управление проектами – это особый тип согласования управленческих решений, заложенный в программе.
10. Потенциал научности
Управление может отличаться и степенью научности, или совокупностью подходов, которые характеризуют, в какой мере научные методологии присутствуют в управлении, какую они играют роль, как к ним относится менеджер. Ведь если говорить о профессиональном управлении, то может ли оно осуществляться без знаний, без научных методологий анализа, без исследования, ситуаций и проблем.
По характеру научности управления можно выделить следующие его типы (рис. 10.1.):
|
у |
||||
|
п |
| |||
р |
|||||
Т |
а |
| |||
И |
в |
||||
П |
л |
| |||
Ы |
е |
||||
н |
| ||||
и |
|||||
я |
Рис. 10.1.
Информация о работе Типология управления и выбор альтернатив