Типы мотивации и мотивационные профили персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 01:43, реферат

Описание работы

Мотивация - это внутреннее свойство человека, составная часть его характера, связанная с его интересами и определяющая его поведение в организации.
Стимул – это некоторое воздействие на человека, целью которого является направить его деятельность, скорректировать поведение в организации.
Существует несколько мотивационных типов, каждый из которых описывает характерное поведение человека в организации.

Файлы: 1 файл

Описания методик.doc

— 659.50 Кб (Скачать файл)

Методика определения  ценностных ориентаций М. Рокича

Инструкция. Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек, где написаны ценности, базовые принципы, которыми Вы руководствуетесь в жизни. Ваша задача - разложить их по порядку значимости лично для Вас.

Внимательно изучите представленный список и  выберите ту ценность, которая для  Вас наиболее значима - она займет первое место (или получит первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Конечный результат представит Вашу систему  ценностей.

Бланк для ответов к тесту  ЦО М. Рокича

_______________________________________________ 
Фамилия, имя, отчество

Перечень А 

 

Терминальные ценности

Место в жизни

Активная  деятельная жизнь (полнота и эмоциональная  насыщенность жизни)

 

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый  смысл, достигаемые 
благодаря жизненному опыту)

 

Здоровье (физическое и психическое)

 

Интересная  работа

 

Красота природы и искусства (переживание  прекрасного в природе и в  искусстве)

 

Любовь (духовная и физическая близость с  любимым человеком)

 

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)

 

Наличие хороших и верных друзей

 

Общественное  признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)

 

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, 
общей культуры, интеллектуальное развитие)

 

Продуктивная  жизнь (максимально полное использование  своих возможностей, сил и способностей)

 

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

 

Свобода (самостоятельность, независимость  в суждениях и поступках)

 

Счастливая  семейная жизнь

 

Счастье других (благосостояние, развитие и  совершенствование других людей, всего  народа, человечества в целом)

 

Творчество (возможность заниматься творчеством)

 

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода  от внутренних противоречий, сомнений)

 

Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

 

Перечень Б 

 

Инструментальные ценности

Место в жизни

Аккуратность (чистоплотность, умение содержать  в порядке вещи, четкость в ведении дел)

 

Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)

 

Высокие запросы (высокие требования к жизни  и высокие притязания)

 

Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)

 

Исполнительность (дисциплинированность)

 

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

 

Непримиримость  к недостаткам в себе и других

 

Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)

 

Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

 

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

 

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

 

Смелость  в отстаивании своего мнения

 

Чуткость (заботливость)

 

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

 

Широта  взглядов (умение понять чужую точку  зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

 

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать  перед трудностями)

 

Честность (правдивость, искренность)

 

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

 

Дополнительные вопросы после  основной серии теста:

  1. В каком порядке и в какой степени (полностью, частично) реализованы эти ценности в Вашей жизни?
  2. Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтаете стать?
  3. Как, на Ваш взгляд, расположил бы эти ценности человек идеальный, совершенный во всех отношениях?
  4. Как расположили бы эти ценности, по Вашему мнению, большинство людей?
  5. Как это сделали бы Вы пять или десять лет назад?
  6. Как Вы думаете, в каком порядке Вы расположите эти ценности через пять или десять лет?
  7. Как ранжировали бы эти ценности близкие Вам люди?

Большее удобство для испытуемого (и большую  точность результатов) дает использование  не списков, а наборов отдельных  карточек, на каждой из которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки, более сосредоточен и видит картину всех представленных ценностей более полно.

Обработка результатов

Доминирующая  направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

Анализируя  иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех  или иных основаниях. Так, например, среди терминальных ценностей выделяются:

  • «конкретные» и «абстрактные»

 

 

Конкретные ценности

Место в жизни

Абстрактные ценности

Место в жизни

Активная  деятельная жизнь

 

Жизненная мудрость

 

Здоровье

 

Красота природы и искусства

 

Интересная работа

 

Любовь

 

Материально обеспеченная жизнь

 

Познание

 

Наличие хороших и верных друзей

 

Развитие

 

Общественное  признание

 

Свобода

 

Продуктивная  жизнь

 

Счастье других

 

Счастливая  семейная жизнь

 

Творчество

 

Удовольствия

 

Уверенность в себе

 

  • ценности профессиональной самореализации и личной жизни

 

 

Профессиональная самореализация

Место в жизни

Личная жизнь

Место в жизни

Активная  деятельная жизнь

 

Любовь

 

Интересная  работа

 

Наличие хороших и верных друзей

 

Общественное  признание

 

Свобода

 

Продуктивная  жизнь

 

Счастливая  семейная жизнь

 

Развитие

 

Удовольствия

 

Среди инструментальных ценностей выделяются:

  • этические ценности, ценности общения, ценности дела

 

 

Этические ценности

Место в жизни

Ценности общения

Место в жизни

Ценности дела

Место в жизни

Ответственность

 

Воспитанность

 

Аккуратность

 

Высокие запросы

 

Жизнерадостность

 

Исполнительность

 

Независимость

 

Непримиримость  к недостаткам

 

Образованность

 

Самоконтроль

 

Терпимость

 

Рационализм

 

Широта  взглядов

 

Чуткость

 

Смелость  в отстаивании своего мнения

 
   

Честность

 

Твердая воля

 
       

Эффективность в делах

 

  • индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности

 

 

Индивидуалистические ценности

Место в жизни

Конформистские ценности

Место в жизни

Альтруистические ценности

Место в жизни

Независимость

 

Воспитанность

 

Терпимость

 

Непримиримость  к недостаткам

 

Самоконтроль

 

Чуткость

 

Рационализм

 

Широта  взглядов

     

Смелость  в отстаивании 
своего мнения

         

Твердая воля

         

  • ценности самоутверждения, ценности принятия других

 

 

Ценности самоутверждения

Место в жизни

Ценности принятия 
других людей

Место в жизни

Высокие запросы

 

Самоконтроль

 

Независимость

 

Терпимость

 

Непримиримость  к недостаткам

 

Чуткость

 

Образованность

 

Широта  взглядов

 

Смелость  в отстаивании своего мнения

 

Честность

 

Твердая воля

     

Эффективность в делах

     

Полученные  результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:

  • в профориентации сотрудников при смене профессии или места работы;
  • при консультировании по вопросам карьерного роста;
  • в процессе диагностики командной сплоченности (поскольку существенными признаками командной работы выступают общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности);
  • при диагностике корпоративной культуры, особенно глубинного ее уровня, который включает скрытые убеждения, неосознаваемые установки и верования сотрудников и руководства, отражающие отношение к миру в целом, к человеку и к работе. Этот уровень очень важен для изучения, так как оказывает большое влияние на реальное поведение сотрудников;
  • при исследовании степени корпоративной идентичности, влияющей на лояльность сотрудников;
  • при изучении мотивационной сферы сотрудников;
  • при изучении и проектировании стандартов поведения в компании;
  • при проведении работы по профилактике сопротивления изменениям и т. д.

Для практиков  важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие  ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности. Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность). В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик.

 

http://www.hr-portal.ru/tool/metodika-opredeleniya-tsennostnykh-orientatsii-m-rokicha

Методика "Ценностные ориентации" разработана Милтоном Рокичем как тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Методика 

Обследование  лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Респонденту предъявлены  два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках  испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты.

Информация о работе Типы мотивации и мотивационные профили персонала