Типы мотивации и мотивационные профили персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 01:43, реферат

Описание работы

Мотивация - это внутреннее свойство человека, составная часть его характера, связанная с его интересами и определяющая его поведение в организации.
Стимул – это некоторое воздействие на человека, целью которого является направить его деятельность, скорректировать поведение в организации.
Существует несколько мотивационных типов, каждый из которых описывает характерное поведение человека в организации.

Файлы: 1 файл

Описания методик.doc

— 659.50 Кб (Скачать файл)

Вначале предъявляется набор  терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция  к тесту 

"Сейчас Вам  будет предъявлен набор из 18 карточек  с обозначением ценностей. Ваша  задача – разложить их по  порядку значимости для Вас  как принципов, которыми Вы  руководствуетесь в Вашей жизни. 

Внимательно изучите  таблицу и, выбрав ту ценность, которая  для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте  не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Тестовый  материал

Список А (терминальные ценности):

  1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  3. здоровье (физическое и психическое);
  4. интересная работа;
  5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  8. наличие хороших и верных друзей;
  9. общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
  14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
  15. счастливая семейная жизнь
  16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
  17. творчество (возможность творческой деятельности)
  18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий; сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

  1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  2. воспитанность (хорошие манеры);
  3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  4. жизнерадостность (чувство юмора);
  5. исполнительность (дисциплинированность);
  6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  7. непримиримость к недостаткам в себе и других;
  8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);
  9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
  10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
  13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
  14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
  15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
  16. честность (правдивость, искренность)
  17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
  18. чуткость (заботливость)

Интерпретация результатов теста 

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность.

Если не удается  выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей  или даже неискренность ответов.

Достоинства и недостатки методики

Достоинством  методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать  как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления  указанных недостатков и более  глубокого проникновения в систему  ценностных ориентации возможны изменения  инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

  • "В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?"
  • "Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?"
  • "Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?"
  • "Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?"
  • "Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?"
  • "............через 5 или 10 лет?"
  • "Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?"

 

http://www.psychologos.ru/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%C2%AB%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%C2%BB_%D0%A0%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D1%87%D0%B0

Теоретические основы

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений  к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения  и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Наиболее распространенной в настоящее  время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее  обстоятельство заставляет многих авторов  сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.

М. Рокич различает два класса ценностей:

  • терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
  • инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Процедура проведения

Респонденту предъявляются два  списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Большее удобство для испытуемого (и большую точность результатов) дает использование не списков, а наборов отдельных карточек, на каждой из которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки, более сосредоточен и видит картину всех представленных ценностей более полно.

Обследование лучше проводить  индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Инструкция

Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек, где написаны ценности, базовые принципы, которыми Вы руководствуетесь в жизни. Ваша задача - разложить их по порядку значимости лично для Вас.

Внимательно изучите представленный список и выберите ту ценность, которая для Вас наиболее значима - она займет первое место (или получит первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь  нет правильных или неправильных ответов. Конечный результат представит Вашу систему ценностей.

 
Для преодоления социальной желательности  и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

  1. "В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?"
  2. "Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?"
  3. "Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?"
  4. "Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?"
  5. "Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?"
  6. "Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?"
  7. "Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?"

Интерпретация результатов

Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

Анализируя иерархию ценностей, следует  обратить внимание на их группировку  испытуемым в содержательные блоки  на тех или иных основаниях.

Группы терминальных ценностей

«конкретные» и «абстрактные»

Конкретные ценности

Место в жизни 

Абстрактные ценности

Место в жизни 

Активная деятельная жизнь 

 

 

Жизненная мудрость

 

 

Здоровье

 

 

Красота природы и искусства 

 

 

Интересная работа

 

 

Любовь 

 

 

Материально обеспеченная жизнь 

 

 

Познание 

 

 

Наличие хороших и верных друзей

 

 

Развитие 

 

 

Общественное признание 

 

 

Свобода

 

 

Продуктивная жизнь 

 

 

Счастье других

 

 

Счастливая семейная жизнь

 

 

Творчество 

 

 

Удовольствия 

 

 

Уверенность в себе

 

 

 

ценности профессиональной самореализации и личной жизни

Профессиональная самореализация

Место в жизни 

Личная жизнь 

Место в жизни 

Активная деятельная жизнь 

 

 

Любовь

 

 

Интересная работа

 

 

Наличие хороших и верных друзей

 

 

Общественное признание 

 

 

Свобода

 

 

Продуктивная жизнь 

 

 

Счастливая семейная жизнь 

 

 

Развитие 

 

 

Удовольствия 

 

 

Информация о работе Типы мотивации и мотивационные профили персонала