Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 01:43, реферат
Мотивация - это внутреннее свойство человека, составная часть его характера, связанная с его интересами и определяющая его поведение в организации.
Стимул – это некоторое воздействие на человека, целью которого является направить его деятельность, скорректировать поведение в организации.
Существует несколько мотивационных типов, каждый из которых описывает характерное поведение человека в организации.
Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Инструкция к тесту
"Сейчас Вам
будет предъявлен набор из 18 карточек
с обозначением ценностей.
Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".
Тестовый материал
Список А (терминальные ценности):
Список Б (инструментальные ценности):
Интерпретация результатов теста
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность.
Если не удается
выявить ни одной закономерности,
можно предположить несформированность
у респондента системы
Достоинства и недостатки методики
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.
Для преодоления
указанных недостатков и более
глубокого проникновения в
http://www.psychologos.ru/%D0%
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.
М. Рокич различает два класса ценностей:
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Большее удобство для испытуемого (и большую точность результатов) дает использование не списков, а наборов отдельных карточек, на каждой из которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки, более сосредоточен и видит картину всех представленных ценностей более полно.
Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек, где написаны ценности, базовые принципы, которыми Вы руководствуетесь в жизни. Ваша задача - разложить их по порядку значимости лично для Вас.
Внимательно изучите представленный список и выберите ту ценность, которая для Вас наиболее значима - она займет первое место (или получит первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Конечный результат представит Вашу систему ценностей.
Для преодоления социальной желательности
и более глубокого проникновени
Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях.
Конкретные ценности |
Место в жизни |
Абстрактные ценности |
Место в жизни |
Активная деятельная жизнь |
|
Жизненная мудрость |
|
Здоровье |
|
Красота природы и искусства |
|
Интересная работа |
|
Любовь |
|
Материально обеспеченная жизнь |
|
Познание |
|
Наличие хороших и верных друзей |
|
Развитие |
|
Общественное признание |
|
Свобода |
|
Продуктивная жизнь |
|
Счастье других |
|
Счастливая семейная жизнь |
|
Творчество |
|
Удовольствия |
|
Уверенность в себе |
|
Профессиональная |
Место в жизни |
Личная жизнь |
Место в жизни |
Активная деятельная жизнь |
|
Любовь |
|
Интересная работа |
|
Наличие хороших и верных друзей |
|
Общественное признание |
|
Свобода |
|
Продуктивная жизнь |
|
Счастливая семейная жизнь |
|
Развитие |
|
Удовольствия |
|
Информация о работе Типы мотивации и мотивационные профили персонала