Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:29, курсовая работа
Описание работы
Цель курсовой работы заключается в исследовании концепции Всеобщего управления качеством (TQM - Total Quality Management).
Содержание работы
Введение Глава 1. Основные положения TQM, цели и принципы 1.1 Сущность TQM 1.2 Цели и принципы TQM 1.2.1 Вовлеченность высшего руководства 1.2.2 Ориентация всех целей, задач и действий на потребителей 1.2.3 Процессный подход 1.2.4 Постоянное улучшение 1.2.5 Принятие решений на основе фактов 1.2.6 Системный подход к управлению 1.2.7 Вовлечение персонала 1.2.8 Взаимовыгодные отношения с поставщиками Глава 2. Внедрение TQM в организацию 2.1 Этапы внедрения TQM в организацию 2.2 Признаки организаций, использующих TQM Заключение Список используемой литературы
ГОУ ВПО «Сибирский государственный
технологический университет»
Реферат
По предмету: Управление качеством.
На тему: Тотальное управление
качеством.
Выполнил
студент группы 0611:
Соколова Н.Е.
подпись___________________
Проверил:
Левшин Л.М.
подпись___________________
Красноярск 2014 г.
Введение
Глава 1. Основные положения
TQM, цели и принципы
1.1 Сущность TQM
1.2 Цели и принципы TQM
1.2.1 Вовлеченность высшего
руководства
1.2.2 Ориентация всех целей,
задач и действий на потребителей
1.2.3 Процессный подход
1.2.4 Постоянное улучшение
1.2.5 Принятие решений на
основе фактов
1.2.6 Системный подход к
управлению
1.2.7 Вовлечение персонала
1.2.8 Взаимовыгодные отношения
с поставщиками
Глава 2. Внедрение TQM в организацию
2.1 Этапы внедрения TQM в
организацию
2.2 Признаки организаций,
использующих TQM
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Проблема качества в настоящее
время является во всем мире одной из наиболее
актуальных, и интерес к ней неуклонно
возрастает. Это связано с тем, что качество
продукции определяет приоритеты на рынке,
экономическую безопасность государства,
во многом обеспечивает устойчивое развитие
цивилизации, сохранение окружающей среды,
здоровья и благополучия человека.
Качество – весьма сложная
противоречивая и неочевидная категория.
Оно пронизывает все стороны жизни людей,
является важнейшим стимулом деятельности
каждого человека и общества в целом.
В большинстве стран мира повышение
качества стало национальной идеей в результате
огромных усилий правительства, руководства
фирм и компаний, направленных на обеспечение
высокого качества продукции, услуг и
работ, процессов.
Достижения в области качества
определили развитие новых направлений
в науке, сферах производства, образования,
обеспечения физического и нравственного
здоровья человека и окружающей среды,
предотвращения техногенных и антропогенных
катастроф.
В недалеком будущем в наиболее
выгодном положении окажутся именно те
государства, которые смогут обеспечить
не только наивысшую производительность
общественного труда, но и высокое качество,
новизну и конкурентоспособность продукции,
выпускаемой национальной промышленностью.
А это прямой путь к процветанию экономики
и достойному уровню жизни граждан.
Стремление стимулировать производство
товаров, конкурентоспособных на мировых
рынках, инициировало создание нового
общеорганизационного метода непрерывного
повышения качества всех организационных
процессов, производства и сервиса. Этот
метод получил название — всеобщего управление
качеством.
Цель курсовой работы заключается
в исследовании концепции Всеобщего управления
качеством (TQM - Total Quality Management).
Глава 1. Основные
положения TQM, цели и принципы
1.1 Сущность TQM
Мировая практика убеждает,
что на развитых рынках в сложных условиях
конкурентной борьбы побеждают лишь те,
кто руководствуется общепризнанными
принципами менеджмента качества, т. е.
принципами успешного бизнеса.
В результате совершенствования
множества подходов к управлению качеством
сформировалась концепция Всеобщего управления
качеством (Total Quality Management — TQM). Эта концепция
составляет основу многих современных
систем и методов менеджмента. В соответствии
с определением, содержащимся в международном
стандарте, "TQM — подход к руководству
организацией, нацеленный на качество,
основанный на участии всех ее членов
и направленный на достижение долговременного
успеха путем удовлетворения потребителя
и выгоды для всех членов организации
и общества".[1]
Существует и множество других
определений, но здесь важен основной
смысл концепции Всеобщего управления
качеством, который состоит в том, что
TQM — всеобщий менеджмент на основе качества,
охватывающий всю деятельность организации
и нацеленный на командную работу.
В концепции TQM сконцентрировано
все прогрессивное, что было характерно
для предыдущих концепций управления.
Это планирование производственного процесса
и контроль (концепция Ф. Тейлора); важность
управления процессами (У. Шухарт), статистическое
управление процессами (Э. Деминг); совершенствование
процессов (Д. Джуран); приемлемый уровень
качества, основанный на компромиссе между
ростом затрат на повышение качества продукции
и стоимостью последствий выпуска некачественных
товаров (Г. Тагути). Большой вклад в разработку
принципов TQM внесен А. Фейгенбаумом, который
обосновал и сформулировал принцип расширения
ответственности первого лица за улучшение
качества на весь менеджмент.
Основу современного TQM составляет
разработка долговременной стратегии
высшего руководства в области качества,
участие в ее реализации всего персонала
в интересах самой организации, ее сотрудников,
потребителей и общества в целом.
В мировой практике концепция
TQM начала формироваться в 1951 г. в результате
введения в Японии премии Э. Деминга, а
получила распространение, начиная с 70-х
гг. XX в.
Вместе с тем само понятие TQM
и его концепция по-разному трактовались
в различных странах, что приводило к существенным
различиям в практическом использовании
методов TQM. Так, например, в Европе TQM определялось
как "культура организации производства,
призванная отвечать запросам потребителей
на основе непрерывного совершенствования".
В восточных же государствах (Япония, Корея,
Тайвань) — это философия руководства,
предполагающая широкое использование
данных, системную ориентацию и всеобщее
управление, возглавляемое высшими руководителями.
И до настоящего времени в разных странах
используются различные подходы к практическому
воплощению концепции всеобщего управления
качеством.
Э. Деминг первым определил
формулу новой философии качества: "Довольный
заказчик — стимул любой деятельности.
Качеством должно быть довольно не предприятие-изготовитель,
а заказчик".[2] Он впервые обосновал и сформулировал
необходимость отказа от контроля продукции
как принципа управления качеством, поставив
в качестве объекта управления производственные
процессы, и показал преимущество инвестиций
в предупреждающие действия, позволяющие
обеспечить существенное снижение затрат
на качество.
Новая философия стала мощным
толчком в разработке принципиально новых
подходов к управлению качеством. Условно
выделяют модели TQM трех поколений.
Модели первого поколения стали
создаваться зарубежными компаниями в
конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. и представляли
простые модели всеобщего качества на
основе собственного опыта и опыта других
фирм. Они еще не имели надлежащей структуры:
компании выбирали ключевые элементы
всеобщего качества, основными из которых
являлись удовлетворение требований потребителя,
непрерывное совершенствование, вовлечение
всех работников. К концу 1980-х гг. фирмы
добились того, что концепции оперативного
руководства организацией стали соединяться
с концепцией управления качеством.
Методология TQM была внедрена
прежде всего на промышленных предприятиях.
В пищевой промышленности она включала
следующие направления: максимальное
удовлетворение запросов потребителей,
уменьшение себестоимости продукции,
производство бездефектной продукции
и др. При выполнении этих целей потребитель
был согласен на закупку продукции по
ценам, на 10-15% превышающим среднерыночные.
Основными здесь были три элемента управления:
контроль качества со стороны руководства
предприятия за выпуском бездефектной
продукции; обеспечение высокого качества
путем соблюдения национальных и международных
стандартов и дальнейшее повышение качества.
Все эти элементы проявлялись в системе
"вход-выход" на всех циклах производства
и сбыта продукции.
Контроль качества на входе
заключался в обеспечении экологически
чистым сырьем, в подготовке зданий, сооружений
и оборудования к производству. На стадии
производства менеджеры предприятия контролировали
ход производства с соблюдением стандартов
на продукцию. На стадии выхода продукции
менеджеры обеспечивали обратную связь
с потребителями и другими заинтересованными
лицами для получения необходимой информации.
Модели TQM второго поколения
разрабатывались в довольно большом количестве
с середины 80-х гг. XX в.
Первая крупная попытка объединить
накопленный в этой области опыт и знания
завершилась созданием в США Национальной
премии по качеству им. Малкольма Болдриджа
(1987). Разработчики премии во многом использовали
опыт Японской премии по качеству — премии
Э. Деминга (Deming Application Prize), но стремились
выработать американский подход с учетом
традиций в области качества, существовавших
в США.
С появлением премии М. Болдриджа
зародился новый подход к внедрению принципов
TQM в деятельность организаций и совершенствованию
бизнеса. Критерии премии М. Болдриджа
стали основой для многих национальных
конкурсов качества во всем мире.
В1991 г. в Европе разработали
модель Европейской премии по качеству
(впоследствии она получила название "Модель
делового совершенства EFQM"), сыгравшую
важную роль в развитии идей TQM в Европе.
Модели TQM третьего поколения
— это интегрированные модели бизнеса
и TQM второго поколения. Особенности TQM
в них состоят в соединении организационного
менеджмента, бизнес-менеджмента и менеджмента
качества. Управление качеством рассматривается
как управление всем предприятием по критерию
качества выпускаемой продукции.[3]
В настоящее время TQM привлекает
большое внимание ученых и практических
работников в связи с глобализацией рынка,
обострением международной конкуренции,
бурным развитием технологий и необходимостью
поиска эффективных методов управления.
1.2 Цели и принципы TQM
Основными целями TQM являются:
• Ориентация всего предпринимательства
и всех усилий организации на выполнение
требований и ожиданий потребителей (заказчиков).
Организация всецело зависит
от своих заказчиков и поэтому понимать
потребности заказчика, выполнять его
требования и стремиться превзойти его
ожидания. Даже система качества, отвечающая
минимальным требованиям, должна быть
ориентирована в первую очередь на требования
потребителя. Системный подход к ориентации
на потребности клиента начинается со
сбора и анализа жалоб и претензий заказчиков.
Это необходимо для предотвращения таких
проблем в будущем. Практику анализа жалоб
и претензий ведут многие организации,
не имеющие системы качества. Но в условиях
применения TQM информация должна поступать
систематически из многих источников
и интегрироваться в процесс, позволяющий
получить точные и обоснованные выводы
относительно потребностей и желаний
как конкретного заказчика, так и рынка
в целом. В организациях, внедряющих у
себя TQM, вся информация и данные должны
распространяться по всей организации.
В данном случае внедряются процессы,
направленные на определение потребительской
оценки деятельности организации и на
изменение представления заказчиков о
том, насколько организация может удовлетворить
их потребности.
• Возведение качества в важнейшую
цель предпринимательства.
• Оптимальное использование
всех ресурсов организации. Философские
аспекты TQM объединены в три группы:
• аспекты качества: удовлетворение
требований внешних и внутренних потребителей;
обеспечение в организации качества процессов
и качества менеджмента;
• аспекты менеджмента: применение
цикла Э. Деминга; базирование решений
на фактах; использование инноваций в
стратегическом планировании и прогнозировании
производства;
• аспекты гуманизма: вовлечение
персонала в деятельность по TQM; самооценка
деятельности.
Основные принципы TQM, принятые
в большинстве развитых стран, следующие:
• вовлеченность высшего руководства;
• ориентация всех целей, задач
и действий на потребителей;
• процессный подход;
• постоянное улучшение;
• принятие решений на основе
фактов;
• системный подход к управлению;
• вовлечение персонала;
• взаимовыгодные отношения
с поставщиками.
В дальнейшем все принципы будут
раскрыты.
1.2.1 Вовлеченность высшего
руководства
Здесь важно уяснить роль руководства
в управлении качеством. Руководитель
организации, как известно, управляет
только людьми и не участвует в производственных
процессах "Руководить — значит приводить
к успеху других", — таково его предназначение.
Он публично провозглашает свою приверженность
идее непрерывного совершенствования
и ежедневной практической деятельностью
воплощает эту идею.
Важнейшей чертой современного
менеджмента является перенос ответственности
за плохое качество работы с исполнителя
(рабочего, инженера и т. п.) на руководителя.
Д-р Джуран выразил это в виде правила
"85/15", которое означает, что 85% проблем,
возникающих в работе, определяются самой
системой (процессом), и лишь 15% проблем
возникает по вине непосредственных исполнителей.
Э. Деминг до последних дней своей жизни
анализировал это соотношение (всегда
в сторону увеличения ответственности
руководителей) и пришел к таким цифрам:
92/8.
Деятельность руководителя
должна быть направлена на удовлетворение
потребностей заказчиков (потребителей)
путем реализации следующих действий:
• принятия решения на основе
фактов
• акцентирования внимания
на процессах
• непрерывного совершенствования
• всеобщего участия сотрудников
Американский ученый Б. Джойнер
очень емко выразил суть современной концепции
управления качеством и роль руководства
в нем с помощью схемы, которую называют
треугольником Джойнера (рисунок 1).
Рис. 1. Треугольник Джойнера
Одержимость качеством — руководитель
должен создать такой климат в коллективе,
чтобы качество увлекло персонал и стало
главной ценностью для каждого работника.
Научный подход — создание
системы управления, в которой принимаемые
руководителем решения основываются на
результатах расчетов, моделирования,
испытаний, диагностики, исследований
процессов потребления.
Все как одна команда — обеспечение
слаженной работы всего коллектива (обучай
и помогай при ошибках; объединяй людей
так, чтобы они помогали друг другу в стремлении
к общей цели; разделяй на подзадачи, доступные
для подготовки персонала).[4]