Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:51, реферат
Человеческое общество в принципе не может существовать бесконфликтно. В цивилизованном обществе должны создаваться все условия если не для устранения причин конфликтов, то хотя бы для смягчения их последствий.
Трудовое законодательство в определенной степени решает эти вопросы, регулируя порядок рассмотрения трудовых конфликтов. Этот порядок существенно различается в зависимости от состава участников. Трудовые конфликты могут быть индивидуальными и коллективными. И хотя коллективные споры возникают гораздо реже, чем индивидуальные, они таят в себе гораздо большую опасность для работодателей, для стабильности их бизнеса, да и всего общества в целом.
Введение 3
1. Понятие и общая характеристика трудовых споров 4
2. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров в досудебном порядке 6
3. Рассмотрение трудовых споров в судах. 12
Заключение 15
Список использованных источников и исследований 17
На основании удостоверения, выданного КТС и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения в суд, судебный пристав-исполнитель приводит решение комиссии в исполнение в принудительном порядке.
В случае поступления жалобы на решение КТС реализация вынесенного комиссией решения может быть приостановлена.
Рассмотрение трудового спора в суде является второй стадией для большинства индивидуальных трудовых споров, за исключением случаев, когда такие споры рассматриваются непосредственно в судах (см. ст. 391 ТК).
Право на обжалование решения КТС принадлежит работнику, работодателю и профсоюзу, защищающему интересы работника (ст. 391 ТК).
Для обжалования в суд решения, вынесенного КТС, установлен 10-дневный срок, который исчисляется со дня вручения работнику или работодателю копии решения.
3. Рассмотрение трудовых споров в судах.
Рассмотрение трудовых споров в судах общей юрисдикции происходит по общим правилам рассмотрения гражданских дел в судах, установленным ГПК РФ.
Следует отметить, что при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов. Трудовым кодексом Российской Федерации (далее ТК РФ) предусматривается освобождение работников от оплаты пошлин и судебных расходов, в том числе, по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (статья 393 ТК РФ).
В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы - по искам о взыскании заработной платы и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений.
Так, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 июля 2004 года №43-В04-1 указано, что сторона, освобожденная от уплаты судебных расходов (истец по иску о восстановлении на работе, оплате за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании задолженности по заработной плате), не должна производить оплату расходов, связанных с проведением судебной экспертизы.
Работодатели, обращающиеся с исковыми заявлениями в суд, от уплаты пошлин и судебных расходов в доход государства не освобождаются, за исключением случаев прямо предусмотренных ГПК РФ.
Большое значение имеет вопрос, связанный со сроками обращения в суд за разрешением индивидуальных трудовых споров.
В соответствии со статьей 392 ТК РФ:
«работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки».
По спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, у работодателя есть один год со дня обнаружения причиненного вреда.
При пропуске этих сроков по уважительной причине они могут быть восстановлены судом.
«В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи)»2.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 11 ноября 2005 года №69-В05-14 (далее Определение ВС РФ №69-В05-14) указал, что вывод судебных инстанций о том, что уголовное преследование в отношении истца является уважительной причиной для восстановления срока обращения в суд в соответствии с пунктом 3 статьи 392 ТК РФ, нельзя признать правильным.
В законодательстве отсутствует перечень оснований восстановления пропущенных сроков, поэтому уважительность причин пропуска сроков обращения, суд устанавливает в каждом конкретном случае.
«Судья не вправе отказать в принятии
искового заявления по мотивам пропуска
без уважительных причин срока обращения
в суд (части первая и вторая статьи
392 ТК РФ) или срока на обжалование
решения комиссии по трудовым спорам
(часть вторая статьи 390 ТК РФ), так
как Кодекс не предусматривает такой возможности.
Не является препятствием к возбуждению
трудового дела в суде и решение комиссии
по трудовым спорам об отказе в удовлетворении
требования работника в связи с пропуском
срока на его предъявление»3.
Заключение
Конфликтогенность сегодняшней России
многократно увеличилась. Это вызвано
силовой и быстрой
Изменения, происходящие в российской
экономике, также сопровождаются конфликтами,
что в большинстве случаев
объясняется культурой
Даже внешне преуспевающие новые собственники и менеджеры нового типа находятся в хронической конфликтной ситуации. С одной стороны, они подвергаются постоянному давлению властей и ежедневно ожидают от них негативных экономических или правовых решений либо санкций, с другой - испытывают неоднозначное отношение к себе больших масс населения.
Государство с помощью трудового права создает механизм, нацеленный на взаимный учет интересов сторон - участников трудовых отношений. Однако не следует переоценивать роль права, которое само по себе не в состоянии решить политические и экономические проблемы. Поэтому крайне важно наличие в правовой системе норм, гарантирующих эффективный механизм рассмотрения конфликтов, их справедливого разрешения и реализации вынесенных решений.
Ведущая роль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежит праву. Конституция Российской Федерации 1993 года определяет Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Являясь базой для развития и совершенствования всего российского законодательства, Конституция РФ закрепляет широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.
Список использованных источников и исследований
1. Трудовое право России. К.Н Гусов., В.Н. Толкунова., издание 3 переработанное и дополненное, М., 2001., с. 394-451.
2. Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова. М., 1997. с. 312-355.
3. Комментарий к ТК РФ / Под ред. Ю.П. Орловского. М., 2006.
4. Интернет-источник http://www.
1 О рассмотрении коллективных трудовых споров см. статью А.М. Куренного «Коллективные трудовые споры», о рассмотрении индивидуальных трудовых споров в суде - статья И.А. Костян «Процессуальные особенности рассмотрения и разрешение индивидуальных споров» в журнале «Законы России: опыт, анализ, практика». 2007. №4.
2 (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2).
3 (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2).