Творчество и управление. Менеджер-исследователь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 07:40, контрольная работа

Описание работы

Целевой установкой курсовой работы является исследование вопросов и проблем менеджмента с точки зрения творческого подхода в управлении. Это исследование необходимо для более ясного понимания того, что успешное управление зависит от умения руководителя творчески решать задачи управления. Но хочется отметить, что далеко не всегда руководитель (особенно крупного предприятия, находящегося на рынке довольно продолжительное время) может сам справиться с анализом системы управления своего предприятия, спрогнозировать развитие фирмы, поэтому порой необходимым является приглашение консультантов по управлению.

Файлы: 1 файл

менеджер.docx

— 47.41 Кб (Скачать файл)

 

В контексте данного курсового  исследования можно говорить о том, что современные тенденции развития управления рождают новые требования к менеджеру. Возникает понятие "менеджер исследовательского типа ". Что это  такое и в чем его особенность?

 

1.3. Основные черты менеджера  исследовательского типа

 

Каждый менеджер проявляет  в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое  определяется особенностью деятельности и условиями, в которых она  осуществляется. Современные условия  управления - потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется  в самых различных проявлениях - организации, методологии и пр. Но одним из последствий реализации этой потребности является возникновение  менеджеров, которых можно назвать  менеджерами исследовательского типа. Их особенность - обостренное внимание исследовательскому подходу к решению  всех проблем разработки управленческих решений. Но в более детальном представлении можно выделить следующие черты менеджера исследовательского типа.

 

а) Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.

 

б) Умение превентивно, т.е. тогда, когда они еще в зародыше, ставить  проблемы.

 

в) Системное и панорамное "восприятие действительности, процессов  функционирования и развития управляемого объекта".

 

г) Умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки  зрения, отличные от собственных или даже противоположные им.

 

д) Способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации.

 

е) Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценку.

 

ж) Способность к имитации функций различных членов коллектива.

 

з) Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором  проницательности является психодиагностика.

 

и) Инновационность и безинерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного.

 

к) Способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального  или административного принуждения.

 

л) Способность быстро перестраиваться  психологически при изменении условий  деятельности или переходе к решению  принципиально новых задач.

 

и) Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.

 

н) Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему  включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем "ухода в тень", умением  обратиться за советом и помощью.

 

* * *

 

Характерной особенностью современного состояния рынка является общий  рост конкуренции на многих его сегментах. Это приводит к тому, что ранее  проводимые мероприятия по повышению  конкурентоспособности организации  на рынке не приводят к желаемым результатам. Самое время предпринимать  кардинальные действия по общему повышению  эффективности функционирования предприятия. Поскольку успешность функционирования фирмы, в конечном счете, целиком  зависит от правильности принятия решений  высшим управленцем, то возрастает степень  его ответственности за каждое принимаемое  решение, направленное на поиск эффективных  путей адаптации системы управления к условиям обостряющейся конкурентной борьбы. В связи с этим требуется  большая глубина проработанности  в управленческой аналитике, которая  невозможна без применения современных  методов анализа управленческой деятельности.

 

2. Системы управления и  их исследование

 

2.1. Система управления  как объект исследования

 

В современном менеджменте  рассматривается мно-жество самых разных организаций, которые представля-ют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распре-деления обязанностей. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-произ-водственные объединения, частные предприятия.

 

Организации создаются для  удовлетворения разнооб-разных потребностей людей в продукции, либо услугах и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.

 

Такое разнообразие имеет  большое значение при рас-смотрении организации как объекта управления. Множе-ство целей и задач, стоящих перед организациями разного класса сложности и разной отраслевой принадлежности приводит к тому, что для управления ими требуются спе-циальные знания и искусство, методы и приемы, обеспе-чивающие эффективную совместную деятельность работ-ников всех структурных подразделений.

 

Любая организация, вне зависимости  от ее конкрет-ного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: цели организации, ее организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура.

 

Каждая организация имеет  конкретную систему управ-ления, которая также является объектом исследования. Исследовать систему управления можно только на основе выбранной научной концепции.

 

Прежде всего необходимо отметить, что концепция «системы» используется как средство для изучения харак-теристик объекта управления. Ценность этой концепции заключается в том, что она способствует более глубоко-му пониманию характеристик изучаемой системы и про-цесса функционирования организации как системы.

 

Рассмотрение управления как системы является одним из достижений современной науки. Это  обуславливается, прежде всего, как  необходимое требование учета многофакторных проявлений управления как деятельности, находящейся в сложной структуре  отношений, сформированных как внутри самой системы управления, так  и в отношениях с внешним миром, с внешними системами и надсистемами.

 

Система управления по своим  характеристикам может быть отнесена к различным классам систем: социальным, сложным, открытым, самоорганизующимся, саморазвивающимся, адаптирующимся, многоуровневым, иерархическим, стохастически-детерминированным, активным, полиструктурным, многоцелевым, динамическим. Следует особо выделить такие свойства систем управления как уникальность, слабопредсказуемость, целенаправленность, способность к самообучению и адаптации. Среди системных элементов выделяют границы и внешние связи, цели и задачи, процессы управления, организационную структуру управления, кадры, системообразующий механизм. В таких системах протекают реальные процессы, а значит, существуют и материальные и информационные потоки, вход и выход. В рамках системного подхода к управлению, получившему широкое распространение с 50-х годов двадцатого столетия, предметом исследования и моделирования выступают реальные системы и их концептуальные модели.

 

Необходимость соответствия современной организа-ции требованиям рыночной экономики вызывает по-требность постоянного ее совершенствования, организа-ционного развития. Базой организационных нововведе-ний служит изучение деятельности организаций.

 

Исследование систем управления -- это вид деятель-ности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющими-ся внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общест-венного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня не-возможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследо-вания приглашают консультационные фирмы. Необхо-димость в исследованиях систем управления продикто-вана достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех ра-боты этих организаций. Исследования систем управле-ния могут быть различными как по целям, так и по ме-тодологии их проведения.

 

Исследование систем управления включает:

 

* уточнение цели развития  и функционирования предприятия  и его подразделений;

 

* выявление тенденций  развития предприятия в конкретной  рыночной среде;

 

* выявление факторов, обеспечивающих  достижение сформулированной цели  и препятствующих ей;

 

* сбор необходимых данных  для разработки меро-приятий по совершенствованию действующей сис-темы управления;

 

* получение необходимых  данных для привязки со-временных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия.

 

В процессе исследования и  анализа работы организа-ции устанавливается роль и место данного предприятия в соответствующем секторе рынка; состояние производ-ственно-хозяйственной деятельности предприятия; про-изводственная структура предприятия; система управле-ния и ее организационная структура; особенности взаи-модействия предприятия с потребителями, поставщика-ми и другими участниками рынка; инновационная дея-тельность предприятия; психологический климат пред-приятия и др.

 

2.2. Организация исследования: виды и методы проведения исследования

 

Организация исследования - это система регламентов, нормативов и инструкций, определяющих порядок  его проведения. Это распределение  функций, обязанностей, ответственности  и полномочий на выполнение работ, и  распределение ресурсов и комбинация во времени, пространстве, в кадрах по видам работ.

 

С точки зрения организации  проведения исследова-ния можно выделить следующие формы:

 

* индивидуальные и коллективные  исследования;

 

* исследования, проводимые  внутренними или внеш-ними специалистами;

 

* централизованная и децентрализованная  организация;

 

* специальные отделы, службы  управления измене-ниями, целевые проектные подразделения.

 

* привлечение специализированных  консалтинговых организаций.

 

Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования.

 

Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное приме-нение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации про-блем. Выбор методов исследования, интеграция различ-ных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводя-щих исследования.

 

Всю совокупность методов  исследования можно раз-бить на три большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; мето-ды формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых про-цессов) и комплексированные методы.

 

Для наглядности представления  совокупности методов исследования используем таблицу 21.

 

Первая группа -- методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, ис-пользовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: метод «мозговой атаки», метод типа «сценариев», метод экс-пертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа «Дельфи», методы типа «дерева целей», «деловой игры», морфологические методы и ряд других методов.

 

__________________________________________________________________

 

1 Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 157 с. (Рис.4.1. Структуризация методов исследования систем управления).

 

Вторая группа -- методы формализованного представ-ления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы:

 

 аналитические (включают методы классической ма-тематики -- интегральное исчисление, дифференциаль-ное исчисление, 40

 

методы поиска экстремумов  функций, вариационное исчисление и  другие, методы математиче-ского программирования, теории игр);

 

 статистические (включают теоретические разделы математики -- математическую статистику, теорию веро-ятностей -- и направления прикладн40

 

ой математики, ис-пользующие стохастические представления -- теорию массового обслуживания, методы статистических испы-таний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);

 

 теоретико-множественные,  логические, лингвистиче-ские, семиотические40

 

 представления (разделы  дискрет-ной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, авто-матизации проектирования, информационно-поиско-вых языков);

 

 графические 40

 

(включают теорию графов  и разного рода графические  представления информации типа  диаграмм, графиков, гистограмм и  т.п.).

 

Наибольшее распространение  в экономике в настоя-щее время получили математическое программирование и статистические методы. Правда, для представления ста-тистических данных, для экстраполяции тенденций тех или иных экономических процессов всегда использова-лись графические представления (графики, диаграммы и т.п.) и элементы теории функций (например, теория производственных функций). Однако целенаправленное применение математики для постановки и анализа задач управления, принятия экономических решений разного рода (распределения работ и ресурсов, загрузки оборудо-вания, организации перевозок и т.п.) началось с внедре-ния в экономику методов линейного и других видов математического программирования (работы Л. В. Канто-ровича, В. В. Новожилова, С.А. Соколицына и др.). При-влекательность этих методов для решения формализо-ванных задач, какими обычно являются названные выше и другие экономические задачи на начальном этапе их постановки, объясняется рядом особенностей, отличаю-щих методы математического программирования от ме-тодов классической математики.

Информация о работе Творчество и управление. Менеджер-исследователь