Управленческая структура и факторы определяющие ее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие управленческих структур, уровни и функции управленческой структуры.
Рассмотреть виды управленческих структур
Исследовать управленческую структуру предприятия
Рассмотреть способы совершенствования организационной сруктуры управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
4
1.1 Понятие управленческих структур. Уровни и функции управленческой структуры.
4
1.2 Виды управленческих структур организации
8
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
13
2.1 Формирование управленческой структуры организации и факторы ее определяющие
13
2.2 Совершенствование организационной структуры управления
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
27

Файлы: 1 файл

управленческая структура организации (1).doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)


ТИТУЛЬНЫЙ  ЛИСТ  КУРСОВОЙ  РАБОТЫ

 

Кафедра «Теоретической и прикладной экономики»

Дисциплина _______________________________________________

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

студента  _____3 __________   курса   __Экономического____   факультета

_____          ______________________________

(фамилия, имя, отчество)

ТЕМА:__Управленческая структура и факторы определяющие ее               _______

__________________________________________________________________

 

Научный руководитель

______________________________________

(ученая степень, ученое  звание)

______________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Защищена

«___» _________ 2013г

Оценка

 «_______________»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА – 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

4

    1. 1.1 Понятие управленческих  структур. Уровни и функции управленческой структуры.

4

    1. 1.2 Виды управленческих структур организации

8

ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

13

    1. 2.1 Формирование  управленческой структуры организации и факторы ее определяющие

13

    1. 2.2 Совершенствование организационной структуры управления

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

27


 

ВВЕДЕНИЕ

       Актуальность темы определяется тем, что современная экономика России находится на стадии становления. Рынок в российском обществе еще значительно молод и неустойчив,    практические каждое второе частное предприятие прекращает свою деятельность по причине неправильно выбранной стратегии управления. Организация управления рассматривается как важнейшая характеристика любой системы, которая отличается внутренним распорядком ее составных частей. Разрозненная деятельность людей ограничивается личностными способностями, тогда как их взаимодействие благоприятствует установлению организации как единого целого, многократно умножающего ее творческий потенциал.

       Целью курсовой работы является  исследование структуры управления  организации и факторов ее  определяющих.

 Объектом  исследования является управленческая структура организации.

Предметом исследования является формирование и совершенствование  управленческой структуры организации

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть  понятие  управленческих структур, уровни и функции управленческой структуры.

  1. Рассмотреть виды управленческих структур

  1.  Исследовать управленческую структуру предприятия

  1. Рассмотреть способы совершенствования организационной  сруктуры управления.

   В процессе  рассмотрения задач мы предлагаем  следующую гипотезу:  выбор того или иного метода проведения работ по совершенствованию организационной структуры управления зависит от характера стоящих проблем в этой области, наличия ресурсов, квалифицированных исполнителей, степени обоснованности нормативной и методической базы и других условий.

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

    1. Понятие и виды управленческих  структур. Уровни и функции управленческой структуры.

Система управления –  это формы  взаимодействия людей,  осуществляющих  управление предприятием на практике как в целом всеми ее составными элементами (структурами), так и отдельными ее частями.  Управление организацией не происходит стихийно, система управления должна содержать определенную структуру, состоящую из  упорядоченного набора  элементов.  Управленческие структуры современного мира образуются вследствие наличия крупного общественное разделение труда, кооперации  и  специализации производства, а также  внутрипроизводственного разделение труда.

В основе управления организациями  лежит необходимость  в эффективном и экономически обоснованном управлении предприятиями различных форм собственности, различных размеров. Это определяет принципы, формы и методы управления организациями, отношения структур управления с внешней и внутренней средой организации. Важное  значение в управлении и построении управленческих структур играет количественный фактор - возможность эффективного охвата управленческой деятельностью определенного количества объектов. Например, если используется простой труд, то руководитель вправе управлять 40-50 рабочими,  при более сложных работах  управляет 7-10 людьми, высшие ступени управления позволяют управлять 4-5 подчиненными. 1

 Таким образом,  можно сказать,  что понятие «управленческая структура организации» отражает совокупность отдельных взаимосвязанных, расположенных в определенной иерархии звеньев управления,  которые возникли в результате общественного разделения труда, специализации и кооперации производства.  Основными критериями выбора и способа построения структуры управления являются формы собственности, количество людей в подчинении, развитие  научно-технического прогресса в экономике, а также достигнутый эффект от управленческой деятельности. Особая роль при построении управленческой структуры отдается человеческому фактору - наличие руководителей с набором знаний и практического опыта работы с людьми, а также навыков организации труда людей. Управленческая структура работает эффективно в том случае, если все функциональные подразделения действуют сообща и их служат одной общей цели организации; руководство обеспечивает надежную  управленческую коммуникацию сверху - вниз и снизу - вверх, а также горизонтальных производственных связей между функциональными подразделениями; при построении организационной структуры руководство должно брать за основу принцип единоначалия , разделять права и обязанности работников, обеспечивая им стабильность управления, соблюдая ритм организации и правила найма и увольнения работников. Эффективное управление подразумевает быстрое реагирование на изменения внутренней и внешней среды организации.

     Управленческие структуры организации постоянно совершенствуются, развиваются, подстраиваясь к изменениями организационных структур предприятий, учебных заведений, государственных и хозяйственных органов и организаций.

  Структура управления  организации строится на основе  трех уровней:  высшего, среднего и нижнего. У каждого уровня существует свой руководитель, на которого возлагается ответственность   принятия   сложных решений,   поиск различий между рискованными  ситуациями и поиск новых путей и возможностей.2

     Руководителями  высшего звена считаются работники, которые осуществляют первичный контроль. К ним относятся  исполнительный директор, президента, вице-президента, финансового директора и секретаря. Высшее звено управленческой структуры ставит цели, создает стратегию и продумывает пути реализации целей. определяет политику и общую деятельность организации.

   К руководителям  среднего звена относятся   генеральный директор, начальник отдела, ведущий специалист. Средний уровень управления является наиболее многочисленным. В функции среднего звена входит  реализация целей, стратегий, планов, которые разработало управление высшего уровня, а также осуществлять контроль  за деятельностью руководства нижнего звена.

К нижней ступени управления относятся прораб, заведующий канцелярией  или контролер производственной линии. Основной  их функцией является   контроль, исправление ошибок и курирование  деятельности подчиненных им работников. При назначении на должность управленца среднего звена предпочтение отдается идущим на повышение работникам и молодыем специалистам.

Руководители всех уровней кроме контроля за нижними звеньями  также исполняют свои профессиональные обязанности в области маркетинга, финансов, технического руководства, кадров.

К обязанностям Руководителя отдела маркетинга относится сбыт товара или услуги,  поиск реальных и потенциальных клиентов, поддержание связи с рынком при помощи средств рекламы, стимулирования сбыта, работы с покупателями, разработка новых востребованных продуктов и услуг, исследование конъюнктуры рынка, сбор, анализ данных.

  На каждом уровне  управленческой структуры организации   существуют заведующие финансами. Организовать и направить их работу в правильное русло входит в обязанности  финансового директора.  К компетенции заведующего финансами относят: ведение бухгалтерского учета, учет капиталовложений, инвестиций в организацию. В таких организациях, как банки и страховые компании, их деятельность приобретает особую значимость. Заведующие финансами составляют финансовые прогнозы, оценивают прибыльность и экономичность сделки. Руководитель любого уровня  должен быть знаком с основами бухгалтерии и принципами бухгалтерского учета.

      В обязанности технического директора входит  контроль за процессом производства товара или услуги, проверка номенклатуры товаров и качества их производства, проектировка завода и выбор его месторасположения. 3

Заведующие отдела  кадров  осуществляют прием, увольнение, повышение квалификации работника. Также в их обязанности входит планирование кадровой политики, отсев слабых и трудных сотрудников, проведение адаптации и обучения новых работников,  разработка системы компенсаций и поощрений и устанавливают нормы аттестации.

     К универсальным работникам широкого профиля относят администраторов. Они  располагают информацией о всех областях управления, ноне имеют специальной подготовки в какой-либо одной области.

     Существует и ряд других областей уровней и звеньев управленческой структуры организации, необходимость их введения в организацию зависит целиком и полностью от специфики предприятия.

     Из вышесказанного  мы можем сделать вывод о  том,   что понятие «управленческая структура организации» отражает  совокупность отдельных взаимосвязанных, расположенных в определенной иерархии звеньев управления,  которые  возникли в результате общественного разделения труда, специализации и кооперации производства.  Основными критериями выбора и способа построения структуры управления являются  формы собственности, количество людей в подчинении,  развитие  научно-технического прогресса в экономике, а также достигнутый эффект от управленческой деятельности.  Любая управленческая структура состоит из звеньев и уровней. Различают 3 уровня иерархии управления: высший, средний, нижний. При помощи такой структуры в организации строится эффективное управление.

 

    1. Виды правленческих структур организации

      На данный момент можно выделить следующие структуры управления:

      1. Функциональная структура управления.  Исторически первой структурой управления стала простая бесцеховая. При данной структуре один руководитель ведет управление и контроль над 5-7 рядовыми исполнителями. Она названа одноуровневой. Управленческая структура мануфактур подготовила условия для перехода и оформления функциональной управленческой структуры. В XVII-XVIII вв. возникли фабрики, основанные на работе машин.4 Структура управления включала управление цехами и участками, стала двух-, а затем и трехуровневой; управляющий фабрикой - мастер цеха - начальник участка. Полностью функциональная структура управления сформировалась тогда, когда завершился определенный этап внутрипроизводственного разделения труда. Корпусная структура управления стала завершающей ступенью функциональной управленческой структуры. Она является четырехуровневой: управляющий заводом - управляющий корпусом - начальник цеха - начальник участка. На каждом уровне управления постепенно возникли структуры, обеспечивающие эффективность работы главных руководителей-единоначальников: заместитель, помощник, секретарь и др. Функциональная структура управления как базовая на основе многовекового опыта хозяйственной и иной деятельности людей выработала целый ряд положительных свойств и качеств по сравнению с управлением, основанным на рабовладельческом или крепостническом труде. Наемный труд дал формальное равенство управляющих и управляемых, что повлекло за собой закрепление за теми и другими определенных прав и обязанностей, оформленных впоследствии законодательно. Функциональная структура позволила провести четкую централизацию управления сверху до низа, сконцентрировать необходимые материальные, людские и финансовые ресурсы и резервы для решения главных стратегических целей и задач, обеспечить эффективное текущее и оперативное управление;  ввести жесткую систему контроля за работой всех участков, бригад, цехов, отделов и т.д. и за отдельными работниками; определить нормы и нормативы их деятельности; сформировать управленческие кадры, соответствующие выполняемым функциям; подготовить условия для дальнейшего развития частного производства в условиях свободной конкуренции в различные формы монополистических объединений в ходе концентрации и централизации производства и капитала и возникновения картелей, трестов, синдикатов и концернов - сырьевых, промышленных и финансовых монополий.5 При всех своих качествах и свойствах функциональная управленческая структура не позволила решить управленческих проблем, возникших в середине XX в. Эволюционный период развития после промышленного переворота сменился невиданно быстрым процессом применения фундаментальных и прикладных открытий и изобретений в промышленном производстве. Предприятия, построенные по функциональному принципу управления, из-за жесткой централизации и бюрократических процедур прохождения решений о необходимых изменениях в технике и технологии больше не могли отвечать требованиям НТП. Процесс разделения управленческих полномочий в связи с концентрацией и централизацией производства и образованием гигантских промышленных сырьевых и финансовых монополий, начавшийся в конце XIX - начале XX в., дополнился технической стороной дела. Количественный рост предприятий и качественные изменения в технике привели к новому виду управленческих структур.

Информация о работе Управленческая структура и факторы определяющие ее