Управленческие решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 04:01, контрольная работа

Описание работы

Принятие решений непосредственно связано с целенаправленной деятельностью человека. В личной жизни каждый человек принимает решения о выборе профессии, устройстве семьи, проведение отдыха, распределение бюджета и т.п. Формирование и выбор этих решений, как правило, производится эмпирически: путем логического мышления и интуиции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПРИРОДА ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ…………………….…….…..5
2 СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………………………………………………..……….…………7
2.1 Решение как процесс………………………………………..……………..…….7
2.2 Классификация управленческих решений…………………………..…………9
3 РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ……………………………14
3.1 Этапы рационального решения проблем……………………..………………15
3.1.1 Диагностика проблемы…………………………………………………..…..15
3.1.2 Формулировка ограничений и критериев принятия решения……………..17
3.1.3 Определение альтернатив………………………………………......………..17
3.1.4 Оценка альтернатив…………………………………………………………..18
3.1.5 Выбор альтернативы………………………………………………….……...19
3.1.6 Реализация……………………………………………………….…………....19
3.1.7 Обратная связь………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………….20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….…………22

Файлы: 1 файл

управленческое решение.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Принятие решений  непосредственно связано с целенаправленной деятельностью человека. В личной жизни каждый человек принимает  решения о выборе профессии, устройстве семьи, проведение отдыха, распределение  бюджета и т.п. Формирование и  выбор этих решений, как правило, производится эмпирически: путем логического мышления и интуиции.  
В то же время человек готовит или принимает различные решения в рамках своей служебной деятельности. Такая деятельность, прежде всего, характеризует труд руководителя, который как лично принимает решения, так и организует работу сотрудников по подготовке и реализации тех или иных решений. Очевидно, что принятие решений руководителем не может осуществляться только эмпирически; в основу таких решений должны быть положены научные подходы и методы.

Принятие решений  – эта функция руководителя любого уровня, в его подготовке принимают  участие сотрудники данной и смежных  организаций, возможно, специалисты  консультационных организаций. Свою управленческую деятельность руководитель реализует через решения, поэтому они являются его основной «продукцией». Продуктом непосредственной деятельности руководителя является принятие грамотных решений. Принятие решений – это задача для руководителей, решаемая в процессе управления.

Принятие решений неизбежно, т.к. ясно, что сам по себе уход от принятия решения есть принятие решения. Мудрыми людьми было сказано, что единственная реальная проблема в жизни состоит в том, чтобы решить, что делать дальше. В этом смысле люди принимают решения на каждом отрезке своей жизни, даже если не занимаются каким-то конкретным видом деятельности. Но принятие эффективных решений руководителями любого ранга – важное условие успешного развития организации, ее выживания в конкурентной борьбе, успешной адаптации к изменениям внешней среды, формирования рациональных организационных структур, проведение правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии и т.д.

Синтезируя  различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую, что, в конечном счете, ведёт к достижению поставленных целей. Это постоянное связующее звено между двумя подсистемами, без которого предприятие как система функционировать не может. Данное обстоятельство подчёркивает определяющее место управленческого решения в процессе управления. Известный американский специалист по управлению Герберт Саймон назвал принятие решений “сутью управленческой деятельности ”. Далее он отмечал, что любая практическая деятельность состоит из “решения” и “действия”. Управление, таким образом, можно рассматривать как процессы принятия решений и как процессы, содержащие действия.

Цель данной работы: рассмотреть управленческое решение в процессе менеджмента.

Задачи данной работы: установить природу, рассмотреть содержание и дать классификацию управленческих решений; рассмотреть этапы принятия рационального решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПРИРОДА ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

Менеджмент, т.е. управление предприятием означает, прежде всего, поиск технических, экономических, производственных, социально-психологических проблем, выработку и реализацию комплекса мер по их предотвращению или устранению. Следовательно, процесс управления – это процесс реагирования руководителей на постоянно возникающие проблемы и новые возможности.

Центральное место  в процессе управления занимает принятие управленческого решения. От того, насколько  принятые решения оказываются своевременными и эффективными, подчас зависит судьба самого предприятия. Таким образом, деятельность любой организации представляет собой непрерывный процесс разработки и реализации различных управленческих решений. Управленческое решение составляет основу процесса управления.

В теории принятия управленческого решения широко используется термин «лицо, принимающее решение» (ЛПР). В качестве ЛПР может выступать как одно лицо, так и группа лиц, вырабатывающая коллективное решение.

Понятие «принятие  решения» неоднозначно, его можно  трактовать в узком и широком  смысле. В узком смысле — это заключительный акт деятельности по выявлению, анализу различных вариантов решения, направленный на выбор и утверждение лучшего варианта решения. В данном случае решение рассматривается как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым ЛПР с помощью определенных правил. В узком плане решение можно также трактовать как результат выбора, тогда оно представляет собой предписание к действию (план работы, вариант проекта и т. п.).

В широком смысле принятие решения — это процесс, протекающий во времени, осуществляемый в несколько этапов. Другими словами, это совокупность всех этапов и стадий по подготовке (выработке) решения, включая заключительный этап непосредственного принятия решения. После принятия решения осуществляется деятельность по реализации принятого решения. Иногда этот этап также включается в понятие «принятие решения».

Объединяет  все различные подходы к трактовке  понятия «принятие решения» следующее  его определение. Принятие решения  — это выбор одного курса действий, одной альтернативы из ряда имеющихся. Если нет альтернатив, то нет выбора а, следовательно, нет и решения. Таким образом, характерной особенностью любой ситуации, связанной с принятием решения, является наличие нескольких альтернативных (взаимоисключающих) вариантов действий, из которых надо выбрать наилучший. Выбор одного из вариантов действий и представляет собой решение ЛПР.

2 СОДЕРЖАНИЕ  И КЛАССИФИКАЦИЯ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

2.1 Решение как процесс

Управленческое   решение   -   это   результат   конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

  • выработку и постановку цели;
  • изучение проблемы на основе получаемой информации;
  • выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
  • обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы;
  • выбор и формулирование оптимального решения;
  • принятие решения;
  • конкретизацию решения для его исполнителей.

Процесс принятия решений. Это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.

Наиболее  целостное и наглядное представление  о процессе принятия решений дает схема, отражающая его основные стадии и порядок их следования.

Следует, однако, отметить, что схема эта  является идеализированной моделью, так как реальные процессы принятия решений, вследствие разнообразия организаций, ситуаций и проблем, требующих решения, как правило, от нее отличаются, т.е. фактически структура процесса принятия управленческого решения во многом определяется ситуацией и решаемой проблемой.

Технология менеджмента  рассматривает управленческое решение  как процесс, состоящий из трех стадий:

  • подготовка решения;
  • принятие решения;
  • реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения  осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов;

  • производится отбор критериев выбора оптимального решения;
  • выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для  конкретизации решения и доведения  его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.

Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. Руководители, либо ответственные в принятии решения обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо  согласовывать  на  всех  уровнях  внутрифирменной иерархической пирамиды управления.

Проблема выбора решения  одна из важнейших в современной  науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования:

  • обоснованность решения;
  • оптимальность выбора;
  • правомочность решения;
  • краткость и ясность;
  • конкретность во времени;
  • адресность к исполнителям;
  • оперативность выполнения.

2.2 Классификация управленческих решений

Классификация управленческих решений необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Управленческие решения могут быть классифицированы самыми разнообразными способами. Наиболее распространенными являются следующие принципы классификации:

  • по функциональному содержанию;
  • по характеру решаемых задач (сфере действия);
  • по иерархии управления;
  • по характеру организации разработки;
  • по характеру целей;
  • по причинам возникновения;
  • по исходным методам разработки;
  • по организационному оформлению.

Управленческие  решения могут быть классифицированы по функциональному содержанию, т.е. по отношению к общим функциям управления, например:

  • решения плановые;
  • организационные;
  • контролирующие;
  • прогнозирующие.

Обычно такие  решения затрагивают в той  или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной функцией.

Другой принцип  классификации связан с характером решаемых задач:

  • экономических;
  • организационных;
  • технологических;
  • технических;
  • экологических и прочих.

Чаще всего  управленческие решения связаны  не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имея комплексный характер.

По уровням  иерархии систем управления выделяют управленческие решения на уровне базовой системы; на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.

В зависимости  от организации разработки решений выделяются следующие управленческие решения:

  • единоличные;
  • коллегиальные;
  • коллективные.

Предпочтение  способа организации выработки  управленческого решения зависит  от многих причин:

  • компетентности руководителя;
  • уровня квалификации коллектива;
  • характера задач;
  • ресурсов и т.д.

По характеру  целей принимаемые решения могут  быть представлены как:

  • текущие (оперативные);
  • тактические;
  • стратегические.

Информация о работе Управленческие решения