Управленческие ситуации и методы их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 12:38, реферат

Описание работы

Эффективное управление – это всегда управление по обстоятельствам, или ситуационное управление. Формирование такой внешней среды, в которой люди, совместно работающие в группах, могут достичь поставленных целей, предполагает применение знания в какой-то практической проблеме для того, чтобы достичь наилучших результатов в данной ситуации.
Но это не означает, что руководителю не надо знать концепции, основные положения, принципы, теории и методы управления.
Именно в этом и заключается сущность управления – применение знаний к существующим реальностям для достижения желаемых результатов.

Содержание работы

Глава 1. Управленческие ситуации и методы их прогнозирования. Функциональные и ситуационные задачи управления……..………………………………………….…………….3
1.1 Сущность ситуационного подхода к управлению………………………………..…………..4
1.2 Аналитическая концепция решения ситуационных задач управления…….………….........7
1.3 Методы прогнозирования ситуаций…………………………..………………………………8
1.4 Алгоритмы формирования процедур управления……………..…………………………….10
Глава 2. Источники и причины возникновения управленческих ситуаций. Отношения управления……………..…………………………….………..………………..............................11
2.1 Среда и связи производственной организации……………….………………………….….12
Глава 3. Классификация и моделирование управленческих ситуаций…...……….……..13
3.1 Характеристики ситуаций………………………..……………………………………….......13
3.2 Проблема описания ситуаций………………...…………………………...………………….13
3.3 О моделях управленческих ситуаций…………………….……………………………….…14
Глава 4. Циклы и методы разрешения управленческих ситуаций………………….…….15
4.1 Типология циклов управления……………………………….………………………………16
4.2 Методы разрешения ситуаций………………….……………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………………….….18
Список используемой литературы.............................................................................................

Файлы: 1 файл

реферат Управленческие решения.docx

— 47.95 Кб (Скачать файл)

Подобная структура производственной организации является по существу функциональной, каждая подсистема в ней выделена по признаку основного типа преобразований, осуществляемых в процессе совместной деятельности.

Реализация в процессе производства трех функций и, соответственно, процессов, направленных на получение конечного продукта, приводит к их самым разнообразным комбинациям на различных уровнях управления в рамках звеньев организационной и производственной структур. В крупных производственных организациях специализация производственных функций, функций интеллектуального обеспечения и функций управления наиболее ярко выражена и приводит к их организационному обособлению на каждом уровне управления.

Если говорить о стадийных характеристиках процесса управления, то чаще всего выделяют тот или иной набор функций управления – планирование, организация, оперативное управление, контроль, координация. Приложение этих функций к различным элементам производственной организации и их параметрам позволяет комбинировать функции и организационно обособлять их, формируя, таким образом, подразделения системы управления. В рамках этих подразделений, а также в процессе их взаимодействия решаются как функциональные, так и ситуационные задачи управления.

Совпадение или несовпадение детализированных функциональных подсистем с подсистемами административной структуры может быть отображено с помощью матрицы, в столбцах которой – элементы функциональной структуры, а в строках – административной. При анализе элементов структуры и процесса труда структура должна выступать в качестве вторичной, обеспечивающей по отношению к трудовым процессам.

 

2.1 Среда и связи производственной организации.

Отношения управления могут быть реализованы в процессе управления лишь с помощью связей различных подсистем производственной организации. С этой точки зрения внутренние связи производственной подсистемы, подсистемы интеллектуального обеспечения и управленческой подсистемы неравнозначны. Часть из них является связями непроизводственного управления, часть – связями информирования, а часть – связями, опосредуемыми системой управления.

К первым относятся связи, в рамках которых осуществляется непосредственно воздействие на каждую из подсистем. Ко вторым – связи между каждой подсистемой, по которым передаются данные о результате и ходе реализации соответствующих функций. К третьим относятся связи производственной подсистемы и подсистемы интеллектуального обеспечения, которые опосредуются подсистемой управления.

Иерархичность и развитая специализация подразделений современных систем управления приводят к тому, что в них возникают многообразные внутренние связи управления и информирования. Эти связи отражают необходимость воздействия на систему управления, ее отдельные элементы и параметры. Такая необходимость возникает также и в связи с воздействием на производственную организацию внешней среды: являясь открытой системой, производственная организация в процессе достижения поставленной цели взаимодействует со звеньями отраслевой и региональной структуры производства, с предприятиями и организациями других отраслей.

Источником управленческой ситуации может являться каждая подсистема производственной организации и внешней среды (в том числе их компоненты), а также результат взаимодействия подсистем и отдельных компонентов. Для того чтобы производственная организация устойчиво функционировала и эффективно развивалась в процессе управления, в ней должна быть заложена возможность реализации всего разнообразия функций – от предвидения ситуации до выработки воздействия с целью ее разрешения.

 

Глава 3. Классификация и моделирование управленческих ситуаций.

 

3.1 Характеристики ситуаций.

Классифицируя управленческие ситуации, целесообразно исходить, прежде всего, из причин их возникновения, так как возникновение ситуаций обусловлено либо изменениями во внешней среде, либо изменениями в процессе реализации целей организации.

Целевая направленность в описании деятельности производственной организации и ее внешней среды должна быть главной при выявлении признаков возникающих ситуаций. Все ситуации связаны в первую очередь либо с реализацией ранее установленной цели (выполнение производственной программы, реконструкция, повышение квалификации кадров и пр.), либо с формированием новых целей (процесс развития системы).

Однако существует еще и третий вид процессов, которые условно называют адаптивными или переходными. В таких процессах различаются определенные этапы накопления проблем и знаний, необходимых для их решения. Типичным примером ситуаций, возникающих в переходных процессах, является изменение отдельных свойств продукции.

 

3.2 Проблема описания ситуаций.

Следующий шаг – корректное описание ситуаций. В этой связи необходимой найти или разработать приемлемую для этой цели классификацию информационных потоков.

Первым признаком классификации является разбиение информации по шкалам: номинальная, позволяющая определить черты объекта в множестве других сообщений; порядковая, дающая представление о доминировании объектов в ряду сообщений; количественная, которая устанавливает единицы измерения объекта. Второй признак классификации – логическое содержание сообщений об объектах, их свойствах и отношениях. Третий признак – отношение информационных потоков к целевой функции хозяйственной системы. Четвертый признак – отношение информационных потоков к данной системе управления. На основе этого признака выделяют внешние и внутренние сообщения. Пятый признак – характер преобразований относительно рассматриваемой системы. На его основе все сообщения относятся к видам процедур (эвристическим, расчетным, моделирования), параметрам (времени, субъектам и объектам управления), типу преобразований (агрегирование, фильтрование и т.п.). Шестой признак – временной, он характеризует состояние хозяйственных систем относительно времени события, цикла управления и периодичности поступления сообщений.

Приведенная классификация позволяет описать как формальные, так и содержательные характеристики управленческих ситуаций.

 

3.3 О моделях управленческих ситуаций.

Необходимость моделирования ситуаций обусловлена многообразием факторов, определяющих класс возникающей и развивающейся (в случае несвоевременного разрешения) ситуации. Разработка моделей возникновения и развития управленческих ситуаций позволяет заранее оценивать их возможные параметры и таким образом обоснованно выбирать эффективные пути решения ситуационных задач управления.

Гомоморфизм – это отражение соответствия одного множества элементов (реальной системы) в другое (модель реальной системы), которое обладает свойством однозначности. Иными словами каждому элементу реальной системы соответствует элемент модельной системы. Обратное утверждение неверно: не существует однозначного соответствия между элементами модели и элементами реальной системы.

Учитывая иерархическую природу возникновения и развития ситуаций, в целях адекватного отображения функционирования производственной организации необходимо формирование набора иерархически связанных моделей управленческих ситуаций. При формировании системы моделей можно использовать три вида стратегии. Стратегия «снизу вверх» предполагает моделирование процессов возникновения ситуаций, начиная с нижнего уровня производственной технологии, т.е. разработку модели простейших отдельных технологических процессов с последующей их увязкой и переходом к моделированию более высоких уровней производственной иерархии. Стратегия «сверху вниз» требует, прежде всего, формирования моделей ситуаций высшего уровня управления, а затем их разукрупнения и детализации до уровня отдельных технологических процессов. Третья стратегия формирования моделей предполагает одновременной создание комплекса моделей как сверху, так и снизу. Она требует особого внимания к понятийному единству и совместимости моделей всех уровней иерархии.

Для прогнозирования управленческих ситуаций, можно использовать основные положения методологии «деревьев неполадок», так как прогнозируемое событие – отказ нормального функционирования системы – является нежелательным.

 

Глава 4. Циклы и методы разрешения управленческих ситуаций

В процессе разрешения ситуаций выбирают способ целесообразной деятельности исходя из следующих вариантов: источник ситуации, как и объект воздействия, находится внутри производственной организации; источник ситуации – во внешней среде, а объект воздействия – во внутренней; источник ситуации может находиться как вовне, так и внутри производственной организации, а объект воздействия – во внешней среде.

Выбор определенного вида деятельности в процессе управления можно называть выбором стратегии управления. Под стратегией управления в данном случае понимается принятие предварительного решения о выборе объекта управленческого воздействия. Стратегии могут быть подразделены на три вида: регулирование, адаптация, средообразование. Признаком разделения стратегий управления является отношение процесса управления к среде – внешней или внутренней. Процесс управления осуществляется в рамках одной из трех указанных стратегий или их сочетаний.

Регулирование представляет собой вид управленческой деятельности, направленный на стабилизацию или изменение состояния подсистем производственной организации в связи с возникновением в них различного рода ситуаций и осуществляемый путем воздействия на каждую подсистему или на все вместе. Адаптация – это вид управленческой деятельности, вызванный изменениями характеристик внешней среды и осуществляемый путем изменения параметров одной или всех подсистем организации. Средообразование – это вид управленческой деятельности, воздействие которой обращено на внешнюю среду с целью ее изменения в благоприятном для данной организации направлении.

Как и всякий другой вид управления, процесс разрешения ситуации реализуется в рамках определенных циклов управления, начиная с этапа идентификации ситуаций и кончая этапом их разрешения.

 

 

 

4.1 Типология циклов управления.

Разнообразие реализуемых процедур, возможных источников возникновения ситуаций и выбираемых во внешней и внутренней средах организации объектов воздействия может быть упорядочено путем введения понятия элементарного цикла ситуационного управления, т.е. цикла разрешения ситуации. Под элементарным циклом понимается операционная цепь, которая связывает источник ситуации во внутренней или внешней среде организации с одним из выбираемых объектов воздействия.

Ограничения формирования элементарных циклов:

  1. не все связи подсистем организации связывают циклы управления;

  1. все формальные связи организации с внешней средой идут через систему управления;

  1. управленческое решение и воздействие может быть направлено не только в сторону источника возникновения ситуации;

  1. отклонения в функционировании подсистем или новые задачи их развития могут вызвать необходимость выработки воздействия на внешнюю среду;

  1. внешнее воздействие может приводить к необходимости обращения системы управления во внешнюю среду.

Исходя из полноты анализа связей и взаимодействий системы управления, можно утверждать, что в любой организации ситуационное управление не реализуется вне набора элементарных циклов управления. Любой реальный цикл управления можно представить как наложение параллельно или последовательно реализуемых элементарных циклов вплоть до всей их суммы.

Каждому элементарному циклу управления соответствует определенный вид процедуры и операционная цепь входящих в нее информационных преобразований.

Само по себе множество этих циклов еще не определяет типа управленческой процедуры, связанной с разрешением определенной ситуации, а лишь отражает потенциальную способность организации к адаптивности.

 

4.2 Методы разрешения ситуаций.

Одним из факторов, влияющих на выбор метода решения ситуационных задач управления, является объем знаний о самой ситуации и о путях ее разрешения. Соотношение между объективно необходимыми и имеющимися знаниями существенным образом сказывается на процедуре управления, т.к. определяет разнообразие взаимодействий между подсистемами организации в связи с реализацией процессов получения или упорядочения необходимых для управления знаний.

В настоящее время разработано значительное количество моделей и методов принятия сложных решений.

Выбор метода разрешения ситуации определяется объемом, достоверностью и оценкой информации, характеризующей возникшую проблему. Здесь возможны следующие варианты:

Информация о работе Управленческие ситуации и методы их решения