Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:47, курсовая работа
Целью работы является рассмотреть управленческие способности менеджера (руководителя) современной организации. Цель предполагает решение следующих задач:
– рассмотреть теоретические основы роли личностных и профессиональных качеств менеджера в современной организации;
- изучить возможности развития управленческих способностей менеджера
– исследовать способности менеджера на предприятии.
Введение 3
1 Теоретические аспекты значимости управленческих способностей менеджера 5
1.1. Понятие профессионализма менеджера 5
1.2. Личностная характеристика менеджера 9
1.3 Развитие управленческих способностей менеджера 16
2 Анализ и совершенствование управленческих качеств менеджера на примере ООО «Сахалинского управления технологического транспорта» 20
2.1 Характеристика предприятия. Кадровая политика 20
2.2. Анализ личных качеств руководителя и их влияние на эффективность управления, на примере «Сахалинского УТТ» 23
2.3 Рекомендации по повышению профессиональных качеств менеджеров Сахалинского УТТ 32
Заключение 34
Список использованной литературы 37
Приложения
Данные, полученные на основе опросника «Анализ своих ограничений», позволяют выделить следующие области, в которых руководитель, по его мнению, почти не имеет трудностей:
1) творческий подход к
2) навык решения проблем (
3) осознание своих личных целей (ясность в вопросе о целях своей личной или деловой жизни, цели совместимы с условиями работы и жизни);
4) умение влиять на людей (
Таблица 1. Результаты опросника «Анализ своих ограничений»
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
- |
- |
11 | |
- |
13 |
14 |
15 |
- |
17 |
- |
- |
- |
- |
22 | |
23 |
- |
- |
- |
- |
- |
29 |
30 |
31 |
32 |
- | |
- |
35 |
- |
37 |
38 |
- |
40 |
41 |
- |
43 |
44 | |
- |
46 |
47 |
- |
- |
50 |
- |
52 |
- |
- |
- | |
- |
- |
58 |
- |
60 |
61 |
- |
- |
64 |
- |
- | |
67 |
68 |
- |
70 |
71 |
72 |
73 |
74 |
- |
- |
- | |
78 |
- |
- |
81 |
82 |
83 |
84 |
- |
- |
87 |
- | |
- |
90 |
91 |
- |
93 |
94 |
95 |
- |
97 |
- |
- | |
100 |
101 |
102 |
103 |
104 |
105 |
106 |
107 |
- |
109 |
110 | |
Сумма ответов |
5 |
7 |
6 |
6 |
7 |
8 |
7 |
6 |
3 |
4 |
4 |
Результат |
Сильные стороны |
Ранг |
Обратный ранг |
Ограничения |
5 |
Способность управлять собой |
4 |
3 |
Неумение управлять собой |
7 |
Четкие ценности |
2 |
5 |
Размытость личностных ценностей |
6 |
Четкие личные цели |
3 |
4 |
Смутные личные цели |
6 |
Продолжающееся саморазвитие |
3 |
4 |
Остановленное саморазвитие |
7 |
Хорошие навыки решения проблем |
2 |
5 |
Недостаточность навыка решать проблемы |
8 |
Творческий подход |
1 |
6 |
Недостаток творческого подхода |
7 |
Умение влиять на окружающих |
2 |
5 |
Неумение влиять на людей |
6 |
Понимание особенностей управленческого труда |
3 |
4 |
Недостаточное понимание особенностей управленческого труда |
3 |
Способность руководить |
6 |
1 |
Слабые навыки руководства |
4 |
Умение обучать |
5 |
2 |
Неумение обучать |
4 |
Умение наладить групповую работу |
5 |
2 |
Низкая
способность формировать |
Проведенный анализ позволяет выделить следующие проблемные для предприятия «Сахалинского УТТ» вопросы управления, по которым наблюдается наибольшая степень рассогласования представлений руководителя о самом себе и его коллектива. Руководитель рассматривает свою способность формировать коллектив как «низкую», сам же коллектив оценивает ее как «высокую», отмечая способность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп. Наиболее, как кажется, конфликтная область между руководителем и подчиненными складывается на основе их противоречивых представлений о понимании особенностей мотивации труда работников, несовпадающие представления о роли руководителя. Возможно, это расхождение в представлениях вызвано и неудовлетворенностью работников по поводу неопределенности в понимании целей личной и деловой жизни руководителя, а также его, по мнению сотрудников, неспособностью помогать другим людям развивать свои возможности.
Полученные на основе опросника «Работа» первоочередные требования, предъявляемые к руководителю данной фирмы: способность формировать коллектив, умение обучать, обладание сильными навыками руководства, понимание особенностей управленческого труда, умение влиять на людей и сопоставление с данными опросника «Анализ своих ограничений» позволяет сделать вывод о том, что выделяемые личные качества руководителя фирмы, нуждающиеся в специальном доразвитии, совершенствовании и выстраиваются в следующую иерархию:
1) умение управлять собой;
2) ясные и четкие личные цели;
3) сформированные навыки
4)творческий подход к работе.
Наибольшее расхождение
Таблица 5. Сводные результаты опросника «Работа»
Ограничения |
Результаты опросника "Работа" |
Результаты/2 |
Ранг |
Неумение управлять собой |
8 |
4 |
8 |
Размытые личные ценности |
12 |
6 |
4 |
Смутные личные цели |
10 |
5 |
6 |
Остановленное саморазвитие |
12 |
6 |
4 |
Недостаточность навыка решать проблемы |
11 |
5,5 |
5 |
Недостаток творческого подхода |
9 |
4,5 |
7 |
Неумение влиять на людей |
13 |
6,5 |
3 |
Недостаточное понимание особенностей управленческого труда |
15 |
7,5 |
2 |
Слабые навыки руководства |
15 |
7,5 |
2 |
Неумение обучать |
15 |
7,5 |
2 |
Данные, полученные в ходе экспериментального исследования, позволяют выделить некоторые направления для руководителя фирмы, нуждающиеся в развитии и совершенствовании: более эффективное использование времени и энергоресурсов, поддержание работоспособности руководителя; недостаточно ясное понимание своих личных целей и ценностей, а также особенностей управленческого труда; недостаточно развитые навыки руководства, умение обучать.
Таблица 6. Расхождения результатов опросников «Работа» и «Анализ личных ограничений»
Ограничения |
Результаты опросника "Работа" |
Результаты опросника "Анализ личных ограниче-ний" |
Расхождение |
Неумение управлять собой |
8 |
3 |
5 |
Размытые личные ценности |
4 |
5 |
|
Смутные личные цели |
6 |
4 |
2 |
Остановленное саморазвитие |
4 |
4 |
|
Недостаточность навыка решать проблемы |
5 |
5 |
|
Недостаток творческого подхода |
7 |
6 |
1 |
Неумение влиять на людей |
3 |
5 |
|
Недостаточное понимание особенностей управленческого труда |
2 |
4 |
|
Слабые навыки руководства |
2 |
1 |
1 |
Неумение обучать |
2 |
2 |
Программа с целью коррекции личностных особенностей и поведения, предложенная М. Вудкок и Д. Фрэнсис, так характеризует позиции руководителя, способного управлять собой: поддержание своего здоровья, ограничение рабочего времени, поддержание равновесия между личной и деловой жизнью, планирование и организация перерывов для отдыха, эффективное использование времени, разумное отношение к своим поездкам, освоение навыков эффективного общения, свободное выражение эмоций, самопознание, обладание чувством собственного достоинства, принятие на себя только тех нагрузок, с которыми возможно справиться.
Обладание четкими личными ценностями: сомнение по поводу своих ценностей, последовательность, поведение в соответствии с декларированными ценностями, стремление понять чужие взгляды, жизненная активность, стремление к установлению обратной связи. Четкие личные цели: уточнение предстоящих задач, регулярная оценка своего продвижения, планирование развития своей карьеры, эффективное использование времени и распределения сил, умелое делегирование полномочий, объективность в оценке подчиненных. Понимание особенностей управленческого труда: обсуждение принципов управления, умение анализировать собственные слабости, создание позитивной рабочей атмосферы, осознание собственного стиля руководства, изменение стиля руководства по потребности, способность добиться от подчиненной качественной работы.
Высокие навыки руководства: в случае необходимости умеет навести дисциплину, приспособление стиля руководства к переменам в обществе, развитие добрых отношений с окружающими, поощрение лучших примеров, избегание слишком частого применения негативного подкрепления, умение защитить свою группу в случае возникновения угрозы, установление критериев успеха, поиск способов максимализации вклада в работу сотрудников. Умение обучать: умение создать в коллективе среду, способствующую обучению, осведомленность о потребности сотрудников в обучении, систематическая, умелая оценка и консультирование сотрудников, знание сильных и слабых сторон подчиненных, умение ставить цели, требующие усилий, помощь сотрудникам при планировании развития собственной карьеры.
Таблица 7 - Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя
№ п/п |
Качества личности |
Средний балл |
Уровень |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Определенность Осознанность Целеустремленность Избирательность Тактичность Действенность Требовательность Критичность Ответственность |
43 51 54 29 41 38 47 45 52 |
В В В С В В В В в |
Анализ проведенного исследования показывает, что данный руководитель имеет следующий уровень качеств личности:
высокий уровень - 89%
средний уровень - 11%
низкий - 0%
В числе других важных личностных черт и характеристик руководителя следует выделить:
* Способность его доминировать в коллективе;
* Уверенность в себе;
*
Эмоциональную
* Ответственность;
* Общительность и независимость;
Таким образом, соответствие личностных характеристик содержанию деятельности является непременным условием успешного ее осуществления. Особенно важно такое соответствие для видов деятельности с высоким уровнем ответственности. К таковым, как известно, относится деятельность руководителя (управленца, организатора). Анализ данных показал, что организаторские способности и организаторская направленность личности данного руководителя на высоком уровне.