Управленческие способности менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотреть управленческие способности менеджера (руководителя) современной организации. Цель предполагает решение следующих задач:
– рассмотреть теоретические основы роли личностных и профессиональных качеств менеджера в современной организации;
- изучить возможности развития управленческих способностей менеджера
– исследовать способности менеджера на предприятии.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты значимости управленческих способностей менеджера 5
1.1. Понятие профессионализма менеджера 5
1.2. Личностная характеристика менеджера 9
1.3 Развитие управленческих способностей менеджера 16
2 Анализ и совершенствование управленческих качеств менеджера на примере ООО «Сахалинского управления технологического транспорта» 20
2.1 Характеристика предприятия. Кадровая политика 20
2.2. Анализ личных качеств руководителя и их влияние на эффективность управления, на примере «Сахалинского УТТ» 23
2.3 Рекомендации по повышению профессиональных качеств менеджеров Сахалинского УТТ 32
Заключение 34
Список использованной литературы 37
Приложения

Файлы: 1 файл

0032_СР_курс_менеджмент.docx

— 204.15 Кб (Скачать файл)

Данные, полученные на основе опросника «Анализ своих ограничений», позволяют выделить следующие области, в которых руководитель, по его мнению, почти не имеет трудностей:

1) творческий подход к деятельности (способность генерировать и использовать достаточно новые идеи);

2) навык решения проблем (присутствие  стратегии, необходимой в принятии решений, способность решать современные проблемы);

3) осознание своих личных целей  (ясность в вопросе о целях  своей личной или деловой жизни, цели совместимы с условиями работы и жизни);

4) умение влиять на людей (способность  обеспечивать участие и помощь  со стороны окружающих, влиять  на их решения).

На основе самоанализа  данный руководитель подчеркивает те личностные особенности, которые требуют первоочередного развития:
1) слабые навыки  руководства (отсутствие практических  способностей добиваться результата  от работы подчиненных; 
2) неумение  обучать (отсутствие способности  или желания помогать другим развивать и расширять свои возможности);
3) низкая способность  формировать коллектив (неспособность  содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп или коллективов);
4) неумение  управлять собой (неспособность  в полной мере использовать  свое время, энергию, умения; неспособность  справляться со стрессами жизни  управленца).
Как показывает проведенный анализ личных ограничений  руководителя «Сахалинского УТТ», некоторые из них связаны именно с приобретением навыков самоменеджмента руководителя. Поэтому можно высказать предположение о том, что приобретение этих навыков может несколько повлиять на эффективность деловой деятельности руководителя и предприятия в целом (таблица 1,2.).

Таблица 1. Результаты опросника «Анализ своих ограничений»

 

1

2

3

4

5

6

7

8

-

-

11

 

-

13

14

15

-

17

-

-

-

-

22

 

23

-

-

-

-

-

29

30

31

32

-

 

-

35

-

37

38

-

40

41

-

43

44

 

-

46

47

-

-

50

-

52

-

-

-

 

-

-

58

-

60

61

-

-

64

-

-

 

67

68

-

70

71

72

73

74

-

-

-

 

78

-

-

81

82

83

84

-

-

87

-

 

-

90

91

-

93

94

95

-

97

-

-

 

100

101

102

103

104

105

106

107

-

109

110

Сумма ответов

5

7

6

6

7

8

7

6

3

4

4




Таблица 2. Сводные  результаты опросника «Анализ своих ограничений»

Результат

Сильные стороны

Ранг

Обратный  ранг

Ограничения

5

Способность управлять собой

4

3

Неумение  управлять собой

7

Четкие  ценности

2

5

Размытость  личностных ценностей

6

Четкие  личные цели

3

4

Смутные личные цели

6

Продолжающееся  саморазвитие

3

4

Остановленное саморазвитие

7

Хорошие навыки решения проблем

2

5

Недостаточность навыка решать проблемы

8

Творческий  подход

1

6

Недостаток  творческого подхода

7

Умение  влиять на окружающих

2

5

Неумение  влиять на людей

6

Понимание особенностей управленческого труда

3

4

Недостаточное понимание особенностей управленческого труда

3

Способность руководить

6

1

Слабые  навыки руководства

4

Умение  обучать

5

2

Неумение  обучать

4

Умение  наладить групповую работу

5

2

Низкая  способность формировать коллектив


Представления подчиненных о «сильных» и  «слабых» сторонах деятельности и личности руководителя носят несколько иной характер. Так, среди «сильных» сторон подчиненные называют:
1) умение влиять  на людей; 
2) способность  формировать коллектив; 
3) творческий  подход к деятельности;
4) навыки решения  проблем; стремление к саморазвитию (настроенность и восприимчивость  к новым ситуациям и возможностям).
«Слабые» стороны  данного руководства выглядят следующим  образом:
1) недостаточное  понимание особенностей управленческого  труда (недостаточное понимание мотивации работников; устаревшие, негуманные или неуместные представления о роли руководителя);
2) неумение  обучать; 
3) смутные личные  цели;
4) слабые навыки  руководства; размытые личные  ценности (отсутствие ясного понимания  своих личных ценностей).

Проведенный анализ позволяет выделить следующие  проблемные для предприятия «Сахалинского УТТ» вопросы управления, по которым наблюдается наибольшая степень рассогласования представлений руководителя о самом себе и его коллектива. Руководитель рассматривает свою способность формировать коллектив как «низкую», сам же коллектив оценивает ее как «высокую», отмечая способность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп. Наиболее, как кажется, конфликтная область между руководителем и подчиненными складывается на основе их противоречивых представлений о понимании особенностей мотивации труда работников, несовпадающие представления о роли руководителя. Возможно, это расхождение в представлениях вызвано и неудовлетворенностью работников по поводу неопределенности в понимании целей личной и деловой жизни руководителя, а также его, по мнению сотрудников, неспособностью помогать другим людям развивать свои возможности.

В некоторой  степени это может быть связано  и с некоторым обновлением  коллектива в течение последнего года (2 новых менеджера по продажам и 3 программиста). Оценки пяти новых сотрудников могут в какой-то мере определять данное противоречие.

Полученные на основе опросника «Работа» первоочередные требования, предъявляемые к руководителю данной фирмы: способность формировать коллектив, умение обучать, обладание сильными навыками руководства, понимание особенностей управленческого труда, умение влиять на людей и сопоставление с данными опросника «Анализ своих ограничений» позволяет сделать вывод о том, что выделяемые личные качества руководителя фирмы, нуждающиеся в специальном доразвитии, совершенствовании и выстраиваются в следующую иерархию:

1) умение управлять собой; 

2) ясные и четкие личные цели;

3) сформированные навыки руководства; 

4)творческий подход к работе.

Наибольшее расхождение наблюдается  по вопросу рационального использования своего времени, энергии, умений; способности противостоять стрессам (таблицы 5, 6).

 

Таблица 5. Сводные результаты опросника «Работа»

Ограничения

Результаты опросника "Работа"

Результаты/2

Ранг

Неумение управлять собой

8

4

8

Размытые личные ценности

12

6

4

Смутные личные цели

10

5

6

Остановленное саморазвитие

12

6

4

Недостаточность навыка решать проблемы

11

5,5

5

Недостаток творческого подхода

9

4,5

7

Неумение влиять на людей

13

6,5

3

Недостаточное понимание особенностей управленческого труда

15

7,5

2

Слабые навыки руководства

15

7,5

2

Неумение обучать

15

7,5

2


 

Данные, полученные в ходе экспериментального исследования, позволяют выделить некоторые направления для руководителя фирмы, нуждающиеся в развитии и совершенствовании: более эффективное использование времени и энергоресурсов, поддержание работоспособности руководителя; недостаточно ясное понимание своих личных целей и ценностей, а также особенностей управленческого труда; недостаточно развитые навыки руководства, умение обучать.

 

Таблица 6. Расхождения результатов  опросников «Работа» и «Анализ личных ограничений»

Ограничения

Результаты опросника "Работа"

Результаты опросника "Анализ личных ограниче-ний"

Расхождение

Неумение управлять собой

8

3

5

Размытые личные ценности

4

5

 

Смутные личные цели

6

4

2

Остановленное саморазвитие

4

4

 

Недостаточность навыка решать проблемы

5

5

 

Недостаток творческого подхода

7

6

1

Неумение влиять на людей

3

5

 

Недостаточное понимание особенностей управленческого труда

2

4

 

Слабые навыки руководства

2

1

1

Неумение обучать

2

2

 

 

Программа с целью коррекции  личностных особенностей и поведения, предложенная М. Вудкок и Д. Фрэнсис, так характеризует позиции руководителя, способного управлять собой: поддержание своего здоровья, ограничение рабочего времени, поддержание равновесия между личной и деловой жизнью, планирование и организация перерывов для отдыха, эффективное использование времени, разумное отношение к своим поездкам, освоение навыков эффективного общения, свободное выражение эмоций, самопознание, обладание чувством собственного достоинства, принятие на себя только тех нагрузок, с которыми возможно справиться.

Обладание четкими личными ценностями: сомнение по поводу своих ценностей, последовательность, поведение в соответствии с декларированными ценностями, стремление понять чужие взгляды, жизненная активность, стремление к установлению обратной связи. Четкие личные цели: уточнение предстоящих задач, регулярная оценка своего продвижения, планирование развития своей карьеры, эффективное использование времени и распределения сил, умелое делегирование полномочий, объективность в оценке подчиненных. Понимание особенностей управленческого труда: обсуждение принципов управления, умение анализировать собственные слабости, создание позитивной рабочей атмосферы, осознание собственного стиля руководства, изменение стиля руководства по потребности, способность добиться от подчиненной качественной работы.

Высокие навыки руководства: в случае необходимости умеет навести дисциплину, приспособление стиля руководства к переменам в обществе, развитие добрых отношений с окружающими, поощрение лучших примеров, избегание слишком частого применения негативного подкрепления, умение защитить свою группу в случае возникновения угрозы, установление критериев успеха, поиск способов максимализации вклада в работу сотрудников. Умение обучать: умение создать в коллективе среду, способствующую обучению, осведомленность о потребности сотрудников в обучении, систематическая, умелая оценка и консультирование сотрудников, знание сильных и слабых сторон подчиненных, умение ставить цели, требующие усилий, помощь сотрудникам при планировании развития собственной карьеры.

Таблица 7 - Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя

№ п/п

Качества личности

Средний балл

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Определенность

Осознанность

Целеустремленность

Избирательность

Тактичность

Действенность

Требовательность

Критичность

Ответственность

43

51

54

29

41

38

47

45

52

В

В

В

С

В

В

В

В

в


 

Анализ  проведенного исследования показывает, что данный руководитель имеет следующий уровень качеств личности:

высокий уровень - 89%

средний уровень - 11%

низкий - 0%

В числе других важных личностных черт и характеристик  руководителя  следует выделить:

* Способность его доминировать  в коллективе;

* Уверенность в себе;

* Эмоциональную уравновешенность;

* Ответственность;

* Общительность и независимость;

Таким образом, соответствие личностных характеристик  содержанию деятельности является непременным  условием успешного ее осуществления. Особенно важно такое соответствие для видов деятельности с высоким  уровнем ответственности. К таковым, как известно, относится деятельность руководителя (управленца, организатора). Анализ данных показал, что организаторские способности и организаторская направленность личности данного руководителя на высоком уровне.

Информация о работе Управленческие способности менеджера