Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:54, реферат
Специфика деятельности менеджера СКС
Менеджеры социокультурной сферы должны отвечать целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и её конкретных субъектов:
1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления - менеджмента.
Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)
Социально-культурная деятельность исключает элементы стихийного, рефлексивного регулирования. Не может происходить этот процесс и автоматически. Он нуждается в целенаправленном воздействии, где присутствуют все компоненты сознательного управления. Хотя сфера социально-культурного действия носит ярко выраженные черты творческого процесса и этот процесс невозможно запрограммировать, от умелого использования управленческих технологий в решающей степени зависит и объем, и качество производимого культурного продукта и услуг.
Поскольку социально-культурная
деятельность является объектом управления,
постольку наравне с
Принципиально важным для характеристики управленческих технологий в области искусства, образования, досуга, спорта является выявление сущности самого понятия «социально-культурный менеджмент».
В течение предыдущих десятилетий
в республиках бывшего
В современных условиях перехода к рынку в социально-культурной сфере возникли новые отношения, формируются новые ценностные ориентации и установки.
В связи с этим социально-культурный
менеджмент по своим функциям сегодня
правомерно рассматривать как совокупность
управленческих отношений и способов
управленческой деятельности в социально-культурной
сфере, как особый вид взаимодействий
и взаимосвязей между коллективами
и отдельными людьми - субъектами этой
деятельности. В условиях рыночных
отношений менеджмент является мощным
катализатором развития новых форм
собственности и выработки
В сфере социально-культурной
деятельности выделяется многообразие
различающихся по своему назначению
управленческих технологий, прямо или
косвенно связанных с понятием «социально-культурный
менеджмент». Предметом технологий
этого менеджмента служат театр,
кинопроизводство, цирк, хореография,
музыкально-хоровое и
Социально-культурный менеджмент представляет собой деятельный процесс, в котором наряду с типичными для общего менеджмента принципами, структурой и другими свойствами проявляются черты менеджмента финансового, педагогического, психологического, инновационного.
Не случайно в крупных учреждениях и организациях социально-культурной сферы штат менеджеров практически мало отличается от номенклатуры специалистов производственных или торговых фирм и предприятий. Кроме ведущего, «гоп-менеджера», он включает менеджеров по экономике, кадровым и социальным вопросам, по общественным связям и рекламе и других. Существуют должности менеджеров по проектам, реализуемым фирмой или предприятием.
Управленческие технологии
открывают неограниченный простор
для социально-культурного
В каждой из этих технологий
преобладает один из основных управленческих
подходов: управление как процесс (процессный
подход), управление как система (системный
подход), управление как технологии,
связанные с конкретной социально-культурной
ситуацией (ситуационный подход). Одновременно
в управленческих социально-культурных
технологиях нетрудно вычленить
определяющие ролевые (лидерские, посреднические)
функциональные элементы предпринимательства
и менеджмента в области
В практике социально-культурной
деятельности в России пока лишь нарабатываются
необходимые знания, умения и навыки
в области современного менеджмента.
Между тем хорошо известен исторический
опыт российского
Технологически управленческий
цикл в социально-культурной сфере
представляет собой совокупность основных
действий менеджера, педагога, технолога,
которые выполняются в
Изначальными для процесса
управления являются технологии анализа,
или маркетинговые технологии. Речь
идет о профессиональном использовании
нормативного, информационно-управленческого
ресурса - мониторинге социально-
Известны различные виды
и особенности современных
Изучение требований рынка к культурным продуктам или услугам включает в себя сегментацию рынка, то есть выделение (дифференциацию) целевых групп, аудиторий потенциальных потребителей (покупателей, зрителей, слушателей, читателей) по самым различным основаниям: региональным (социально-экономическим, географическим и другим особенностям региона); возрастным, образовательным, этническим, профессиональным, половым, конфессиональным признакам. Основаниями для сегментации могут быть и другие признаки - поведенческие (активное, пассивное, индифферентное поведение потребителя), субкультурные, социально-психологические, по степени интенсивности потребления со-циально-культурньк благ и услуг и т.д.
Результатом использования
аналитических, маркетинговых технологий
является выработка требований к
качеству культурного продукта и
обеспечению его
Существенную роль играют
и технологии прогнозирования, которые
позволяют выработать необходимые
ориентиры в социально-
Выбору оптимальных вариантов
из существующих прогнозных альтернатив
в социально-культурной деятельности
способствуют технологии выработки
и принятия управленческого решения.
Эта технологии направлены на обеспечение
таких требований к управленческим
решениям, как их эффективность, реальность,
экономичность, своевременность, обоснованность
и т.д. Существует масса управленческих
решений, в основе которых лежат
различные основания и
Аналогичное разнообразие наблюдается и в традиционных, и нетрадиционных способах принятия решений. К первому виду относятся собрания и совещания, деловые, в том числе и телефонные, переговоры, конференции, дискуссии, симпозиумы и т.д.
Второй вид включает в
себя совокупность нетрадиционных методов
менеджмента, привнесенных в социально-культурную
деятельность представителями родовых
наук - социологами, психологами, педагогами,
экономистами и др. Метод мозгового
штурма представляет собой коллективную
выработку творческих идей, в которой
участвуют «генераторы» -создатели
идей и «аналитики», оценивающие
эти идеи. В процессе выработки
творческих идей прибегают также
к помощи прямых, фантастических, символических,
личных аналогий (метод синекгики),
использованию самых
Чтобы, по возможности, выстроить и детализировать процесс реализации управленческого решения, специалисты социально-культурной сферы широко пользуются технологиями планирования.
Эти технологии, имеющие прямое отношение к тому или иному субъекту социально-культурной деятельности, позволяют выявить его основное назначение, цели и задачи, необходимые для их достижения, действия, методы и приемы. Они связаны с разработкой и реализацией бизнес-планов, медиапланов других видов стратегического и оперативного планирования.
Стратегические и тактические
(оперативные) планы призваны дать ответ
на следующие вопросы: 1) где на данный
момент находятся наши социально-культурные
учреждения или организации, каковы
их возможности и перспективы
в области маркетинговых
В нашем курсе под менеджерской
деятельностью в сфере
Технологии организации
направлены на выполнение, активное продвижение
(«промоушн») того или иного плана,
проекта, программы в социально-
Организаторские технологии
предполагают управленческую деятельность
по формированию и регулированию (в
том числе совершенствованию) социально-культурных
процессов в сфере досуга и
творчества, образования и физического
развития. Эффективность формирования
обеспечивается использованием организационных
социально-культурных проектов. Регулирование
социально-культурного процесса связано,
в первую очередь, с обеспечением
его устойчивого
Организационно-
В рамках организационных
технологий менеджеры всех уровней,
занятые в учреждениях
Среди них выделяются три группы: 1) директивные методы (распоряжения, приказы, постановления, указания, консультации, инструкции, советы и другие), которые могут носить обязательный, согласительный или рекомендательный характер; 2) экономические методы (метод коммерческого, хозяйственного расчета, ценовая политика, финансовое планирование, бюджетная деятельность, экономический анализ и т.д.); 3) социально-психологические методы (методы повышения социальной активности, обмен опытом, критика и самокритика, внушение, личный пример руководителя, соблюдение деловой, управленческой и профессиональной этики и т.д.).
В современном опыте учреждений
культуры, искусства, досуга для объединения
организаторских технологий очень
часто употребляется термин «промоутерство».
Он подразумевает продвижение (от англ.
«промоушн» - продвижение, «раскрутка»)
музыкальных, театральных, художественно-зрелищных,
развлекательно-игровых и
Информация о работе Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)