Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:54, реферат

Описание работы

Специфика деятельности менеджера СКС
Менеджеры социокультурной сферы должны отвечать целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и её конкретных субъектов:
1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления - менеджмента.

Файлы: 1 файл

срс 12.docx

— 40.16 Кб (Скачать файл)

Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)

Социально-культурная деятельность исключает элементы стихийного, рефлексивного  регулирования. Не может происходить  этот процесс и автоматически. Он нуждается в целенаправленном воздействии, где присутствуют все компоненты сознательного управления. Хотя сфера  социально-культурного действия носит  ярко выраженные черты творческого  процесса и этот процесс невозможно запрограммировать, от умелого использования  управленческих технологий в решающей степени зависит и объем, и  качество производимого культурного  продукта и услуг.

Поскольку социально-культурная деятельность является объектом управления, постольку наравне с производственным, финансовым, политическим, педагогическим менеджментом правомерно говорить о  менеджменте социально-культурном.

Принципиально важным для  характеристики управленческих технологий в области искусства, образования, досуга, спорта является выявление  сущности самого понятия «социально-культурный менеджмент».

В течение предыдущих десятилетий  в республиках бывшего Советского Союза широко употреблялись термины  «социальное управление» и «управление  культурой». В их содержание вкладывались выработка стабильной социальной и  культурной политики, включавшей, в  частности, контроль за реализацией  социальных и культурных программ, многим из которых не суждено было успешно завершиться.

В современных условиях перехода к рынку в социально-культурной сфере возникли новые отношения, формируются новые ценностные ориентации и установки.

В связи с этим социально-культурный менеджмент по своим функциям сегодня  правомерно рассматривать как совокупность управленческих отношений и способов управленческой деятельности в социально-культурной сфере, как особый вид взаимодействий и взаимосвязей между коллективами и отдельными людьми - субъектами этой деятельности. В условиях рыночных отношений менеджмент является мощным катализатором развития новых форм собственности и выработки соответствующей  времени социально-культурной политики.

В сфере социально-культурной деятельности выделяется многообразие различающихся по своему назначению управленческих технологий, прямо или  косвенно связанных с понятием «социально-культурный менеджмент». Предметом технологий этого менеджмента служат театр, кинопроизводство, цирк, хореография, музыкально-хоровое и оркестровое  исполнительство, изобразительное  искусство, средства массовой информации, индустрия развлечений, эстрада, игорный  и шоу-бизнес, артбиз-нес, спортивночвдоровительный бизнес и туризм, книгоиздание и  книготорговля, сервисные услуги ресторанного и гостиничного бизнеса и многие другие отрасли.

Социально-культурный менеджмент представляет собой деятельный процесс, в котором наряду с типичными  для общего менеджмента принципами, структурой и другими свойствами проявляются черты менеджмента  финансового, педагогического, психологического, инновационного.

Не случайно в крупных  учреждениях и организациях социально-культурной сферы штат менеджеров практически  мало отличается от номенклатуры специалистов производственных или торговых фирм и предприятий. Кроме ведущего, «гоп-менеджера», он включает менеджеров по экономике, кадровым и социальным вопросам, по общественным связям и рекламе и других. Существуют должности менеджеров по проектам, реализуемым фирмой или предприятием.

Управленческие технологии открывают неограниченный простор  для социально-культурного менеджмента  как свободного творческого самопроявления, открытого для множества инвариантных форм самореализации менеджерской предпринимательской  инициативы.

В каждой из этих технологий преобладает один из основных управленческих подходов: управление как процесс (процессный подход), управление как система (системный  подход), управление как технологии, связанные с конкретной социально-культурной ситуацией (ситуационный подход). Одновременно в управленческих социально-культурных технологиях нетрудно вычленить  определяющие ролевые (лидерские, посреднические) функциональные элементы предпринимательства  и менеджмента в области искусства, образования, досуга, спорта и т.д.

В практике социально-культурной деятельности в России пока лишь нарабатываются необходимые знания, умения и навыки в области современного менеджмента. Между тем хорошо известен исторический опыт российского предпринимательства, меценатства и благотворительности  в социально-культурной сфере. Лучшие традиции российского менеджмента  в этой сфере, научные взгляды  и подходы к его теории и  практике еще ждут своего возрождения  и развития.

Технологически управленческий цикл в социально-культурной сфере  представляет собой совокупность основных действий менеджера, педагога, технолога, которые выполняются в определенной последовательности, с момента конкретизации  стоящей проблемы и выдвижения цели до момента достижения ожидаемого результата. Этот цикл включает в себя такие  технологические действия, как анализ, прогнозирование, выработку и принятие управленческого решения, планирование, организацию выполнения плана, координацию, мотивацию имеющихся творческих (кадровых) ресурсов, контроль над выполнением  решения и информацией. В качестве родовых, тесно взаимосвязанных  друг с другом базовых технологий социально-культурного менеджмента, как это будет показано ниже, выступают  маркетинг и промоутерство.

Изначальными для процесса управления являются технологии анализа, или маркетинговые технологии. Речь идет о профессиональном использовании  нормативного, информационно-управленческого  ресурса - мониторинге социально-культурных процессов, необходимости организации  изучения и формирования современного рынка спроса на культурные продукты и услуги, проведения различных видов  опроса, наблюдения, эксперимента, изучения документальных источников с целью  сбора, обработки, систематизации, последующего анализа и использования правовых и организационно-хозяйственных  документов, обширной социологической  и инструктивной информации.

Известны различные виды и особенности современных мониторинговых технологий социально-культурной сферы. Обладая ярко выраженной социальной ориентацией, они направлены на удовлетворение культурных потребностей, интересов, предпочтений населения.

Изучение требований рынка  к культурным продуктам или услугам  включает в себя сегментацию рынка, то есть выделение (дифференциацию) целевых  групп, аудиторий потенциальных потребителей (покупателей, зрителей, слушателей, читателей) по самым различным основаниям: региональным (социально-экономическим, географическим и другим особенностям региона); возрастным, образовательным, этническим, профессиональным, половым, конфессиональным признакам. Основаниями для сегментации могут быть и другие признаки - поведенческие (активное, пассивное, индифферентное поведение потребителя), субкультурные, социально-психологические, по степени интенсивности потребления со-циально-культурньк благ и услуг и т.д.

Результатом использования  аналитических, маркетинговых технологий является выработка требований к  качеству культурного продукта и  обеспечению его потребительских  свойств (обоснованности, достоверности, доступности, надежности и др.), а  также отбор наиболее рациональных способов распространения рекламы. По сути дела, маркетинговые технологии в данном случае правомерно ассоциировать  с технологиями социально-культурных нововведений, активно формирующими определенный образ жизни, быта и  досуга семьи или отдельно взятого  человека.

Существенную роль играют и технологии прогнозирования, которые  позволяют выработать необходимые  ориентиры в социально-культурной деятельности, обеспечить соблюдение нормативных, законодательных требований, предупредить и скорректировать  возможные отклонения в достижении намеченных целей. Результатом использования  технологий прогнозирования являются предположения по поводу различных  условий, факторов и обстоятельств, рассчитанные на внешнюю и внутреннюю среду.

Выбору оптимальных вариантов  из существующих прогнозных альтернатив  в социально-культурной деятельности способствуют технологии выработки  и принятия управленческого решения. Эта технологии направлены на обеспечение  таких требований к управленческим решениям, как их эффективность, реальность, экономичность, своевременность, обоснованность и т.д. Существует масса управленческих решений, в основе которых лежат  различные основания и признаки, например, характер целей (оперативные, тактические и стратегические); характер решаемых задач (экономические, организационные, экологические и т.д.); причины  возникновения (ситуационные, инициативные, эпизодические и т.д.).

Аналогичное разнообразие наблюдается  и в традиционных, и нетрадиционных способах принятия решений. К первому  виду относятся собрания и совещания, деловые, в том числе и телефонные, переговоры, конференции, дискуссии, симпозиумы и т.д.

Второй вид включает в  себя совокупность нетрадиционных методов  менеджмента, привнесенных в социально-культурную деятельность представителями родовых  наук - социологами, психологами, педагогами, экономистами и др. Метод мозгового  штурма представляет собой коллективную выработку творческих идей, в которой  участвуют «генераторы» -создатели  идей и «аналитики», оценивающие  эти идеи. В процессе выработки  творческих идей прибегают также  к помощи прямых, фантастических, символических, личных аналогий (метод синекгики), использованию самых неожиданных  направлений творческого поиска (метод инверсии), перемещению автора идеи в центр проблемы и выработке  идеи уже с этой позиции (метод  эмпатии), постановке наводящих вопросов - что? где? куда? (метод ключевых вопросов), привлечению случайно выбранных  понятий, метафор-противоречий, метафор-загадок (метод свободных ассоциаций) и  других.

Чтобы, по возможности, выстроить  и детализировать процесс реализации управленческого решения, специалисты  социально-культурной сферы широко пользуются технологиями планирования.

Эти технологии, имеющие  прямое отношение к тому или иному  субъекту социально-культурной деятельности, позволяют выявить его основное назначение, цели и задачи, необходимые  для их достижения, действия, методы и приемы. Они связаны с разработкой  и реализацией бизнес-планов, медиапланов  других видов стратегического и  оперативного планирования.

Стратегические и тактические (оперативные) планы призваны дать ответ  на следующие вопросы: 1) где на данный момент находятся наши социально-культурные учреждения или организации, каковы их возможности и перспективы  в области маркетинговых отношений, финансового, материального, кадрового  обеспечения, научных исследований; 2) куда двигается учреждение или  организация на основании оценки реальных возможностей.

В нашем курсе под менеджерской деятельностью в сфере культуры, искусства, досуга понимается активное участие в соорганизации и  координации действий всех участников социально-культурного процесса. Элементы менеджерства частично присутствуют в  деятельности любого специалиста социально-культурной сферы.

Технологии организации  направлены на выполнение, активное продвижение («промоушн») того или иного плана, проекта, программы в социально-культурной сфере. По существу, любой специалист-менеджер, занятый в этой сфере, выступает  в качестве лидера, основного персонажа  в рамках того или иного социально-культурного  проекта, внутри любой инициативной группы.

Организаторские технологии предполагают управленческую деятельность по формированию и регулированию (в  том числе совершенствованию) социально-культурных процессов в сфере досуга и  творчества, образования и физического  развития. Эффективность формирования обеспечивается использованием организационных  социально-культурных проектов. Регулирование  социально-культурного процесса связано, в первую очередь, с обеспечением его устойчивого функционирования, частичным или кардинальным его  совершенствованием, развитием на перспективу.

Организационно-распорядительные методы

В рамках организационных  технологий менеджеры всех уровней, занятые в учреждениях социально-культурной сферы, пользуются так называемыми  организационно-распорядительными  методами.

Среди них выделяются три  группы: 1) директивные методы (распоряжения, приказы, постановления, указания, консультации, инструкции, советы и другие), которые  могут носить обязательный, согласительный или рекомендательный характер; 2) экономические  методы (метод коммерческого, хозяйственного расчета, ценовая политика, финансовое планирование, бюджетная деятельность, экономический анализ и т.д.); 3) социально-психологические  методы (методы повышения социальной активности, обмен опытом, критика  и самокритика, внушение, личный пример руководителя, соблюдение деловой, управленческой и профессиональной этики и т.д.).

В современном опыте учреждений культуры, искусства, досуга для объединения  организаторских технологий очень  часто употребляется термин «промоутерство». Он подразумевает продвижение (от англ. «промоушн» - продвижение, «раскрутка») музыкальных, театральных, художественно-зрелищных, развлекательно-игровых и множества  других социально-культурных проектов, проектных идей и инициатив, разработку, принятие и последующее осуществление  соответствующих управленческих решений, направленных на их реализацию на рынке.

Информация о работе Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)