Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:54, реферат

Описание работы

Специфика деятельности менеджера СКС
Менеджеры социокультурной сферы должны отвечать целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и её конкретных субъектов:
1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления - менеджмента.

Файлы: 1 файл

срс 12.docx

— 40.16 Кб (Скачать файл)

Для проведения мониторингового  исследования необходимо осуществить  ряд последовательных технологических  операций. Отслеживая ход реализации того или иного социально-культурного  проекта (постановки спектакля, авторской  технологии преподавания предмета и  т.д.), прежде всего определяют показатели или индикаторы, по которым можно  судить о динамике и характере  изменений. Необходимо также установить источники получения информации, включая документы, отдельных лиц  или групп людей, партнерские  организации и т.д.

Технология контент-анализа  предусматривает исследование совокупности информационных материалов СМИ (главным  образом, текстовых) по отдельным темам  и направлениям социально-культурной деятельности. К элементам, составляющим процедуру контент-анализа, относятся: определение темы в качестве главного, основного предмета освещения в  публикациях; отбор объектов, содержащих информацию (газет, журналов, бюллетеней, текстов радиопрограмм, дневников  и т.д.); отбор информационных материалов по их жанру (научная, проблемная статья, очерк, репортаж, рецензия и др.) и  ключевых понятий для последующего анализа.

Контент-анализ способствует выявлению общественной оценки и  сравнительному анализу наиболее актуальных проблем социально-культурной деятельности в масштабах страны, региона, отдельного города или коллектива. Исключительно  важна и сама мотивация, трактовка  изучаемой темы. Здесь могут иметь  место различные подходы: тему рассматривают  в сугубо практическом, преимущественно  позитивном плане; материалы освещаются целиком или частично с позиций  критики.

Технологии опроса предусматривают  различные способы сбора социологической  информации в процессе опосредованного (с помощью анкетирования, тестов и др.) и неопосредованного (во время  бесед-интервью) общения с аудиторией или отдельными респондентами с  обязательным фиксированием ответов  на вопросы, связанные с целями и  задачами исследования. В практике социально-культурной деятельности основное назначение опроса состоит в получении  определенных объемов информации о  состоянии общественного мнения, досуговых предпочтений, оценке социально-культурных акций и услуг, фактов, событий. Разновидностями  технологий опроса являются анкетирование  и интервьюирование.

К технологиям опроса примыкают  технологии рейтингов и тестов, в  частности технологии социометрии  и референтомет-рии.

Дискуссии - чрезвычайно  плодотворное средство общения. Однако нет необходимости злоупотреблять дискуссионными формами, особенно в  тех типичных рыночных ситуациях, когда  перед коллективом фирмы или  предприятия не стоит задача преодоления  психологических, идеологических и  других барьеров, когда нет столкновения мнений.

В этих ситуациях менеджерам социально-культурной деятельности не следует пренебрегать системой рейтингов, которая вносит определенное напряжение в деятельность рекреационных структур. Ведь в каждом городе, поселке городского типа помимо муниципальных культурно-досуговых  центров существует множество коммерческих, в том числе кооперативных, учреждений, предоставляющих свободу выбора форм досуга.

Система рейтингов как  объективный метод определения  популярности досуговых программ способна принести неожиданный результат: «престижные», по мнению клубных организаторов, до-суговые программы привлекут лишь единицы посетителей, а третьестепенные, наоборот, соберут огромную заинтересованную аудиторию.

Творческое соперничество  между специалистами социально-культурной сферы, организаторами досуга, подстегиваемое периодическим применением системы  рейтингов, поможет повысить качественный уровень развивающих, рекреативных, качественный уровень развивающих, рекреативных, развлекательно-игровых  программ.

Технология наблюдения позволяет  осуществлять непосредственное изучение взаимодействия, связей, взаимоотношений  и социального поведения индивидов, групп, общностей и на основании  полученной достоверной информации, доступной восприятию наблюдателя, делать обоснованные обобщения. В прикладных исследованиях социально-культурной сферы используются различные виды наблюдения: полевое, лабораторное, систематическое  и случайное. В зависимости от контакта с объектом наблюдение подразделяется на включенное (исследователь в составе  группы участвует в совместном решении  поставленной проблемы) и невключенное (исследователь находится в роли стороннего наблюдателя). В формализованном  наблюдении, в отличие от неформализованного, ставится определенная цель и обязательно  фиксируются результаты.

Экспериментальные технологии направлены на создание специальных  условий, обстановки, среды с целью  выявления особенностей исследуемого объекта - личности, группы людей, явления, способа производства культурного  продукта, благ или услуг, проведения культурной акции и т.д. В зависимости  от своих целей экспериментальные  технологии могут быть разделены  на:

- формирующие (преобразующие)  технологии, с помощью которых  осуществляется активное приведение  содержания, структуры и функций  объекта исследования в соответствие  с выдвинутой гипотезой, либо  введение в рабочий процесс  социально-культурной деятельности  каких-либо новаций и преобразований, либо проверяется на практике  эффективность конкретного культурного  продукта, акции, услуги;

- диагностирующие (констатирующие) технологии. Они связаны с фиксированием  состояния объекта на тот или  иной момент. Например, контролирующие (оценочные, проверочные) технологии  направлены на установление взаимосвязей  и взаимозависимостей между заданной  нормой и фактическим состоянием  объекта;

- поисковые (разведывательные) технологии предусматривают проведение  поискового эксперимента с целью  получения недостающих предварительных  данных об объекте исследования.

В практике социально-культурных исследований широкое распространение  получила технология педагогического  эксперимента, суть которой состоит  в проверке и установлении определенной зависимости между, с одной стороны, различными условиями, воздействиями, факторами и, с другой стороны, полученными  результатами. Аналогичным образом  используется и технология методического  эксперимента. С ее помощью устанавливается  наличие либо отсутствие определенной взаимозависимости или взаимосвязи  между способами и методами приобретения необходимой технологической информации и степенью её использования в  практике социально-культурной деятельности.

Примерные темы семинарского или практического занятия:

1. Методика формирования  социального заказа для досуговых  центров.

2. Семинар-дискуссия на  тему «Диагностика досуговой  среды: что она в себя включает?»

В качестве метода прогнозирования  дальнейшего развития деятельности какого-либо конкретного объекта  культуры (например: театра, парка, выставочного комплекса и т.д.) используйте  написание сценария, в котором  Вам необходимо изложить несколько  наиболее вероятных вариантов развития ситуации на ближайшую перспективу - как желательных, так и нежелательных. Докажите, что Ваш сценарий поможет  предвидеть и избежать случайностей.

В качестве прогнозирования  развития какой-либо важной для Вашего региона (города, области) социально-культурной проблемы проведите соответствующий  контент-анализ или сканирование - обзор  публикаций в общих и специальных  изданиях.

Придерживайтесь следующей  схемы сбора материала для  контент-анализа или сканирования: названия газет и журналов, периодичность  их выхода в свет; тема и ключевые понятия для отбора и анализа  информационных материалов; жанр материалов; оценка научно-методического уровня анализируемых публикаций (глубокий, фрагментарный, профессиональный); эффективность  публикации (по материалу принято  решение; публикация стала предметом  дискуссии; на материал получены отклики  или реакции не последовало и  т.д.).

По итогам сканирования подготовьте  краткое резюме со своими выводами и комментариями для доклада  руководству или выступления  выводами и комментариями для  доклада руководству или выступления  на совещании.

Задание. Предложите своим  друзьям или близким тест по рефе-рентометрии, позволяющий выявить мотивы их межличностных  выборов или предпочтений. Тест состоит  из двух процедур: предварительной  и основной. Предварительная состоит  в том, что респондентам предлагается серия вопросов, с помощью которых  выявляются позиции каждого из опрашиваемых по поводу той или иной ситуации, объекта, события.

Воспользуйтесь  для примера таким перечнем: С кем Вы бы хотели поехать на экскурсию в другой город? С вами случилась неприятность. Кому Вы расскажете об этом? С кем Вы хотели бы отпраздновать свой день рождения? С кем Вы хотите больше общаться? Чьи замечания Вы больше принимаете и к чьей критике прислушиваетесь? Вы встретили человека, который вам понравился. Кому Вы об этом скажете? Вы хотите изменить свою жизнь. С кем посоветуетесь? С кого Вы могли бы брать пример в жизни? Кому Вы хотели бы понравиться больше всего? С кем Вы откровеннее? С кем Вы проведете отпуск?

Одновременно участникам теста предложите примерный перечень вероятных референтов, в их числе: родители, муж или жена, родственники, брат, сестра, взрослый знакомый, знакомые родителей, друзья, лучший друг, компания, знакомая девушка (юноша), товарищи по учебе, работе, товарищи по кружку и  т.п., известный человек, авторитетная личность, литературный персонаж, герой  фильма, историческая личность, никто.

Основная процедура теста: Ваши респонденты, отвечая на каждый вопрос, выбирают из дополнительного  перечня наиболее предпочтительную кандидатуру (референта, партнера). По итогам теста для каждого из участников составляется референтная карта - портрет  его ближайшего референтного окружения.

 

10. Проектные технологии

Историческая  логика и сущность социально-культурного  проектирования

По сравнению с программированием, планированием и другими технологиями, направленными на изменение социально-культурной сферы, проектирование, по мнению исследователей, обладает целым рядом преимуществ. По самой своей природе оно  технологически основано на сочетании  нормативного подхода, разработки того, что должно быть в результате, с  подходом диагностическим, с реальной оценкой ситуации, имеющихся ресурсов и т.д. Проект не является ни жесткой  программой, ни детально проработанным  планом - нормативными документами, содержащими  перечень мероприятий, намечаемых на перспективу.

Проектирование объектов социально-культурной сферы существенно  отличается от таких видов проектирования, принятых в общественной практике, как, например, архитектурно-строительное, инженерно-техническое или художественно-конструкторское (дизайн).

Социально-культурные проектные  технологии обладают следующими основными  чертами: 1) имеют в качестве объекта  массу сложных и динамичных по своей природе социальных объектов, процессов и явлений; 2) не ограничены, как в архитектуре или инженерной практике, системой заранее заданных жестких нормативных, экономических  или чисто технических требований, в этом отношении проектировщик  социально-культурного объекта (например, центра массового досуга или спектакля) обладает большими правами на фантазию; 3) в качестве инициаторов и реализаторов социально-культурных проектных технологий выступают не только специалисты, но и представители общественности, непрофессионалы, члены самых разных социально-возрастных групп: дети, молодежь, домохозяйки, студенты, пенсионеры и  др.

Виды проектных технологий

Как определенный тип деятельности, проектирование обладает характерными признаками, позволяющими осуществить  его классификацию, выделить в нем  определенные группы.

Разработка социально-культурного  проекта начинается с поиска и  оформления проектной идеи. В основе генерации проектной идеи лежит  предложенный психологами так называемый «принцип антиканонов». Он ориентирован на то, чтобы проектировщик научился выходить за пределы стереотипов. Еще  Поль Гоген заметил, что «гениев  порождает не система, а противодействие  ей». Названный принцип выводит  на пробуждение социального, психологического, творческого воображения у автора или группы авторов проекта. Такова здесь «генеральная» идея: все  решительно осмысливать и делать по-новому.

Социально-культурная среда  дает обильную пищу для творческого  воображения и фантазии. В сфере  досуга, искусства, оздоровления, социально-культурной реабилитации непривычное, необычное  возникает часто вне правил, казалось бы, неоднократно проверенных на практике.

В практике социально-культурного  проектирования принцип антиканонов  предполагает формирование у проектировщиков  способности к инициированию  нестандартных решений, к пробе  творческих сил на опережающих моделях, умению личности в любой ситуации отстоять свою авторскую позицию.

Проективная деятельность в  социально-культурной сфере носит  универсальный, всеобъемлющий характер. Изначально, как свидетельствует  исторический опыт России, содержание и границы этого типа деятельности были заданы культурной традицией, объединявшей армию народных умельцев, мастеров, ремесленников, для которых участие  в производстве и реализации своего культурного продукта или услуг  обязательно начиналось с разработки своеобразного эскиза или проекта. Практически для всех социально-культурных технологий, бытовавших в разные времена  и у разных народов, проектирование было и остается основополагающим, интегрирующим элементом.

Информация о работе Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)