Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:54, реферат
Специфика деятельности менеджера СКС
Менеджеры социокультурной сферы должны отвечать целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и её конкретных субъектов:
1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления - менеджмента.
Для проведения мониторингового
исследования необходимо осуществить
ряд последовательных технологических
операций. Отслеживая ход реализации
того или иного социально-
Технология контент-анализа предусматривает исследование совокупности информационных материалов СМИ (главным образом, текстовых) по отдельным темам и направлениям социально-культурной деятельности. К элементам, составляющим процедуру контент-анализа, относятся: определение темы в качестве главного, основного предмета освещения в публикациях; отбор объектов, содержащих информацию (газет, журналов, бюллетеней, текстов радиопрограмм, дневников и т.д.); отбор информационных материалов по их жанру (научная, проблемная статья, очерк, репортаж, рецензия и др.) и ключевых понятий для последующего анализа.
Контент-анализ способствует выявлению общественной оценки и сравнительному анализу наиболее актуальных проблем социально-культурной деятельности в масштабах страны, региона, отдельного города или коллектива. Исключительно важна и сама мотивация, трактовка изучаемой темы. Здесь могут иметь место различные подходы: тему рассматривают в сугубо практическом, преимущественно позитивном плане; материалы освещаются целиком или частично с позиций критики.
Технологии опроса предусматривают
различные способы сбора
К технологиям опроса примыкают технологии рейтингов и тестов, в частности технологии социометрии и референтомет-рии.
Дискуссии - чрезвычайно
плодотворное средство общения. Однако
нет необходимости
В этих ситуациях менеджерам
социально-культурной деятельности не
следует пренебрегать системой рейтингов,
которая вносит определенное напряжение
в деятельность рекреационных структур.
Ведь в каждом городе, поселке городского
типа помимо муниципальных культурно-
Система рейтингов как объективный метод определения популярности досуговых программ способна принести неожиданный результат: «престижные», по мнению клубных организаторов, до-суговые программы привлекут лишь единицы посетителей, а третьестепенные, наоборот, соберут огромную заинтересованную аудиторию.
Творческое соперничество
между специалистами социально-
Технология наблюдения позволяет
осуществлять непосредственное изучение
взаимодействия, связей, взаимоотношений
и социального поведения
Экспериментальные технологии направлены на создание специальных условий, обстановки, среды с целью выявления особенностей исследуемого объекта - личности, группы людей, явления, способа производства культурного продукта, благ или услуг, проведения культурной акции и т.д. В зависимости от своих целей экспериментальные технологии могут быть разделены на:
- формирующие (преобразующие)
технологии, с помощью которых
осуществляется активное
- диагностирующие (
- поисковые (разведывательные)
технологии предусматривают
В практике социально-культурных
исследований широкое распространение
получила технология педагогического
эксперимента, суть которой состоит
в проверке и установлении определенной
зависимости между, с одной стороны,
различными условиями, воздействиями,
факторами и, с другой стороны, полученными
результатами. Аналогичным образом
используется и технология методического
эксперимента. С ее помощью устанавливается
наличие либо отсутствие определенной
взаимозависимости или
Примерные темы семинарского или практического занятия:
1. Методика формирования
социального заказа для
2. Семинар-дискуссия на
тему «Диагностика досуговой
среды: что она в себя
В качестве метода прогнозирования дальнейшего развития деятельности какого-либо конкретного объекта культуры (например: театра, парка, выставочного комплекса и т.д.) используйте написание сценария, в котором Вам необходимо изложить несколько наиболее вероятных вариантов развития ситуации на ближайшую перспективу - как желательных, так и нежелательных. Докажите, что Ваш сценарий поможет предвидеть и избежать случайностей.
В качестве прогнозирования развития какой-либо важной для Вашего региона (города, области) социально-культурной проблемы проведите соответствующий контент-анализ или сканирование - обзор публикаций в общих и специальных изданиях.
Придерживайтесь следующей
схемы сбора материала для
контент-анализа или
По итогам сканирования подготовьте
краткое резюме со своими выводами
и комментариями для доклада
руководству или выступления
выводами и комментариями для
доклада руководству или
Задание. Предложите своим друзьям или близким тест по рефе-рентометрии, позволяющий выявить мотивы их межличностных выборов или предпочтений. Тест состоит из двух процедур: предварительной и основной. Предварительная состоит в том, что респондентам предлагается серия вопросов, с помощью которых выявляются позиции каждого из опрашиваемых по поводу той или иной ситуации, объекта, события.
Воспользуйтесь для примера таким перечнем: С кем Вы бы хотели поехать на экскурсию в другой город? С вами случилась неприятность. Кому Вы расскажете об этом? С кем Вы хотели бы отпраздновать свой день рождения? С кем Вы хотите больше общаться? Чьи замечания Вы больше принимаете и к чьей критике прислушиваетесь? Вы встретили человека, который вам понравился. Кому Вы об этом скажете? Вы хотите изменить свою жизнь. С кем посоветуетесь? С кого Вы могли бы брать пример в жизни? Кому Вы хотели бы понравиться больше всего? С кем Вы откровеннее? С кем Вы проведете отпуск?
Одновременно участникам теста предложите примерный перечень вероятных референтов, в их числе: родители, муж или жена, родственники, брат, сестра, взрослый знакомый, знакомые родителей, друзья, лучший друг, компания, знакомая девушка (юноша), товарищи по учебе, работе, товарищи по кружку и т.п., известный человек, авторитетная личность, литературный персонаж, герой фильма, историческая личность, никто.
Основная процедура теста: Ваши респонденты, отвечая на каждый вопрос, выбирают из дополнительного перечня наиболее предпочтительную кандидатуру (референта, партнера). По итогам теста для каждого из участников составляется референтная карта - портрет его ближайшего референтного окружения.
10. Проектные технологии
Историческая логика и сущность социально-культурного проектирования
По сравнению с
Проектирование объектов
социально-культурной сферы существенно
отличается от таких видов проектирования,
принятых в общественной практике,
как, например, архитектурно-строительное,
инженерно-техническое или
Социально-культурные проектные
технологии обладают следующими основными
чертами: 1) имеют в качестве объекта
массу сложных и динамичных по
своей природе социальных объектов,
процессов и явлений; 2) не ограничены,
как в архитектуре или
Виды проектных технологий
Как определенный тип деятельности, проектирование обладает характерными признаками, позволяющими осуществить его классификацию, выделить в нем определенные группы.
Разработка социально-
Социально-культурная среда дает обильную пищу для творческого воображения и фантазии. В сфере досуга, искусства, оздоровления, социально-культурной реабилитации непривычное, необычное возникает часто вне правил, казалось бы, неоднократно проверенных на практике.
В практике социально-культурного проектирования принцип антиканонов предполагает формирование у проектировщиков способности к инициированию нестандартных решений, к пробе творческих сил на опережающих моделях, умению личности в любой ситуации отстоять свою авторскую позицию.
Проективная деятельность в социально-культурной сфере носит универсальный, всеобъемлющий характер. Изначально, как свидетельствует исторический опыт России, содержание и границы этого типа деятельности были заданы культурной традицией, объединявшей армию народных умельцев, мастеров, ремесленников, для которых участие в производстве и реализации своего культурного продукта или услуг обязательно начиналось с разработки своеобразного эскиза или проекта. Практически для всех социально-культурных технологий, бытовавших в разные времена и у разных народов, проектирование было и остается основополагающим, интегрирующим элементом.
Информация о работе Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)