Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:54, реферат
Специфика деятельности менеджера СКС
Менеджеры социокультурной сферы должны отвечать целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и её конкретных субъектов:
1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления - менеджмента.
Промоутерство неотделимо от понятия продюсерства, в технологию которого входит разработка стратегии осуществляемой программы или проекта, обеспечения высокого уровня их реализации, привлечения и эффективного использования творческих сил и ресурсов. Основное внимание продюсера сосредоточено на организации и развитии ресурсной базы проектов, на поиске дополнительных способов и приемов привлечения ресурсов для производства культурных продуктов, благ и услуг.
Продвижение разного рода
творческих проектов «раскручивается»
с помощью рекламно-
Технологии организации действий в социально-культурной сфере
Технологии организации
тесно соприкасаются с
Процессы внутриколлективной и внешней, межведомственной координации действий в социально-культурной сфере осуществляются как по горизонтали, на равных уровнях структуры за счет главным образом неформальных взаимоотношений, так и по вертикали, в пределах строгой субординации, с помощью существующей нормативной документации. Координация распространяется на все организационные уровни социально-культурной сферы - в масштабах международного сотрудничества, отдельно взятой страны, региона, учреждения, исполнителей.
Благодаря гибкой координации
мы в состоянии обеспечить механизмы
саморегулирования и
Координационные усилия в
социально-культурной среде сталкиваются
с противодействующими
Методы мотивации и стимуляции в социально-культурной деятельности
Поскольку любая из организационных
и координационных технологий самым
непосредственным образом связана
с активизацией человеческого фактора,
грамотным использованием кадрового
ресурса, постольку каждая социально-культурная
инициатива, формирование или пополнение
творческого коллектива обязательно
предусматривает мотивацию, стимулирование
участников с целью опереться
на их потребности, вызвать у них
интерес и желания к
Однако, как показала дальнейшая практика, для создания мотивации с целью внутреннего побуждения работника к действиям только чисто экономический подход недостаточен. Здесь вступает в силу характерная для человека совокупность многих интересов, потребностей и желаний, которые к тому же имеют способность динамично меняться.
В процессе социально-культурной деятельности широкое распространение получили методы материальной, экономической мотивации (заработная плата, премия, льготы, проценты, участие в прибылях, доплата и др.); методы нематериальной, социальной, психологической, морально-этической мотивации (делегирование полномочий, прав и ответственности, предоставление более содержательной, социально значимой работы с перспективой должностного и профессионального роста, общественное признание, благодарности, улучшение условий труда, создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и т.д.).
В социально-культурной сфере существуют благоприятные возможности для эффективной мобилизации целого ряда других мотивов, среди них: общение, обучение, стремление к успеху, творческое самоутверждение, ощущение собственной значимости и востребованности и т.д.
Управленческие технологии контроля
С помощью технологий контроля менеджеры социально-культурной сферы имеют возможность не только констатировать, но и обеспечить достижение конкретных целей и практических результатов в производстве и сбыте социально-культурных продуктов, благ и услуг. Контроль в этом смысле особенно необходим, поскольку в процессе реализации своих творческих проектов и программ организаторы довольно часто сталкиваются со множеством непредвиденных обстоятельств, ошибочных решений, организационных либо финансовых проблем и т.д. Технологии контроля позволяют устранить если не все, то по крайней мере большую часть этих препятствий.
Среди множества типологий управленческого контроля выделим две наиболее распространенные в практике учреждений культуры, образования, досуга. Это разновидности контроля, различающиеся по времени его проведения, - предварительный, текущий и итоговый контроль; по сферам деятельности социально-культурного объекта - производственный контроль, контроль за качеством культурной продукции или услуг, ресурсный, финансовый, инвестиционный, управленческий, ценовой, эксплуатационный и т.д.
Любая из технологий контроля
предусматривает выполнение следующих
обязательных процедур: 1) установление
определенных стандартов, целей, требований,
которым должны соответствовать
конечный творческий результат, культурный
продукт или услуга; 2) измерение
того, что действительно достигнуто
за определенный отрезок времени
и сравнение достигнутого с ожидаемым
результатом; 3) осуществление конкретных
действий, если это необходимо, для
корректировки серьезных
Технологии управления субъектами в социально-культурной сфере
Всеми перечисленными, а также достаточно сложной технологией управления аудиторией, обязаны владеть ведущие. Выполняя одни и те же менеджерские функции в каждом из видов социально-культурной деятельности (в современной эстраде и шоу-бизнесе, в руководстве студией или клубным объединением, в управлении дискотекой и т.д.), ведущие могут называться по-разному: лидер, педагог, тренер, режиссер, мастер, диск-жокей и т.д.
Главными действующими лицами на клубных дискотеках и вечеринках являются диск-жокей, или диджей (с англ. - человек, «скачущий на дисках») и ви-джей, отвечающий за организацию визуальной среды.
Более расширенно термин «ведущий»
применительно к социально-
Его работа оценивается умением
организовать и направлять общение
аудитории, спор, дискуссию. В США, например,
умение общаться, дискутировать культивируется
с детских лет и имеет давние
традиции. Во время публичных дебатов
на разные темы и на разных уровнях
перед американскими
С технологией управления
аудиторией в социально-культурной
сфере может справиться представитель
любой профессии, как специалист,
так и непрофессионал. Но в каждом
случае суть, «зерно» такой технологии
состоит в организации
Особенно это относится
к уровню личных качеств и способностей
отдельных предприимчивых администраторов,
импресарио, работающих на рынке социально-культурных
услуг. Многим из них, действительно, чуждо
понятие профессиональной этики, далеко
не во всех случаях они обеспечивают,
в соответствии с потребностями,
благоприятные условия для
В зависимости от состава действующих субъектов, занятых в разработке и реализации социально-культурных проектов и программ, можно выделить несколько преобладающих, ролевых управленческих функций, выполняемых специалистами на том или ином этапе.
Это прежде всего предпринимательство,
продюсерство, менеджмент в сфере
организации социально-
Темы семинарских и практических занятий
Деловая игра «Создание банка идей по экономическому обеспечению досугового потенциала социума».
Семинар-встреча с лидерами молодежных неформальных до-суговых объединений.
Деловая игра «Разработка и реализация рабочего бизнес-плана для городского, сельского досугового центра».
Анализ региональных планов развития культурно-досуговой сферы.
Практическое занятие
Разработка и обсуждение индивидуальных вариантов социального заказа, договора, бизнес-плана по оказанию социально-культурных услуг.
9. Исследовательские технологии
Специфика исследовательских технологий
Практика социологических исследований социально-культурной деятельности имеет дело с различными разновидностями изыскательских работ, связанных с маркетингом и поиском наиболее рациональных способов производства и сбыта культурных продуктов и услуг для потребительского рынка. Но диапазон исследовательских работ не ограничивается только сферой рынка, он распространяется на многие другие области, в частности на поиски, сбор и систематизацию фольклорных источников и др.
Выбор технологий, используемых в процессе проведения исследовательских работ, зависит от ряда целей и условий, характеризующих то или иное исследование.
Исследовательские технологии,
осуществляемые в современной социально-
- по срокам и продолжительности проведения: плановые (в соответствии с исследовательскими планами и программами) и внеплановые (оперативные);
- по месту проведения: лабораторные (в заранее подготовленных специальных условиях) и полевые (в естественной обстановке);
- по степени научной
глубины и сложности:
- в зависимости от статики
или динамики объекта
- в зависимости от базового,
преобладающего метода сбора
социологической информации: опроса,
наблюдения, эксперимента, контент-анализа,
социометрии или референтомет-
В качестве инструментария исследовательских технологий выступает набор специальных документов и материалов, с помощью которых осуществляется социологическое исследование: анкеты и опросные листы, вопросы для тестирования, карты наблюдения, «фотография объекта», рейтинговые таблицы и таблицы экспертных оценок и др.
Одно из главных мест в
исследовательских технологиях
принадлежит анализу. Совокупность
работ, осуществляемых в рамках анализа
социально-культурной сферы, достаточно
обширна. Это и сбор информации, и
её обработка, классификация и
Виды исследовательских технологий
Мониторинговые технологии, имеющие целью систематический сбор информации об объекте исследования (например, рьшочном спросе на социальные услуги, ходе реализации конкретного проекта и т.д.), позволяют своевременно обнаружить отклонения от намеченного плана и вовремя отреагировать на них, скорректировать ситуацию, внести изменения или дополнения или даже отказаться от чего-либо. Идеальный вариант, когда система мониторинга изначально встраивается в структуру бизнес-плана, конкретного проекта или программы исследования.
Информация о работе Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)