Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:54, реферат

Описание работы

Специфика деятельности менеджера СКС
Менеджеры социокультурной сферы должны отвечать целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и её конкретных субъектов:
1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления - менеджмента.

Файлы: 1 файл

срс 12.docx

— 40.16 Кб (Скачать файл)

Промоутерство неотделимо от понятия продюсерства, в технологию которого входит разработка стратегии  осуществляемой программы или проекта, обеспечения высокого уровня их реализации, привлечения и эффективного использования  творческих сил и ресурсов. Основное внимание продюсера сосредоточено  на организации и развитии ресурсной  базы проектов, на поиске дополнительных способов и приемов привлечения  ресурсов для производства культурных продуктов, благ и услуг.

Продвижение разного рода творческих проектов «раскручивается» с помощью рекламно-информационных технологий рекламы. Активно за-действуется  здесь и широкий круг управленческих технологий, связанных с антрепризой (от франц. «антрепренер» - предприниматель) - приобретением, арендой и эксплуатацией  частного гастрольно-зрелищного предприятия, а также с выполнением административно-организационных  обязанностей импресарио (от итал. - предпринимать) во время подготовки и проведения гастролей, конкурсов, фестивалей и  т.д

Технологии организации  действий в социально-культурной сфере

Технологии организации  тесно соприкасаются с технологиями координации, направленными на обеспечение  бесперебойности и непрерывности  выполняемых функций управления различными видами социально-культурной деятельности. Актуальность этих технологий обусловлена динамичными непрерывными изменениями внешней и внутренней социально-культурной среды, что, в  свою очередь, зависит от умения менеджеров быстро и оперативно маневрировать  финансовыми и материальными  ресурсами, проявить способности к  своевременной адаптации и корректировке. В руководстве социально-культурными  процессами объектом координационных  технологий являются как управляемые (подчиненные), так и управляющие  подсистемы.

Процессы внутриколлективной и внешней, межведомственной координации  действий в социально-культурной сфере  осуществляются как по горизонтали, на равных уровнях структуры за счет главным образом неформальных взаимоотношений, так и по вертикали, в пределах строгой субординации, с помощью  существующей нормативной документации. Координация распространяется на все  организационные уровни социально-культурной сферы - в масштабах международного сотрудничества, отдельно взятой страны, региона, учреждения, исполнителей.

Благодаря гибкой координации  мы в состоянии обеспечить механизмы  саморегулирования и самосохранения любой социально-культурной общности: клубного объединения, коллектива сотрудников  музея, театра или парка, спортивной команды и т.д.

Координационные усилия в  социально-культурной среде сталкиваются с противодействующими факторами, в их числе - недостаток финансовых и материальных ресурсов у большинства государственных отраслевых учреждений и организаций, отсутствие у многих их руководителей психологической готовности к энергичному проведению самостоятельной финансово-экономической политики, нехватка квалифицированных кадров, особенно в сельской местности и др. Преодолеть данные препятствия можно с помощью корректирующих действий, например: заручиться поддержкой коллектива учреждения культуры, выявить социально-психологические причины сопротивления, осуществить в необходимых пределах реорганизацию тех или иных звеньев структуры, изменить существующие стандарты и нормативы и проч.

Методы мотивации и  стимуляции в социально-культурной деятельности

Поскольку любая из организационных  и координационных технологий самым  непосредственным образом связана  с активизацией человеческого фактора, грамотным использованием кадрового  ресурса, постольку каждая социально-культурная инициатива, формирование или пополнение творческого коллектива обязательно  предусматривает мотивацию, стимулирование участников с целью опереться  на их потребности, вызвать у них  интерес и желания к предстоящей  работе, развеять возможные опасения и сомнения. Работодатели с древних  времен постоянно прибегали к  методам мотивации наемных работников, используя для этого, как правило, хлыст и угрозы, и только для  немногочисленных избранных -награды. Только позднее, с конца ХУШ века, распространилось убеждение, что люди всегда будут работать охотнее и  больше, если будут иметь возможность  заработать больше.

Однако, как показала дальнейшая практика, для создания мотивации  с целью внутреннего побуждения работника к действиям только чисто экономический подход недостаточен. Здесь вступает в силу характерная  для человека совокупность многих интересов, потребностей и желаний, которые  к тому же имеют способность динамично  меняться.

В процессе социально-культурной деятельности широкое распространение  получили методы материальной, экономической  мотивации (заработная плата, премия, льготы, проценты, участие в прибылях, доплата  и др.); методы нематериальной, социальной, психологической, морально-этической  мотивации (делегирование полномочий, прав и ответственности, предоставление более содержательной, социально  значимой работы с перспективой должностного и профессионального роста, общественное признание, благодарности, улучшение  условий труда, создание благоприятного морально-психологического климата  в коллективе и т.д.).

В социально-культурной сфере  существуют благоприятные возможности  для эффективной мобилизации  целого ряда других мотивов, среди них: общение, обучение, стремление к успеху, творческое самоутверждение, ощущение собственной значимости и востребованности и т.д.

Управленческие технологии контроля

С помощью технологий контроля менеджеры социально-культурной сферы  имеют возможность не только констатировать, но и обеспечить достижение конкретных целей и практических результатов  в производстве и сбыте социально-культурных продуктов, благ и услуг. Контроль в  этом смысле особенно необходим, поскольку  в процессе реализации своих творческих проектов и программ организаторы довольно часто сталкиваются со множеством непредвиденных обстоятельств, ошибочных решений, организационных либо финансовых проблем  и т.д. Технологии контроля позволяют  устранить если не все, то по крайней  мере большую часть этих препятствий.

Среди множества типологий  управленческого контроля выделим  две наиболее распространенные в  практике учреждений культуры, образования, досуга. Это разновидности контроля, различающиеся по времени его  проведения, - предварительный, текущий  и итоговый контроль; по сферам деятельности социально-культурного объекта - производственный контроль, контроль за качеством культурной продукции или услуг, ресурсный, финансовый, инвестиционный, управленческий, ценовой, эксплуатационный и т.д.

Любая из технологий контроля предусматривает выполнение следующих  обязательных процедур: 1) установление определенных стандартов, целей, требований, которым должны соответствовать  конечный творческий результат, культурный продукт или услуга; 2) измерение  того, что действительно достигнуто за определенный отрезок времени  и сравнение достигнутого с ожидаемым  результатом; 3) осуществление конкретных действий, если это необходимо, для  корректировки серьезных отклонений от первоначального плана или  проекта. Одним из таких действий, в частности, может стать пересмотр  конечной цели или результата с тем, чтобы сделать их более реалистичными  в данной ситуации

Технологии управления субъектами в социально-культурной сфере

Всеми перечисленными, а  также достаточно сложной технологией  управления аудиторией, обязаны владеть  ведущие. Выполняя одни и те же менеджерские функции в каждом из видов социально-культурной деятельности (в современной эстраде  и шоу-бизнесе, в руководстве студией  или клубным объединением, в управлении дискотекой и т.д.), ведущие могут  называться по-разному: лидер, педагог, тренер, режиссер, мастер, диск-жокей  и т.д.

Главными действующими лицами на клубных дискотеках и вечеринках являются диск-жокей, или диджей (с  англ. - человек, «скачущий на дисках») и ви-джей, отвечающий за организацию  визуальной среды.

Более расширенно термин «ведущий»  применительно к социально-культурной деятельности означает человека, возглавляющего на данный момент досуговую общность, группу людей или массовую аудиторию. В соответствии с современными моделями организации досуга и общения, предполагающими  тесное сотрудничество, сотворчество людей, такое понимание слова  «ведущий» уже неприемлемо. Куда точнее, по утверждению известного журналиста В. Познера, английское слово  «модератор» - посредник, способствующий общению людей.

Его работа оценивается умением  организовать и направлять общение  аудитории, спор, дискуссию. В США, например, умение общаться, дискутировать культивируется с детских лет и имеет давние традиции. Во время публичных дебатов  на разные темы и на разных уровнях  перед американскими модераторами не стоит проблема стимулировать  обсуждение, скорее возникает другая -управлять дискуссией, не дать ей «выйти из берегов». Аудитория охотно идет на контакт, и с нею проще работать.

С технологией управления аудиторией в социально-культурной сфере может справиться представитель  любой профессии, как специалист, так и непрофессионал. Но в каждом случае суть, «зерно» такой технологии состоит в организации взаимодействия, контакта, непринужденного общения  между творческой личностью, мастером, художником, носителем культурной информации и редких умений, с одной стороны, и аудиторией, публикой, коммерческими  структурами - с другой.

Особенно это относится  к уровню личных качеств и способностей отдельных предприимчивых администраторов, импресарио, работающих на рынке социально-культурных услуг. Многим из них, действительно, чуждо  понятие профессиональной этики, далеко не во всех случаях они обеспечивают, в соответствии с потребностями, благоприятные условия для талантливых  исполнителей, мастеров (певцов, музыкантов, артистов театра, цирка и кино и  т. п.). В результате технологии управления социально-культурной сферой часто  выглядят крайне примитивно, искусственно ограничиваются.

В зависимости от состава  действующих субъектов, занятых  в разработке и реализации социально-культурных проектов и программ, можно выделить несколько преобладающих, ролевых  управленческих функций, выполняемых  специалистами на том или ином этапе.

Это прежде всего предпринимательство, продюсерство, менеджмент в сфере  организации социально-культурной деятельности, образования, творчества, досуга; посредничество в двух «ипостасях»: в сфере общения людей (роль ведущего, или модератора) и в коммерческих отношениях (роль импресарио, антрепренера) реформаторство, инновационная творческая деятельность, связанная с разработкой  и реализацией оригинальных творческих идей и проектов в области культуры и досуга; лидерство в малых  и больших группах, формальных или  неформальных социально-культурных общностях, связанное с выполнением организационных, коррекционных, обучающих, воспитательных, коммуникативных и других функций.

Темы семинарских  и практических занятий

Деловая игра «Создание банка  идей по экономическому обеспечению  досугового потенциала социума».

Семинар-встреча с лидерами молодежных неформальных до-суговых  объединений.

Деловая игра «Разработка  и реализация рабочего бизнес-плана  для городского, сельского досугового центра».

Анализ региональных планов развития культурно-досуговой сферы.

Практическое занятие

Разработка и обсуждение индивидуальных вариантов социального  заказа, договора, бизнес-плана по оказанию социально-культурных услуг.

 

9. Исследовательские технологии

Специфика исследовательских  технологий

Практика социологических  исследований социально-культурной деятельности имеет дело с различными разновидностями  изыскательских работ, связанных с  маркетингом и поиском наиболее рациональных способов производства и  сбыта культурных продуктов и  услуг для потребительского рынка. Но диапазон исследовательских работ  не ограничивается только сферой рынка, он распространяется на многие другие области, в частности на поиски, сбор и систематизацию фольклорных источников и др.

Выбор технологий, используемых в процессе проведения исследовательских  работ, зависит от ряда целей и  условий, характеризующих то или  иное исследование.

Исследовательские технологии, осуществляемые в современной социально-культурной сфере, различаются по следующим  параметрам:

- по срокам и продолжительности  проведения: плановые (в соответствии  с исследовательскими планами  и программами) и внеплановые  (оперативные);

- по месту проведения: лабораторные (в заранее подготовленных  специальных условиях) и полевые  (в естественной обстановке);

- по степени научной  глубины и сложности: пионерские (диагностические, разведывательные), описательные (фотографические); аналитические  (глубокие научные исследования, отличающиеся комплексностью и  масштабностью применяемых методов  и способов);

- в зависимости от статики  или динамики объекта исследования: точечные (разовые) и повторные;

- в зависимости от базового, преобладающего метода сбора  социологической информации: опроса, наблюдения, эксперимента, контент-анализа,  социометрии или референтомет-рии.

В качестве инструментария исследовательских технологий выступает  набор специальных документов и  материалов, с помощью которых  осуществляется социологическое исследование: анкеты и опросные листы, вопросы  для тестирования, карты наблюдения, «фотография объекта», рейтинговые  таблицы и таблицы экспертных оценок и др.

Одно из главных мест в  исследовательских технологиях  принадлежит анализу. Совокупность работ, осуществляемых в рамках анализа  социально-культурной сферы, достаточно обширна. Это и сбор информации, и  её обработка, классификация и систематизация, это хранение и периодическое  возвращение к информационным материалам. В ходе анализа та или иная проблема социально-культурной деятельности максимально  конкретизируется, разбивается на отдельные  части. Выявление возможных взаимоотношений  и взаимозависимостей между этими  частями также является объектом анализа.

Виды исследовательских  технологий

Мониторинговые технологии, имеющие целью систематический  сбор информации об объекте исследования (например, рьшочном спросе на социальные услуги, ходе реализации конкретного  проекта и т.д.), позволяют своевременно обнаружить отклонения от намеченного  плана и вовремя отреагировать  на них, скорректировать ситуацию, внести изменения или дополнения или  даже отказаться от чего-либо. Идеальный  вариант, когда система мониторинга  изначально встраивается в структуру  бизнес-плана, конкретного проекта  или программы исследования.

Информация о работе Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)