Управленческий учет в принятии управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 06:49, курсовая работа

Описание работы

Управленческие решения предпринимательской деятельности основываются на плановой, нормативной, технологической, учетной и аналитической информации. Контроль и регулирование - основные функции управления - реализуются в сопоставлении плановых данных и сведений оперативного учета. Оценка результатов управленческих решений и ответственность за их исполнение производятся по данным внутренней отчетности. Планирование и координация будущего развития предприятия базируются на аналитических расчетах, произведенных с помощью специфических приемов.
В информационной системе предприятия такие функции выполняет управленческий учет. Управленческий учет имеет присущие ему отличительные признаки, методы, способы и принципы ведения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы управленческого учета…………………..4
1.1. Определение сущности управленческого учета………………….4
1.2. Предмет управленческого учета, его объекты……………….....5
1.3. Метод и способы управленческого учёта………………………..7
1.4. Принципы управленческого учета………………………………10
2. Управленческий учет в принятии управленческих решений…..12
2.1. Процесс принятия решения……………………………………......12
2.2. Информационное обеспечение планирования и управления…...17
Заключение…………………………………………………………….....20
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 261.15 Кб (Скачать файл)

Контрольный счет - это итоговый счет, где записи производят по итоговым суммам операций данного периода.

Планирование, нормирование и лимитирование - входят в систему  управления предприятием.

Планирование - непрерывный  циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка. Оно связано с решением проблем  будущего. Планирование эффективно только тогда, когда оно базируется на статистических исследованиях и анализе результатов  хозяйственной деятельности.

Нормирование - процесс научно обоснованного расчета оптимальных  норм и нормативов, направленные на обеспечение эффективного использования  всех видов ресурсов и изыскание  путей наиболее продуктивного превращения  затрат в выпуск продукции. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия, которое охватывает все сферы его деятельности.

Лимитирование - первая ступень  контроля за материальными издержками, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит- установление границ выдачи, исходя из норм. Система лимитирования должна состоять не только из расчета лимита отпуска материалов цехом, но и из учетных и контрольных операций. Поэтому в системе управленческого учета лимитированию отводят роль оперативной информации, позволяющей активно влиять на формирование материальных затрат. Анализ - в процессе анализа выявляются отклонения и причины вызвавшие изменения в результатах и эффективности производства, принимаются соответствующие управленческие решения.

Контроль - завершающий процесс  планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий  вскрывать и устранять возникающие  отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает надежную, необходимую и целесообразную информацию для осуществления контрольно-измерительной  деятельности. Существуют разные системы  и виды контроля. Они постоянно  меняются, обладают отличительными особенностями  на каждом предприятии, отражая его  специфическую сферу деятельности.

Все элементы метода действуют  не изолированно друг от друга, а в  системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение целей управления.

 

1.4. Принципы управленческого учета

Управление производственной деятельностью является сложным  и комплексным процессом. Система  учета отвечающая требованиям управления, также сложна и состоит из множества процедур. К тому же состав элементов системы управленческого учета может меняться в зависимости от целей управления.

К принципам управленческого  учета относятся: непрерывность  деятельности предприятия; использование  единых для планирования и учета (планово-учетных) единиц измерения, оценка результатов деятельности подразделений  предприятия; преемственность и  многократное использование первичной  и промежуточной информации в  целях управления; формирование показателей  внутренней отчетности, как основа коммуникационных связей между уровнями управления; применение бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью; полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета; периодичность, отражающая производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учетной политикой предприятия. Совокупность этих методов и принципов обеспечивает действенность системы управленческого учета, но не унифицирует учетный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Управленческий учет в принятии управленческих решений

2.1. Процесс  принятия решения

Так как информация, подготовленная бухгалтерами-аналитиками, должна рассматриваться  в свете ее конечного влияния на принятие решений, то необходимым условием для правильного восприятия управленческого учета является понимание процесса принятия решения.

Из представленной модели принятия решения видно, что первые пять этапов представляют собой процесс  принятия решения или планирования. Планирование, по существу, является осуществлением выбора среди альтернативных вариантов  и действий по принятию решения. Последние  два этапа отражают процесс управления, который складывается из оценки и  корректировки фактических показателей  с целью реализовать выбранные  альтернативные варианты.

Определение целей  и задач.

Прежде чем принять  правильные решения, необходимо определить цель или руководящее направление, которые помогут принимающим  решения оценить предпочтительность одного варианта действий перед другим.

Некоторые менеджеры ищут пути создания основ власти и построения империи; другими целями являются безопасность и стремление устранить неопределенность в будущем, таковые соображения  могут победить желание получить голые прибыли. Тем не менее мы придерживаемся взгляда, что в основном фирмы стремятся максимизировать величину притока будущих платежей наличными (т.е. будущие денежные поступления наличными за вычетом платежей наличными), или, выражаясь более точно, приведенную стоимость притока будущих поступлений наличными.

Поиск альтернативных курсов (вариантов) действий.

Второй этап процесса принятия решения заключатся в поиске ряда возможных курсов (вариантов) действий, направленных на достижение поставленных целей. Если внимание администрации (дирекции) компании всецело поглощено ассортиментом продукции и рынками сбыта сегодняшнего дня и она выпускает из-под контроля тенденцию к сужению рынка сбыта своей продукции и движения денежной наличности, то появляется опасность, что в будущем она не сможет генерировать достаточно денежной наличности, чтобы выдержать конкуренцию. Для максимизации будущего притока денежной наличности существенно, чтобы администрация постоянно получала информацию о возможных положительных и отрицательных для нее тенденциях в развитии экономической обстановки и немедленно принимала меры, при помощи которых можно было бы защищать организацию (предприятие) от всяких неожиданностей в будущем. В частности, компании рекомендуется прибегнуть к одному или нескольким из следующих курсов действий:

1-выпуск новых товаров  для сбыта на уже существующих  рынках;

2-выпуск новых товаров  для сбыта на новых рынках;

3-создание новых рынков  для уже выпускаемых товаров.

После альтернативных курсов действий вызывает необходимость получить информацию об ожидаемо конъюнктуре  и изменений экономической обстановки. Это самый трудный и важный этап процесса принятия решения.

Сбор данных для выбора альтернативных курсов действия.

Когда вероятные сферы  деятельности определены, администрация  должна оценить возможные темпы  роста показателей своей деятельности, способность компании удержать соответствующую  долю рынка и осуществить движение денежной наличности для каждого  альтернативного курса действий в различной экономической среде. Так как проблемы, ожидающие своего решения, существуют в изменчивой и  не всегда понятной экономической среде, необходимо рассмотреть определенные факторы, которые находятся вне  контроля принимающего решение и  могут оказывать влияние на каждый альтернативный курс действий. Эти  неуправляемые факторы называются экономической средой. Примерами таких возможных состояний экономической среды являются экономический бум, высокий уровень инфляции, спад производства, усиление конкуренции.

Стратегические решения  имеют очень большое влияние  на будущее положение фирмы, и  поэтому важно, чтобы была собрана  точная информация о возможностях фирмы  и ее экономической среде. Поэтому  стратегические решения должны быть прерогативой высшей администрации.

Кроме стратегических, или  долгосрочных решений, администрация  должна также принимать решения  которые не требуют долгосрочного  привлечения ресурсов фирмы. Такие  решения считаются краткосрочными, или оперативными, и обычно являются прерогативой менеджеров более низкого  уровня управления. Принятие краткосрочных  решений основывается на экономической  обстановке сегодняшнего дня и на оценке материальных, человеческих и  финансовых ресурсов, которыми фирма  располагает в настоящее время. А эти ресурсы в значительной степени определяются качеством  принятых фирмой долгосрочных решений.

Для выработки краткосрочных  решений также необходимо собирать соответствующие данные, например данные о продажных ценах товаров  конкурирующих фирм, ожидаемом спросе на товары по альтернативным продажным  ценам и прогнозируемых при различных  вариантах производства, затратах. Эта информация потребуется на различных  уровнях управления для принятия решений об установлении продажных  цен и объеме выпуска продукции. После того как необходимая информация собрана, администрация должна решить, какие курсы действий выбрать.

Выбор оптимального курса  действия из альтернативных вариантов.

На практике принятия решения  это сравнительная оценка конкурирующих  альтернативных курсов действий и выбор  варианта, который в наибольшей степени  отвечает целям организации (предприятия). Если таковой является максимизация будущих поступлений чистых платежей наличными, то оптимальный альтернативный курс действий должен выбираться путем сравнения прогнозов поступления денег наличными. Следовательно к каждому альтернативному варианту действий должны быть применены методы анализа прироста (инкрементного анализа) чистых денежных поступлений. Альтернативные варианты оцениваются по предполагаемым чистым денежным поступлениям и дающие наибольшую величину должны быть рассмотрены с точки зрения качественных факторов (показателей).

Осуществление принятых решений.

Выбранные альтернативные курсы  действий являются отправной точкой для составления сметы.

Смета - это финансовый план реализации различных решений, принятых администрацией (дирекцией). В сметах учитываются поступления и оттоки денежной наличности, доходы от продаж и затраты. Сметы сводятся в единый документ, в котором в концентрированной  форме выражены намерения организации (предприятия) и ожидаемые результаты. Этот документ называется обобщенной финансовой сметой, которая состоит  из сметного счета доходов и убытков, расчета движения денежной наличности и баланса. Процесс составления  сметы направлен на то, чтобы каждый член организации знал о своей  предполагаемой роли в осуществлении  решений администрации.

Сравнение фактических и  планируемых результат и принятие мер в случае их расхождения.

Последние этапы процесса, представлены на рисунке, а именно сравнение  фактических и планируемых результатов (показателей) и принятие необходимых  мер в случае их расхождения, относятся  к контролю и регулированию в  рамках фирмы. Управленческая функция  процесса контроля и регулирования - оценка результатов деятельности (показателей) предоставление сведений о них и выработка корректирующих мер, направленных на то чтобы цели были достигнуты и планы фирмы  реализованы.

Для контроля (мониторинга) за результатами деятельности бухгалтер  готовит отчеты и представляет их менеджерам, ответственным за выполнение определенных решений. Отчеты, содержащие данные сравнения фактических результатов (фактических затрат и доходов), должны готовиться систематически. Данные этих отчетов обеспечивают обратную связь  для сравнения запланированных  и фактических результатов. В  таких отчетах особое внимание должно уделяться показателям, которые  расходятся с запланированными, чтобы менеджеры сосредоточили на них свое внимание. Этот процесс- применение способа управления по отклонениям.

Эффективность контроля и  регулирования зависят от корректирующих действий, направленных на приведение фактических результатов в соответствие с запланированными показателями. В  свою очередь планы также могут  уточняться, если результаты сравнений  показывают, что какие-то запланированные  показатели не могут быть достигнуты. Корректирующие действия по приведению фактических результатов в соответствие с запланированными показателями или  действия по уточнению планов, если сравнения результатов показывают, что эти планы не могут быть выполнены, обозначены на рисунке линиями  со стрелками, соединяющими этапы 7 и 5, 7 и 2. Эти стреловидные линии формируют  контуры обратной связи. Они показывают, что процесс принятия решений - это  динамический процесс, и подчеркивают взаимосвязь между этапами 7 и 2 свидетельствует  о том, что ход выполнения планов должен постоянно анализироваться, и если окажется, что они не могут  быть реализованы, то необходимо рассмотреть  альтернативные курсы действий, которые  обеспечат достижение целей организации.

Второй контур обратной связи  показывает корректирующее действие, предпринимаемое с целью приведения фактических результатов в соответствие с запланированными показателями.

 

 

2.2. Информационное  обеспечение планирования и управления

Информация о работе Управленческий учет в принятии управленческих решений